Принцип прикладности физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 01:50, реферат

Краткое описание

Физическое воспитание - очень важная деталь образования. Без него невозможно представить ни одну школьную или вузовскую программу обучения. Еще в Древней Греции, особенно в Спарте, физическому воспитанию уделялось особенное внимание. Это понятно – греки растили воинов, способных защищать свою страну. Кроме того, именно в Греции физически-сильные люди стали пользоваться популярностью и в мирное время. Это были, конечно, олимпийские игры, в которых участвовали самые сильные, быстрые и выносливые эллины. Победителям на родине слагались гимны и воздвигались статуи. В то время и возникли первые основы физического воспитания.

Содержание

Введение 3
Принципы физического воспитания 4
а) принцип всестороннего и гармоничного развития личности
б) принцип связи физического воспинания с практикой в жизни
в) принцип оздоровительной направленности физического воспитания

Применение принципов физического воспитания в вузах 7
Принцип прикладности 8
Список литературы: 11

Вложенные файлы: 1 файл

ddd.docx

— 49.46 Кб (Скачать файл)

Применение принципов физического  воспитания в вузах

Физическое воспитание в  вузе проводится на протяжении всего  периода обучения студентов и  осуществляется в многообразных  формах, которые взаимосвязаны, дополняют  друг друга и представляют собой  единый процесс физического воспитания студентов.

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях.

Они планируются в учебных  планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями  кафедр физического воспитания.

Самостоятельные занятия  способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов.

В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и  эффективность физического воспитания.

Эти занятия могут проводиться  во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях.

Физические упражнения в  режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия  направлены на широкое привлечение  студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза.

 

Принцип прикладности - связи физического воспитания с практикой жизни. Этот принцип выражает основную социальную закономерность физического воспитания, его главную служебную функцию - готовить людей к деятельности, к жизни. Во всех системах физического воспитания эта закономерность свое специфическое выражение. Некоторые ученые видят основную функцию физической культуры и спорта в том, чтобы с их помощью ликвидировать скованность современной жизни. Но есть и другая точка зрения - что физическое воспитание призвано готовить людей, способных высокопроизводительно трудиться и самоотверженно защищать свою Родину от покушений врагов.

Это придает принципу связи физического  воспитания с практикой жизни  новые содержание и значение. В  осуществлении данного принципа физического воспитания необходимо исходить из того, что везде, в конечном счете, должна учитываться подготовка к труду и обороне. Существует мнение, согласно которому прикладное значение физического воспитания заключается только в выработке двигательных навыков, непосредственно необходимых в жизни. Если навык, формируемый в результате занятий тем или иным видом физического упражнения прикладен, т.е. может быть перенесен в трудовую или боевую обстановку, то такое физическое воспитание связано с жизнью. Цель заключается в том, чтобы, придя на производство или в армию, человек в кратчайший срок мог овладеть техникой любого дела. Только сильный ловкий и физически развитый человек лучше осваивает новую работу, быстрее овладевает новой техникой. Современная практика боевой тренировки войск показывает, что чем сложнее военная техника, тем глубже и разностороннее должны быть требования к физической подготовленности людей. На видное место выдвигаются задачи специальной военно-прикладной подготовки.

Некоторые ученые ставят вопрос - что  важнее для жизни: двигательный навык  или физические качества, воспитание которых должно быть обеспечено в  процессе физического воспитания? Этот вопрос в такой постановке неправомерен. Качество и навык изолированно друг от друга не существуют. Такая постановка вопроса практически приводит к  противопоставлению образования воспитанию и наоборот. Важно и то, и другое. Человек, подготовленный к жизни - это человек, обладающий высоким уровнем развития физических качеств и большим запасом разнообразных двигательных навыков. В единстве оба этих фактора гарантируют нужную для жизни физическую подготовленность.

Физическое воспитание должно обеспечивать соответствующий уровень здоровья членов общества, развития их силы и выносливости. Принципом связи физического воспитания с практикой жизни необходимо руководствоваться всех частных задач физического воспитания, в том числе и спортивной тренировки, включая в нее

физические упражнения, имеющие  непосредственно прикладное значение. В итоге можно вывести следующие конкретизирующие положения (требования) принципа связи физического воспитания с практикой жизни:

решая конкретные задачи физической подготовки, следует при прочих равных условиях отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно трудового характера;

в любых формах физической деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение как можно более широкого фонда  разнообразных двигательных умений и навыков, а также всестороннее развитие физических способностей;

постоянно и целенаправленно связывать  культурную деятельность с формированием  активной жизненной позиции личности но основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

Термин "прикладность" достаточно давно  вошел в лексикон, принятый в теории и практике физической культуры, но все еще часто, даже в профессиональном общении, используется без строгой определенности. Уместно поэтому начать хотя бы с краткого этимологического экскурса. К сожалению, в качестве базового этот термин в основных толковых словарях отечественного языка не обнаруживается, однако тут содержатся предпосылки к его отправному истолкованию. У В.И.Даля, например, "прикладной" означает "к прикладу относящийся", а "приклад" - это то, что приложено, что прикладывают. В словаре С.И.Ожегова "прикладной /-ая, -ое/" - имеющий практическое значение, применяемый на практике (отсюда словосочетания - прикладные науки, прикладные знания, прикладное искусство и т.д.). Тут же глагольные формы "прикладывать" и "прикладываться" связуются по смыслу с такими словообразованиями, как "приложить", "дополнить", "добавить", "применить" и подобные, включая и обозначающие направленность действия чего-либо на что-либо  
 
По логике этих языковых предпосылок "при-кладностью" в самом общем смысле правомочно называть, говоря предельно кратко, свойство чего-либо быть прикладным. То есть свойство быть пригодным в качестве приложения к чему-то основному, дополнить его и (или) воздействовать на него в определенном направлении. Конечно, в таком истолковании нет еще содержательной конкретики прикладности - к ней можно подойти лишь путем предметного рассмотрения ее реальных фактологических основ. 
 
Широкое и узкое понимание прикладности физической культуры.

Прикладность физкультурной деятельности по отношению к главным сферам жизнедеятельности индивида и общества интуитивно представляется самоочевидной. Тем не менее в трактовке ее нередко возникают расхождения даже у специалистов. Этому способствует, в частности, забвение того обстоятельства, что само понятие "прикладность" обрело в сфере физической культуры неоднозначный смысл - широкий и узкий. 
 
В широком смысле под "прикладностью" физической культуры подразумевается так или иначе издавна обнаруженный факт ее пригодности и незаурядной полезности в деле подготовки индивида к жизненной практике и оптимизации его дееспособности применительно к требованиям избранной основной деятельности. Конкретнее говоря, основу такой прикладности составляет действенность факторов физической культуры (физических упражнений и других) в качестве средств интегративного увеличения функциональных возможностей организма и создания богатого индивидуального фонда жизненно важных двигательных умений и навыков. Благодаря переносу этого эффекта систематической физкультурной деятельности за ее пределы она оказывается полезной для освоения и повышения результативности ряда иных видов деятельности, в том числе трудовой. 
 
В таком, широком, смысле прикладность свойственна не одной какой-либо части или разделу физической культуры, а всей ей в целом как одно из ее общих существенных свойств. Не случайно исследователи генезиса этой отрасли культуры сходятся в том, что ее становление и развитие обусловлено кроме прочего массовидным использованием присущих ей факторов для обеспечения физической подготовленности подрастающих и взрослых поколений к трудовой и военно-служебной деятельности. Примечательно также, что в качестве одного из коренных отправных положений развитых социальных систем физического воспитания утвердился принцип прикладности. В отечественной системе физического воспитания он, как хорошо известно, детально конкретизирован в смысле связи физкультурного движения с трудовой и оборонной практикой общества и получил развернутое программно-нормативное воплощение в комплексе "ГТО" и в других установочных положениях, Прикладная ориентация здесь отнюдь не сводится к узкоспециализированной физической подготовке к одной избранной деятельности, напротив -предполагает прежде всего общую физическую подготовку, которая обеспечивает комплексное развитие качеств, определяющих индивидуальную физическую кондицию, и тем самым создает универсальные предпосылки готовности к самым разнообразным видам двигательной деятельности. Вообще говоря, в изложенном широком смысле прикладность социальной системы воспитания никак не противостоит интересам свободного развития индивида, если принцип прикладности реализуется в единстве и в субординации с принципом всемерного содействия всестороннему развитию индивидуальных способностей. Усматривать тут непреодолимую коллизию (к чему склонны любители противопоставлять личностные и общественные начала человеческого бытия) - значит не замечать реальной диалектики в этой сфере. 
 
Узкое понимание "прикладности" физической культуры возникло как отражение практики избирательно направленного использования ее определенных факторов, пригодных к тому в процессе специальной подготовки к избранной профессиональной деятельности (что получило наименование "профессионально-прикладная физическая подготовка"), а также непосредственно в сфере производства для оптимизации работоспособности и воздействия труда на его исполнителей (что названо "производственной физической культурой"). В совокупности такая практика явилась основанием для выделения особого раздела физической культуры - "профессионально-прикладной физической культуры". Таким образом, термин "прикладность" здесь подчеркивает сугубо утилитарную профилированность части физической культуры применительно к деятельности, занимающей основное место в образе жизни индивида и общества (профессии). 
 
Приоритет в научно-практической разработке проблематики профессионально-прикладной физической культуры принадлежит, как известно, отечественным специалистам, активно развернувшим исследование этой проблематики еще в 30-40-е годы текущего столетия. К настоящему времени довольно детально рассмотрен ряд закономерностей, определяющих эффект профессионально-прикладной физической подготовки и внедрения элементов физической культуры непосредственно в сферу труда. Это, в частности, с одной стороны, закономерности "переноса" на трудовую деятельность кумулятивного эффекта тренировки в упражнениях, моделирующих требования профессиональной деятельности к функциональным возможностям, умениям и навыкам, осуществляющих ее, с другой - закономерности ближайшего положительного влияния на динамику оперативной работоспособности в процессе труда так называемых вводной гимнастики, физкультурных пауз, послерабочих восстановительных упражнений и других элементов производственной физической культуры. Согласующиеся исследовательские факты такого рода получены как в системе специального профессионального образования, так и в различных сферах производительного труда и военно-служебной деятельности и мн.др.; общее число посвященных этому публикаций к настоящему времени настолько велико, что с трудом поддается обзору). 
 
В целом понятие прикладности физической культуры (и в узком, и в широком смысле) получило основательную объективизацию и наполнение в социокультурном, социально-экономическом, биосоциальном, методическом и других аспектах. Кроме прочего оно отобразило распространенную практику включения этой отрасли культуры в систему социальных факторов, прямо или косвенно обеспечивающих качественное функционирование производительных сил общества и его обороноспособность. По отношению к сфере труда такая прикладность физической культуры имеет исторически непреходящий характер, поскольку труд был, есть и будет основой человеческого существования.

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

1. Алаберт К.Э. Воздействие научно-технической революции на занятость: современные концепции. - Таллинн: АН Эстонии, 1990.

2. Белинович В.В. Вопросы организации физического воспитания учащихся профтехучилищ с учетом профессиональной подготовки. - М.: Высшая школа, 1967.

3. Введение в теорию физической культуры: Учебн. пос. для ин-тов физ. культ. /Под ред. Л.П.Матвеева. - М.: ФиС, 1983.

4. Вейднер-Дубровин Л.А., Джамгаров Г.Г. В сб.: Физическая культура и научная организация труда. - М., 1973, вып. 3, с.89-91.

5. Виленский М.Я. "Теор. и практ. физ. культ.", 1994, № 3.


Информация о работе Принцип прикладности физического воспитания