Роль и значение физической культуры и спорта для экономики и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 21:11, реферат

Краткое описание

По мере развития общества физическая активность и спорт все шире проникают во все сферы жизни людей, становятся вес более значимой и неотъемлемой частью жизнедеятельности мировой цивилизации. В настоящее время миллионы люден во всех странах мира ведут здоровый образ жизни, составной частью которого являются занятия физическими упражнениями и оздоровительной гимнасткой, участие в спортивных соревнованиях.

Вложенные файлы: 1 файл

Роль и значение.docx

— 51.98 Кб (Скачать файл)

выявлять и формулировать  экономические проблемы, возникающие  в процессе развития хозяйственных  отношений в сфере физкультуры  и спорта, а также указывать  пути их решения;

определять тенденции  развития экономических процессов в отечественном и зарубежном спорте, прогнозировать их направление и динамику;

выдавать практические рекомендации по повышению эффективности хозяйственных  отношений в физкультуре и  спорте.

Исследование теоретических  и практических аспектов экономики  физической культуры и спорта проводится при помощи специальных методов  научного познания, которые зачастую органически сочетаются и в ряде случаев дополняют друг друга.

В экономике физкультуры  и спорта используется сравнительно-исторический метод, с помощью которого путем сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях в их историческом развитии. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить и сопоставить уровни в развитии изучаемых явлений и процессов, установить происшедшие в них изменения, определить тенденции и закономерности развития физкультуры и спорта в контексте общего развития экономики.

Следует отмстить, что экономические  отношения в области спорта находятся  в постоянном развитии и усложнении взаимосвязей. Поэтому прошлый опыт всегда применим к современным и  будущим событиям в ограниченном объеме. Это обстоятельство обязывает  использовать в экономике физкультуры  и спорта и другие методы исследования. В частности, система экономического анализа строится на дедуктивном  методе, т.е. на базе общих принципов  обосновываются частные хозяйственные  процессы.

В экономике физкультуры  и спорта также широко применяются методы анализа и синтеза, когда целостная экономическая система подвергается процедуре разбиения на составные части - отдельно функционирующие рынки с целью выявления их структуры, строения, а также свойств и признаков. В то же время используется и метод синтеза, т.е. объединения различных элементов в единую систему. Конкретно это выражается в рассмотрении экономики физкультуры и спорта как составной части рыночной экономики в целом, а система мер по государственному регулированию спортивных отношений взаимоувязывается с общей концепцией государственного регламентирования хозяйственных процессов в стране и является се неотъемлемой частью.

Наряду с другими методами в экономике физкультуры и  спорта используется метод научной абстракции, когда объект исследования освобождается от частного, подчас случайного, кратковременного, единичного и находится в нем существенное, постоянное, типичное. Например, если цены на футболки возрастают, то их начинают меньше покупать. То же самое можно сказать о кроссовках, лимонаде или бутербродах. Абстрагируясь от вида товара можно сделать вывод, что данное явление носит характер закономерности, т.е. действительно для всех товаров. Таким образом с помощью метода научной абстракции выводится закон спроса.

В экономике физкультуры  и спорта для иллюстрации тенденций  и закономерностей часто используются такие способы представления  данных, как графики, таблицы и  диаграммы. С их помощью удобно проводить  экономический анализ тех или  иных процессов, устанавливать взаимосвязи  между явлениями, использовать инструментарий математики и информационно-компьютерных технологий.

Экономические отношении в области спорта

Представление экономики  физической культуры и спорта было бы неполным без анализа категорий  потребностей и экономического интереса. Потребность можно определить как нужду индивида или общества в целом в чем-либо. Очевидно, что потребности выступают в качестве движущей силы и побудительного мотива в достижении какой-либо цели. Осознанные потребности трансформируются в интересы реальные причины социальных и экономических действий. Взаимосвязь индивидуальных и общественных потребностей с физической культурой и спортом представим следующим образом.

Потребности людей в конечном счете преобразуются в спрос, т.е. желание и способность покупать товары и услуги. Спрос на спортивные товары и услуги в рыночной системе порождает ответную реакцию со стороны производителей дайной продукции - они разрабатывают и поставляют на рынок все более качественные и совершенные товары спортивного назначения, стараются наиболее полно удовлетворить новые потребности общества.

Спрос на спортивные товары и услуги на микроуровне предъявляют отдельные индивиды-профессиональные спортсмены, физкультурники, любители активного отдыха и спортивного туризма. Для большинства людей основным ценностным ориентиром является здоровье. За многовековую историю человечества со всей определенностью было установлено, что наилучшим способом

Сохранить или восстановить здоровье являются физическая культура и спорт. Более того, регулярные занятия  физкультурой и спортом позволяют  людям не только сохранять здоровье, но и значительно продлять трудоспособный возраст, делают человека более активным в общественной жизни и на производстве. Таким образом, здоровье отдельного человека и общества в целом - категория  не только медицинская, но и экономическая.

Немаловажное место в  иерархии ценностных ориентиров занимает потребность в достижениях. Спорт  помогает многим людям реализовать  эту потребность, дает возможность  достичь вершин мастерства и славы  за счет своих спортивных талантов, развитых упорными тренировками. Если спорт в какой-либо стране недостаточно развит или недоступен большинству  граждан, то люди, склонные к занятиям спортом, вынуждены заниматься иными  видами деятельности, в том числе  криминального характера. В этом случае их таланты идут не на благо  общества, а направляются в деструктивное  русло, нанося материальный и моральный  ущерб экономике и обществу.

Рассматривая потребности  человека, нельзя не остановиться и  на такой важной их составляющей, как  потребности к отдыху и развлечениям. Под отдыхом в данном контексте  понимается не пассивное состояние  покоя, а деятельность, которая снимает  утомление и способствует восстановлению трудоспособности. В экономическом  аспекте потребность в отдыхе и развлечениях следует рассматривать  с трех точек зрения:

во-первых, проводя свободное  время на спортплощадках и стадионах, люди активно отдыхают от повседневного  труда, наиболее полно восстанавливая свои физические и интеллектуальные ресурсы;

во-вторых, активный отдых  с элементами физической культуры и  спорта являются альтернативой пассивному малоподвижному отдыху с поглощением  чрезмерного количества пищи и алкогольных  напитков;

в-третьих, проводя свой досуг  на стадионах, спортивных трассах и  в спорткомплексах в качестве болельщиков, люди получают необходимый  заряд эмоций и переживаний, своеобразный катарсис. Кроме того, посещая спортивно-массовые мероприятия, болельщики расходуют  на них денежные средства, создавая в сфере физкультуры и спорта новые рабочие места.

На макроуровне спрос отдельных людей преобразуется в совокупный спрос, в экономические отношения в области физической культуры и спорта включается государство, которое непосредственно заинтересовано в развитии таких отношений и их всемерной поддержке. Государство таким образом стимулирует спрос па рынках спортивной продукции и спортивной информации, а также способствует расширению предложения. Реализуется государственная поддержка физической культуры и спорта посредством оказания помощи спортивной индустрии и предпринимательству в области спортивных отношений как в форме налоговых и иных льгот, так и в форме прямого финансирования из бюджетов всех уровней.

Экономические отношения  в области физической культуры и  спорта разносторонни и многогранны. Они включают в себя всю совокупность хозяйственных отношений по поводу производства и купли-продажи спортивных товаров и услуг соответствующими производи гелями и потребителями, экономические взаимоотношения спортивных клубов, федераций, спортивных обществ, отдельных спортсменов и тренеров между собой и во взаимодействии с болельщиками. Важной отраслью экономических отношений являются спортивные рынки труда и финансовых инвестиций, системы оплаты труда и премирования спортсменов и тренеров, их социального страхования и пенсионного обеспечения.

В современной российской практике экономические отношения  в физической культуре и спорте на рыночной основе только начинают формироваться; в стадии становления находится  индустрия спорта, спортивного предпринимательства, туризма и их инфраструктуры. Только в последние годы стали появляться спортивные профессиональные союзы  и ветеранские организации, отрабатываться и унифицироваться схемы страхования  спортсменов от различных рисков и травм, вырабатываться цивилизованные формы трансфертов спортсменов  в иностранные и национальные спортивные клубы. В области спортивной инфраструктуры также наметились значительные позитивные сдвиги: в течение последних  лет сформировалась целая отрасль  производства, базирующаяся на спортивно-массовых мероприятиях. Возникла комплексная  система фирм, специализирующихся на:

поиске отечественных и зарубежных спонсоров для отдельных спортсменов, клубов, сборных и команд мастеров;

предоставлении спортсменам и тренерам сервисных услуг в зарубежных турне;

пенсионном обеспечении спортсменов по индивидуальным схемам;

страховании спортсменов;

юридическом обслуживании спортсменов и тренеров;

трудоустройстве спортсменов и тренеров.

Например, российское спортивное агентство «Арена» предоставляет  своим клиентам услуги по спортивному  маркетингу, поиску спонсоров и рекламодателей, в подготовке вещательных контрактов, в вопросах допинг-контроля и многом другом.

Конечно, при становлении  новой спортивной индустрии и  формировании рынков спортивных услуг  в России не все проходит гладко и своевременно: довольно часто несовершенная  законодательная база мешает развитию меценатства и спонсорства в спорте, формирования эффективной системы правовой и социальной защиты спортсменов и тренеров. Пока далеки от совершенства схемы налогообложения производителей спортивных товаров и услуг, принципы финансирования спортивного образования. И все-таки наметившиеся в последние годы позитивные перемены в этой важнейшей сфере экономических отношений, а также первые положительные результаты реформ позволяют нам говорить о будущих благоприятных перспективах российской спортивной индустрии и ее инфраструктуры.


Информация о работе Роль и значение физической культуры и спорта для экономики и общества