Психологическая структура и функции общения в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 20:39, реферат

Краткое описание

Цель - изучить особенности мотивации к спорту, подростков занимающихся командными и индивидуальными видами спорта.

Вложенные файлы: 1 файл

10.docx

— 22.81 Кб (Скачать файл)

10

1.2. Психологическая структура  и функции

общения в спорте

Тренеру для эффективной организации своей профес-

сиональной деятельности важно знать, как протекает про-

цесс общения в условиях тренировочной и соревнователь-

ной деятельности, каковы средства общения и содержание

обращений, направленность межличностных контактов и

критерии их продуктивности или непродуктивности. Без

этого невозможно разобраться в проблемах, которые воз-

никают при работе с командой [23].

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

коммуникативная сторона общения состоит в обмене ин-

формацией; интерактивная – в организации взаимодейст-

вия между людьми: например, нужно согласовать действия

игроков в той или иной игровой комбинации, распределить

функции или повлиять на настроение, поведение, убежде-

ния собеседника; перцептивная сторона общения – процесс

восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой

основе взаимопонимания.

Коммуникативная сторона общения. Коммуникация – процесс об-

мена информацией. Несмотря на относительную стандартность игровых и

тренировочных ситуаций, в ходе взаимодействия субъектам спортивной дея-

тельности приходится уточнять, изменять и согласовывать свои действия. В

процессе обмена информацией важно, чтобы каждый участник коммуника-

ции правильно понимал свою роль и суть сообщаемого. Коммуникатор дол-

жен четко излагать необходимую для передачи информацию, а реципиент

должен внимательно, активно слушать, воспринимая все сказанное партне-

ром по общению, и только после усвоения всего материала он может не со-

гласиться с услышанным, сопоставить со своей точкой зрения и т.д.

В процессе коммуникации партнеры должны учитывать индивидуаль-

ные особенности друг друга, стараться подать информацию в той форме,

которая максимально заинтересует собеседника, подчеркнуть те моменты,

на которых следует заострить внимание и попытаться более подробно объ-

яснить то, что не совсем понятно.

В условиях спортивной коммуникации, особенно между соперниками,

могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры,

которые носят социальный и психологический характер. Различия между

партнерами по команде могут быть статусно-ролевые, социальные, поли-

тические, религиозные, индивидуально-типологические и т.п.

Для успешного процесса коммуникации субъект спортивной деятель-

ности должен обладать определенным рядом свойств, основными из кото-

рых являются коммуникабельность и коммуникативность. К свойствам 11

личности, необходимым для организации эффективного общения, можно

отнести способность слушать, внушать, уважать партнера по общению,

опытность, образованность и др.

К качествам личности, которые, напротив, создают помехи коммуни-

кации, относятся вспыльчивость, нетерпеливость, слишком развитая само-

уверенность и высокомерие по отношению к партнеру и др.

Перцептивная сторона общения. Перцептивная сторона обще-

ния включает в себя процесс восприятия и понимания другого, формиро-

вание его образа. Впечатление, которое возникает при восприятии того или

иного субъекта спортивной деятельности, играет важную роль в общении.

На основе восприятия человека человеком формируется представление не

только о внешнем облике, но также о намерениях, мыслях, способностях,

эмоциях, установках партнера по общению. Важность данной стороны об-

щения в спортивной деятельности сложно переоценить. В учебно-

тренировочной, а также соревновательной деятельности спортсмен не все-

гда имеет возможность вступить в коммуникацию со своим товарищем, тем

более соперником. И здесь от того, насколько развита у субъектов данная

сторона общения, во многом зависит эффективность того или иного дейст-

вия (операции) и спортивной деятельности в целом. Спортсмену необходи-

мо не только увидеть противника, но и правильно оценить его потенциаль-

ные возможности, предугадать возможное направление его действий.

В процессе спортивной деятельности между игроками одной команды

образуется замкнутая система, основанная на рефлексивных представлени-

ях друг друга. Рефлексивная система представляет собой систему зеркал,

многократно отображающих друг друга. Каждое зеркало – это аналог «пер-

сонажа», наделенного особой позицией. Весь сложнейший поток отраже-

ний зеркал друг в друге будет аналогом рефлексивного процесса. Поэтому

сервисным обеспечением успешности познания друг друга является иден-

тификация, отождествление с образом деятельности другого человека и

рефлексия отождествленного образа деятельности. Следовательно, степень

совпадения намерений игроков обусловливается наличием у них необхо-

димого для успешного взаимодействия уровня личностно-кооперативной

рефлексии (ЛКР) [4].

Интерактивная сторона общения. В результате установления

контакта и наполнения каналов передачи информации конкретным содер-

жанием образуется временная система, созданная общими усилиями всту-

пивших в контакт людей, возникает необходимость в обеспечении ее ста-

бильности. Поддержание существования уникальной системы составляет

сущность (функцию) взаимодействия: система живет, пока, во-первых, су-

ществует перенос содержаний по общим каналам взаимодействия, а во-

вторых, созданная система отношений соответствует интересам сторон. В игре

в качестве объекта переноса содержания выступает взаимопонимание в игре, а

в качестве объекта соответствия интересам сторон – взаимодействие [4].12

Действие является одним из главных компонентов общения. Интерак-

тивная сторона общения проявляется не только через обмен информацией,

но и через усилия людей по организации совместных действий, позволяю-

щих партнерам организовывать какую-либо совместную деятельность.

В процессе соревнования спортсмены, вступая в непосредственный

или опосредованный контакт друг с другом, реализуют комплекс действий,

или, точнее, взаимодействий. Любое спортивное состязание в определен-

ном смысле представляет собой реализацию интерактивной стороны об-

щения, цель которого у обоих субъектов общения одна – победа.

Успехи в целом ряде видов спорта, так называемых «командных», на-

прямую зависят от достигнутого уровня взаимодействия спортсменов,

взаимопонимания, сыгранности, взаимовыручки, взаимной ответственно-

сти. Предметом особого внимания тренеров, менеджеров и спортсменов

является создание оптимальных межличностных отношений, в которых

особую роль играют взаимная требовательность, взаимное уважение, спо-

собность преодолевать конфликты, различного рода барьеры и преграды (в

том числе и коммуникативные), умение в необходимый момент предстать

перед соперниками единым сплоченным коллективом.

В спортивных играх оптимальное взаимодействие игроков – один из

важных факторов, обусловливающий успешность реализации стратегии и

эффективность тактики игры. Операциональное взаимодействие между иг-

роками представляет собой постоянный процесс отлаживания соответст-

вия данной системы интересам команды. Регулятивная функция общения и

позволяет организовывать совместные действия, планировать и согласовы-

вать, координировать и оптимизировать групповое взаимодействие членов

команды. Регуляция поведения и деятельности является целью межлично-

стной коммуникации как компонента предметной деятельности и конеч-

ным ее результатом. Именно осуществление этой важнейшей функции по-

зволяет оценить эффект общения, его продуктивность или непродуктив-

ность между теми или иными субъектами спортивной деятельности.

Например, как установлено в исследованиях Ю.Л. Ханина, чем выше

подготовленность и мастерство спортсменов, тем чаще они используют

более сложные по организации групповые действия. Спортсмены III раз-

ряда не применяют сложных многоходовых комбинаций, требующих со-

гласованных действий, в которых бы участвовало три и более игроков.

При этом передачи и броски сопровождаются общением, доля которого

выше у менее квалифицированных спортсменов. Это лишний раз подчер-

кивает значимость общения в организации спортивной деятельности.

Аспекты общения субъектов спортивной деятельности.

В процессе общения субъектов спортивной деятельности выделяют сле-

дующие аспекты.

Содержание – это информация, которая в межындивидуальных кон-

тактах передается от одного субъекта спортивной деятельности к другому. 3

Содержанием общения могут быть сведения как о внутреннем мотиваци-

онном или эмоциональном состоянии, так и о об окружающей действи-

тельности.

Содержание общения спортсменов, тренеров, судий, болельщиков и

т.д. многопланово, но в основном касается спортивной деятельности –

учебно-тренировочного или соревновательного процессов. Передаваемая

информация может носить различный характер (деловой, инструменталь-

ный, эмоциональный и др.). Конкретным содержанием общения в спорте

могут выступать: проблема технической и тактической подготовки спорт-

сменов, качество тренировочного процесса, эффективность реализуемых

действий и т.д., т.е. содержание, непосредственно связанное с решением

задач деятельности. Информация в данных сообщениях может быть трех

видов – ориентирующая, стимулирующая, оценочно-экспрессивная (поло-

жительная и отрицательная).

Профили содержания общения субъектов спортивной деятельности

как обобщенная формализованная количественная характеристика содер-

жания межличностных контактов отражает, прежде всего, особенности

деятельности членов команды. Профиль по преобладанию (смысловой на-

грузке, содержанию) категорий позволяет судить о специфике и особенно-

стях проблемных ситуаций, порождающих необходимость в высказывани-

ях определенного содержания, ориентированности и формы.

Сходство и относительную устойчивость содержания общения можно

объяснить сходством и стереотипностью коммуникативных задач и целей об-

щения, которые тесно связаны с целями и задачами спортивно-игровой дея-

тельности. Если содержание общения спортсменов отражает мотивы и усло-

вия их взаимодействия, то у болельщиков содержание общения – это в основ-

ном обмен эмоциональными состояниями в процессе наблюдения за игрой.

Вместе с тем отметим, что содержание общения субъектов спортив-

ной деятельности может быть и не связано с решением задач профессио-

нальной деятельности (об этом мы поговорим позже, при рассмотрении

проблемы видов общения в спорте).

Цель – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

У животных целью общения может быть побуждение другого живого су-

щества к определенным действиям, предупреждение о том, что необходи-

мо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей

общения увеличивается. В них, помимо перечисленных выше, включаются

передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание,

согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, ус-

тановление и прояснение личных и деловых взаимоотношений и т.д. Если

у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения

актуальных для них биологических потребностей, то у человека они пред-

ставляют собой средство удовлетворения социальных, культурных, позна-

При изучении, управлении и коррекции особенностей общения субъ-

ектов спортивной деятельности необходимо учитывать влияние статусно-

ролевых отношений на межличностные контакты взаимодействующих

партнеров. Оно проявляется в их коммуникативной активности: спортсме-

ны с высоким статусом инициируют больше обращений. Совместное ре-

шение задач деятельности (взаимосвязь по ролевому репертуару) также

требует более интенсивного общения. Ролевые ожидания определяет и со-

держание общения (по существу задач деятельности и выполняемым

функциям). Ролевые предписания определяют и направленность общения:

организаторы совместных действий (диспетчеры, связующие игроки) чаще

инициируют обращения и участвуют в планировании и коррекции взаимо-

действия. При этом важно отслеживать, на каком уровне осуществляется

то или иное общение между участниками спортивной деятельности.


Информация о работе Психологическая структура и функции общения в спорте