Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:59, реферат
Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов, является активная учебная и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:
- противоречия между большим объемом учебной и научной информации, и, дефицитом времени на ее освоение;
между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;
между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом научных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Основные понятия………………………………………………………………4
2 Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов………………………………………………………...5
3 Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие…………………………………………………………………….7
4 Изменение состояния организма под влиянием различных режимов и условий обучения………………………………………………………………..11
5 Средства физической культуры с оздоровительно – рекреативной направленностью для регулирования умственной работоспособности студентов…………………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….20
Список источников………………………………………………………………21
Таким образом, умственная деятельность студентов формируется под влиянием различных режимов и условий обучения, которые в свою очередь влияют на изменение состояния организма. Умственная деятельность, связанная с психическими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму и при определённых неблагоприятных условиях может быть причиной серьёзных заболеваний.
5 Средства физической культуры с оздоровительно – рекреативной направленностью для регулирования умственной работоспособности студентов
Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального утомления можно рекомендовать следующее:
1) систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов;
2) ритмичную и системную организацию умственного труда;
3) постоянное поддержание эмоции и интереса;
4) совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;
5) организация рационального режима труда, питания, сна и отдыха;
6) отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;
7) физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности;
8) обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики [3].
«Малые формы» физической культуры в режиме учебного труда студентов.
К «малым формам» физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, физкультминутка, микропаузы активного отдыха.
Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами, - эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.
Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.
С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза проводится в период начинающегося утомления продолжительностью до 10 мин Она состоит из 5-7 упражнений. Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 10%.
Физкультминутка состоит из 2-3 упражнений, выполняемых в течение 1-2 минут. Выполняются по мере необходимости.
Микропаузы активного отдыха являются самой короткой формой отдыха продолжительностью 20-30 секунд. Включают: движения головой, глазами, дыхательные упражнения, ходьба и,т,п. Они применяются многократно.
Использование «малых форм» физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности студентов [2].
Основы методики самомассажа.
Самомассаж - вид массажа, оздоровительный метод, выполняемый самостоятельно, на своем теле. Одно из средств ухода за телом при комплексном лечении некоторых травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата; также он используется перед стартом, после соревнований (для снятия утомления), в саунах и т.п. Он проводится самим человеком, а также различными массажерами, щетками, вибрационными аппаратами и др.
Его проведение наиболее эффективно после утренней зарядки, для подготовки к работе, предупреждения старения кожи, тела, улучшения настроения и профилактики заболеваний. Длительность гигиенического самомассажа, проводимого утром и вечером - 10-25 мин.
Самомассаж рекомендуется
проводить во время учебы и
в производственных условиях для
снижения напряжения, снятия утомления
и, в целом, для повышения
Можно применять самомассаж в ванне или под душем, при температуре 36 - 38 °С, что помогает быстрее восстанавливать силы после утомительной работы, спортивных соревнований, способствует усилению обменных процессов, нормализации сна, настроения. Самомассаж следует проводить и в бане.
Самомассаж проводится в зависимости от поставленных задач от 3 до 25 мин; самомассаж не должен вызывать неприятных и болезненных ощущений, вызывать на теле кровоподтеки, нарушать кожный покров; при нарушениях опорно-двигательного аппарата самомассаж следует начинать с вышележащих отделов; для проведения самомассажа надо выбирать позу, способствующую расслаблению всех мышц массируемой области; при повреждениях кожи (ссадины, царапины, высыпания, порезы) необходимо их обработать перед процедурой. При самомассаже следует обходить поврежденные участки; нельзя проводить самомассаж при лихорадочных состояниях, воспалительных процессах, кровотечениях, на участках тела где имеются гнойники (экзема, лишаи, фурункулы, грибковые заболевания, тромбофлебит, варикозное расширение вен); при самомассаже можно применять средства, способствующие лучшему скольжению или обезболиванию, оказывающие рассасывающее действие.
Для выполнения самомассажа при умственном утомлении надо сесть, опираясь головой на валик или подушку. Область массажа: лоб, волосистая часть головы, воротниковая область, грудь, спина.
Самомассаж лобной части - поглаживания плоскостные в направлении снизу вверх от надбровных дуг к линии начала роста волос, от середины лба к височным областям; растирание я-прямолинейное, круговое, спиралевидное; штрихование, все приемы проводить «переступанием» во всех направлениях; разминание -надавливание прерывистое, щипцеобразное, пощипывание первым-еторым пальцем по всей поверхности лобной области, вибрация -пуцитирование, «пальцевой душ», приемы точечного, локального и линейного массажа. Все приемы чередовать с поглаживанием, проводя по 4-5 пассов.
Волосистая часть головы. Кровоснабжение этой части головы осуществляется артериями, входящую в систему внутренней и наружной сонных артерий. Лимфатические сосуды проходят от темени вниз, назад и в . стороны к лимфатическим узлам, расположенных около ушных раковин и на затылке. Самомассаж волосистой части головы проводится поверх волос или с обнажением кожи. Поза - сидя или лежа. Осуществляется поглаживание ото лба к затылку, от темени к ушным раковинам, от макушки вниз радиально во все стороны по направлению роста волос и выходных протокоь желёз: плоскостное, обхватывающее, граблеобразное, глажение; растирание - прямолинейное, круговое, спиралевидное; штрихование - прерывистое, надавливание, сдвигание, растяжение, пощипывание; вибрация - пунктирование («пальцевой душ») лабильная, непрерывистая, точечная, локальная, линейная.
Показания: кроме снятия умственного утомления, заболевания органов кровообращения, последствия травм, заболевания кожи, простудные заболевания, косметические нарушения, выпадения волос.
Средства мышечной релаксации
Общеизвестно, что напряжение умственное и физическое, а тем более перенапряжение (переутомление) нарушают умственную деятельность, затрудняют кровообращение. В результате возникают различные недомогания и даже заболевания.
Вместе с тем, все процессы, происходящие в природе, основаны на единстве противоположностей: после напряжения необходимо расслабление. В процессе любой деятельности после напряжения мышц должны отдохнуть, расслабится - в противном случае нарушается нормальный ход физиологических процессов, что может привести к самым серьезным последствиям.
Поэтому не стоит спорить с природой - последнее слово всегда за ней. Если вы хотите обладать хорошим здоровьем, необходимой работоспособностью и прожить долгую жизнь, учитесь релаксации. Овладев методами релаксации, вы сможете добиться желаемого результата в любом начинании, уметь сосредотачивать свои мысли и усилия на решение поставленной задачи.
Релаксация - метод физического воздействия на мышечный тонус для снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Релаксация может быть непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою. Расслабления мышц.
Достижение релаксационного состояния. Это состояния достигается: специальными физическими упражнениями (релаксационная гимнастика), внушением, самовнушением, химиотерапевтическими средствами, но всегда сопровождается улучшением общего состояния и снижением эмоциональной возбудимости.
Для снятия повышенного нервно - психологического и физического напряжения, выравнивания эмоционального состояния, улучшения самочувствия и настроения используются специальные упражнения, так называемая релаксационная гимнастика, гимнастика расслабления. Релаксационная гимнастика применяется как в спорте, так и в учебной и производной деятельности - для уменьшения усталости и профилактики некоторых болезней для лечебных целей и т. д.
Начиная заниматься релаксационными упражнениями, следует освободиться от стесняющей одежды, снять часы, очки, контактные линзы. Помещения для занятий должно быть проветрено, без яркого освещения и шума.
Для занятий выбирается любое удобное время. В основном используются позы аутогенной тренировки - лежа, сидя, стоя. Занятия по релаксации заключаются в напряжении в течение 5 - 7 с. каждой группы мышц и их последующего расслабления на протяжении 15-20 с, пауза между упражнениями 30 -60 с. При этом любое упражнение повторяется 2-3 раза в зависимости от самочувствия (упражнения не должны вызывать болевых и неприятных ощущений). Следует запомнить правило - в момент расслабления ни о чем не думать. Дыхание через нос, спокойное, без напряжения, вдох - во время напряжения, далее пауза - задержка дыхания, равная половине длительности вдоха, и выдоха (на расслаблении).
Перед выполнением упражнений необходимо установить равное и спокойное дыхание, закрыть глаза. Для установления дыхания рекомендуется следующее упражнение. Дыхательное упражнение, успокаивающие упражнения. Стоя (сидя) сделать полный вдох. Задержав дыхания, вообразить круг и медленно выдохнуть в него. Так проделать 4 раза. После вдоха вообразить треугольник к выдохнуть в него. Эту процедуру повторить 3 раза. Затем, подобным образом, выдохнуть 2 раза в две параллельные линии. Всего нужно проделать 9 процедур, после чего наступит успокоение. Между упражнениями выполнять паузу в течение 30 - 60 с, во время которой также необходим отдых и спокойное дыхание.
Полезно мысленно анализировать состояние всех мышечных групп, представляя каждую в отдельности, вспоминая ощущения, возникающие при выполнении вышеперечисленных упражнений. Рекомендуется начинать со лба и заканчивать кончиками пальцев ног. В конце оставаться в расслабленном состоянии 2-3 мин.
Упражнения, выполняемые лежа на спине:
Упражнения выполняемые сидя:
5. Вытянуть ноги перед собой, напрячь их (икры ног не напрягать),
Информация о работе Психофизиологическая характеристика деятельности и учебного труда студентов