Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 11:11, контрольная работа

Краткое описание

цель моей работы: изучить основные направления работы педагога по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.
Перед выполнением работы, я поставила для себя следующие задачи:
●познакомится с основными видами нарушений опорно-двигательного аппарата;
●выяснить, чем вызваны нарушения осанки;
●выявить основные меры профилактики нарушений опорно- двигательного аппарата.

Содержание

Введение……………………………………………………………….
Основная часть……………………………………………………….
1. Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата.
2. Нарушения осанки. Сколиоз…………………………………
2.1. Процесс формирования осанки…………………………….
2.2. Причины, приводящие к нарушениям осанки……………
2.3. Правильная осанка………………………………………….
3. Работа педагога по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей……………………………….
Заключение …………………………………………………………..
Список информационных источников……………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная МДК01.docx

— 33.03 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………….

стр.3

Основная часть……………………………………………………….

стр.4-10

  1. Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата.

стр.4

  1. Нарушения осанки. Сколиоз…………………………………

стр.5

    1. Процесс формирования осанки…………………………….

стр.5

    1. Причины, приводящие к нарушениям осанки……………

стр.5-6

    1. Правильная осанка………………………………………….

стр.6-7

  1. Работа педагога по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей……………………………….

стр.8-10

Заключение …………………………………………………………..

стр.11

Список информационных источников……………………………..

стр.12


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время проблема нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата встречается в нашем обществе всё чаще и, как правило, своими корнями она уходит в ранний дошкольный возраст. Объяснить этот факт можно, скорее всего, тем, что костная система детей дошкольного возраста богата хрящевой тканью, поэтому кости ребенка мягки, гибки, не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием неблагоприятным факторам. К таковым относят физические упражнения, не соответствующие возрастным функциональным особенностям детского организма, а также несоответствие росту ребенка размеров мебели и неправильное положение тела.

Исходя из этих причин, становится ясно, что нарушение осанки можно предупредить, если объединить усилия педагогов, медицинских работников и, конечно же, родителей.

Таким образом, цель моей работы: изучить основные направления работы педагога по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.

Перед выполнением работы, я поставила для себя следующие задачи:

●познакомится с основными видами нарушений опорно-двигательного аппарата;

●выяснить, чем вызваны нарушения осанки;

●выявить основные меры профилактики нарушений опорно- двигательного аппарата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата

Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5—7% детей. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.

Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:

● Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич; полиомиелит;

● Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:

врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника ; недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз ;

● Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета ; системные заболевания скелета.

Но наиболее распространёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата являются сколиоз и нарушения осанки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Нарушения осанки. Сколиоз.

Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. По последним данным, число детей с нарушениями осанки достигает 30 - 60 %, а сколиоз поражает в среднем 10 - 15 % детей.

2.1.Процесс формирования осанки

   В формировании  правильной осанки основную роль  играют позвоночник и мышцы, окружающие  его. ОСАНКА - это комплексное понятие  о привычном положении тела  непринужденно стоящего человека. Она определяется и регулируется  рефлексами позы и отражает  не только физическое , но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья.

   Осанка обусловлена  наследственностью, но на ее формирование  в процессе роста у детей  влияют многочисленные факторы  внешней среды.

   Процесс формирования  осанки начинается с самого  раннего возраста и происходит  на основе тех же физиологических  закономерностей высшей нервной  деятельности, которые характерны  для образования условных двигательных  связей. Это создает возможность  для активного вмешательства  в процесс формирования осанки  у детей, обеспечивая её правильное  развитие.

 

2.2.Причины, приводящие к нарушениям осанки

Причины, которые могут привести к нарушениям осанки (сколиозу), многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера.

   В основе нарушений  осанки часто лежит недостаточная  двигательная активность детей  ( гиподинамия ) или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, неправильное физическое воспитание.

   Кроме того, появление  неправильной осанки (сколиоза) связано  с недостаточной чувствительностью  рецепторов, определяющих вертикальное  положение позвоночника или ослабленностью  мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в  суставах, акселерацией современных  детей.

   Причиной сколиоза  могут быть также нерациональная  одежда, заболевания внутренних  органов, снижение зрения, слуха, недостаточная  освещенность рабочего места, несоответствующая  росту ребенка мебель и др.

   В 90-95 % случаев нарушения  осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей  астенического телосложения и  чаще всего встречаются у детей  астенического телосложения. Нарушения  осанки ухудшают внешний облик  человека, способствуют развитию  ранних дегенеративных изменений  в межпозвоночных дисках и  создают неблагоприятные условия  для функционирования органов  грудной клетки и брюшной полости. Нарушения осанки, как правило, не  сопровождаются грубыми изменениями  в позвоночнике.

   Грубые изменения  в позвоночнике развиваются при  сколиотической болезни. Они больше  выражены при 2-3-4 степенях тяжести  сколиоза.

   Развивается сколиоз  преимущественно в периоды интенсивного роста скелета, т.е. в 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста позвоночника увеличение деформации, как правило, прекращается, за исключением паралитического сколиоза, при котором деформация может прогрессировать в течение всей жизни.

 

2.3.Правильная осанка

 

Правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий ( расстояние от уха до плечевого сустава ), глубиной треугольников талии ( углубление, образуемое выемкой талии и свободно-опущенной рукой ), прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника , равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области ( в положении наклона вперед ).

   Правильно сформированный  позвоночник имеет физиологические  изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза и кифоза в грудном и крестцовых отделах. Эти изгибы наряду с эластическими свойствами межпозвоночных дисков обусловливают амортизирующие особенности позвоночника.

   Во фронтальной плоскости (при осмотре со стороны спины) в норме позвоночник должен быть прямым.

   В норме глубина  лордоза в шейном и поясничном  отделах позвоночника соответствует  толщине ладони обследуемого  пациента. Эти признаки в комплексе  создают красивый внешний облик  человека. Отклонение этих показателей  от нормы свидетельствуют о  наличии нарушения осанки или  сколиоза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Работа педагога по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей

По моему мнению, основные направления работы педагога по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей должны заключаться в следующем:

- наблюдение за детьми с целью выявления нарушений;

- тесный контакт с медицинскими  работниками и родителями детей;

- формирование комплексов  физических упражнений по профилактике  совместно с методистом по  физическому воспитанию.

В целом профилактика должна быть комплексной и включать в себя следующее:

● сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине. Спина должна опираться во всех частях, лежать прямо, не провисая, сохраняя физиологические изгибы. Это возможно при положении лежа на боку или на спине. Матрац должен быть полужестким, упругим, с учетом массы тела ребенка. Чем легче ребенок, тем мягче может быть матрац. Подушка должна быть небольшой и упругой. При положении на спине – уголки подушки помещаются над плечами с обеих сторон, при положении на боку – нижний край подушки заполняет пространство между подбородком и плечом.;

● правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп ( плоскостопие, косолапость );

● организация и строгое соблюдение правильного режима дня ( время сна , бодрствования, питания и т.д. );

● постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;

● отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения ( за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д. )

● контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.

● плавание.

Так же для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку.

   Задача этих упражнений  состоит в том, чтобы увеличить  силу и статическую выносливость  мышц спины и живота, - тогда  они смогут в течение долгого  времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.

   Силовая выносливость  мышц-разгибателей спины оценивается  временем удержания на весу  половины туловища и головы  в позе "ласточка " или "рыбка " на животе. Для детей 7-11 лет  нормальное время удержания туловища  составляет 1,5 - 2 мин, подростками 2 - 2,5 мин, взрослыми - 3 мин.

Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5 - 7 сек, затем сделать паузу для отдыха в течение 8 - 10 сек и повторить упражнение 3 -5 раз. Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц. Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, по мере их освоения упражнения необходимо усложнить за счет изменения И . п., используя различные положения рук, ног, применяя отягощения ( палки, гантели, мячи, медицинболы ), увеличения числа повторений до 10 - 12. Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими. Исходные положения для тренировки мышц спины и живота - лежа на спине, животе.

Информация о работе Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата