Русские национальные виды спорта и игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 15:08, реферат

Краткое описание

Многовековую историю имеют многие виды спорта и игры: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Они изменялись и совершенствовались вместе с развитием деятельности человека. Очень важное значение для формирования национальных спортивных традиций имели такие факторы, как ландшафт, условия климата, особенности природы, менталитет и социальный статус общества, и многое другое.
Процессы взаимного культурного влияния и культурного общения оказывают большое влияние на характер народных спортивных традиций и национальных видов спорта, а они, в свою очередь, являются одним из важнейших средств духовного развития общества.

Содержание

Введение
1. Русские национальные виды спорта
1.1. Армейский рукопашный бой
1.2. Буза
1.3. Гиревой спорт
1.4. Лапта
1.5. Самбо
1.6. Хоккей с мячом

2. Русские национальные игры
2.1. Вышибалы
2.2. Городки
2.3. Кулачный бой

Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РУССКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА И ИГРЫ.docx

— 79.44 Кб (Скачать файл)

Вышибалы - динамичная игра с мячом. Рассчитана на несколько человек.

Игра появилась сразу же, как люди изобрели мяч, скрученный из мягких растительных волокон, сшитый из тряпок. Любили играть в мяч такие знаменитые личности, как Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский.

В вышибалы играют три человека или более – делясь на водящих и вышибающих. Игровое поле, длиной приблизительно 8-10 метров очерчено с двух сторон линиями, за которыми стоят вышибалы, а водящие внутри поля, либо проще: вышибалы встают примерно в 5-10 метрах друг от друга, а водящие между ними.

Цель игры: попасть по водящим с помощью мяча (вышибить его).

Водящие могут ловить мяч (свечки) до того, как тот ударится о землю.

Играть можно как на улице, так и в закрытом спортивном помещении.

 

Правила игры для троих игроков

  • Игроки договариваются о расстоянии между вышибалами и чертят линии ближе которых вышибалам нельзя подходить друг к другу — чем больше расстояние, тем труднее вышибать и легче увернуться от мяча.
  • Водящий находится между вышибал.
  • Вышибалы стараются попасть и «вышибить» водящего.
  • Тот, кто вышиб водящего, встает на его место, а бывший водящий становится вышибалой.
  • Пойманная свечка используется как дополнительная жизнь (необходимо попасть еще раз, чтобы снять свечку).

Правила игры при количестве игроков больше трех

  • Игроки разделяются на две команды: вышибающих и водящих.
  • Игроки договариваются о расстоянии между вышибалами и чертят линии ближе которых им нельзя подходить друг к другу.
  • Команда окружена командой вышибал.
  • С помощью мяча вышибалы стараются вышибить водящих.
  • Выбитые игроки уходят с поля пока не будут выбиты все игроки команды, при этом из рук вышибалы может быть поймана «свечка».
  • Поймавший свечку имеет возможность либо остаться в круге, либо вернуть обратно одного из ранее выбитых.
  • Когда остается последний водящий он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему полных лет. Если он увернулся удачно то вся команда заходит обратно и начинается все сначала. Иначе команды меняются местами.

Особые броски

Прежде всего нужно помнить, что любое нарушение правил этих бросков делает водящего вышибалой.

  • Картошка - бросок подобен броску мяча в боулинге, но стоит помнить, что картошка не летает. Мяч должен прокатиться под ногами игроков в центре.
  • Бомба - бросок вверх. При выкрике "Бомба!" водящие должны сесть на корточки.
  • Граната - бросок вроде обычного, при котором нельзя двигать ногами.

В настоящее время чаще всего играют одним мячом, хотя двумя интереснее.

Вышибалы подвижная и полезная игра, она развивает дополнительные навыки – это ловкость, быстрота, внимание, резкость, а также при игре в команде учит держаться сплоченно, помогать и выручать друг друга.

2.2. Городки

Городки - русская народная игра, основным правилом которой является выбивание палками с определённых расстояний из квадрата, так называемые «города», пяти городков, то есть — цилиндрических чурок, в виде разнообразных фигур.

Игра существует более двух столетий.

Сами городки появились в XIX веке, а произошли они от древнерусской игры "бабки", известной еще в V веке. В бабках использовались специально обработанные подкопытные кости коров, свиней, баранов или овец. Кости выкладывались на площадку, из которой их нужно было выбивать палками. Известно, что бабками увлекались Петр Великий, А.В. Суворов, А.С. Пушкин. Поскольку в деревне коров и свиней хоть отбавляй, желающим сыграть в бабки не составляло труда достать необходимые принадлежности.

Бабки были деревенской игрой, а пришедшие на смену им городки - игрой городской. Даже само название игры говорит о том, что в нее играли в городах. В городе кости заменялись деревянными чурками.

В нескольких западноевропейских изданиях XIX века содержались цветные гравюры, сопровождаемые кратким описанием русской народной забавы. По этим публикациям можно судить, что к началу XIX века игра в городки была распространена по всей России и имела свои правила.

Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования. В 1928 году городки были включены в программу Всесоюзной Олимпиады. В 1933 году вышли новые правила, в которых были определены 15 фигур. Начиная с 1987 года асимметричные мишени для левшей стали зеркально переворачивать.

Особую популярность городки завоевали в XX веке. С 1936 года проводили чемпионаты СССР по городкам.

Размеры площадки («город») — 2х2 м; расстояние от места бросков: дальнее («кон») — 13 м, ближнее («полу кон») — 6,5 м; длина городков — 20 см, диаметр их — 4,5—5 см; длина биты — не более 1 м. Выбиваются фигуры с «кона», но, если из фигуры выбит хотя бы один городок, остальные выбиваются с «полукона». А вот «письмо» выбивается только с «кона». Городок считается выбитым, если он полностью вышел за линии квадрата или усов. Городки, выкатившиеся за переднюю (лицевую) линию квадрата или в пределы усов, считаются невыбитыми. «Марка» в «письме» считается выбитой, если ни она, ни бита не задели другие городки.

Бросок считается потерянным, если:

  • бита коснулась штрафной линии или земли перед ней;
  • игрок в момент броска наступил или заступил за линию кона (полукона);
  • во время броска игрок заступил ногой за боковую планку;
  • игрок затратил большее время (30 сек), на подготовку для броска.

Все городки в этих случаях ставятся на прежние места, повторять удар не разрешается.

Партия в городки состоит из 15 фигур: пушка, вилка, звезда, стрелка, колодец, коленчатый вал, артиллерия, ракетка, пулеметное гнездо, рак, часовые, серп, тир, самолет, письмо. В этой последовательности их и выбивают.

Состязания городошников бывают личными — между двумя спортсменами, а также командными.

2.3. Кулачный бой

Кулачный бой (также кулачки, бойовище, навкулачки, кулачная бойка, бойка) — древняя потеха, увеселение, представляющая собой бой кулаками. Эта потеха существовала в России начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои».

Правила и виды кулачного боя

Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Считающийся видом кулачного боя «сцеплялка-свалка», в действительности — самостоятельное единоборство, русский аналог боя без правил.

Самый древний вид боя — «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой», представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех.

Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них — неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой. У каждой «стенки» был свой руководитель — «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей.

«Сам на сам» или «один на один» был самым почитаемым видом боя. Бои «один на один» могли организовываться специальным человеком, а могли быть и стихийными. В первом случае бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность могла проходить в любом месте, где собирался народ: ярмарки, праздники. Поединки «сам на сам» при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Этот способ доказать свою правоту назывался «поле». «Поле» просуществовало до правления Ивана Грозного.

Русские бойцы использовали только удары кулаками — что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой. Использовались три ударных поверхности, что соответствует трём ударным поверхностям оружия: головки пястных костей (укол оружием), основание кулака со стороны мизинца (рубящий удар оружием), головки основных фаланг (удар обухом). Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу»), и под рёбра («под микитки»). Никогда не использовалось продолжение поединка на земле. Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.

Настоящее ограничение кулачных поединков началось в XVII веке. 19 марта 1686 года вышел указ, запрещающий кулачные бои и назначающий наказания участникам.

Однако, несмотря на все указы, кулачные бои продолжали существовать, а участники теперь стали выбирать из своей среды сотского, десятского, которым доверялось следить за исполнением всех правил боя.

Существуют сведения, что Петру I нравилось устраивать кулачные бои, «дабы показать удаль русского народа».

В 1751 году прошли жестокие бои на Миллионной улице, и о них узнала Елизавета Петровна. Императрица пыталась снизить количество опасных поединков и приняла новое постановление, препятствующее их проведению в Санкт-Петербурге и в Москве.

При Екатерине II кулачные бои пользовались большой популярностью. Граф Григорий Орлов был хорошим бойцом и часто приглашал известных кулачников помериться с ним силой.

Николай I в 1832 году полностью запретил кулачные бои «как забавы вредныя».

После 1917 года кулачный бой был отнесён к пережиткам царского режима и, не став спортивным видом борьбы, уходил из жизни.

В 90-х годах XX века начали осуществляться попытки возродить школы и стили славянских боевых искусств, включающие в том числе и кулачный бой.

 

Заключение

Изучив русские национальные виды спорта мы можем проследить, что они возникли или из народной забавы, или из военной подготовки солдат. Развиваясь с течением времени, обрастая новыми правилами и дополнениями, постепенно преобразовываясь сформировались национальные виды спорта.

Изучив русские национальные игры мы можем увидеть, что они и сейчас не теряют своей актуальности, помогая развивать в молодом поколении только лучшие качества характера и физическую ловкость.

Спортивные состязания – это неотъемлемая и важная часть культуры любого народа.  Спортивные состязания показывают менталитет и особенности общества, меняются вместе с ним, воспитывают его. Возрождение и сохранение национальных видов спорта есть одна из форм сохранения традиций и духовно-нравственных ценностей.

 

 

Список литературы

1. «История физической культуры и спорта» Голощапов Б.Р.

 Изд-во  Академия 2009г.

2. «Физическая культура»  Григорович Е.С., Переверзев В.А.

Изд-во Вышэйшая школа 2011г.

 

3. «Наука побеждать» Суворов А.В. Изд-во Эксмо 2011г.

4. «Спорт мира и мир  спорта» Кудрявцев В., Кудрявцева  Ж.

Изд-во Молодая гвардия 1987г.

5. «Спортивная лапта. Правила игры»

Изд-во СпортАкадемПресс 2000г.

6. «Игрища, борьба, кулачный бой на Великой Руси»

Авилов В., Харахордин С.  Изд-во Профит Стайл 2012г.

 

 

 

Дополнительные источники:

http://far-bros.ru/ - Федерация армейского рукопашного боя России

http://www.vfgs.ru/ - Всероссийская федерация гиревого спорта

http://ruslapta.ru/ - Федерация русской лапты России

http://sambo.ru/ - Всероссийская Федерация Самбо

http://www.rusbandy.ru/ - Федерация хоккея с мячом России

 

 

 

 

 


Информация о работе Русские национальные виды спорта и игры