Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 15:56, контрольная работа
Управление - совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации. Управление является древнейшей областью человеческой деятельности. Оно существует столько, сколько люди живут и трудятся сообществами. Только благодаря скоординированным действиям люди могли развиваться и создавать огромные материальные и социальные ценности.
Благодаря Анри Файолю управление стали считать особой специфической деятельностью. В этой связи возникла особая прикладная междисциплинарная наука – «психология управления».
Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Теоретическая часть………………………………………………………............5
2. Психологический портрет руководителя………………………………………..6
3. Менеджерские характеристики эффективного руководителя………………..12
Выводы и предложения……………………………………………………………15
Список используемой литературы………………………………………………..16
Следующей в наборе личностных черт руководителя называется уверенность в себе. Что означает для подчиненного уверенный в себе руководитель? Это прежде всего то, что в трудной ситуации на такого руководителя можно положиться: он поддержит, защитит, явится той «спиной», которая прикроет. Словом, при таком руководителе легче думать о завтрашнем дне, он придаёт определённый психологический комфорт, обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению задания.
Руководителю просто необходимо иметь контакты с другими руководителями равного или более высокого ранга, ведение переговоров с ними, в том числе в контексте деловой, предпринимательской инициативы.
Родственные личностные черты руководителя – его эмоциональная уравновешенность и стессоустоичивость.
Руководитель должен контролировать свои эмоциональные проявления. Его постоянно окружают люди, и со всеми из них независимо от настроения и личного расположения у него должны быть ровные, деловые отношения. К тому же эмоциональная неуравновешенность может снижать уверенность человека в своих силах, а тем самым и его деловую активность. Но руководитель живой человек и как все люди он может предаваться унынию, раздражаться, негодовать. И поэтому крайне необходимо чередовать время труда и отдыха, иметь разносторонние интересы, отводить достаточно времени для занятий физическими упражнениями, общению с друзьями и близкими людьми, увлечения всёвозможными культурными хобби.
На мой взгляд очень важна черта личности эффективного руководителя – креативность, в буквальном переводе с английского – «творческость», способность к творческому решению задач. В этом плане вновь сталкиваемся с проблемой интеллекта руководителя, о практическом интеллекте, решении практических задач, наиболее типичных для деятельности руководителя. Особенно необходима эта черта для инновационной деятельности. Ведь именно в этой деятельности руководитель выступает как творец, архитектор. В этом плане руководитель должен видеть элементы новизны, творчества в деятельности других людей, в частности, подчиненных и поддерживать их начинания.
Следующие две личностные характеристики эффективного руководителя – стремление к достижению и предприимчивость, на мой взгляд близки друг от друга.
Обе черты необходимы руководителю в условиях рынка. В тесной связи с ними друг от друга.
Обе черты необходимы руководителю в условиях рынка. В тесной связи с ними находится склонность личности к риску. В западных изданиях риск рассматривается как культурная ценность. В стремлении к достижению отражена человеческая потребность в достижении цели. В таких ситуациях люди оказывают предпочтение брать на себя ответственность в решении проблемы. В этом случае люди не подвергают себя слишком большому риску, а ставят перед собой достаточно умеренные цели, стараясь, чтобы риск в значительной мере был заранее просчитан и предсказуем. Последнее удаётся далеко не всегда, о чем говорят сами руководители. «Известная степень риска совершенно необходима, -считает Л.Якокка.- Иногда следует пойти на риск, а потом по ходу деле исправлять допущенные ошибки.
Люди, имеющие потребность в достижении цели, хотят конкретной обратной связи, информирующей их о том, насколько успешно они справляются с заданием. Как следствие, они великолепно чувствуют себя в деловой жизни: ведь она постоянно создаёт ситуации с чёткой информацией о достижении успеха.
Для руководителей, отличающихся выраженной потребностью в достижении цели, деньги сами по себе редко означают большую ценность. Гораздо чаще они важны как показатель успеха.
Ещё две довольно родственные личностные характеристики – ответственность и надёжность в выполнении задания.
Дефицит этих деловых качеств постоянно ощущается в деловой жизни. Мы пожинаем плоды многолетней удручающей безответственности наших руководителей разных рангов и в экономике, и в экологии, и в морали. Между тем когда-то в России ответственность т надёжность были визитными карточками предпринимателей.
К показателям эффективности работы руководителя относится ещё один аспект реализации ответственности и надёжности – это качество продукции, выпускаемой под его руководством.
Несомненно, важной личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах жизни социальной организации, в том числе при принятии ответственных решений, является независимость.
Как бы хороши не были консультанты, какие бы советы ни получал руководитель от окружающих его людей, конечное решение он должен принимать сам. Чем самостоятельнее ведёт себя руководитель в управленческом процессе, тем больше проявляется его независимость, что не исключает необходимости прислушиваться к мнению коллег, если в нем содержится рациональное зерно. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, своё профессиональное и человеческое лицо и поддерживал это свойство в подчиненных. Но волюнтаризм, самодурство лежит совершенно по другую сторону практики современного эффективного менеджмента.
И последняя рассматриваемая мною черта личности эффективного руководителя – общительность.
Некоторым руководителям приходится очень много общаться со своими коллегами и подчиненными (до ¾ рабочего времени). По мнению авторитетного Л.Якокки главная причина по которой способным менеджером не удаётся карьера, кроется в том, что они плохо взаимодействуют со своими коллегами и подчиненными. «Я знаю человека, - говорит Л.Якокка, -всю жизнь проработавшего в автомобильном бизнесе. Он высокообразован, отличается высокой организованностью. Он блестящий стратег, один из самых крупных специалистов своей компании. И тем не менее его никогда не назначали на высшие посты, и только потому, что он не умел обращаться с людьми».
Фраза «у него не ладятся отношения с людьми» - не для руководителя.
Итак, я проанализировала ряд важных личностных черт, способствующих эффективности руководства. Разумеется, с готовым набором этих черт, человек не рождается. Все они представляют собой уникальный сплав как природных особенностей человека, так и социально – исторических условий его жизни.
Безусловно, формирование этих черт в немалой степени могут способствовать и специальный психологический тренинг, и самоконтроль личности. Но главное состоит в том , чтобы у руководителя было желание самосовершенствоваться, отчётливое понимание необходимости ежедневно, ежечасно «строить» свою личность.
3. Менеджерские характеристики эффективного руководителя.
Искусство менеджмента в Японии и Финляндии достигло высочайшего уровня. Эта информация отражена в монографии Г.Коно. из этой информации хочется выделить некоторые менеджерские характеристики руководителя.
Широта взглядов, глобальный подход – характеристика, указывающая на важность наличия у руководителя широкого видения проблем, выходящего за рамки задач данной конкретной фирмы. Руководители высшего звена должны видеть связь между должны видеть связь между организацией и обществом и думать о том, что можно сделать для общества. Эта особенность менеджера предполагает преодоление им узкого, технократического понимания своих задач, формирование у него чувства ответственности не только за экономические, но и социальные, экологические, нравственные последствия своей деятельности. Кроме того, глобальный подход предполагает выработку транснациональной стратегии функционирования организации на мировом рынке.
Долгосрочное предвидение противостоит склонности некоторых руководителей «зарываться в текущих проблемах» и упускать из вида перспективу развития организации в условиях меняющейся рыночной коньюктуры, технологического прогресса, и т.д.
Решительность руководителя. При всём обилии информации, руководителю нужно свести всю эту информацию воедино, составить расписание работ и действовать.
Вряд ли следует как то обосновывать и обсуждать необходимость упорной работы и непрерывность учебы менеджера.
Как результат
самосовершенствования
У руководителя должна быть готовность выслушать мнение других, а особенно – подчинённых. В этом качестве означает удовлетворение важной социальной потребности последнего – потребности в уважении.
Д.Карнеги советует: «будьте хорошими слушателями. Поощряйте других говорить о самих себе». Мнение других людей может послужить полезным источником получения информации, необходимой при понятии управленческих решении.
Беспристрастность, бескорыстие, лояльность.
Пристрастность руководителя многим из нас хорошо знакома. При смене руководителя зачастую меняется и состав коллектива вплоть до увольнения добросовестных, инициативных работников. А на ключевые посты приходят «свои люди» даже с более низкими качествами. Между тем, в беспристрастности руководителя кроется важный ресурс эффективности кадровой политики организации, её социальной выживаемости.
Как качество, лояльность воспитывается в передовых компаниях Японии, других странах и приносит свои положительные результаты. Это дух единения.
Говоря относительно способностей руководителя полностью использовать возможности сотрудников и создавать коллектив с гармоничной атмосферой в нем, уместно привести следующее высказывание А.Мориты: «Я считаю, что о качествах менеджера надо судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно он может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их в единое целое».
Каждый руководитель должен заботиться о повышении компетентности тех, кем он руководит, работать в коллективе как преподаватель, создавать положительную среду для учёбы, помогать другим в развитии их карьеры.
Способность
формировать и развивать
Выводы и предложения
На основании всего вышеизложенного и работе, предшествующей непосредственному выполнению курсовой работы (с литературой, материалами периодической печати, наблюдениями в торговом предприятии, социально-психологического наследования) считаю необходимым сделать следующие выводы:
Список используемой литературы
1. Розанова В.А. «Психология управления» Москва, 2000 года ЗАО «Бизнес-школа», «Интел- Синтез».
2. Лавриенко В.Н. «Психология и этика делового общения» Москва, 2006 года издательство «Юнити»
3. Кричевский Р.Л. «Если вы -руководитель» Москва, 2003 год издательство «Дело».
4. Вернер Зигерт, Лючия Ланг. «Руководитель без конфликтов» Москва, 2001 год издательство «Экономика».
5. Дейл Корнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» Челябинск, 2004 год.
6. Ладанов И.Д. «Практический менеджмент» Эскон, 1995 год.
7. Вудкок М, Фрэнсис Д. «Раскрепощенный менеджер» Москва, 2006 год издательство «Дело»
8. Щекин Г.В. «Основы кадрового менеджмента». «Психология управления персоналом» Киев, 2004 год.
9. Грейсон Дж. Младший, О Делл К. «Американский менеджмент на пороге XXI века» перевод с английского Москва, Экономика 2001 год.
10. Шекшня С.В. «Управление
персоналом современной
Информация о работе Психологические аспекты самоменеджмента руководителя