Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 14:14, курсовая работа
Первостепенное значение физического благополучия для здоровья человека несомненно, но в настоящее время оно становится особенно актуальным. Связано это в первую очередь и с кризисным состоянием здоровья, и с их гипокинезией, и с трудностями адаптации к повышенным умственным нагрузкам. Современные исследователи в области физического самовоспитания, представляют этот процесс с различных сторон, но большинство из них рассматривают физическое самовоспитание с позиций укрепления здоровья, самосовершенствования физических качеств, овладения двигательными навыками, воспитания волевых и нравственных качеств личности. Специфическим для физкультурного воспитания стал принцип объективности формирования мотиваций и потребности в самовоспитании.
Введение 3 1. Теория физического воспитания 5 1.1. Физическое воспитание и система физического воспитания 5 1.2. Физическая деятельность как одна из областей деятельности, формирующих личность 10 1.3. Возможности, предоставляемые физической культурой для всестороннего воспитания личности и пути их использования 13 1.4. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как условие здорового образа жизни 15 2. Этапы становления теории физического воспитания дошкольников в России в первой половине XX века 20 2.1. П.Ф. Лесгафт о физическом воспитании и обучении детей 21 2.2. Педагогическая теория П.Ф. Каптерева 27 2.3. Мелкобуржуазная теория «Свободного воспитания» 31 Заключение 38 Список использованной литературы
Выдержка
Введение Первостепенное
значение физического благополучия
для здоровья человека несомненно,
но в настоящее время оно
Содержание
Содержание Введение 3 1. Теория физического воспитания 5 1.1. Физическое воспитание и система физического воспитания 5 1.2. Физическая деятельность как одна из областей деятельности, формирующих личность 10 1.3. Возможности, предоставляемые физической культурой для всестороннего воспитания личности и пути их использования 13 1.4. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как условие здорового образа жизни 15 2. Этапы становления теории физического воспитания дошкольников в России в первой половине XX века 20 2.1. П.Ф. Лесгафт о физическом воспитании и обучении детей 21 2.2. Педагогическая теория П.Ф. Каптерева 27 2.3. Мелкобуржуазная теория «Свободного воспитания» 31 Заключение 38 Список использованной литературы 40
Литература
Список использованной литературы 1. Воспитание детей в старшей группе детского сада. М.: 1984. 2. Воспитание и обучение в дс под ред. А.В.Запорожца и Н.А.Мар¬ковой - М., Педагогика,1976 3. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / под ред. Парамоновой Л.А., Ушаковой О.С. М.: 1987. 4. Громова Е. ОРУ для старших дошкольников. //Дошкольное воспитание, 1983. № 2. 5. Дроздова В. О методике проведения утренней гимнастики\\Д.в,1980. 6. Заводнова О.Г. Физкультура в детском саду. М.: 1998. 7. Лескова Г. П., Буцинская П. П., Васюкова В. И. Общеразвивающие упражнения в детском саду /Под ред, Г. П. Лесковой. М.: 1981 8. Лескова Г.П. ОРУ в детском саду, 1981 9. О ритмических движениях дошкольников \\ Д.в, 1983 - 8 10. Осокина Т.И. Физ.культура в д\саду- М.: Пр.,1986 11. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2008. – 451с. 12. Пирогова Е.В., Иващенко Л.Я., Страпко Н.П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. Киев: Здоровье, 2006. – 328с. 13. Развитие движений ребенка-дошкольника под ред. Фонарева - М.:1975 14. Рейзин В.М., Ищенко А.С. Физическая культура в жизни студента. Минск: Высшая школа, 2009. – 524с. 15. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Д. Физическая культура: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. М.: Академия, 2007. – 493с. 16. Танцевальная физкультура для дошкольников \\ Д\в, 1988 - 4 17. Тимофеева Г. А. Гимнастика"в д\с - М.: Пр. ,1259 18. Физическая культура: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2008. – 224с. 19. Фомина АЛ Физ.- занятия и спортивные игры в д\с - М.: Пр. 1974
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УМСТВЕННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С.А. Горбунов
Кандидат педагогических наук А.В. Дубровский
Чайковский государственный
Ключевые слова: физкультурное знание, умственная готовность, профессиональная деятельность.
С физической культурой, прямо или опосредованно, сталкиваются абсолютно все люди. Более того, эти "столкновения" настолько часты, что какую бы сферу человеческой деятельности мы ни рассматривали, там обязательно будут присутствовать хотя бы отдельные элементы физической культуры. Речь идет не только о совершенствовании и реализации двигательного потенциала, но и о физкультурном знании, благодаря которому существенно расширяются горизонты применения средств физической культуры [1].
Несмотря на это возможности
физической культуры используются крайне
слабо. На сегодняшний день сложился
некий стереотип восприятия физической
культуры как явления примитивного
и полностью разработанного [1]. Однако
далеко не каждый разбирается в сущности
управления биологическим в человеке,
но очевидно, что физическое упражнение
оказывает влияние главным
Научно-техническая революция, переживаемая
цивилизованным человечеством уже
на протяжении нескольких десятков лет,
и в настоящее время находится
в стадии высокой активности. С
приходом НТР не только появились
новые горизонты, но и возникли определенные
сложности. С каждым годом человечеству
приходится осваивать новые и
всё более сложные технические
системы. В связи с этим интенсивность
процесса обучения во всех сферах образовательной
деятельности вышла на такой уровень,
что без значительного
На современного человека, начиная
уже с дошкольного возраста, "обрушивается"
информационный поток. Значительную часть
этой информации он вынужден воспринимать,
а многую тщательно усваивать. Кульминации
информационный поток достигает
в то время, когда перед индивидуумом
стоит задача обучения. Даже при
благоприятном течении процесса
обучения проблемным остается вопрос
умственного и психического перенапряжения.
Следовательно, налицо необходимость
формирования неспецифической адаптации,
позволяющей посредством
В этих условиях важное значение имеет
подготовленность человека к деятельности,
основанной на активных мыслительных
процессах. Такая деятельность включает
в себя как процесс обучения и
собственно интеллектуальный труд, так
и физический труд, являющийся результатом
управленческой деятельности ЦНС. Другими
словами, сегодня весьма актуальна
умственная готовность человека к обучению
и профессиональной деятельности. Исходя
из этого, мы приступили к исследованию
взаимосвязи механизмов умственной
и физической работоспособности
как важнейших биологических
предпосылок и основы развития интеллекта,
эрудиции и специальных умений (умственная
готовность). По мнению авторов, исследование
непосредственно связано с
При выполнении экспериментального исследования была сделана попытка рассмотрения умственного и двигательного в системе. Изучены действия, направленные на отбор из окружающей среды объектов, свойства которых можно использовать для достижения цели, и на объединение этих объектов надлежащим образом как работу по созданию того, что называется системой. Другими словами, система есть средство достижения цели. Именно поэтому, решая вопросы устойчивости, стабильности и надежности умственной деятельности, авторами введено понятие "система умственной готовности человека к профессиональной деятельности". Умственная готовность была определена как совокупность свойств человека выполнять определенные действия в определенное время с заданной эффективностью, обусловленной требованиями определенной профессиональной деятельности. Очевидно, что компоненты умственной готовности связаны как с мыслительной, так и с динамической (двигательной) функцией.
Дело в том, что физическая, умственная и мыслительная деятельность любого профессионала разворачивается в двух сферах: с одной стороны, во взаимодействии с предметной составляющей данного труда, с другой - в ходе общения с коллегами, руководителями и подчиненными [4]. Эти сферы совершенствуются в ходе психологической подготовки, являющейся составной частью физической подготовки, и отражают рефлекторно-эмоциональную готовность.
Из приведенного выше определения
умственной готовности к деятельности
выделяются три составляющие: теоретическая,
функциональная, двигательная. Остается
напомнить, что в физической
готовности также выделяют функциональный
и двигательный компоненты [2, 3, 5]. Каждая
составляющая данного понятия имеет свои
параметры:
1. Теоретическая готовность - совокупность
количественных (успеваемость, количественные
характеристики памяти и
2. Функциональная готовность - определённые
количественные показатели, полученные
в ходе тестирования
3. Двигательная готовность - количественные
характеристики специальных
Смоделировав условия
Литература
1. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека: к проблеме развития физкультурного знания // Теория и практика физ. культуры. 1991, № 7, с. 37-41.
2. Василяускас К.М. Влияние физических нагрузок на взаимоотношение некоторых вегетативных и соматических функций у юных спортсменов // Научные основы физического воспитания и спорта: Реферативный сборник диссертаций / Под ред. И.Н. Петухова. - М.: ФиС, 1971, с. 20-23.
3. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. - М.: Знание, 1987 (Новое в жизни, науке, технике. Серия "Физкультура и спорт", № 7). - 236 с.
4. Конева Е.В. Особенности мышления в субъект-субъектных видах деятельности //Психологический журнал, 1996, т. 17, № 6, с. 82-94.
5. Маркосян А.А. Развитие человека и надежность биологической системы // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. - М.: Медицина, 1969, с. 5-13.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ
УПРАЖНЕНИЙ НА
КООРДИНАТОРНЫЕ ФУНКЦИИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА
4
1.1. Понятие физических упражнений и координаторных
функций 4
1.2. Двигательная активность и ее влияние
на координаторные способности детей
8
2.3. Влияние координаторных функций на
интеллектуальное и физическое развитие
детей 13
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ
УПРАЖНЕНИЙ НА КООРДИНАТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ,
УМСТВЕННОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
17
2.1. Методики оценки эффективности физических
упражнений и их влияние на умственное
и физическое развитие детей 17
2.2. Выборка испытуемых 28
2.3. Сравнительный анализ показателей
физического и умственного развития детей
29
2.4. Влияние физических упражнений на разфитие
координаторных функций: различия умственных
и физических показателей здоровья
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39