Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих финансистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 23:59, контрольная работа

Краткое описание

Целью физического воспитания в ВУЗах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.

В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;

сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

Вложенные файлы: 1 файл

Романовой Елены.docx

— 21.69 Кб (Скачать файл)

 

Романовой Елены

Ау4 1-а

«Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих финансистов»

 

 
Целью физического воспитания в ВУЗах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. 
 
В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

  •  
    воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;

  •  
    сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

  •  
    всесторонняя физическая подготовка студентов;

  •  
    профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;

  •  
    приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки;

  •  
    воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

 
Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности. 
 
Одной из главных задач высших учебных заведений является физическая подготовка студентов. 
 
В высшем учебном заведении общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными подразделениями и общественными организациями ВУЗа. 
 
Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программы возложена на кафедру физического воспитания ВУЗа. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями. 
 
Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом ВУЗа.

Место ППФП в системе физического воспитания

 
В программе дисциплины «Физическая культура» ППФП студентов является одним из основных требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (федеральный компонент). Для ее выполнения в примерной программе предусмотрены теоретические, практические (включая методико-практические и учебно-тренировочные) и контрольные разделы по ППФП. Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре включает все три раздела программы, выполняя связующую и координирующую функцию. 
 
ППФП студентов по программе рекомендовано проводить на III-IV курсах, практически после завершения базовой подготовки. В связи с этим предусматривается самостоятельное освоение студентами отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки. При этом средства практического раздела занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» в рабочих программах кафедр физического воспитания определяются в каждом вузе самостоятельно.  
 
Обязательными видами физических упражнений для включения в рабочую программу по физической культуре являются: отдельные дисциплины легкой атлетики; плавание; спортивные игры; лыжные гонки и упражнения профессионально-прикладной физической подготовки. Средства ППФП, подобранные в соответствии с задачами ППФП будущих специалистов, должны включать специально направленные физические упражнения, естественные факторы природы и гигиенические факторы. Подбор упражнений на практических занятиях должен предусматривать совершенствование ранее изученных и обучение новым двигательным действиям (умениям и навыкам), а также развитие качеств выносливости, силы, быстроты, ловкости и гибкости. При этом используются физические упражнения из различных видов спорта, упражнения профессионально-прикладной направленности.                                                                         ППФП органически связана  со всеми основными направлениями учебной дисциплины «Физическая культура», использует ее средства, формы и методы. Она непосредственно опирается на общефизическую подготовку студентов и дополняет ее. При этом соотношение между ними может варьироваться в зависимости от будущей специальности студентов. Учитывая важность занятий по ППФП, при ограниченности количества учебных часов по разделам программы на III-IV курсах (всего по 68 часов на учебный год), в примерной программе дисциплины «Физическая культура» рекомендована дополнительная тематика методико-практических занятий для самостоятельного освоения (приложение № 2), в том числе: 
 
· методика обучения передвижению по пересеченной местности (пешее; передвижение на лыжах; на велосипеде и др.); 
 
· проведение тематических бесед о значении физической тренированности для адаптации организма человека к разнообразным условиям внешней среды; 
 
· питание и контроль за массой тела при различной двигательной активности; 
 
· методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности для будущего специалиста; 
 
· использование дополнительных средств повышения общей и профессиональной работоспособности в процессе занятий физическими упражнениями; 
 
· профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.

Цели и задачи ППФП студентов

 
Рассмотрим подробнее суть понятия «прикладная физическая подготовка». Как отмечают Л.П.Матвеев и С.А.Полянский «понятие прикладность обрело в сфере физической культуры неоднозначный смысл - и широкий и узкий». В широком смысле под «прикладностью» физической культуры подразумевается факт ее пригодности и полезности в деле подготовки человека к будущей жизни и профессиональной деятельности.  
 
В отечественной системе физического воспитания такая «прикладность» была выражена связью физкультурного движения с трудовой и оборонной практикой и получила развернутое программно-нормативное воплощение в комплексе  ГТО -  «Готов к труду и обороне», который просуществовал с 1932 по 1992 г. 
 
Узкое понимание «прикладности» физической культуры возникло как отражение практики избирательного использования ее определенных   факторов,    пригодных    в    процессе   специальной  подготовки к избранной профессиональной деятельности (что  именуется профессионально-прикладной физической подготовкой), а также непосредственно в сфере производства для оптимизации работоспособности (что было названо  производственной физической культурой, или производственной гимнастикой). 
 
Многие специалисты не ограничивают ППФП достижением лишь непосредственного прикладного эффекта и предполагают в ее рамках решение задач более широкого спектра. Так, Б.И.Загорский выдвигает   «воспитание профессионально важных для данной деятельности волевых и других психических качеств; повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий труда». Р.Т.Раевский - «формирование профессионально важных свойств и качеств личности»;В.И.Ильинич - «ускорение профессионального обучения. Выполнение служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе»; В.А.Кабачков и С.А.Полиевский  «сообщение учащимся знаний, необходимых для успешного применения приобретаемых умений, навыков и качеств в будущей трудовой деятельности». 
 
Таким образом, целью ППФП является психофизическая готовность к успешной, в том числе и безопасной профессиональной деятельности. Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в формировании необходимых прикладных знаний; освоении прикладных навыков и умений; воспитании прикладных психофизических качеств и воспитании прикладных специальных качеств. Поэтому необходимо воспитать у будущих специалистов стремление и готовность к ускорению профессионального обучения; к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма; к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее время; к достижению высокопрофессионального труда в избранной профессии. 
 
Это тем более актуально, поскольку в последнее время в наиболее престижные фирмы с интересной работой принимают наиболее здоровых физически и профессионально подготовленных молодых специалистов.

Методика подбора средств ППФП студентов экономического факультета

 
Подбор средств ППФП должен производиться с учетом  специфики учебного процесса и будущей профессиональной деятельности студентов. 
 
Средства ППФП составляют: 
 
· прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта; 
 
· прикладные виды спорта; 
 
· гигиенические факторы и оздоровительные силы природы. 
 
Одно из основных преимуществ физических упражнений в качестве ППФП заключается в том, что с их помощью можно смоделировать различные ситуации трудовой деятельности. Так, использование командных и игровых видов спорта позволяет с успехом применять  их для совершенствования психологической закалки людей, создания чувства коллективизма и воспитания необходимых моральных качеств. Однако подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта чаще всего производится экспериментальным путем - по  принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и умений. 
 
В большинстве работ по определению содержания ППФП отмечается ведущая роль общей и специальной выносливости  в обеспечении высокой работоспособности в процессе труда. Подробнее о выборе физических упражнений на выносливость см. в  гл.6. 
 
Важным средством ППФП являются занятия прикладными видами спорта, т.е. такими, в которых совершенствование отдельных физических качеств, навыков и умений в процессе тренировок совпадает с профессиональными задачами избранной специальности. Так, ППФП студентов институтов гражданской авиации и некоторых морских институтов уделяется большое внимание тренировке вестибулярного аппарата будущих специалистов, с включением элементов акробатики, упражнений на батуте, вращающемся колесе. Для студентов полевых специальностей (геологов, географов, биологов) больше всего подходят занятия туризмом, альпинизмом, спортивным ориентированием. К числу необходимых компонентов ППФП инженеров различного профиля часто относят различные умственные, двигательные, волевые, педагогические и организаторские навыки и умения. Развитию этих качеств во многом способствуют занятия спортом и физическими упражнениями. Профессиональная деятельность инженера требует от него овладения не только физическими, но и психическими качествами. Ему необходимо оперативное мышление, хорошая память, сосредоточенное внимание. Важное значение имеет эмоциональная устойчивость, способность управлять своими чувствами, выдержка и самообладание. 
 
При овладении многими специализациями, учитывая  особенности той ли иной профессии, а также индивидуальные особенности каждого человека, необходим в целом и индивидуальный набор средств ППФП. Сформулируем основные возможности различных видов спорта. 
 
Занятия по гимнастике используются в основном для развития таких качеств, как координация движений, ловкость рук, статическая выносливость мышц, эмоциональная устойчивость, смелость, решительность. На занятиях по плаванию улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, системы терморегуляции, повышается общая выносливость. Спортивные игры содействуют улучшению нервной, сердечно-сосудистой и мышечной систем; зрительного и слухового анализаторов; формируют ловкость, координацию движений, быстроту реакции, оперативное мышление, переключение внимания, эмоциональную устойчивость. Занятия бегом и лыжами на свежем воздухе способствуют повышению выносливости, а также устойчивости к низким температурам. Спортивное ориентирование вырабатывает оперативное мышление, логику действий в быстро изменяющихся природных условиях, а также высокую работоспособность в различных негативных природных и климатических условиях. 
 
Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – одно из основных средств ППФП студентов, обеспечивающих продуктивную работу в различных географических и климатических условиях. С помощью различных приемов закаливания организма можно достичь повышенной устойчивости человека к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. 
 
Это средство в большей степени необходимо применять студентам полевых специальностей, основная часть работы которых проходит вне помещения. При этом необходимо отметить, что использование оздоровительных сил природы и гигиенических факторов проводится, как правило, самостоятельно и индивидуально. Невозможно обеспечить на учебных занятиях элементы закаливания, водных процедур, посещение бани, сауны. Поэтому студенты должны проявлять в этом вопросе большую самостоятельность,   заинтересованность и сознательность. Рекомендуется больше физических упражнений проводить на  открытом воздухе, в любую погоду.


Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих финансистов