Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:21, реферат
В данной работе даны определения таким понятиям как «здоровье человека» и «образ жизни», рассмотрены основные принципы здорового образа жизни и факторы, влияющие на него, показаны критерии эффективности использования здорового образа жизни, приведены исторические примеры.
Введение
1. Определяющие категории
4
1.1. Здоровье человека
4
1.2. Образ жизни
6
2. Понятие «здоровый образ жизни»
9
2.1. Основные принципы здорового образа жизни и факторы, влияющие на него
9
2.2. Здоровый образ жизни как единство трех культур
12
3. Критерии эффективности использования здорового образа жизни
14
4. Исторические примеры здорового образа жизни
16
Заключение
Литература
Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости воспитания у каждого члена общества бережного отношения к здоровью как одной из главных человеческий ценностей. В достижении этой цели намечаются два основных пути. Первый – образование каждого человека, начиная с детского возраста, в дошкольных, школьных учреждениях, в колледжах, вузах и т.д. Второй – самовоспитание личности (сотвори себя сам!). Естественно, что для достижения здорового образа жизни необходимо сочетать оба пути.
Здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением человеком своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Важно при этом иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредоточить усилия лишь на преодолении опасностей возникновения различных заболеваний, борьбе с алкоголизмом, курением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями (хотя это также имеет большое оздоровительное значение). Необходимо выделять и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержатся в самых различных сторонах жизни человека.
Основу здорового образа жизни составляет выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить. Этот выбор в значительной мере зависит от конституциональных характеристик индивида. Образ жизни человека должен соответствовать его конституции.
Конституция человека – это генетический потенциал организма, продукт наследственности и среды, реализующий наследственный потенциал; именно конституция человека определяет основные законы его индивидуальной жизни. Конституция всегда индивидуальна: образов жизни столько же, сколько людей.
Здоровый образ жизни – это жизнь по законам своей конституции. Потеря здоровья представляет собой своеобразную расплату за жизнь вопреки своей конституции.
К основным принципам здорового образа жизни относятся:
Очевидно, что реализация этих принципов преломляется через призму социально-экономических мероприятий и формирование соответствующих моделей поведения человека.
Абсолютно ясно, что ведение здорового образа жизни предполагает:
Говоря о принципах здорового образа жизни, следует обратить внимание на опыт наших предков. Так, например, особый интерес представляет тибетский «Рецепт вечной молодости и здоровья»2 и его основные положения:
1. Не лечи болезнь, лечи свою жизнь, не доводи тело и дух до страдания, живи по законам природы, разума и меры.
2. Ешь много трав и мало мяса. Будь травоядным, не будь кровоядным.
3. Очищай тело от внешней и внутренней грязи. Пусть пища твоя не засоряет тебя.
4. Очищай душу от
мрачных мыслей и душевной
грязи, от зависти, зла,
5. Получай в любви радость и наслаждения. Живи по законам любви.
6. Вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой.
Исходя из указанных предпосылок, структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, психосексуальную и половую культуру, тренировку иммунитета и закаливание, отсутствие вредных привычек.
Новая формула здоровья четко и конструктивно определена академиком Н.М. Амосовым: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя»3.
2.3. Здоровый образ жизни как единство трех культур
Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций. Отдельные оздоровительные методы и процедуры не дают желательного и стабильного улучшения здоровья, потому что не затрагивают целостную психосоматическую структуру человека. Еще Сократ говорил, что «тело не более отдельно и независимо от души»4.
Культура питания. В здоровом образе жизни питание является определяющим, системообразующим, т.к. оказывает положительное влияние и на двигательную активность, и на эмоциональную устойчивость. При правильном питании пища наилучшим образом соответствует естественным технологиям усвоения пищевых веществ, выработавшимся в ходе эволюции. Натуральная растительная пища (овощи, фрукты, зерновые, бобы, орехи, семечки, мед) в полной мере соответствует этим требованиям, а животную пищу следует отнести к аварийной.
Культура движения. При движении в организме происходит взаимодействие множества различных органов, в результате которого вырабатывается энергия. Оздоровительным эффектом обладают только аэробные (на воздухе) физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, работа на садово-огородном участке и т.д.) в природных условиях. Они включают в себя солнечные и воздушные ванны, очищающие и закаливающие водные процедуры.
Культура эмоций. Она состоит из двух компонентов: культуры самообладания, то есть умение оставаться совершенно спокойным во всех, даже очень сложных жизненных ситуациях, и культуры настроения, которая заключается в комплексе навыков формирования и регулирования у себя оптимистического настроения и всяческого избегания разных форм пессимизма. Отрицательные эмоции (зависть, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой. Положительные эмоции (смех, радость, любовь, чувство благодарности) сохраняют здоровье и способствуют успеху.
В основе здорового образа жизни лежат биологические (возрастной, энергетический, укрепляющий, ритмичный, аскетичный) и социальные (эстетичный, нравственный, волевой и самоограничительный) принципы.
Реализация этих принципов сложна, противоречива и не всегда приводит к желаемому результату. Одна из основных причин этого – отсутствие прочной, сформированной с раннего детства мотивации на сохранение и укрепление своего здоровья.
При переходе к здоровому образу жизни:
Здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. В этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, совершенствования резервных возможностей организма.
3. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Путь каждого человека к здоровому образу жизни отмечается своими особенностями, как во времени, так и по траектории. Принципиального значения это обстоятельство не имеет, так как важен конечный результат. Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, подтянутости, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психоэмоциональной привлекательности, оптимистичном настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности.
В функциональном проявлении можно отметить более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности; снижение заболеваемости и болезненных ощущений; более быстрое и полноценное восстановление после физической и умственной деятельности; усиление иммунных механизмов защиты организма (по количеству простудных заболеваний в течение определенного периода); активность обменных процессов в организме; улучшение состояния сердечно-сосудистой системы в целом, в том числе увеличение ударного и минутного объема сердца; улучшение состояния дыхательной системы, в том числе максимального потребления кислорода, возрастание порога анаэробного (безкислородного) обмена; улучшение работы пищеварительной системы; повышение устойчивости костной ткани; усиление половой потенции, благополучное течение беременности и родов, нормализация соотношения «вес – рост»; хорошую осанку и легкость походки.
В образовательном аспекте здорового образа жизни важен уровень знаний о здоровье, в том числе: степень сформированности установки на здоровый образ жизни, уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья, умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.
В таблице 1 приведены критерии здорового образа жизни и их оценка.
Таблица 1
Критерий |
Оценка критерия |
Организационный |
Стратегический способ организации жизнедеятельности, це-лостное восприятие жизни |
Гигиенический |
Рациональный режим труда и отдыха, оптимальный двига-тельный режим, соблюдение правил личной гигиены |
Коммуникативно-деятельностный |
Широкая палитра различных видов деятельности, успеш-ность в учебной деятельности, способность к продуктивному общению, установлению глубоких межличностных взаимоот-ношений, регулярная оздоровительная деятельность, наличие поисковой активности, творческие способности |
Адаптационно-ролевой |
Гармоничное протекание процессов социализации и индиви-дуализации, способность быстро приспосабливаться к меняю-щейся социальной ситуации, гибкость в поведении |
Культурно-эстетический |
Широта культурных контактов, наличие эстетического идее-ала, способность противостоять проявлениям антикультуры, разумное следование моде |
Ценностно-мотивационный |
Приоритет духовных ценностей, уважение к человеческой личности, ответственное отношение к среде обитания, наличие валеологического идеала, устойчивая мотивация саморазвития и здравотворчества |
Эмоционально-волевой |
Эмоционально-психологическая устойчивость, преодоление жизненных трудностей на эмоционально-положительном фоне, внутренний «фокус контроля», спонтанность, развитая саморегуляция |
Индивидуально-личностный |
Достаточный уровень самопринятия и самоуважения, спо-собность ценить и сохранять уникальность своей личности; сензитивность к самому себе, стремление к творческой само-реализации |
Примерами здорового образа жизни является жизненный путь разных на первый взгляд знаменитых людей, таких как полководец Александр Суворов, писатель Лев Николаевич Толстой, врач Николай Михайлович Амосов.
Абсолютно здоровый образ жизни вел Иисус Христос. И физически, и духовно Он был таким, каким Господь хотел видеть все человечество, если бы человек следовал Его завету: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48) 5.
Образ жизни Александра Васильевича Суворова до сих пор является примером для нынешнего поколения. Денщик прославленного полководца А. Суворова отмечал аскетизм и величайшую силу духа, смирение этого замечательного человека: «Его простота, воздержность, терпеливость, чуждая всякой неги, сродняли его с воинами, любившими его, как отца. Он примером своим учил их переносить все трудности жизни. Любя простоту, даже до первобытной бедности человечества, Суворов иногда показывался во всем своем блеске, во всех своих звездах и орденах, но это было в торжественные Царские дни, в святой Церкви, где он преклонял седое чело до земли, и пел за дьячка духовные песни»6.
Поучительно представление о здоровье, режиме дня, физических нагрузках, нравственном воспитании графа Льва Николаевича Толстого. Великий писатель утверждал, что состояние человека нельзя разделить на физическое и нравственное, организм реагирует на внешние факторы духовно и физически, духовная подавленность, грусть и печаль вызывают болезни. Для того чтобы сберечь свою нравственную и физическую силу, необходима постоянная деятельность. Примером своей жизни Толстой утверждал культ здоровой трудовой жизни. Его отказ от вредных привычек носил принципиальный характер. Первую часть дня он посвящал физическим упражнениям и зарядке. Его зарядка больше напоминала тренировку спортсмена и продолжалась не менее часа. Зарядку сменяла прогулка, неизменная в любое время года: пешая, когда расстояние в пять-шесть километров покрывалось быстрыми толстовскими шагами или верхом на лошади. Утро продолжал полезный физический труд. Толстой был убежден, что труд – самая важная нравственная обязанность каждого человека. Полезный физический труд сменялся трудом творческим. Толстой освоил все основные виды спорта. Причем в каждом из них преуспел. Он был замечательным спортсменом: отлично плавал, блестяще ездил верхом, с молодых лет владел виртуозной джигитовкой. В круг его интересов входили велоспорт, гимнастика и, конечно, шахматы. Отправная посылка знаменитой толстовской теории «надо быть ближе к природе», вредно любое излишество, придуманное цивилизацией. Согласно этой теории в жизни писателя возникло вегетарианство как культ простой пищи; пристрастие к естественным тканям: полотну, холстине, батисту; особый ритм жизни, ее по-крестьянски трудовой настрой7.