Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 10:24, реферат
В наш век скоростей, повсеместной компьютеризации, научно-технического прогресса мы мало времени уделяем своему здоровью. Известно, что здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить.
Забота института здравоохранения о здоровье населения предполагает и наличие в его арсенале курортно-оздоровительной функции, которая связана с представлением человеку услуг по полноценному проведению своего отдыха в профилакториях, домах отдыха и санаториях.
Пропагандистско-воспитательная функция включает в себя информирование населения, проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, что ведет к формированию ориентаций населения на ЗОЖ. Это могут быть мероприятия, проводимые совместно с институтом образования и спорта. Важное место здесь должны занимать оздоровительные мероприятия, проводимые при самих медицинских учреждениях.
Таким образом, все три рассмотренных нами социальных института призваны формировать ориентации на ЗОЖ. От их взаимодействия зависит то, какой образ жизни будет вести личность. Мы прекрасно понимаем, что все описанные нами функции характеризуют должное, то, что должны делать семья, образование и здравоохранение в целях формирования ориентаций на ЗОЖ, и стремлении обеспечить ЗОЖ личности.
В современных условиях значительно возрастает роль семьи и школы в формировании всесторонне развитой личности, сохранении и укреплении здоровья детей младшего школьного возраста. Общеизвестно, что большую часть жизни человек проводит в семье. Еще в детстве формируется образ жизни ребенка под воздействием образа жизни его родителей и знакомых. Семья обеспечивает духовное и физическое здоровье, поддерживает психосоциальный рост и развитие каждого из своих членов, дает им чувство социальной защищенности, принадлежности к общечеловеческой культуре, образует фундамент для создания внесемейных отношений и связей. Для семьи дети — главная ценность. Научить здоровому образу жизни, воспитать ответственное отношение младших школьников к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и, прежде всего, родители.
К факторам риска, ухудшающим здоровье детей и подростков, как уже писалось относятся: вредные привычки (курение, употребление наркотиков и алкоголя)
Успешная борьба с вредными привычками возможна в том случае, когда известны причины этого явления. Что касается табакокурения, то подавляющее большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2 классах, и движет ими, прежде всего, любопытство. Убедившись в том, что курение сопровождается неприятными ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), дети к табаку больше не тянутся, во 2-6 классах курят считанные единицы. А вот в более старшем возрасте число курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство. Согласно исследованиям социологов, чаще всего это подражание старшим товарищам (в том числе и родителям), особенно тем, на кого хотелось бы походить, желание казаться взрослым, независимым, желание “быть как все” в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят. Также весомый вклад в то, что подростки начинают курить, вносит реклама табачных изделий в средствах массовой информации, присутствие табакокурения в действиях героев кино-, телефильмов и театральных пьес.
Употребление школьниками и студентами спиртных напитков – вещь, к сожалению, очень распространенная. Социологические опросы показывают, что даже среди первоклассников больше половины знакомы со вкусом вина или пива, и чаще всего это происходит с ведома и согласия родителей: «невинная рюмочка» в честь дня рождения или другого торжества. Получается так, что прием алкоголя для ребенка практически всегда (за исключением, конечно, детей из семей алкоголиков) связан с атмосферой праздника и на первый взгляд особой опасности здесь нет. Однако такое приобщение детей к вину представляет серьезную опасность, поскольку снимает психологический барьер, и школьник чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже один, если появляется такая возможность.
Хотя причины употребления алкоголя, как известно, весьма различны, основной из них, пожалуй, является то, что алкоголь на сегодняшний день – единственный легализованный наркотик, вызывающий быструю эйфорию: субъективно приятное состояние, заключающееся в ощущении возбуждения, бодрости, прилива сил, неограниченных возможностей, хорошего настроения. Иногда эйфория проявляется в ощущении приятной расслабленности, безмятежности, благополучия. Будучи субъективно приятным ощущением, алкогольная эйфория- объективно вредное состояние, так как при этом человек всегда в той или иной степени отключается от реальности, чувствуя себя наверху блаженства без всяких объективных на то оснований.
Как известно, человек становится заядлым курильщиком или алкоголиком не сразу, для этого должно пройти определенное время. А для того, чтобы стать наркоманом, то есть, чтобы возникла физическая и психическая зависимость от наркотика, достаточно 1-2 раза его попробовать. Попробовав действие наркотика, подросток уже не в силах от него избавиться. Это обстоятельство широко используют торговцы наркотиками, предлагая первую «дозу» практически бесплатно, хорошо зная, что в дальнейшем подросток пойдет на все, чтобы достать наркотик по любой цене.
Наркотическая эйфория (алкогольная – как частный случай) вредна также и тем, что требует постоянного повторения, у человека вырабатывается болезненная привычка испытывать это состояние вновь и вновь, возникает потребность во что бы то ни стало достать то вещество, которое эту эйфорию вызывает. Отсюда изменение всех ценностных ориентаций человека. Кроме того, следует помнить, что вызывающие эйфорию вещества все без исключения ядовиты, они отравляют организм, усугубляя психическую деградацию расстройством деятельности практически всех систем жизнеобеспечения.
Все вышеизложенное достаточно хорошо известно, тем не менее, миллионы людей на земле употребляют те или иные алкогольные напитки, наркотические вещества в том или ином количестве. И если для взрослых людей алкоголь в первую очередь является средством снять стресс, повысить настроение, уйти хотя бы на время от решения сложных житейских проблем, то для подростка, школьника основная причина употребления алкоголя – неумение (а в ряде случаев и отсутствие возможности) правильно, с пользой для себя и общества организовать свой досуг.
Воспитание потребности в правильной организации досуга, во всемерном развитии своего физического и духовного потенциала – вот основная задача антиалкогольной, антитабачной и антинаркотической работы среди молодежи. В решении этих оздоровительных задач особое значение имеет целенаправленно организованная просветительная и физкультурно-оздоровительная работа с активным участием родителей, учителей и медицинских работников.
Заключение
Подводя итоги, следует отметить, что семья играет важную роль в формировании здоровья детей. Особенно важными в этом плане являются социально-экономические характеристики семьи – ее состав и доходы, питание ребенка, образование родителей. Для повышения уровня детского здоровья, в связи с выявленными неблагоприятными факторами, целесообразно сосредоточить усилия на таких направлениях, как повышение эффективности государственной семейной политики в сфере создания условий для снижения доли неполных семей; увеличение доходов семей с детьми, повышение социально-гигиенической грамотности и медицинской активности родителей.
Ребенок должен находиться под должным контролем родителей. Надо учить его с детства преодолевать трудности, ставить перед собой положительные цели и добиваться их осуществления. Не делайте из него кумира. Хвалите за хорошее, но и недостатки замечайте и реагируйте на них. Безоговорочное выполнение всех желаний может привести и к желанию все иметь и все испробовать, в том числе и курение и алкоголь. Мелочный контроль, чрезмерная суровость, наказания даже за незначительные проступки делают его запитым, подчиняющимся указаниям других. Внутреннее напряжение, угнетенность и подавленность могут привести к тому, что он найдет себе разрядку во вредных привычках и отрицательном образе жизни.
Делаем круговые движения нижней частью туловища, как будто вращаем обруч - сначала в одну сторону, потом в другую. Дыхание произвольное.
Каждое упражнение нужно повторить 8—12 раз.
Заканчиваем разминку ходьбой, чередующейся с бегом на месте, темп постепенно замедляем, переходим на шаг. Теперь — прохладный душ, купание в реке, пруду или просто обливание холодной водой.
Для мышц груди и рук
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Руки на ширине плеч. 25 раз.
Для широчайших мышц
Лежа на спине между двумя стульями, гимнастическая палка на сиденьях. Взяться за палку руками широким хватом. Подтягивание до касания палки грудью. 3 серии по 10 раз.
Для дельтовидных мышц
Стоя, наступив на резиновый бинт, свободные концы в руках. Поднимание рук через стороны вверх, 3 серии по 10 раз.
Для бицепсов
Стоя так же, как в предыдущем упражнении. Сгибание рук в локтевых суставах, 3 серии по 8 раз.
Для трицепсов
Стоя, руки согнуты в локтях за головой, в них свободные концы бинта. На меняя положения локтей, разгибать руки, 3 серии по 8 раз.
Для мышц спины
Лежа животом на стуле, руки за головой. Одновременно поднимать туловище и прямые ноги, максимально прогибаясь, 3 серии по 8 раз.
Для мышц ног
Стоя, руки за головой. Присесть, встать и чуть-чуть выпрыгнуть вверх. Упражнения можно заменить приседаниями на одной ноге, другая вытянута вперед, 4 серии по 6 раз.
Стоя носком одной ноги на деревянном бруске высотой 3-4 см, подняться на носок, 3 серии по 12 раз каждой ногой.
Для мышц брюшного пресса
Лежа на полу, руки за головой, ноги закреплены. Поднимание туловища до касания грудью коленей. 3 серии по 15 раз.
Информация о работе Роль семьи в формировании здорового образа жизни