Развитие физической культуры в первобытном обществе и в античный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:25, контрольная работа

Краткое описание

Конечно, многие трудовые операции воздействуют на физическое состояние человека, но это влияние в значительной степени зависит от особенностей содержания и условий производства и может быть самым различным (в том числе и отрицательным). Цель физической культуры — положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека.

Содержание

Введение
1.Развитие физической культуры в первобытном обществе и в античный период
2.Развитие физической культуры со средневековья до второй половины 19 века
3.развитие зарубежной системы физического воспитания со второй
половины 19 века по настоящее время
4.Развитие системы физического воспитания в России, с древней Руси до начала 20-го века
5.Становление и развитие отечественной системы физического воспитания
6.Выводы

Вложенные файлы: 1 файл

План2222.docx

— 47.73 Кб (Скачать файл)

Наиболее полно новые идеи получили свое развитие в теории французского писателя и философа Ж. Ж. Руссо (1712—1778). По его мнению, всякая общественная проблема проистекает от человеческого зла, а зло, в свою очередь, — от слабости человека.

Прежде всего, следует сказать об английском социологе и психологе Г. Спенсере (1820—1903). Биологические законы животного мира были механически перенесены им на человеческое общество.

Период с конца XVIII до начала XX в. характерен тем, что физическое воспитание развивалось по двум основным направлениям — гимнастическому и спортивно-игровому. Средства физического воспитания (гимнастика, спорт, игры) еще не определили четких границ между собой, они сильно взаимопроникали друг в друга, и этот процесс продолжался вплоть до первой половины XX в.

На Европейском континенте школьное физическое воспитание в XVIII — середине XIX в. развивалось преимущественно на основе гимнастики.

Побудительным мотивом развития национальных гимнастических систем была тактика ведения военных действий, в частности успехи прусского короля Фридриха II в Семилетней войне (1756—1763). Личная инициатива воина была отодвинута на задний план, и основное внимание уделялось сомкнутому строю, залповому огню, совместным действиям, механическому исполнению команд.

 

Важную роль в развитии школьного физического воспитания и внешкольного гимнастического движения играли также национальные устремления к единству и независимости. Не случайно немецкое гимнастическое движение нашло свое применение не только среди немцев, но и среди итальянцев, чехов, поляков, хорватов, словаков, болгар, т. е. там, где движение за национальное освобождение в начале XIX в. находилось в состоянии зарождения или развития.

Наиболее крупными национально-буржуазными гимнастическими системами, созданными в начале Нового времени, были немецкое, шведское и чешское направления.

Немецкое гимнастическое (турнерское) движение уходит своими корнями в филантропизм. Оно оформилось в начале XIX в. и связано с именами Ф. Яна и Э. Айзелена. Она получила широкое распространение в армии, школах, различных спортивных обществах

В основу классификации была положена внешняя форма движений, отсутствовали указания по дозированию физической нагрузки, педагогическому и врачебному контролю.

Основателем шведского гимнастического направления является П. Линг. Он изучил древнюю физическую культуру Китая, Скандинавских стран, немецкую гимнастику Нового времени. Исходя из этих сведений, П. Линг классифицировал физические упражнения на основе знаний анатомии и биологии. П. Линг разделял гимнастику на четыре вида: военную, педагогическую, врачебную и эстетическую, но практически создал лишь военную.

Исходя из представления, что человеческий организм состоит из различных звеньев, создатели шведской гимнастики считали необходимым развивать эти отдельные части тела. Так, все упражнения были разделены на следующие группы: для ног, спины, рук, брюшного пресса, грудной клетки, для развития сердечнососудистой и дыхательной систем и т.д.

Шведская гимнастика органично дополняла немецкую. В практике физического воспитания эти две системы постепенно слились.

В середине XIX в. начала создаваться сокольская система гимнастики. Это первая значительная славянская система физического воспитания, получившая название “Сокол” — символ свободы, мужества, независимости. Основателем ее был известный деятель культуры Чехии М. Тырш.

Сокольская гимнастика внесла значительный вклад в создание современной спортивной и художественной гимнастики. Она включала в себя уже известные из немецкой и шведской гимнастики упражнения, но существенно дополнила их рядом других движений.

Шагом вперед явилось то, что в сокольской гимнастике обращалось внимание не на количество повторений, как это было в немецкой и шведской гимнастиках, а на красоту выполнения движений.

К середине XIX в. в Англии начинает формироваться школьное физическое воспитание, основанное на современной спортивной и игровой деятельности

Распространению спорта в мире во второй половине XIX в. способствовали такие существенные причины:

Гимнастические формы занятий физическими упражнениями не могли в полной мере удовлетворить эмоциональные потребности человека, его досуг, развлечения, т.е. они уже недостаточно способствовали реализации интереса к какому-то определенному виду двигательной деятельности.

Существенный импульс развитию спортивной направленности дал начавшийся процесс развития международного спортивного движения.

На пути развития спорта в то время были и объективные трудности: негативное отношение к нему части религиозных деятелей.

В развитии физического воспитания в мире выделяются два направления — гимнастическое и спортивно-игровое.

В ряде стран оформляются контуры современных видов спорта, создаются первые национальные физкультурно-спортивные организации, начинают проводиться национальные соревнования.

Организованные формы физического воспитания и спорта в основном практиковались среди молодежи с целью ее военно-физической подготовки.

Ведущей теорией второй половины XIX в. являлась теория естественно-научного материализма. Наиболее значимыми ее положениями, которые существенно повлияли на физическое воспитание, были:

единство человеческого организма и его неразрывная связь с окружающей средой;

зависимость форм тела и строения его органов от их функционального состояния;

физиологический механизм формирования двигательного навыка.

Среди новых зарубежных систем физического воспитания, прежде всего следует выделить метод, предложенный венгром Г. Демени (1850—1917), и метод “естественной гимнастики.

Широкое распространение в школах Австрии, Германии, Польши, Венгрии, стран Балтии, рассматривали физическое воспитание не только как средство собственно физического воздействия на организм ребенка, но и как необходимый компонент умственного и морального воспитания, гигиенического образования

С конца XIX — начала XX в. начинается процесс формирования на основе гимнастических движений спортивной и художественной гимнастики.

По примеру Англии и США другие развитые страны также стали признавать, что современный спорт — это не только игра и развлечение, но и деятельность, полезная для воспитания человека. Педагоги доказывали, что подвижные игры являются незаменимым средством развития детей.

С начала 30-х гг. XX в. в физическом воспитании англосаксонских государств усиленно стало распространяться спортивно-рекреационное направление (рекреация — буквально означает восстановление). Спорт рассматривался во многом как средство отдыха, восстановления сил человека после трудовой деятельности. Значительное влияние на усиление спортивно-игрового направления в физическом воспитании молодежи оказал мировой экономический кризис 1929—1931 гг., когда центральными проблемами становятся свободное время трудящихся и безработица. Данное направление получило широкое распространение в элитных школах США, Англии, Австралии, Канады, ЮАС, Японии.

Направления в физическом воспитании, основанные на гимнастике и спортивно-игровой деятельности, можно назвать основными тенденциями в период между Первой и Второй мировыми войнами. Однако имелись и отличительные черты, особенности в физическом воспитании отдельных стран. Они были обусловлены экономическими факторами, сложившейся школьной практикой, политико-идеологическими устремлениями, климатическими условиями, традициями и т. п.

В Англии удалось создать систему, вторая позволила охватить широкие слои молодежи, — бойскаутское движение. Оно возникло на рубеже XIX и XX вв.

Во всех странах мира скаутское движение, где оно имеется, финансируется государственными организациями, общественными деятелями, членскими взносами, заработанными собственными средствами.

В самой скаутской организации не обучают трудовым специальностям, но она активно поощряет и содействует их приобретению, выявляет способность ребят применять их на практике.

Милитаризация физического воспитания в предвоенные годы в разной степени охватила многие страны, особенно этот процесс, коснулся стран — участниц Второй мировой войны, а их было более 70.

В 20-е гг. в мире возникает новое направление в физической культуре — профессионально-прикладная физическая подготовка. Физиологами было выявлено, что физические упражнения, перерывы, включенные в трудовой процесс, повышают работоспособность, отодвигают наступление утомляемости, способствуют более быстрому восстановлению, создают подчас монотонным рабочим операциям положительный эмоциональный фон.

После Второй мировой войны, в 50—60-е гг., в развитых капиталистических странах наметилось активное вмешательство государства в дело постановки физического воспитания населения. Естественно, что с разгромом фашизма в Германии, Японии и Италии милитаристская направленность физического воспитания была ликвидирована

Известный в США тренер по баскетболу Дж.Вуден говорит: “Кто умеет играть в спортивной команде, тот и в других областях жизни сумеет действовать с большой пользой для себя и для общества”. Бывший космонавт Ф. Борман считает, что “спорт научил его идти на жертвы ради достижения цели”, а всемирно известный детский врач Б.Спок, олимпийский чемпион 1924 г., прямо заявляет, что “команда сделала его человеком”.

Большинство школьников США тяготеют к трем исконно американским видам спорта: американскому футболу, баскетболу и бейсболу

Психология американца — выделиться, быть лучше других. Они не любят неудачников и слабосильных.

Физическое воспитание и спорт, безусловно, способствуют формированию и развитию таких черт, облагораживающих личность, как дружба, взаимопонимание и сотрудничество, уважение к сопернику и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Развитие системы физического  воспитания в России, с древней  Руси до начала 20-го века

 

В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности.

По достижении 14 лет подростки становились полноправными членами семьи. В этом возрасте они получали военную подготовку, необходимую для каждого мужчины.

Профессиональные воины в древнерусском раннефеодальном государстве готовились в специальных дружинах

Главными же действующими лицами сохранившихся древне-славянских летописей XI—XIII вв. были князья. В их образах авторы видели идеал, к которому должен стремиться человек в жизни.

Традиции кулачного боя существовали на нашей земле издревле. И если письменные свидетельства говорят о существовании у нас кулачного боя в X в., то имеются и другие сведения — о том, что они были непременной частью древних игрищ.

Кулачный бой практиковался в трех разновидностях: один на один (“сам на сам”), “стенка на стенку” и “сцеплялка-свалка”.

Бой “сам на сам” был близок к старому английскому боксу на голых кулаках, но отличался от него меньшей жестокостью. Перед тем как начать бой, соперники трижды обнимали и целовали друг друга, демонстрируя отсутствие какой-либо вражды между ними. С падением одного из бойцов бой прекращался, в то время как в английском боксе избиение лежащего продолжалось (оно было запрещено только в 1743 г.).

Однако самыми любимыми и наиболее широко распространенными на Руси были массовые бои “стенка на стенку.

“Сцеплялка-свалка” — массовый и озорной вид боя, где каждый бился сам за себя и против всех остальных. Он перестал существовать уже очень давно.

Правила кулачных боев формировались долгое время, и прошло не одно столетие, прежде чем они окончательно установились.

Об условиях, в которых развивалась русская культура в XIII— XVIII вв., дает наглядное представление тот факт, что за XIII — первую половину XV вв. Русь выдержала более 160 войн с татарами, литовцами, немецкими рыцарями, шведами, поляками, венграми, болгарами и др. В XVIII в. она воевала 60 лет. Поэтому вполне объяснимо, что в физической подготовке преобладала военная направленность, в частности кулачный бой

На берегах Москвы-реки собирались зрители. Часам к трем-четырем дня их насчитывалось до десяти тысяч. Рукопашная шла на льду. Ее начинали мальчишки десяти—двенадцати лет. Они выскакивали примерно по сотне с каждого берега.

У стенки были непременные атрибуты: надвинутые на глаза пальто или куртка — обязательно нараспашку. Неукоснительно соблюдались неписаные законы чести — драться любя, двоим на одного не нападать, сидячего не бить, ниже пояса удары не наносить, после драки не гонять (не мстить), закладок (металлических предметов, кастетов и т.п.) не иметь, ногами не бить. Нарушивших заповеди наказывали и свои, и чужие вожаки и с позором изгоняли из команды.

Народные формы физического воспитания особенно интересны такого сословия на Руси, как казачество. Его, безусловно, можно считать системой прикладной физической подготовки: в нем имеются главные составляющие системы. В основе идейной направленности было воспитание у казаков преданности своему войску, любовь к родному краю. Система имела четко выраженную прикладную цель — подготовку к военной и трудовой деятельности. Система была всеобщей: она охватывала все мужское население от детского до пожилого возраста.

Казачество как военное сословие в России начало складываться в XIV в., это были вольные люди, работавшие по найму и несшие военную службу в пограничных районах. К началу XX в. в Российской империи существовало 11 казачьих войск (территорий): Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское. К 1916 г. казачество насчитывало 4,5 млн человек, среди которых были русские, украинцы, монголо-буряты, татары. Большинство (78 %) составляли русские.

Всех их отличали смелость и сноровка, умение руководить военными действиями, свободолюбие, пытливый ум.

В праздничные дни казаки устраивали соревнования по борьбе, различные виды бега, игры с мячом, в чехарду, в бабки и др., но особенно популярны были стрельба и скачки.

Информация о работе Развитие физической культуры в первобытном обществе и в античный период