Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 12:19, реферат
Использование физических упражнений в процессе физического воспитания направлено, прежде всего, на решение задач двух видов: а) освоение двигательных действий и б) содействие развитию физических качеств. Решение обеих групп задач в практике физического воспитания органически взаимосвязано, но, вместе с тем, отличается определёнными и очень существенными специфическими чертами. В данном разделе пособия рассматриваются те из них, которые раскрывают специфику решения задач по содействию развитию физических качеств.
Использование физических упражнений в процессе физического воспитания направлено, прежде всего, на решение задач двух видов: а) освоение двигательных действий и б) содействие развитию физических качеств. Решение обеих групп задач в практике физического воспитания органически взаимосвязано, но, вместе с тем, отличается определёнными и очень существенными специфическими чертами. В данном разделе пособия рассматриваются те из них, которые раскрывают специфику решения задач по содействию развитию физических качеств.
Прежде всего необходимо разобраться в вопросе о том, что подразумевается под понятием “физическое качество”.
Каждый человек обладает некоторыми двигательными возможностями. Эти его возможности реализуются в определённых движениях, которые отличаются друг от друга своими характеристиками. Например, бег и поднятие штанги предъявляют разные требования к организму и тем самым вызывают проявление разных физических качеств.
Обычно выделяют пять видов физических качеств: с и л а, б ы с т р о т а, в ы н о с л и в о с т ь, л о в к о с т ь и г и б к о с т ь.
“Физические качества” - это совокупность свойств организма, обеспечивающих ему возможность осуществлять активную двигательную деятельность.
Естественно, что если эти возможности целенаправленно развивать, то они повышаются. Следовательно, “развитие физических качеств” - это процесс целенаправленного воздействия физическими упражнениями на комплекс естественных свойств организма, обеспечивающих активную двигательную деятельность.
Все эти качества отражают различные стороны двигательной функции и поэтому весьма неоднородны по психо-физиологическим механизмам проявления. а также по особенностям состава тех двигательных действий, для которых они имеют ведущее значение. Поэтому и подходы к целенаправленному их развитию существенно отличаются.
Вместе с тем, для естественного хода развития двигательной функции человека характерно наличие общих закономерностей, знание и учёт которых необходимы при осуществлении целенаправленного воздействия на развитие любого из двигательных качеств. Среди них особенно важное значение имеет явление, получившее название г е т е р о х р о н н о с т ь развития. Суть его связана с тем, что в процессе биологического созревания организма наблюдаются периоды особенно интенсивных количественных и качественных изменений его органов и структур, которые получили название “сенситивных” периодов развития. Некоторые авторы называют такие периоды “критическими”.
Такая разновременность характерна и для процесса развития физических качеств, “пики” приростов показателей которых не совпадают по времени. Они также существенно различаются у мальчиков и девочек. Если в эти периоды оказывать целенаправленное воздействие, то эффект развития соответствующего качества значительно превышает тот результат, который может быть достигнут в периоды относительной стабилизации их развития.
Таким образом, гетерохронность рассматривается как ведущая закономерность индивидуального возрастного развития. Однако, определённые разными авторами возрастные промежутки, в течение которых наблюдается наиболее интенсивное естественное развитие тех или иных физических качеств, не всегда совпадает по срокам и уровню интенсивности.
Наиболее обоснованной в этом отношении представляется хронология таких периодов, разработанная профессором А. А. Гужаловским. Им установлено, что не все “критические” периоды развития можно рассматривать как наиболее благоприятные для осуществления избирательно-направленного воздействия. Подчеркивая неоднородность таких периодов, он осуществил попытку их классификации, в соответствии с которой следует выделять:
- период повышенных темпов развития - “критический”, в котором следует выделять его разновидности, характеризующиеся: а) наиболее высокими и б) умеренно высокими темпами развития физических качеств;
- период пониженных
темпов развития “
В соответствии с такой классификацией рекомендуется осуществлять разностороннее воздействие с преимущественным вниманием к тем качествам, которые на данном возрастном этапе находятся в условном “критическом” периоде развития с наиболее высокими и умеренно высокими темпами роста.
Не использование этих периодов для достижения оптимальных результатов приводит к тому, что не все возможности организма реализуются в необходимой степени, или их реализация требует значительно больше времени и сил.
При освещении методики целенаправленного воздействия на развитие физических качеств в данном пособии более пристальное внимание уделено вопросам содействия развитию силы и выносливости. Это обусловлено тем, что при неумелых попытках воздействия на развитие именно этих качеств в процессе самостоятельных занятий наиболее вероятен отрицательный эффект на организм занимающихся. Другой причиной более пристального внимания к этим качествам является то, что по мнению многих учёных и специалистов-практиков именно эти качества являются базовыми по отношению к остальным.
Более того, по мнению автора данного пособия, имеются основания говорить о существовании только одного собственно физического качества, играющего базовую роль по отношению ко всем остальным. Таким истинно физическим качеством является с и л а, а остальные - производные от неё.
Наиболее убедительным обоснованием такого мнения является тот факт, что единственным посредником между командами ЦНС и выполнением двигательного действия, являются мышцы и развиваемые ими усилия. Мышцы и их усилия - это то единственное, чем располагает нервная система для совершения всего многообразия двигательной активности, на которую способен человек. Усилия, величиной от совсем незначительных до сверхчеловеческих, от совсем простых, одиночных и однонаправленных, до сверхсложных, являются главным и непременным условием л ю б о г о двигательного действия. Без мышечных усилий невозможно проявление каких бы то ни было двигательных способностей.
Следовательно, развивая, например, быстроту, мы воздействуем на мышцы и развиваемые ими усилия, но таким образом, чтобы они сокращались и расслаблялись как можно быстрее. Развивая выносливость, мы опять-таки, воздействуем на мышцы и развиваемые ими усилия, но уже так, чтобы они работали как можно дольше и экономичнее и т. п.
От уровня развития силовых способностей в значительной мере зависят и качественные результаты выполнения двигательных действий. Без силы нет пути к овладению совершенной спортивной техникой и тактикой, к спортивному мастерству. Поэтому в решении самых разных задач физического воспитания и специализированной спортивной тренировки важнейшее место всегда должно отводиться средствам силовой подготовки.
Развитие силы
Определение понятия. Виды силовых способностей и основные задачи их развития.
С и л а - это проявление таких возможностей человека, которые позволяют преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных напряжений.
Различают несколько видов силовых способностей:
• собственно силовые, проявляемые, в основном, при относительно медленных сокращениях мышц с преодолением околопредельных и предельных сопротивлений;
• скоростно-силовые, проявляемые в действиях, требующих помимо силы стремительности движения;
• силовая выносливость, проявляется в возможности противостоять утомлению при относительно продолжительных и одновременно значительных по величине мышечных напряжениях.
В теории и практике физического воспитания используются также понятия: “ абсолютная сила” и “относительная сила”.
Абсолютная сила - это максимальная сила, которую проявляет человек в каком либо движении, оценённая безотносительно к его собственному весу.
Относительная сила - это величина проявленной силы, приходящаяся на 1 кг массы тела человека.
Если два человека разного веса показывают одинаковую абсолютную силу, то по показателям относительной силы более подготовленным является тот, чей собственный вес меньше.
Силовые возможности человека можно оценить двумя способами. Первый из них основан на использовании специальных измерительных устройств - динамометров. Применяя современные динамометры и динамометрические стенды, можно с высокой степенью точности измерять силу всех основных мышечных групп человека. Второй способ оценки силовых возможностей осуществляется с помощью специальных контрольных упражнений на силу: подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, приседания со штангой и т. л.
Мышцы могут проявлять силу в различных условиях:
• без изменения своей длины - статический режим работы;
• при уменьшении длины - преодолевающий режим работы;
• при увеличении длины - уступающий режим работы.
Максимальные величины силы, проявляемой одними и теми же мышцами в разных режимах работы различны. Наименьшие показатели, как правило, характерны для статического режима работы. Сила мышц в уступающих движениях при насильственном увеличении их длины может весьма значительно превосходить максимальную статическую силу человека.
Школьный период является самым благоприятным для развития силовых способностей. За десять лет обучения в школе абсолютные показатели силы основных мышечных групп увеличиваются на 300-500 % и более, а показатели относительной силы - на 150-200 %.
Самым благоприятным периодом развития силы у мальчиков является возраст от 14 до 17 лет, а у девочек - от 11 до 16 лет. В эти же периоды происходит увеличение общей массы тела, поэтому прирост относительной силы является не столь выраженным.
Основными задачами развития силовых способностей являются:
• общее гармоническое развитие всех мышечных групп путём использования избирательных силовых упражнений;
• разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий;
• создание условий для совершенствования двигательных способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или профессионально-прикладной физической подготовки;
• развитие способностей рационально пользоваться силой в разнообразных условиях жизнедеятельности;
• развитие мышечной системы, обеспечивающей “корсетную” функцию для всех внутренних органов и систем организма;
• создание предпосылок для осуществления разнообразной и разносторонней двигательной деятельности.
Решение этих задач достигается благодаря тому, что в процессе силовой подготовки в организме протекают следующие процессы:
• повышение эффективности функционирования нервно-мышечного аппарата;
улучшение способности к преобразованию энергетических возможностей организма;
• совершенствование иннервации мышц;
• совершенствование механизмов трофического обеспечения мышечной деятельности.
Наряду с представленными выше наиболее общими задачами силовой подготовки, в зависимости от конкретных условий, может решаться и множество других более специализированных и частных задач развития силовых способностей.
Основным средством развития силовых способностей являются упражнения с повышенным сопротивлением - силовые упражнения. В зависимости от природы сопротивления или отягощения силовые упражнения подразделяются на две основные группы:
• упражнения с внешним сопротивлением, когда в качестве такового используются: вес или сопротивление других предметов, противодействие партнёров, сопротивление внешней среды;
• упражнения с отягощением весом собственного тела.
Применяются также упражнения, в которых отягощения весом собственного тела дополняются весом внешних отягощений
Методы развития силовых способностей.
Главным вопросом методики развития силовых способностей является правильный выбор величины дополнительного сопротивления. Его расчитывают в зависимости от конкретных задач силовой тренировки. Для этого вначале определяют максимальные силовые возможности в том или ином движении, а затем в соответствии с конкретной задачей силовой подготовки определяют вес дополнительного отягощения. В наиболее общих рекомендациях величины таких отягощений выражаются в процентах к максимальным показателям силы занимающихся.
Информация о работе Понятие о физических качествах человека и их развитии