Психофизиологическая характеристика деятельности и учебного труда студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:59, реферат

Краткое описание

Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов, является активная учебная и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:
- противоречия между большим объемом учебной и научной информации, и, дефицитом времени на ее освоение;
между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;
между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом научных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Основные понятия………………………………………………………………4
2 Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов………………………………………………………...5
3 Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие…………………………………………………………………….7
4 Изменение состояния организма под влиянием различных режимов и условий обучения………………………………………………………………..11
5 Средства физической культуры с оздоровительно – рекреативной направленностью для регулирования умственной работоспособности студентов…………………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….20
Список источников………………………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

1 Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, умственная деятельность студентов формируется под влиянием различных режимов и условий обучения, которые в свою очередь влияют на изменение состояния организма. Умственная деятельность, связанная с психическими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму и при определённых неблагоприятных условиях может быть причиной серьёзных заболеваний.

 

 

 

5 Средства физической культуры с оздоровительно – рекреативной направленностью для регулирования умственной работоспособности студентов

 

 

Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального утомления можно рекомендовать следующее:

1) систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов;

2) ритмичную и системную организацию умственного труда;

3) постоянное поддержание эмоции и интереса;

4) совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

5) организация рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

6) отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

7) физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности;

8)  обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики [3].

 

«Малые формы» физической культуры в режиме учебного труда студентов.

К «малым формам» физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, физкультминутка, микропаузы активного отдыха.

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами, - эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.

С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза проводится в период начинающегося утомления продолжительностью до 10 мин Она состоит из 5-7 упражнений. Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 10%.

Физкультминутка состоит из 2-3 упражнений, выполняемых в течение 1-2 минут. Выполняются по мере необходимости.

Микропаузы активного отдыха являются самой короткой формой отдыха продолжительностью 20-30 секунд. Включают: движения головой, глазами, дыхательные упражнения, ходьба и,т,п. Они применяются многократно.

Использование «малых форм» физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности студентов [2].

 

   Основы методики самомассажа.

Самомассаж - вид массажа, оздоровительный метод, выполняемый самостоятельно, на своем теле. Одно из средств ухода за телом при комплексном лечении некоторых травм и заболеваний опорно-двигательного  аппарата;  также  он  используется  перед стартом, после соревнований (для снятия утомления), в саунах и т.п. Он проводится самим человеком, а также различными массажерами, щетками, вибрационными аппаратами и др.

Его проведение наиболее эффективно после утренней зарядки, для подготовки к работе, предупреждения старения кожи, тела, улучшения настроения и профилактики заболеваний. Длительность гигиенического самомассажа, проводимого утром и вечером - 10-25 мин.

Самомассаж рекомендуется  проводить во время учебы и  в производственных условиях для  снижения напряжения, снятия утомления  и, в целом, для повышения производительности труда, при дискомфортных состояниях (чихание, кашель, насморк, икота и др.). При этом он проводится на основных группах мышц, несущих наибольшую нагрузку, непосредственно перед началом работы или в ее процессе. Для профилактики пояснично-кресцового радикулита, шейно - грудного остеохондроза, миозитов отдельных мышечных групп, головной боли, повышения кровяного давления необходимы на работе приемы самомассажа в форме точечных воздействий по рекомендованным точкам БАТ в сочетании с гимнастическими упражнениями, пассивными движениями, растяжками.

Можно применять самомассаж в ванне или под душем, при температуре 36 - 38 °С, что помогает быстрее восстанавливать силы после утомительной работы, спортивных соревнований, способствует усилению обменных процессов, нормализации сна, настроения. Самомассаж следует проводить и в бане.

Самомассаж проводится в зависимости от поставленных задач от 3 до 25 мин; самомассаж не должен вызывать неприятных и болезненных ощущений, вызывать на теле кровоподтеки, нарушать кожный покров; при нарушениях опорно-двигательного аппарата самомассаж следует начинать с вышележащих отделов; для проведения самомассажа надо выбирать позу, способствующую расслаблению всех мышц массируемой области; при повреждениях кожи (ссадины, царапины, высыпания, порезы) необходимо их обработать перед процедурой. При самомассаже следует обходить поврежденные участки; нельзя проводить самомассаж при лихорадочных состояниях, воспалительных процессах, кровотечениях, на участках тела где имеются гнойники (экзема, лишаи, фурункулы, грибковые заболевания, тромбофлебит, варикозное расширение вен); при самомассаже можно применять средства, способствующие лучшему скольжению или обезболиванию, оказывающие рассасывающее действие.

Для выполнения самомассажа  при умственном утомлении надо сесть, опираясь головой на валик или подушку. Область массажа: лоб, волосистая часть головы, воротниковая область, грудь, спина.

Самомассаж лобной части - поглаживания плоскостные в направлении снизу вверх от надбровных дуг к линии начала роста волос, от середины лба к височным областям; растирание я-прямолинейное, круговое, спиралевидное; штрихование, все приемы проводить «переступанием» во всех направлениях; разминание -надавливание прерывистое, щипцеобразное, пощипывание первым-еторым пальцем по всей поверхности лобной области, вибрация -пуцитирование, «пальцевой душ», приемы точечного, локального и линейного массажа. Все приемы чередовать с поглаживанием, проводя по 4-5 пассов.

Волосистая часть  головы. Кровоснабжение этой части головы осуществляется артериями, входящую в систему внутренней и наружной сонных артерий. Лимфатические сосуды проходят от темени вниз, назад и в . стороны к лимфатическим узлам, расположенных около ушных раковин и на затылке. Самомассаж волосистой части головы проводится поверх волос или с обнажением кожи. Поза - сидя или лежа. Осуществляется поглаживание ото лба к затылку, от темени к ушным раковинам, от макушки вниз радиально во все стороны по направлению роста волос и выходных протокоь желёз: плоскостное, обхватывающее, граблеобразное, глажение; растирание - прямолинейное, круговое, спиралевидное; штрихование - прерывистое, надавливание, сдвигание, растяжение, пощипывание; вибрация - пунктирование («пальцевой душ») лабильная, непрерывистая, точечная, локальная, линейная.

Показания: кроме снятия умственного утомления, заболевания органов кровообращения, последствия травм, заболевания кожи, простудные заболевания, косметические нарушения, выпадения волос.

Средства мышечной релаксации

Общеизвестно, что напряжение умственное и физическое, а тем более перенапряжение (переутомление) нарушают умственную деятельность, затрудняют кровообращение. В результате возникают различные недомогания и даже заболевания.

Вместе с тем, все процессы, происходящие в природе, основаны на единстве противоположностей: после напряжения необходимо расслабление. В процессе любой деятельности после напряжения мышц должны отдохнуть, расслабится - в противном случае нарушается нормальный ход физиологических процессов, что может привести к самым серьезным последствиям.

Поэтому не стоит спорить с природой - последнее слово всегда за ней. Если вы хотите обладать хорошим здоровьем, необходимой работоспособностью и прожить долгую жизнь, учитесь релаксации. Овладев методами релаксации, вы сможете добиться желаемого результата в любом начинании, уметь сосредотачивать свои мысли и усилия на решение поставленной задачи.

Релаксация - метод физического воздействия на мышечный тонус для снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Релаксация может быть непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою. Расслабления мышц.

Достижение релаксационного состояния. Это состояния достигается: специальными физическими упражнениями (релаксационная гимнастика), внушением, самовнушением, химиотерапевтическими средствами, но всегда сопровождается улучшением общего состояния и снижением эмоциональной возбудимости.

Для снятия повышенного нервно - психологического и физического напряжения, выравнивания эмоционального состояния, улучшения самочувствия и настроения используются специальные упражнения, так называемая релаксационная гимнастика, гимнастика расслабления. Релаксационная гимнастика применяется как в спорте, так и в учебной и производной деятельности - для уменьшения усталости и профилактики некоторых болезней для лечебных целей и т. д.

Начиная заниматься релаксационными упражнениями, следует освободиться от стесняющей одежды, снять часы, очки, контактные линзы. Помещения для занятий должно быть проветрено, без яркого освещения и шума.

Для занятий выбирается любое удобное время. В основном используются позы аутогенной тренировки - лежа, сидя, стоя. Занятия по релаксации заключаются в напряжении в течение 5 - 7 с. каждой группы мышц и их последующего расслабления на протяжении 15-20 с, пауза между упражнениями 30 -60 с. При этом любое упражнение повторяется 2-3 раза в зависимости от самочувствия (упражнения не должны вызывать болевых и неприятных ощущений). Следует запомнить правило - в момент расслабления ни о чем не думать. Дыхание через нос, спокойное, без напряжения, вдох - во время напряжения, далее пауза - задержка дыхания, равная половине длительности вдоха, и выдоха (на расслаблении).

Перед выполнением упражнений необходимо установить равное и спокойное дыхание, закрыть глаза. Для установления дыхания рекомендуется следующее упражнение. Дыхательное упражнение, успокаивающие упражнения. Стоя (сидя) сделать полный вдох. Задержав дыхания, вообразить круг и медленно выдохнуть в него. Так проделать 4 раза. После вдоха вообразить треугольник к выдохнуть в него. Эту процедуру повторить 3 раза. Затем, подобным образом, выдохнуть 2 раза в две параллельные линии. Всего нужно проделать 9 процедур, после чего наступит успокоение. Между упражнениями выполнять паузу в течение 30 - 60 с, во время которой также необходим отдых и спокойное дыхание.

Полезно мысленно анализировать состояние всех мышечных групп, представляя каждую в отдельности, вспоминая ощущения, возникающие при выполнении вышеперечисленных упражнений. Рекомендуется начинать со лба и заканчивать кончиками пальцев ног. В конце оставаться в расслабленном состоянии 2-3 мин.

Упражнения, выполняемые лежа на спине:

  1. . Руки вытянуты вдоль туловища, ими с напряжением давят вниз. В начале одной рукой, затем второй, потом двумя вместе.
  2. . Поднять прямые руки вверх и напрячь их, после чего расслабить, опустив вниз и слегка согнув в локтевых суставах. Сначала одну, затем другую, потом обе руки вместе.
  3. . Ноги вытянуты вперед. Надавить сначала одной, потом другой, затем двумя ногами вместе. После напряжения расслабить.
  4. . Поднял, прямые ноги вверх и напрячь их, затем спокойно опустить, расслабить. Сначала одну потом другую, затем обе ноги вместе.

            Упражнения выполняемые сидя:

  1. . Сделать глубокий вдох, задержать воздух и напрячь мышцы грудной клетки. Выдохнуть и расслабится. Подышать спокойно 10-15 с. и повторить.
  2. . Сделать глубокий вдох, напрягая мышцы брюшной стенки, задержать дыхание и сильно напрячься, делая выдох, расслабится. (Задержки дыхания после вдоха повышают устойчивость организма к кислородной недостаточности, активизируют ферментные системы, улучшают кровоснабжения сердца и мозга.)
  3. . Поставить обе ступни на пол, поднять пятки по возможности выше. Задержаться в таком положении на 5-7с, опустить пятки на пол.
  4. . Обе ступни на полу. Не отрывая пятки от пола, поднять как можно выше пальцы ног, задержаться в таком положении на 5-7с, опустить ноги на пол.

5. Вытянуть ноги перед собой, напрячь их (икры ног не напрягать),

Информация о работе Психофизиологическая характеристика деятельности и учебного труда студентов