Роль семьи в физическом воспитании детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:00, реферат

Краткое описание

Для успешного привлечения всех учеников к занятиям физическими упражнениями необходимо прежде всего убедить родителей в оздоровительной роли физической культуры, показать им, что в круг задач физического воспитания входит и формирование привычки к работе, в частности учебной. Совместная деятельность родителей и детей в процессе физического воспитания - важный фактор сплочения семьи, укрепления нравственного климата, создания добрых традиций, общих интересов. Чехословацкие ученые в хорошо продуманных и достоверных экспериментах показали, что семейная форма физического воспитания не только положительно воздействует на физическое развитие детей и улучшает состояние их здоровья, но и прямо влияет на нравственный климат в семье, отношение родителей друг к другу, способствует повышению их роли в воспитании будущего гражданина.

Содержание

1. Введение
2. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста.
3. Формы физического воспитания младших школьников в семье.
3.1. Режим дня.
3.2.Физический труд
3.3. Утренняя гимнастика.
3.4. Лыжные прогулки.
3.5. Катание на коньках.
3.6. Езда на велосипеде.
3.7. Бег.
3.8. Организация спортивного уголка дома
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Роль семьи в физическом воспитании детей.docx

— 39.23 Кб (Скачать файл)

   В положении стоя учиться  держать ступни прямо. Чтобы  не портить пола и коньков,  упражнения в помещении надо  выполнять на резиновом коврике,  дорожке или не снимая с  коньков чехлы.

   После того, как ребенок  привыкнет к обуви и конькам,  походить по снегу, затем на  лед.

   С первых шагов на льду  учить правильно падать:  на  бок, пригибая голову к груди,  или вперед «рыбкой» - проскользить  по льду на животе, вытянув  руки. Нельзя опираться на руки, чтобы их не сломать! Можно  падать в близко расположенный  сугроб.

   Обучению бегу на коньках  следует отводить первое время  не более 8-10 минут, так как  дети от напряжения быстро  утомляются. Выражается это обычно  в желании присесть или в  жалобе на усталость в ногах.  Время для занятий увеличивается  постепенно до 20-30 минут.

   Во время катания надо  следить за дыханием ребенка,  чтобы он дышал через нос  и не задерживал дыхания. Особенного  внимания требует ребенок, перенесший  отит, ОРЗ, ему разрешается катание  при температуре воздуха от +2 до –80.

3.6.Езда на велосипеде.

   Езда на велосипеде оказывает  сильное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, способствует  укреплению мышц, особенно ног,  стопы. У детей развивается  быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка  в пространстве, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная  устойчивость. Для обучения езде должна быть дорожка шириной 3-4 м, длиной не менее 30-50 м, так как ребята затрудняются делать повороты. Овладевают дети ездой в разные сроки. Некоторые долго держатся напряженно, скованно, не умеют ездить свободно и легко. Взрослый должен четко указать, какую ошибку допускает ребенок, разъяснить, как ее устранить, например: «Резко поворачиваешь, а надо тише»; или: «Сильнее нажимай на педали».

3.7. Бег.

   Бег – одно из важных для  здоровья ребенка движений, позволяющих  хорошо регулировать нагрузку, укрепляющих  сердечно-сосудистую и дыхательную  системы, различные группы мышц, суставы и связки. Бег – естественное  движение, привычное для детей  с раннего возраста. Оно выполняется  преимущественно на свежем воздухе,  не требует специального оборудования. Умение быстро и ловко бегать  помогает ребенку успешно участвовать  в подвижных играх, эстафетах,  спортивных упражнениях. Эффективен  бег для воспитания выносливости, улучшения физической работоспособности.  Беговые нагрузки дозируются  в зависимости от индивидуальных  особенностей детей: для ослабленных  ребят бег на короткое расстояние  в невысоком темпе постепенно  укрепляет их здоровье, а тренированный  ребенок пробегает больше и  темп его бега выше. Велико  значение бега для воспитания  выносливости. Умение преодолеть  быстро небольшое расстояние  или, наоборот, пробежать большую  дистанцию пригодится будущему  солдату, геологу. Привычка бегать  поможет получить ежедневную  дозу движений, необходимых для  нормальной жизнедеятельности организма  человека.

   Задания для детей следует  разнообразить, чтобы не снижался  интерес к бегу.

   Кто  раньше. Трое – четверо детей стоят в кружках на одной стороне площадки. На противоположной стороне (расстояние 10-15 м) также обозначены кружки по числу играющих. По сигналу дети бегут на другую сторону, стараясь быстрее встать в круг. Выигрывает тот, кто сделает это первым.

   Догони обруч. Дети ставят обруч ободом на пол, энергично отталкивают и бегут за ним.

   Повышению интереса детей к  бегу способствуют более сложные  задания, например, остановиться, сменить  направление бега, пробежать змейкой  между предметами. В этом беге  ноги несколько больше согнуты  в коленях, нога ставится на  переднюю часть стопы, руки  помогают сохранять равновесие, поэтому иногда разводятся в  стороны.

   Добеги  и прыгни. Несколько детей стоят шеренгой. На расстоянии 10 м от них начерчена полоса шириной 30-40 см, над ней подвешены на шнуре ленточки. По сигналу воспитателя дети быстро выбегают вперед и снимают ленточки. Выигрывает тот, кто первым выполнит задание, при этом подпрыгивать он должен в обозначенной полосе.

   Догони мяч. Четверо – пятеро  детей перебрасывают мяч через  веревку, натянутую на высоте 1,5 м, догоняют его и ловят,  не давая ему коснуться земли  более 1-2 раз. Надо стараться  бросать мяч повыше, но недалеко. Бросать можно маленький или  большой мяч, одной или двумя  руками. Расстояние до веревки  – 50-60 см.

   Если бег проводится без игровой  ситуации, то в этом случае  следует выдерживать небольшой  темп, не ускорять и не замедлять  его, бежать ритмично, шаги недлинные,  движения рук расслабленные. 

   По возможности надо чаще использовать  бег босиком по песку, мелкой  воде, земляным и травянистым  дорожкам с поворотами и уклонами, убедившись в отсутствии предметов,  могущих привести к травмам.  Тренировки в беге желательно  проводить в теплое время года, весной и осенью, не боясь мелкого  моросящего дождя. Помимо закаливания,  бег в неблагоприятных условиях  укрепляет характер детей, их  настойчивость, выдержку, создает  привычку ежедневно заниматься  физическими упражнениями.

3.8. Организация спортивного уголка дома.

   Интерес ребенка к физическим  упражнениям формируется совместными  усилиями воспитателей и родителей.  Спортивный уголок дома помогает  разумно организовать досуг детей,  способствует закреплению двигательных навыков, развитию ловкости, самостоятельности. Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия можно приобрести в спортивном магазине, другие сделать самим. По мере формирования движений и расширения интересов ребенка уголок следует пополнять более сложным инвентарем различного назначения.

   В спортивном уголке дома должны  быть мелкие физкультурные пособия:  мячи разных размеров, обручи, палки  диаметром 2,5 см разной длины,  скакалки.

   Интересен для упражнений цветной  шнур – косичка (длиной 60-70 см). Он сплетается из трех шнуров  разного цвета, концы обшиваются; на одном из них пришивается  пуговица, на другом – петля.  С таким шнуром выполняют упражнения  как с гимнастической палкой, а сделав из него круг, можно  использовать для прыжков, пролезания. В игре такой шнур служит  «домиком».

   Лесенка – стремянка состоит  из двух пролетов, соединенных  друг с другом зубатой планкой,  допускающий установку стремянки  наклонно под разным углом.  Ширина каждого пролета 45 см, высота 100-150 см, расстояние между перекладинами  12-15 см, диаметр их 2,5-3 см. Высота вертикальной  лесенки 150-200 см. На нее можно  прикрепить скат с бортиками,  оснастив его зацепами, по которому  катит мяч, корзину для забрасывания  мяча, мишень для метания. Если  перекладины лесенки съемные,  то это дает возможность подвешивать  на нее одноместные качели, веревочную  лестницу, канат, невысокую перекладину  – турничок. В настоящее время  разрабатываются конструкции, позволяющие  убирать лесенку вплотную к  стене или выдвигать, когда  ребенок собирается заниматься.

   Интересные упражнения в перешагивании  предлагаются для малыша на  лесенке, сделанной из двух  толстых шнуров и «перекладин»  из тесьмы, устанавливаемых чаще  или реже, в зависимости от  умений ребенка, длины его шагов.

   Располагать уголок следует по  возможности ближе к свету,  чтобы был приток свежего воздуха,  у наружной стены с широким  окном и балконной дверью.

   Упражнения на снарядах, вводимых  постепенно, вначале выполняются  детьми под руководством или  наблюдением взрослых, а после  успешного освоения дети могут  заниматься самостоятельно.

   У ребенка не должно быть  с самого начала отрицательных  эмоций от чрезмерно высоких  или слишком малых нагрузок, неправильной  методики занятий, отсутствия  их периодичности, поэтому родители должны хорошо подготовиться к тому, чтобы начать заниматься с ним.

4.Заключение.

Итак, совместные занятия  родителей с детьми приносят следующие  положительные результаты:

  • пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствует развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
  • углубляют взаимосвязь родителей и детей;
  • предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
  • позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствует всестороннему развитию ребенка.

      Во время совместных занятий  взрослый поднимает, носит, качает  ребенка, помогает ему подтянуться,  подпрыгнуть, взобраться наверх  и т.д. Благодаря этому сами  родители развиваются физически,  становятся более сильными, ловкими  и выносливыми. Такое использование  свободного времени полезно для  обеих сторон.

Только  систематическая забота о двигательном развитии ребенка может принести желаемые результаты: систематическое  повторение одних и тех же упражнений и логическая преемственность занятий  являются основными предпосылками  успеха.

 

Список использованной литературы

  1. Абрамов М. С., Рыбалко А. И. Современные подходы к оценке уровня физического развития – важного показателя общественного здоровья // Гигиена и санитария. – 1983. - №6. – с. 69-71.
  2. Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991 – 543с.
  3. Лосева О.А, Параничева Т.М. Физиолого-гигиенические предпосылки к организации обучения детей шестилетнего возраста//Нач. шк.-1986.-№7.- С.56-58.
  4. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А.Ашмарина. -М.: Просвешение, 1990. - 287 с.
  5. Белов Р.А. Организация работы по физической культуре по месту жительства. – К.: Олимп. Лит., 1987. – 239с.

Информация о работе Роль семьи в физическом воспитании детей