Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 20:39, реферат
Цель - изучить особенности мотивации к спорту, подростков занимающихся командными и индивидуальными видами спорта.
10
1.2. Психологическая структура и функции
общения в спорте
Тренеру для эффективной организации своей профес-
сиональной деятельности важно знать, как протекает про-
цесс общения в условиях тренировочной и соревнователь-
ной деятельности, каковы средства общения и содержание
обращений, направленность межличностных контактов и
критерии их продуктивности или непродуктивности. Без
этого невозможно разобраться в проблемах, которые воз-
никают при работе с командой [23].
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:
коммуникативная сторона общения состоит в обмене ин-
формацией; интерактивная – в организации взаимодейст-
вия между людьми: например, нужно согласовать действия
игроков в той или иной игровой комбинации, распределить
функции или повлиять на настроение, поведение, убежде-
ния собеседника; перцептивная сторона общения – процесс
восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой
основе взаимопонимания.
Коммуникативная сторона общения. Коммуникация – процесс об-
мена информацией. Несмотря на относительную стандартность игровых и
тренировочных ситуаций, в ходе взаимодействия субъектам спортивной дея-
тельности приходится уточнять, изменять и согласовывать свои действия. В
процессе обмена информацией важно, чтобы каждый участник коммуника-
ции правильно понимал свою роль и суть сообщаемого. Коммуникатор дол-
жен четко излагать необходимую для передачи информацию, а реципиент
должен внимательно, активно слушать, воспринимая все сказанное партне-
ром по общению, и только после усвоения всего материала он может не со-
гласиться с услышанным, сопоставить со своей точкой зрения и т.д.
В процессе коммуникации партнеры должны учитывать индивидуаль-
ные особенности друг друга, стараться подать информацию в той форме,
которая максимально заинтересует собеседника, подчеркнуть те моменты,
на которых следует заострить внимание и попытаться более подробно объ-
яснить то, что не совсем понятно.
В условиях спортивной коммуникации, особенно между соперниками,
могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры,
которые носят социальный и психологический характер. Различия между
партнерами по команде могут быть статусно-ролевые, социальные, поли-
тические, религиозные, индивидуально-типологические и т.п.
Для успешного процесса коммуникации субъект спортивной деятель-
ности должен обладать определенным рядом свойств, основными из кото-
рых являются коммуникабельность и коммуникативность. К свойствам 11
личности, необходимым для организации эффективного общения, можно
отнести способность слушать, внушать, уважать партнера по общению,
опытность, образованность и др.
К качествам личности, которые, напротив, создают помехи коммуни-
кации, относятся вспыльчивость, нетерпеливость, слишком развитая само-
уверенность и высокомерие по отношению к партнеру и др.
Перцептивная сторона общения. Перцептивная сторона обще-
ния включает в себя процесс восприятия и понимания другого, формиро-
вание его образа. Впечатление, которое возникает при восприятии того или
иного субъекта спортивной деятельности, играет важную роль в общении.
На основе восприятия человека человеком формируется представление не
только о внешнем облике, но также о намерениях, мыслях, способностях,
эмоциях, установках партнера по общению. Важность данной стороны об-
щения в спортивной деятельности сложно переоценить. В учебно-
тренировочной, а также соревновательной деятельности спортсмен не все-
гда имеет возможность вступить в коммуникацию со своим товарищем, тем
более соперником. И здесь от того, насколько развита у субъектов данная
сторона общения, во многом зависит эффективность того или иного дейст-
вия (операции) и спортивной деятельности в целом. Спортсмену необходи-
мо не только увидеть противника, но и правильно оценить его потенциаль-
ные возможности, предугадать возможное направление его действий.
В процессе спортивной деятельности между игроками одной команды
образуется замкнутая система, основанная на рефлексивных представлени-
ях друг друга. Рефлексивная система представляет собой систему зеркал,
многократно отображающих друг друга. Каждое зеркало – это аналог «пер-
сонажа», наделенного особой позицией. Весь сложнейший поток отраже-
ний зеркал друг в друге будет аналогом рефлексивного процесса. Поэтому
сервисным обеспечением успешности познания друг друга является иден-
тификация, отождествление с образом деятельности другого человека и
рефлексия отождествленного образа деятельности. Следовательно, степень
совпадения намерений игроков обусловливается наличием у них необхо-
димого для успешного взаимодействия уровня личностно-кооперативной
рефлексии (ЛКР) [4].
Интерактивная сторона общения. В результате установления
контакта и наполнения каналов передачи информации конкретным содер-
жанием образуется временная система, созданная общими усилиями всту-
пивших в контакт людей, возникает необходимость в обеспечении ее ста-
бильности. Поддержание существования уникальной системы составляет
сущность (функцию) взаимодействия: система живет, пока, во-первых, су-
ществует перенос содержаний по общим каналам взаимодействия, а во-
вторых, созданная система отношений соответствует интересам сторон. В игре
в качестве объекта переноса содержания выступает взаимопонимание в игре, а
в качестве объекта соответствия интересам сторон – взаимодействие [4].12
Действие является одним из главных компонентов общения. Интерак-
тивная сторона общения проявляется не только через обмен информацией,
но и через усилия людей по организации совместных действий, позволяю-
щих партнерам организовывать какую-либо совместную деятельность.
В процессе соревнования спортсмены, вступая в непосредственный
или опосредованный контакт друг с другом, реализуют комплекс действий,
или, точнее, взаимодействий. Любое спортивное состязание в определен-
ном смысле представляет собой реализацию интерактивной стороны об-
щения, цель которого у обоих субъектов общения одна – победа.
Успехи в целом ряде видов спорта, так называемых «командных», на-
прямую зависят от достигнутого уровня взаимодействия спортсменов,
взаимопонимания, сыгранности, взаимовыручки, взаимной ответственно-
сти. Предметом особого внимания тренеров, менеджеров и спортсменов
является создание оптимальных межличностных отношений, в которых
особую роль играют взаимная требовательность, взаимное уважение, спо-
собность преодолевать конфликты, различного рода барьеры и преграды (в
том числе и коммуникативные), умение в необходимый момент предстать
перед соперниками единым сплоченным коллективом.
В спортивных играх оптимальное взаимодействие игроков – один из
важных факторов, обусловливающий успешность реализации стратегии и
эффективность тактики игры. Операциональное взаимодействие между иг-
роками представляет собой постоянный процесс отлаживания соответст-
вия данной системы интересам команды. Регулятивная функция общения и
позволяет организовывать совместные действия, планировать и согласовы-
вать, координировать и оптимизировать групповое взаимодействие членов
команды. Регуляция поведения и деятельности является целью межлично-
стной коммуникации как компонента предметной деятельности и конеч-
ным ее результатом. Именно осуществление этой важнейшей функции по-
зволяет оценить эффект общения, его продуктивность или непродуктив-
ность между теми или иными субъектами спортивной деятельности.
Например, как установлено в исследованиях Ю.Л. Ханина, чем выше
подготовленность и мастерство спортсменов, тем чаще они используют
более сложные по организации групповые действия. Спортсмены III раз-
ряда не применяют сложных многоходовых комбинаций, требующих со-
гласованных действий, в которых бы участвовало три и более игроков.
При этом передачи и броски сопровождаются общением, доля которого
выше у менее квалифицированных спортсменов. Это лишний раз подчер-
кивает значимость общения в организации спортивной деятельности.
Аспекты общения субъектов спортивной деятельности.
В процессе общения субъектов спортивной деятельности выделяют сле-
дующие аспекты.
Содержание – это информация, которая в межындивидуальных кон-
тактах передается от одного субъекта спортивной деятельности к другому. 3
Содержанием общения могут быть сведения как о внутреннем мотиваци-
онном или эмоциональном состоянии, так и о об окружающей действи-
тельности.
Содержание общения спортсменов, тренеров, судий, болельщиков и
т.д. многопланово, но в основном касается спортивной деятельности –
учебно-тренировочного или соревновательного процессов. Передаваемая
информация может носить различный характер (деловой, инструменталь-
ный, эмоциональный и др.). Конкретным содержанием общения в спорте
могут выступать: проблема технической и тактической подготовки спорт-
сменов, качество тренировочного процесса, эффективность реализуемых
действий и т.д., т.е. содержание, непосредственно связанное с решением
задач деятельности. Информация в данных сообщениях может быть трех
видов – ориентирующая, стимулирующая, оценочно-экспрессивная (поло-
жительная и отрицательная).
Профили содержания общения субъектов спортивной деятельности
как обобщенная формализованная количественная характеристика содер-
жания межличностных контактов отражает, прежде всего, особенности
деятельности членов команды. Профиль по преобладанию (смысловой на-
грузке, содержанию) категорий позволяет судить о специфике и особенно-
стях проблемных ситуаций, порождающих необходимость в высказывани-
ях определенного содержания, ориентированности и формы.
Сходство и относительную устойчивость содержания общения можно
объяснить сходством и стереотипностью коммуникативных задач и целей об-
щения, которые тесно связаны с целями и задачами спортивно-игровой дея-
тельности. Если содержание общения спортсменов отражает мотивы и усло-
вия их взаимодействия, то у болельщиков содержание общения – это в основ-
ном обмен эмоциональными состояниями в процессе наблюдения за игрой.
Вместе с тем отметим, что содержание общения субъектов спортив-
ной деятельности может быть и не связано с решением задач профессио-
нальной деятельности (об этом мы поговорим позже, при рассмотрении
проблемы видов общения в спорте).
Цель – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.
У животных целью общения может быть побуждение другого живого су-
щества к определенным действиям, предупреждение о том, что необходи-
мо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей
общения увеличивается. В них, помимо перечисленных выше, включаются
передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание,
согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, ус-
тановление и прояснение личных и деловых взаимоотношений и т.д. Если
у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения
актуальных для них биологических потребностей, то у человека они пред-
ставляют собой средство удовлетворения социальных, культурных, позна-
При изучении, управлении и коррекции особенностей общения субъ-
ектов спортивной деятельности необходимо учитывать влияние статусно-
ролевых отношений на межличностные контакты взаимодействующих
партнеров. Оно проявляется в их коммуникативной активности: спортсме-
ны с высоким статусом инициируют больше обращений. Совместное ре-
шение задач деятельности (взаимосвязь по ролевому репертуару) также
требует более интенсивного общения. Ролевые ожидания определяет и со-
держание общения (по существу задач деятельности и выполняемым
функциям). Ролевые предписания определяют и направленность общения:
организаторы совместных действий (диспетчеры, связующие игроки) чаще
инициируют обращения и участвуют в планировании и коррекции взаимо-
действия. При этом важно отслеживать, на каком уровне осуществляется
то или иное общение между участниками спортивной деятельности.
Информация о работе Психологическая структура и функции общения в спорте