Развитие быстроты у юношей 13-14 лет в футболе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 02:13, курсовая работа

Краткое описание

Крупнейшие футбольные турниры последних лет показали, что эволюция игры идёт в направлении дальнейшего повышения интенсификации игровой деятельности футболистов, быстроты выполнения технических приёмов в условиях жесткого единоборства. Во время игры в различной последовательности и соотношении с разными интервалами чередуются упражнения, различные по характеру, интенсивности и продолжительности. С повышением скорости игры, изменились тактические схемы и расстановки игроков, которые предполагают многократные подключения защитников к атакующим действиям.

Содержание

Введение
1.Обзор литературы
1.1. Значимость быстроты для футболистов
1.2. Возрастные особенности юношей 13-14 лет
1.3. Быстрота и особенности ее развития в теории физической культуры
1.4. Развитие быстроты в футболе
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие быстроты у юношей 13.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

1.3 Быстрота и особенности ее развития в теории физической культуры.

Для характеристики физических качеств у спортсмена, непосредственно определяющих его  скоростные способности, использовался  в основном обобщающий термин «быстрота». Быстрота - это комплекс морфофункциональных свойств человека, непосредственно определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательных реакций. [14]

В последние десятилетия  все чаще стали употреблять термин «скоростные способности». Это объясняется  тем, что исследования конкретных форм проявления быстроты обнаруживают их существенные различия. [33]

Под скоростными способностями  понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий  промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. [11]

Все двигательные реакции, совершаемые  человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции - временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время у взрослых, как правило, не превышает 0.3 с.

Сложные двигательные реакции - реакция на движущийся объект (мяч) или реакция выбора, когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации (встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (футбол)). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте - это реакции «выбора». Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар по мячу), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений - это число движений в единицу времени. В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физически качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее. [32]

Для практики физического  воспитания наибольшее значение имеет  скорость выполнения человеком целостных  двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и Д-Р-[33]

На быстроту, проявляемую  в целостных двигательных действиях, влияют:

  1. частота нервно-мышечной импульсации
  2. скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления
  3. темп чередования этих фаз
  4. степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

Способность как  можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5-6с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости. [20]

В играх есть еще одно специфическое  проявление скоростных качеств — быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.

Быстрота движений обуславливается в первую очередь  соответствующей деятельностью  коры головного мозга и подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц.

По Холодову Ж.К. быстрота определяется:

  1. путем измерения скорости движения в ответ на определенный сигнал реакциометрами различной конструкции;
  2. по количеству движений за установленное время незагруженной конечностью или туловищем в границах определенной амплитуды;
  3. по времени преодоления установленного расстояния (например, бега на 20, 30 м);
  4. по скорости выполнения однократного движения в сложном действии, например отталкивания в прыжках, движения плечевого пояса и руки в метаниях, удара в боксе, начального движения бегуна на короткие дистанции, движений гимнаста и др.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:

  1. состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека;
  2. морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);
  3. силы мышц;
  4. способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;
  5. энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота — АТФ и креатинфосфат — КТФ);
  6. амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;
  7. способности к координации движений при скоростной работе;
  8. биологического ритма жизнедеятельности организма;
  9. возраста и пола;
  10. скоростных природных способностей человека.

С физиологической  точки зрения быстрота реакции зависит  от скорости протекания следующих пяти фаз [28]:

  1. возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;
  2. передачи возбуждения в центральную нервную систему;
  3. перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;
  4. проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;
  5. возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.

Максимальная  частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров  из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

Показатели скорости в естественных условиях зависят  от развиваемого ускорения, а оно  определяется силой мышц, и массой тела, или его звеньев, длиной рычага, общей длиной тела и т.д.

Генетические  исследования (метод близнецов, сопоставление  скоростных возможностей родителей  и детей, длительные наблюдения за изменениями  показателей быстроты у одних  и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно  зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60— 88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%). [35]

Скоростные способности  весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах  весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем — через воспитание силовых и скоростно- силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты. В многочисленных исследованиях показано, что все вышеназванные виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимного переноса скоростных способностей ограничен (например, можно обладать хорошей реакцией на сигнал, но иметь невысокую частоту движений; способность выполнять с высокой скоростью стартовый разгон в спринтерском беге еще не гарантирует высокой дистанционной скорости и наоборот). Прямой положительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав. Отмеченные специфические особенности скоростных способностей поэтому требуют применения соответствующих тренировочных средств и методов по каждой их разновидности. [33]

Методы развития быстроты. В основе методики развития быстроты лежит повторность воздействия  упражнений, выполняемых с околопредельной  и предельной быстротой.

К основным методам развития быстроты относят:

  1. - повторный метод;
  2. - повторно-прогрессирующий
  3. - игровой метод;
  4. - соревновательный метод.

Повторный метод  является основой в воспитании быстроты, поскольку любое упражнение на быстроту требует многократного повторения. Различают следующие разновидности повторного метода для развития быстроты:

  1. повторное выполнение упражнений с околопредельной быстротой;
  2. повторное выполнение упражнений с предельной быстротой;
  3. повторное выполнение упражнений с быстротой, превышающей предельную (на день тренировки) в облегченных условиях;
  4. повторное выполнение упражнений в условиях, затрудняющих проявление быстроты;
  5. повторные упражнения, выполняемые в облегченных и затрудненных условиях в течение одного занятия.

Повторно-прогрессирующий  метод заключается в последующем увеличении объема в серии повторений(20-30-40м).

Игровой и соревновательный применяются в виде различных  эстафет, подвижных и спортивных игр.

В развитии быстроты двигательной реакции применяются  следующие приемы:

  1. выработка умения постоянно удерживать объект в поле зрения
  2. практиковать постепенное повышение внезапности появления объекта
  3. уменьшать дистанцию между занимающимся и объектом
  4. повышать скорость движения объекта
  5. вырабатывать умение предугадывать вероятное перемещение объекта

Требования при развитии быстроты:

1) Применяемое упражнение должно всегда выполняться с максимально возможной скоростью

2) Продолжительность упражнения должна быть такой, чтобы скорость к концу повторения не снижалась

3) Оптимальная продолжительность однократной нагрузки 8- 10 сек. Число повторений лимитируется началом снижения скорости, вызванным нарастающим утомлением.

4) Интервалы отдыха должны быть полными, повторить попытку без снижения скорости

5) В структуре одного занятия упражнения на развитие способностей целесообразно планировать в начале части после хорошей разминке.

6) В рамках недельного цикла скоростные тренировки должны проводиться не менее трех раз.

Мощная скоростная работа вызывает различные травмы (растяжения, разрывы связок). В связи с этим подобные нагрузки возможны только после общей и специальной разминки, включающие упражнения на гибкость. [14]

Следует отметить, что быстроту и скоростно-силовые  качества необходимо развивать в  фазе суперкомпенсации. Во время работы над развитием скоростных качеств, длительность интервалов отдыха должна определяться частотой сердечных сокращений — при ЧСС, равной 110-125 уд/мин, необходимо начинать выполнение следующего упражнения (повторения). Во время выполнения упражнений скоростной направленности (интенсивность 96-100%) ЧСС у спортсменов может достигать значительных величин — 170-180 уд/мин, а во время выполнения упражнений скоростно- силового характера (интенсивностью 95-100%) — до 160 уд/мин. [11]

Средства развития скоростных способностей. Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы:[32]

1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: а) быстроту реакции; б) скорость выполнения отдельных движений; в) улучшение частоты движений; г) улучшение стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, ведения мяча).

2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей(например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, и т.д.).

3. Упражнения сопряженного воздействия: а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость); б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, спортивных играх и др.). В спортивной практике для развития быстроты отдельных движений применяются те же упражнения, что и для развития взрывной силы, но без отягощения или с таким отягощением, которое не снижает скорости движении. Кроме этого используются такие упражнения, которые выполняют с неполным размахом, с максимальной скоростью и с резкой остановкой движений, а также старты и спурты.

Для развития частоты  движений применяются: циклические  упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений, бег  под уклон.

Развитие быстроты движений. Внешнее проявление быстроты движений выражается скоростью двигательных актов и всегда подкрепляется не только скоростными, но и другими способностями (силовыми, координационными, выносливостью и др.).

Основными средствами воспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью: 1) собственно скоростные упражнения; 2) общеподготовительные упражнения; 3) специально подготовительные упражнения.

Информация о работе Развитие быстроты у юношей 13-14 лет в футболе