Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 20:19, курсовая работа
Актуальность.Психология физического воспитания и спорта - это та область психологической науки, которая изучает закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Указанные закономерности являются объектом исследования данной науки.
Введение
1. Изучение профессионально важных качеств личности тренера
1.1 Понятие о личности
1.2 Требования к личности тренера
1.3 Профессионально важные качества тренера
1.4 Психологические особенности взаимоотношений учеников и тренеров
1.5 Пути формирования профессионально важных качеств личности тренера
2. Психологические особенности личности учителя по физкультуры
2.1 Формирование у студентов профессиональных качеств учителя физической культуры
2.2 Качества, необходимые для профессиональной деятельности начинающих учителей физической культуры
2.3 Требования к личности учителя физкультуры
2.4 Профессионально важные качества учителя физкультуры
Заключение
Список использованной литературы
Выявление у себя слабостей, недостаточно развитых качеств не должно приводить тренера к пессимистическому выводу о его непригодности к профессии тренера. Ведь трудно ожидать, чтобы человек обладал сразу всеми положительными качествами. У него, как правило, уживаются как, положительные, так и отрицательные качества личности. Поэтому тренер должен научиться максимально использовать свои положительные качества и сдерживать проявление отрицательных. Ему важно также знать, чем может быть компенсировано недостаточно развитое качество (например, отсутствие требовательности к учащимся — настойчивостью и терпеливостью в работе с детьми, недостаточно быстрая сенсомоторная реакция — опытом, умением предвидеть ситуацию).
Возможности тренера многообразны. Они могут реализовываться в виде знаний, умений, качеств, усиливаться мотивами. В связи с этим и способы достижения профессионального мастерства могут быть разными. У одних тренеров ведущим фактором становится уровень теоретических знаний, у других — организаторские умения, у третьих — конструктивные умения или волевые качества. Конечно, нельзя опираться только на один какой-либо компонент, даже если он очень хорошо выражен. По возможности нужно подтягивать и остальные.
Решающую роль в формировании у студентов профессиональных качеств учителя физической культуры играет выполнение специальных заданий, отражающих требование модели и профессиограммы. Эти задания заранее разработаны кафедрой. При их разработке четко определяется, на воспитание каких профессиональных качеств у студентов должно быть направлено выполнение каждого задания. Всего разработано 6 комплексов заданий, направленных на формирование у студентов профессиональных знаний, нравственных и личных качеств учителя физической культуры, т.е. в этих комплексах приводятся комплексы специальных заданий, направленных на формирование у студентов профессиональных качеств учителя физической культуры. Кроме этого, в общий комплекс заданий входит проведение исследований по линии УИРС и НИРС, что способствует воспитанию у студентов исследовательских умений[4].
Объем умений и качеств подразделяется по группам. Соответствующим видам деятельности. Конструктивные умения, т.е. умение разрабатывать мероприятия по вовлечению учащихся в регулярные занятия физическими упражнениями, планировать физкультурные мероприятия; подбирать средства физического воспитания (комплексы гигиенической гимнастики, подвижные игры), составлять планы проведения турпоходов и т.д.
Коммуникативные умения, т.е. умение обсуждать с учениками, развивать у них самостоятельные занятия физическими упражнениями; применять средства физвоспитания для создания коллектива, для изучения индивидуальных черт личности школьника; быть наставником во всех физкультурных мероприятиях; пропагандировать физкультурные знания, оказывать консультативную помощь.
Гностические, или познавательные умения, т.е. умения анализировать состояние физической подготовленности учащихся, творчески применять средства физвоспитания для всестороннего воспитания учащихся, использовать данные науки учебно-воспитательной деятельности.
Двигательные умения, т.е. он должен обладать навыком использования средств физического воспитания для поддержания своей физподготовки, для совершенствования профессионально значимых качеств (уравновешенность, внимание и др.).
Работа выполняется в три этапа. На первом этапе необходимо было научить студента четко воспринимать движение и давать ему возможно глубокую оценку с точки зрения координации, быстроты, степени усилий, направленности движения. Достигается это следующим образом: студентам демонстрировали различной сложности физические упражнения, а они должны были правильно записать упражнение, указать из скольких элементов оно состоит, указать главную фазу движения и ошибки исполнения.
Для того, чтобы правильно оценить точность записи, демонстратор в каждой попытке умышленно допускал неточность в положении тела, рук и т.п. Преподаватель, собирая записи у студентов, оценивал их. Затем обсуждались ошибки, допущенные в записи.
На втором этапе студенту необходимо было выполнить ту же работу и из замеченных ошибок исполнения выделить типичные и индивидуальные (напряженный бег, нарушение темпа); какой темп выполнения является оптимальным для данного упражнения в конкретных условиях его применения как средства физического воспитания.
После того, как студенты научились достаточно оценивать педагогическую значимость отдельных групп физических упражнений и возможные трудности при их усвоении, мы ставим перед ними новую, более сложную задачу. Студентам нужно было подобрать такие приемы педагогического воздействия, применение которых ускорило бы овладение движением. В конечном итоги студенты должны были:
- описать двигательное действие по правилам терминологии и выделить главную фазу;
- описать ошибки исполнения;
- указать причины возникновения соответствующих ошибок;
-установить
выделив при этом типичные и индивидуальные;
- указать нужные сигналы - ориентиры, которые следует применить для устранения ошибок.
Таким образом, студенты должны были составить план педагогического воздействия методом слова, учитывая возраст занимающихся и закономерности формирования двигательных навыков, т.е. составлять модель процесса обучения[5].
Такая работа приводилась после освоения студентами техники какого-либо упражнения. Поэтому, кроме умения выполнять упражнение, они, составляя план педагогического воздействия, осваивали и методику обучения.
Студенты, сделавшие грамотные записи, готовились к выполнению учебного задания, объем информации учитывался с помощью магнитофонной записи, своевременность указаний хронометрировалась (за отчет времени брались такты, предложения, периоды музыкального произведения, под которое выполнялось упражнение).
Эффективность воздействия команд, указаний определялось визуально. Оценка по учебной практике на занятиях по спортивно-педагогическим дисциплинам складывалась из оценок за выполнение контрольных работ по записи физических упражнений и оценки, выставленной комиссией из преподавателей факультета за выполнение учебного задания.
В результате проведенного нами исследования можно сделать заключение, что составление и применение оптимально плана педагогического воздействия способствует целенаправленному формированию педагогических умений.
Студенты опытной группы при выполнении заданий на учебной практике стали примен6ять речевое инструктирование, учитывая возраст занимающихся, степень их подготовленности.
Увеличивая объем и содержание речевой информации, студенты научились давать указания для исправления ошибок, исполнения в определенной последовательности, причем сначала для устранения типичных ошибок, а затем индивидуальных. Преподаватель имел возможность объективно оценивать понимание студентами педагогической значимости физических упражнений.
Формирование профессиональных качеств у студентов в процессе учебной работы осуществляется преподавателем спортивно-педагогических дисциплин также по ПФП (профессиональная физкультурная подготовка), СПС (спортивно-педагогическое совершенствование).
Так, например, на учебной практике по дополнительным видам - легкая атлетика, кроме ОРУ и специальных упражнений, учебная практика предусматривает самостоятельное проведение подготовительной части урока в целом с составлением конспекта урока, участие студентов в анализе работы практиканта и в судействе зачетных соревнований. Студенты должны так же приобрести навыки подготовки мест занятий и ухода за инвентарем. Лыжный спорт. В учебную практику в период зимних лагерных сборов включаются следующие разделы работы: выбор и подготовка мест занятий, объяснение и показ ими отдельных ходов на лыжах, подъемов, спусков, торможений и поворотов, выявление и исправление ошибок в техники упражнений. В нее входит так же проведение студентами отдельной части урока и участие в организации и проведении зачетных соревнований с оформлением судейских документов.
Таким образом, студенты овладевают навыками и умениями, которые используют в практической работе по избранному виду спорта после окончания института. Например, умения проводить упражнения со штангой успешно применяются в процессе силовой подготовки легкоатлетов, лыжников, пловцов и спортсменов с других специализаций. Так же широко используются умения проводить упражнения из спортивных игр в тренировке занимающихся различными видами спорта.
В связи с вышеизложенным, мы считаем, что руководствуясь такой системой организации и проведения учебной практики, кафедры факультетов физической культуры смогут усовершенствовать методику преподавания своих предметов, улучшить межпредметную связь, а разработанные методики использовать при составлении новых программ по всем спортивно- педагогическим дисциплинам учебного плана физической культуры.
Самостоятельная профессиональная деятельность начинающего учителя физической культуры требует включения его в новую систему отношений, новых форм поведения в связи с выполнением новой социальной роли и повышением своего статуса в обществе (вместо учащегося, которым он был месяц назад, теперь он педагог, наставник). Начинающие учителя в зависимости от имеющихся у них психологических особенностей по-разному адаптируются к своей профессии и месту работы[6].
Быстрее протекает адаптация у тех, кто общителен, уверен в себе. Они легко устанавливают хорошие взаимоотношения с учениками и педагогическим коллективом, за каждое дело берутся с большой энергией. В первые месяцы работы, эти учителя хорошо справляются со всеми разделами учебно-воспитательной работы, так как уже в первой четверти ими намечаются и проводятся соревнования в школе , товарищеские встречи, туристические походы. Это соответствует ожиданиям и требованиям администрации, которая хочет, чтобы молодые специалисты быстро входили в ритм жизни школы. Однако у некоторых учителей адаптация может проходить не совсем гладко. Постепенно их энтузиазм и новаторский пыл угасают, на смену приходит разочарование, появляется желание поискать другое дело.
Медленно адаптирующиеся учителя первые уроки проводят с большим напряжением, не всегда уверены в себе, считают себя недостаточно подготовленными к самостоятельной педагогической деятельности. Для них очень важно не просто подготовиться к уроку, а собраться психологически на его проведение. Своими первыми успехами в работе они не обольщаются, во всех своих начинаниях проявляют осторожность, объясняя это недостаточным знанием, ученического коллектива, его возможностей, отсутствием помощников и другими причинами. Поэтому с первого месяца работы в школе эти учителя не стремятся к насыщенной, кипучей деятельности. В то же время они очень добросовестно относятся к выполнению порученного дела. При постоянной помощи администрации школы и одобрении их деятельности затруднения в установлении контактов с учащимися и с педагогическим коллективом успешно преодолеваются. Постепенно учителя все смелее принимают самостоятельные решения.
Быстрее адаптируются в школе те молодые учителя, которые за годы учебы приобрели организаторские качества и умения, а также те, которым помогают более опытные коллеги. Однако, принимая советы мастеров физического воспитания, молодые учителя должны проявлять известную осторожность и избирательность, так как не всякая манера ведения уроков подходит учителям с разным темпераментом и способностями. Нужно перенимать приемлемые для себя способы действий, первоначально примерившись к ним и установив их эффективность. Таким путем молодой учитель сформирует у себя стиль деятельности, соответствующий его способностям и склонностям. Бездумное же копирование разных педагогических систем и стилей, которыми пользуются учителя-новаторы, может принести вред. Е. Н. Литвинов отмечает следующие недостатки в работе молодых учителей физической культуры[7]:
1. Слабо ориентируются в отборе учебного материала,
2. не умеют выбрать главное,
3. затрудняются в определении объема упражнений и их направленности в зависимости от прохождения учебной программы,
4. не всегда учитывают возможности учащихся, их физическую подготовленность.
5. часто увлекаются либо процессом обучения (таких учителей две трети), либо тренировкой учащихся. (Первые не умеют правильно подобрать достаточное количество подводящих упражнений, не укладываются во времени, то есть мало успевают сделать за урок. Как правило, они больше организуют свою деятельность, чем деятельность учащихся, так как затрудняются в определении форм и выборе методов обучения. Критерием хорошо проведенного урока они считают моторную плотность, равную 50-60%.
Эти недостатки приводят к тому, что учащиеся получают на уроках такую нагрузку, которая не вызывает в их организме существенных сдвигов.
2.3.Требования к личности учителя физкультуры
Современная школа требует незаурядных способностей от учителя физкультуры. Он должен владеть всем арсеналом современных знаний, учитывать психологические, социальные, материально-технические и все другие аспекты подготовки любого спортсмена. Успехи учеников (а возможно и будущих спортсменов) во многом зависят от личности учителя физкультуры - его знаний, педагогического таланта, авторитета, воли, способности к творческому обобщению. По своей сути учитель физкультуры - это, прежде всего педагог, и к нему предъявляются все те же требования, как и к любому воспитателю.
Мастерство учителя физкультуры во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учениками, определяют быстроту и степень овладения: им различными умениями. К профессионально важным качествам учителя физкультуры относятся нравственные, коммуникабельные, волевые, интеллектуальные и психомоторные.
Информация о работе Психологические особенности личности учителя по физкультуры