Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:12, реферат

Краткое описание

Поскольку одним из ведущих компонентов трудовой деятельности является двигательный или физический, то вполне естественно, что выявление закономерностей его развития и функционирования и их практическая реализация исторически определились как прикладная функция физической культуры. Часть физической культуры, в ведении которой находится исследуемая функция, в последнее время все чаще получает название «профессионально-прикладная физическая культура».

Содержание

Введение
1. Сущность профессионально-прикладной физической подготовки….6
1.1 Цели, задачи профессионально-прикладной физической подготовки и её необходимость
1.2 Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки
1.3 Требования к физической подготовленности трудящихся в различных сферах современного профессионального труда и тенденции их изменения
1.4 Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов по избранным направлениям
2. Средства и методические основы построения профессионально-прикладной физической подготовки
2.1 Особенности состава средств профессионально-прикладной физической подготовки
2.2 Основные черты методики и формы построения занятий в профессионально-прикладной физической подготовке
2.3 Подвижные игры: организация и методические основы проведения
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 41.34 Кб (Скачать файл)

3) сохраняется проблема предупреждения  вероятных негативных влияний  определенных видов профессионального  труда и его условий на физическое  состояние трудящихся; хотя эта  проблема решается многими средствами  оптимизации содержания и условий  труда, в том числе социальными,  научно-техническими и гигиеническими, важную роль среди них призваны  играть факторы профессионально-прикладной  физической культуры, включая ППФП;

4) перспективные тенденции общесоциального и научно-технического прогресса не освобождают человека от необходимости постоянно совершенствовать свои деятельностные способности, а их развитие в силу естественных причин неотделимо от физического совершенствования индивида.

Суть основных задач, решаемых в  процессе ППФП, заключается в том, чтобы:

1) пополнить и усовершенствовать  индивидуальный фонд двигательных  умений, навыков и физкультурно-образовательных  знаний, способствующих освоению  избранной профессиональной деятельности, полезных в ней и нужных  вместе с тем в процессе  ППФП в качестве ее средств;

2) интенсифицировать развитие профессионально  важных физических и непосредственно  связанных с ними способностей, обеспечить устойчивость повышенного  на этой основе уровня дееспособности.

Так называемыми профессионально  важными способностями или качествами индивида правомерно считать те, от которых существенно зависит  не только результативность (эффективность) профессиональной деятельности, но и  возможности ее совершенствования, а также адекватность поведения  при вероятных в ней экстремальных  ситуациях, например аварийных;

3) повысить степень резистентности организма по отношению к неблагоприятным воздействиям средовых условий, в которых протекает трудовая деятельность, содействовать увеличению его адаптационных возможностей, сохранению и упрочению здоровья.

Эта задача приобретает особое значение, естественно, тогда, когда средовые условия профессиональной деятельности резко отличаются от комфортных (чреваты  перегреванием или переохлаждением  тела, вибрационными или шумовыми перегрузками. недостатком кислорода во вдыхаемом воздухе и т.д.);

4) способствовать успешному выполнению  общих задач, реализуемых в  системе профессиональной подготовки  кадров, воспитанию нравственных, духовных, волевых и других качеств, характеризующих  целеустремленных, высокоактивных  членов общества, созидающих его  материальные и духовные ценности.

Эти задачи в каждом отдельном случае нужно конкретизировать применительно  к специфике профессии и особенностям контингента занимающихся. Ясно также, что ППФП может быть достаточно эффективной лишь в органическом сочетании с другими слагаемыми социальной системы воспитания в целом, где задачи по подготовке к трудовой деятельности не сводятся к частным ближайшим задачам, характерным для отдельных этапов профессионально-прикладной подготовки, и решаются не эпизодически, а перманентно. Первостепенную роль в их реализации, о чем уже неоднократно шла речь, играет полноценная общая физическая подготовка. На базе создаваемых ею предпосылок и строится специализированная ППФП. Специализация ее необходима постольку, поскольку к тому обязывает специфика профессиональной деятельности и ее условий, но и в случае резко выраженной специфики не следует забывать о главенствующем значении принципа всемерного содействия всестороннему гармоничному развитию человека.

Проблема нормативных критериев  профессионально-прикладной физической подготовленности пока решена лишь частично и главным образом в первом приближении, что объясняется как  множественностью существующих профессий  и их динамичным обновлением, так  и недостаточно массированным развертыванием соответствующих исследований, хотя некоторые ориентировочные нормативы  уже включены в действующие официальные  программы ППФП.

1.2 Педагогические основы  профессионально-прикладной физической  подготовки

 

В настоящее время ППФП студентов  к высокопроизводительному труду  в различных сферах народного  хозяйства осуществляется в вузах  страны последующим основным направлениям:

1) овладение прикладными умениями  и навыками, являющимися элементами  отдельных видов спорта;

2) акцентированное воспитание отдельных  физических и специальных качеств,  особо необходимых для высокопроизводительного  труда в определенной профессии;

3) приобретение прикладных знаний (знаний и умений применения  средств физической культуры  и спорта в режиме труда  и отдыха с учетом меняющихся  условий труда, быта и возрастных  особенностей и др.).

Первое из направлений связано  с проблемой обучения движениям, второе — с воспитанием физических (двигательных) и специальных качеств, третье — с приобретением прикладных знаний по использованию средств  физической культуры в режиме труда  и отдыха, а также с проблемой  подготовки общественных физкультурных кадров для производства. Указанные направления имеют достаточно глубокое научно-методическое обоснование в советской теории и методике физического воспитания и изложены в специальной, литературе.

Этим определяется и структура  изложения материала в данном реферате: она основана на положениях теории и методики физического воспитания, применительно к задачам ППФП вообще и студентов высших учебных  заведений в частности.

При разработке ППФП студентов конкретной профессии общие положения ППФП, выявленные для группы схожих профессий  путем проведения социологических  исследований, должны дополняться более  углубленными психофизиологическими  исследованиями на рабочих местах с  применением методик, используемых в физиологии, психологии, гигиене  труда и спортивной тренировке. Такие  исследования должны носить перманентный характер, обеспечивающий накопление научного материала с учетом тех  постоянных изменений, которые происходят во всех отраслях народного хозяйства  под влиянием научно-технической  революции.

Следует отметить, что при определении  содержания ППФП студентов все шире используются математические методы анализа  полученных материалов.

Есть все основания полагать, что более широкое применение дисперсионного, корреляционного и  регрессионного методов для объективной  оценки существенности значения различных  компонентов в ППФП намного повысит  научность подбора средств и  методов для ее реализации в системе  физического воспитания студентов.

В идеале необходимо построение многофакторных статистических моделей ППФП специалиста  будущего с определением наиболее существенных факторов, влияющих на его профессиональную работоспособность, а также, форм связи  и степени взаимозависимости  различных параметров, включенных в  модель. Необходимость в перспективе  решения этой сложной проблемы для  каждой профессии подчеркивается временным  разрывом между периодом изучения существующих условий труда специалистов и  реализации ППФП студентов в вузе, с одной стороны, и условиями  и характером труда будущих специалистов в течение последующих 30—35 лет—с  другой. Естественно, что эта проблема тесно связана с проблемой  определения профессиограммы специалиста будущего, над которой работают философы, социологи и психологи труда, специалисты по организации производства и др. Результаты этих исследований должны быть также использованы при построении модели ППФП специалистов.

 

1.3 Требования к физической  подготовленности трудящихся в  различных сферах современного  профессионального труда и тенденции  их изменения

 

В различных сферах профессионального  труда в настоящее время насчитывается  несколько тысяч профессий, а  специальностей — десятки тысяч. Основные их отличия определяются особенностями предмета, технологии и внешних условий конкретного труда и выражаются в специфике трудовой деятельности, входящих в нее операций, действий (в том числе сенсорных и интеллектуальных по восприятию, переработке информации, принятию решений и двигательных по практическому воздействию на предмет труда), а всем этим обусловлены объективно неодинаковые требования к функциональным возможностям, физическим и другим качествам людей, профессионально занимающихся тем или иным видом труда.

Лишь сравнительно немногие из современных  профессий требуют предельной или  близкой к ней мобилизации  физических способностей в процессе самой трудовой деятельности (это  главным образом профессии, осложненные  экстремальными условиями деятельности — испытатели летной и иной транспортно-скоростной техники, профессиональные военнослужащие, оперативные работники следственных органов, водолазы и т.д.). В большинстве  же видов профессионального труда, даже физического, требования к физическим возможностям работающих нормированы далеко не на предельном уровне (по обобщенным данным М. И. Виноградова, мощность работы при выполнении большинства трудовых двигательных действий в сфере физического труда, как правило, не превышает 30 % от индивидуально максимальной). Тем не менее это по указанным уже причинам не исключает целесообразности специализированной физической подготовки в процессе профессионального образования, а во многих профессиях — и в годы основной трудовой деятельности.

Некоторое представление о требованиях, предъявляемых рядом распространенных профессий к физическим и непосредственно  связанным с ними качествам человека, двигательным способностям и навыкам, дают примеры, приведенные в табл. №1.

Примеры, дающие представление о  характере требований, предъявляемых  некоторыми из распространенных видов  профессионального труда, к физическим и непосредственно связанным  с ними качествам человека, двигательным способностям и навыкам.

 

Таблица №1

Виды (разновидности) профессионально-трудовой деятельности

Профессионально важные физические и непосредственно  связанные с ними качества (способности), от степени развития которых существенно зависит эффективность или безопасность профессиональной деятельности: двигательные навыки, сопряженные с данной деятельностью

Труд по добыче полезных ископаемых (шахтерский и аналогичный), преимуществен-но физический

Силовые и другие двигательные способности; резистентность функциональных систем организма по отношению к воздействию неблагоприятных средовых условий (высокой и низкой температур, высокой влажности воздуха и газовых примесей в нем и др.); разнообразные двигательные навыки (в частности, навыки перемещения в ограниченном пространстве, преодоления предметных препятствий, поднимания и переноски тяжестей); психическая устойчивость, базирующаяся, кроме прочего, на физической кондиции

Разновидности сельскохозяйственного  и лесохозяйственного труда, включающие в большом объеме двигательную активность

Комплексная выносливость, проявляемая  в динамических и статических  режимах продолжительного функционирования различ-ных мышечных групп; способность ориентироваться на местности и рационально распределять затраты энергии во времени; разнообразные двигательные навыки, в том числе навыки, способствующие умелому оперированию различными орудиями труда; закаленность организма по отношению к неблагоприятным метеорологическим воздейст-виям

Геологоразведочные, геодезические, метеорологические, гидрологические  и аналогичные; экспедиционные работы, выполнямые в естественных условиях

Комплексная выносливость; подготовленность к неординарным проявлениям координационных  и других двигательных способностей; способность ориентироваться на сложнопересеченной местности и в других необычных условиях, рационально распределять затраты энергии в процессе продолжительной нерегламентирован-ной стандартно двигательной деятельности; циклические локомоторные и многие другие двигательные навыки, способствующие выполнению профессиональных задач и нужные в повседневной экспедиционной жизни (навыки в ходьбе, в передвижении на лыжах, велосипеде, лодке, в конной езде, управлении мотоциклом, в преодолении предметных препятствий и т.д.); закаленность организма по отношению к резко переменному воздействию метеорологических, климато-географических и других средовых факторов

Разновидности двигательно активного строительного труда

Выносливость, проявляемая  преимущественно в динамических режимах мышечных напряжений; координационные  и другие двигательные способности; разнообразные двигательные навыки; закаленность организма по отношению  к воздействию меняющихся условий  внешней среды; в работе монтажников-высотников и строительных работах, выполняемых  в аналогичных условиях, способность  сохранять ориентировку и равновесие тела на узкой и неустойчивой опоре, в необычных положениях; устойчивость функции сенсорного контроля, самообладание, базирующееся, кроме прочего, на физической кондиции

Разновидности станочного труда  в металлообрабатывающей и других отраслях промышленности (слесарные, токарные, фрезерные, швейные и другие работы)

Неординарно развитая ручная ловкость, способность к мгновенным двигательным реакциям; общая, региональная и локальная выносливость (проявляемая  при многократном воспроизведе-нии двигательных действий, в которых участвуют преимущественно некоторые из звеньев мышечного аппарата — мышцы пояса верхних конечностей и мышцы, фиксирующие позу); устойчивость функций зрительного и тактильного контроля: навыки точно отлаженных движений руками

Разновидности конвейерного труда, включающие двигательные действия, преимуществен-но стандартные и относительно узко ограниченные по составу

Способность своевременно и  точно выполнять локальные и  региональные движения (с участием мышц преимущественно верхних конечностей) в пределах заданных кинематических и динамических параметров; устойчивость функций сенсорного контроля; навыки аналитически выделенных двигательных действий и «микродвижений» (преимуществен-но кистью), доведенные до высокой степени стереотипности; локальная, региональная и общая выносливость

Операторские работы на многопозиционных пультах дис-танционного управления энер-гетическими, механическими и другими системами

Способность тонко дифференцировать большой объем сенсорной информации; способность к экстренной двигательной реакции с выбором, сенсорная  выносливость; мышечно-статическая  выносливость (проявляющаяся преимуществен-но при длительной фиксации рабочей позы); эмоциональная устойчивость, базирующаяся, кроме прочего, на общей физической работоспособности

Разновидности труда плавсостава  водного флота, включающие в значительном объеме двигательную активность

Разносторонняя физическая подготовленность к неординарным проявлениям  силовых, скоростных и других двигательных способностей, особенно в экстремальных  ситуациях; устойчивость функций вестибулярного аппарата к укачиванию; общая резистентность организма к воздействию неблагоприятных погодных и других внешнесредовых факторов; разнообразные двигательные навыки, в частности навыки ныряния, спасательного плавания, гребли, управления парусными плавсредствами; находчивость, решительность, отважность, базирующиеся, кроме прочего, на .отличной физической кондиции


 

Уже из этих примеров видно, что многие из существующих видов профессионального  труда предъявляют как в чем-то общие, так и специфические требования и что для достижения высотой  результативности в указанных и  аналогичных видах труда нужна  специально ориентированная физическая подготовка.

Чтобы детально представить характер требований конкретного вида труда  к профессиональной, в том числе  физической подготовленности работающих, нужна серьезная исследовательская  разработка профессиограммы, которая составляется на основе изучения содержания и форм данной трудовой деятельности в психологическом, физиологическом, биомеханическом, эргономическом и других аспектах с учетом предмета, технологии и условий труда (имеющиеся профессиограммы используются также для профориентации и профотбора; тогда они сопоставляются с тестовой оценкой индивидуальных задатков, качеств, способностей).

Выявляя специфику требований, которым  должна отвечать физическая подготовленность представителей тех или иных профессий, надо исходить из того, что она объективно обусловлена совокупностью особенностей конкретной трудовой деятельности и  условий ее выполнения, в том числе:

- особенностями преобладающих  рабочих операций (тем, насколько  они просты или сложны в  двигательно координационном отношении, в какой мере они энергоемки, какова степень активности различных функциональных систем при их выполнении и т.д.);

- особенностями режима (в частности,  тем, насколько жестко он регламентирует  поведение работающих, характеризуется  ли он непрерывностью или прерывистостью  рабочих операций, каков порядок  чередования рабочих фаз и  интервалов между ними, в какой  мере процессу труда присущи  монотонность и другие факторы,  ведущие к утомлению);

- особенностями средовых условий,  оказывающих влияние на состояние  физической и общей работоспособности,  особенно когда они резко отличаются  от комфортных (высокая или низкая  внешняя температура, вибрационные  и шумовые воздействия орудий  труда, машинной техники, производственного  оборудования, загрязненность вдыхаемого  воздуха или низкое содержание  в нем кислорода и т.д.).

При дифференцированной разработке программ ППФП вся совокупность особенностей трудовой деятельности и ее условий  подлежит тщательному анализу в  аспекте обусловленных ими требований к физической подготовленности работающего. Вместе с тем при определении программ ППФП важно учитывать перспективы изменения характера труда и его условий и руководствоваться генеральным направлением совершенствования общей социальной системы воспитания, призванной в подлинно гуманном обществе обеспечивать неограниченное развитие человека.

Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов