Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 05:53, курсовая работа
Цель исследования – определить эффективность методов и приемов работы над развитием специальной выносливости у футболистов 15-17 лет.
Задачи курсовой работы:
Изучить методы и приемы развития специальной возможности;
Определить исходный уровень развития специальной выносливости у футболистов 15-17 лет;
Адаптировать методы и приемы развития специальной возможности;
Апробировать и приемы развития специальной возможности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. развитие выносливости у юных футболистов
Понятие общая и специальная выносливость……………………..5
Методы и планирование занятий по специальной выносливости
у юных футболистов……………………………………………………………10
Глава 2. влияние возраста и квалификации футболистов на развитие специальной выносливости
2.1. Тесты для контроля выносливости юных футболистов при
отборе в спортивную школу……………………………………….……………19
2.2. Динамика повышения нагрузки для развития специальной
выносливости футболистов………………………………………………..……31
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………40
Тест 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания)
Методика проведения. Исходное положение: упор лежа, голова – туловище – ноги составляют прямую линию.
Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание – до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии – «голова – туловище – ноги».
Дается одна попытка. Фиксируется количество отжиманий от пола при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе.
Формула для вычислений: О = (Р – НВП): НВП
Возрастные оценочные нормативы указаны в таблице 2.
Тест 2. Удержание тела в висе на перекладине
Методика проведения.
Тестируемый принимает
Формула для вычислений: В = (Р – НВП): НВП
Возрастные оценочные нормативы указаны в таблице 2.
Тест 3. Поднимание туловища из положения лежа на спине
Методика проведения. Исходное положение: руки за головой, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполняемых упражнений в одной попытке за 30 с.
Формула для вычислений: С = (Р – НВП): НВП
Возрастные оценочные нормативы указаны в таблице 2.
Принятые обозначения:
Р – результат в соответствующих тестах;
НВП – норматив из таблицы 2, соответствующий данному тесту, возрасту и полу.
Возраст в таблице 2: 7 лет – возраст от 6,5 до 7,5 лет;
8 лет – возраст от 7,5 до 8,5 лет и т.д.
Таблица 2. Возрастные оценочные нормативы
Возраст Тест |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
Мужчины | |||||||||||||||
Отжимание в упоре лежа (раз) |
13 |
15 |
17 |
19 |
21 |
23 |
25 |
28 |
32 |
37 |
40 |
42 |
43 |
44 |
44 |
Поднимание туловища (раз) |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
25 |
25 |
Вис на Перекладине (с) |
9 |
11 |
14 |
18 |
22 |
26 |
30 |
35 |
40 |
46 |
51 |
55 |
58 |
60 |
61 |
Женщины | |||||||||||||||
Отжимание в упоре лежа (раз) |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
14 |
15 |
15 |
16 |
16 |
16 |
15 |
15 |
Поднимание туловища (раз) |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
21 |
21 |
20 |
19 |
18 |
Вис на перекладине (с) |
6 |
9 |
12 |
15 |
19 |
23 |
27 |
31 |
35 |
39 |
41 |
42 |
41 |
39 |
35 |
При любых физических упражнениях внешним показателем выносливости человека являются величина и характер изменений различных биомеханических параметров двигательного действия (длина, частота шагов, время отталкивания, точность движений и др.) в начале, середине и в конце работы. Сравнивая их значения в разные периоды времени, определяют степень различия и дают заключение об уровне выносливости. Как правило, чем меньше изменяются эти показатели к концу упражнения, тем выше уровень выносливости.
Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости.
При прямом способе, испытуемому предлагают выполнить какое-либо задание (например, бежать с заданной интенсивностью, т.е. с той или иной скоростью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости)) и определяют предельное время работы с данной интенсивностью (до начала снижения скорости). Прямой способ измерения выносливости практически не всегда удобен. Поэтому чаще используют в практике физического воспитания для измерения выносливости косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600-800 м; средних классов – 1000-1500 м; старших классов – 2000-3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега – 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время. Содержание 6-минутного теста представлено в таблице 3.
Таблица 3. Оценка выносливости по 6-минутному бегу (по Г.П. Богданову)
Классы |
По пробегаемой дистанции, м |
По времени бега, с | ||||||
Мальчики |
Девочки |
Дистанция, м | ||||||
Удовлетворительно |
Хорошо |
Отлично |
Удовлетворительно |
Хорошо |
Отлично |
М |
Д | |
I |
830 |
930 |
1030 |
800 |
890 |
980 |
900 |
900 |
II |
1000 |
1100 |
1290 |
850 |
950 |
1050 |
1100 |
950 |
III |
1070 |
1160 |
1250 |
970 |
1070 |
1160 |
1150 |
1050 |
IV |
1070 |
1200 |
1320 |
900 |
1040 |
1170 |
1200 |
1050 |
V |
960 |
1100 |
1230 |
920 |
1020 |
1120 |
1100 |
1050 |
VI |
1090 |
1200 |
1310 |
1000 |
1110 |
1200 |
1200 |
1100 |
VII |
1170 |
1290 |
1400 |
980 |
1080 |
1180 |
1300 |
1100 |
VIII |
1150 |
1260 |
1370 |
910 |
1010 |
1120 |
1300 |
1100 |
IX |
1330 |
1430 |
1530 |
960 |
1050 |
1140 |
1400 |
1050 |
X |
1330 |
1430 |
1530 |
1120 |
1180 |
1240 |
1450 |
1150 |
Указанная в таблице 3, дистанция оценивается по времени бега следующим образом: отлично – 5 мин 20 с; хорошо – 6 мин; удовлетворительно – 6 мин 40 с [17].
Оценка физической работоспособности по результатам 12-минутного теста в беге (по К. Куперу)
Тест К. Купера позволяет определить уровень физической работоспособности (уровень развития выносливости) человека по результатам 12-минутного бега. Надёжность и информативность данного теста достаточно высоки и статистически достоверны. Содержание теста представлено в таблице 4. 12-минутный тест Купера предусматривает преодоление максимально возможного расстояния бегом за 12 мин (по ровной местности, без подъемов и спусков, как правило на стадионе). Тест прекращается, если у испытуемого возникли признаки перегрузки (резкая отдышка, головокружение, боль в области сердца и др.). По команде со старта спортсмены начинают бег. В конце каждого круга бегущим объявляют оставшиеся для бега время. По истечении 12 минут, по сигналу бег останавливается и пройденное спортсменом расстояние фиксируется [8].
Таблица 4. Оценка физической работоспособности разных возрастных групп по результатам 12-минутного теста в беге (К. Купер)
Оценка физической подготовленности |
Расстояние (км), преодолеваемое за 12мин | |||||
Возраст (лет) | ||||||
13–19 |
20–29 |
30–39 |
40–49 |
50–59 |
60 и старше | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Мужчины | ||||||
Очень плохо |
Менее 2,1 |
Менее 1,95 |
Менее 1,9 |
Менее 1,8 |
Менее 1,65 |
Менее 1,4 |
Плохо |
2,1–2,2 |
1,95–2,1 |
1,9–2,1 |
1,8–2,0 |
1,65–1,85 |
1,4–1,6 |
Удовлетворительно |
2,2–2,5 |
2,1–2,4 |
2,1–2,3 |
2,0–2,2 |
1,85–2,1 |
1,6–1,9 |
Хорошо |
2,5–2,75 |
2,4–2,6 |
2,3–2,5 |
2,2–2,45 |
2,1–2,3 |
1,9–2,1 |
Отлично |
2,75–3,0 |
2,6–2,8 |
2,5–2,7 |
2,45–2,6 |
2,3–2,5 |
2,1–2,4 |
Женщины | ||||||
Очень плохо |
Менее 1,6 |
Менее 1,55 |
Менее 1,5 |
Менее 1,4 |
Менее 1,35 |
Менее 1,25 |
Плохо |
1,6–1,9 |
1,55–1,8 |
1,5–1,7 |
1,4–1,6 |
1,35–1,5 |
1,25–1,35 |
Удовлетворительно |
1,9–2,1 |
1,8–1,9 |
1,7–1,9 |
1,6–1,8 |
1,5–1,7 |
1,4–1,55 |
Хорошо |
2,1–2,3 |
1,9–2,1 |
1,9–2,0 |
1,8–2,0 |
1,7–1,9 |
1,6–1,7 |
Отлично |
2,3–2,4 |
2,15–2,3 |
2,0–2,2 |
2,0–2,1 |
1,9–2,0 |
1,75–1,9 |
Определение физической работоспособности по величине МПК (по К. Куперу)
Служит для оценки физической работоспособности занимающихся и не занимающихся по максимальному потреблению кислорода (МПК). МПК – единый показатель, характеризующий физические возможности человека, которые лимитируются производительностью кардиореспираторной системы (дыхательная система и система кровообращения тесно связаны в единую систему, называемую кардиореспираторной), роль которой сводится к обеспечению работающих мышц кислородом и выведению углекислоты из организма. И при всём при этом максимальное потребление кислорода (МПК) – основной показатель аэробной выносливости.
Как известно, величина потребляемого мышцами кислорода эквивалентна производимой ими работе. Следовательно, потребление организмом кислорода возрастает пропорционально мощности выполняемой работы. МПК характеризует собой то предельное количество кислорода, которое может быть использовано организмом в единицу времени. Чем выше МПК, тем больше (при прочих равных условиях) абсолютная мощность максимальной аэробной нагрузки.
МПК может быть определено с помощью максимальных проб (прямой метод) и субмаксимальных проб (непрямой метод). Для определения МПК прямым методом используются чаще всего велоэргометр или тредбан и газоанализаторы. При применении прямого метода от испытуемого требуется желание выполнить работу до отказа, что не всегда достижимо. Поэтому было разработано несколько методов непрямого определения МПК, основанных на линейной зависимости МПК и ЧСС при работе определенной мощности. Эта зависимость выражается графически на соответствующих номограммах. В дальнейшем обнаруженная взаимосвязь была описана простым линейным уравнением, широко используемым с научно-прикладными целями для нетренированных лиц и спортсменов скоростно-силовых видов спорта:
МПК = 1,7PWC170 + 1240
Для определения МПК
у высококвалифицированных
МПК = 2,2PWC170 + 1070
В зависимости от величины МПК с учетом возраста, К. Купер выделяет пять категорий физического состояния (очень плохое, плохое, удовлетворительное, хорошее, отличное). Градация отвечает практическим требованиям и позволяет учитывать динамику физического состояния при обследовании здоровых лиц с незначительными функциональными нарушениями. Критерии К. Купера для различных категорий физического состояния мужчин по величине МПК приведены в таблице 5 [10].
Таблица 5
Оценка физического состояния по величине МПК (мл/мин/кг) по К. Куперу
Физическое состояние |
Возраст, лет | |||
моложе 30 |
30–39 |
40–49 |
50 и старше | |
1. Очень плохое |
менее 25 |
менее 25 |
менее 25 |
— |
2. Плохое |
25–33,7 |
25–30,1 |
25–26,4 |
менее 25 |
3. Удовлетворительное |
33,8–42,5 |
30,2–39,1 |
26,5–35,4 |
25–33,7 |
4. Хорошее |
42,6–51,5 |
39,2–48 |
35,5–45 |
33,8–43 |
5. Отличное |
51,6 и более |
48,1 и более |
45,1 и более |
43,1 и более |
PWC170
PWC170 (PWC – это первые буквы английского термина «физическая работоспособность» – Physical Working Capacity) – количество работы выполненной при частоте сердечных сокращений 170 уд/мин.
Испытуемому предлагается выполнение на велоэргометре, трендбане или в степ-тесте 2-х пятиминутных нагрузок умеренной мощности с интервалом 3 мин, после которых измеряют ЧСС. Расчет показателя PWC170 производится по следующей формуле:
PWC170 = W2 + (W2 – W1) |
170 – F1 |
F2 – F1 |
где: W1 и W2 – мощность первой и второй нагрузки;
F1 и F2 – ЧСС в конце первой и второй нагрузки.
Принцип PWC170 пригоден для определения как общей, так и специальной работоспособности спортсменов [10].
Гарвардский степ-тест
Это широко распространенная проба разработанная в США. Этот тест рассчитан на оценку физической работоспособности у здоровых молодых людей, т.к. от исследуемых лиц требуется значительное напряжение, и заключается в изучении восстановительных процессов после прекращения дозированной мышечной работы. Гарвардский тест заключается в подъёмах на ступеньку. Высота ступеньки и время предоставлено в таблице 6. Чистота подъёмов 30 подъемов в 1 мин (2 шага в 1 с), работа выполняется на 4 счёта, чистота восхождения задаётся метрономом. После окончания работы в течение 30 с второй минуты восстановления подсчитывают количество ударов пульса и вычисляют индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ) по формуле: