Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:49, реферат
В зависимости от состояния здоровья пациент использует различные средства физической культуры и спорта, а при отклонениях в состоянии здоровья — лечебную физкультуру (ЛФК). ЛФК в данном случае является методом функциональной терапии.
Введение. 3
1.Лечебная физкультура (ЛФК) 3
1.1. Характеристика физических упражнений. 5
1.2.Средства лечебной физкультуры. 7
1.3.Формы применения лечебной физической культуры. 10
1.4.Методы проведения процедур лечебной гимнастики. 11
2.Физическая реабилитация при переломах голени. 12
3.Основы врачебного контроля 14
3.1.Оценка эффективности применения лечебной физкультуры в лечении больных. 15
4.Методы самоконтроля. 16
Вывод. 17
Список использованной литературы: 18
Министерство культуры РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования.
Санкт – Петербургский
государственный университет
Кафедра физической культуры.
Реферат
По дисциплине «Физическая культура» на тему:
«Самоконтроль и контроль при занятиях лечебной физической культурой»
Выполнила:
Студентка учебной группы 29227
Факультета музыкального искусства эстрады
Никифорова Кристина Юрьевна
Проверила
Заведующая кафедрой физического
воспитания
Доцент, к.б.н. В.Н. Бледнова
г. Санкт – Петербург
2012г.
Оглавление
Введение. 3
1.Лечебная физкультура (ЛФК) 3
1.1. Характеристика физических упражнений. 5
1.2.Средства лечебной физкультуры. 7
1.3.Формы применения лечебной физической культуры. 10
1.4.Методы проведения процедур лечебной гимнастики. 11
2.Физическая реабилитация при переломах голени. 12
3.Основы врачебного контроля 14
3.1.Оценка эффективности применения лечебной физкультуры в лечении больных. 15
4.Методы самоконтроля. 16
Вывод. 17
Список использованной литературы: 18
Физическая активность
— одно из важных условий жизни
и развития человека. Ее следует
рассматривать как
Физическая активность зависит от функциональных возможностей пациента, его возраста, пола и здоровья.
Физические упражнения (тренировка) приводят к развитию функциональной адаптации. Физическая активность с учетом социально-бытовых условий, экологии и других факторов изменяет реактивность, приспособляемость организма.
Профилактический и лечебный эффект при дозированной тренировке возможен при соблюдении ряда принципов: систематичности, регулярности, длительности, дозировании нагрузок, индивидуализации.
В зависимости от состояния здоровья пациент использует различные средства физической культуры и спорта, а при отклонениях в состоянии здоровья — лечебную физкультуру (ЛФК). ЛФК в данном случае является методом функциональной терапии.
Лечебная физкультура (ЛФК) — метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания. ЛФК обычно используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне регламентированного режима и в соответствии с терапевтическими задачами.
На отдельных этапах курса лечения ЛФК способствует предупреждению осложнений, вызываемых длительным покоем; ускорению ликвидации анатомических и функциональных нарушений; сохранению, восстановлению или созданию новых условий для функциональной адаптации организма больного к физическим нагрузкам.
Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, то есть движения, специально организованные (гимнастические, спортивно-прикладные, игровые) и применяемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации больного. Физические упражнения способствуют восстановлению не только физических, но и психических сил.
Особенностью метода ЛФК
является также его естественно-
ЛФК является также методом функциональной терапии. Физические упражнения, стимулируя функциональную деятельность всех основных систем организма, в итоге приводят к развитию функциональной адаптации больного. Но одновременно необходимо помнить о единстве функционального и морфологического и не ограничивать терапевтическую роль ЛФК рамками функциональных влияний. ЛФК надо считать методом патогенетической терапии. Физические упражнения, влияя на реактивность больного, изменяют как общую реакцию, так и местное ее проявление. Тренировку больного следует рассматривать как процесс систематического и дозированного применения физических упражнений с целью общего оздоровления организма, улучшения функции того или другого органа, нарушенной болезненным процессом, развития, образования и закрепления моторных (двигательных) навыков и волевых качеств (табл. 1).
Таблица 1. Участие органов в окислительных процессах в покое и при физических нагрузках (в см3 кислорода в час по Баркрофту)
Орган |
Максимальный покой (наркоз) |
Максимальная физическая работа | ||||||
|
12, 9 |
59,0 | ||||||
Сердце |
2,0 |
254,0 | ||||||
Слюнные железы |
0,9 |
1,1 | ||||||
Печень |
7,9 |
21,1 | ||||||
Поджелудочная железа |
0,7 |
1,4 | ||||||
Почки |
1,6 |
4,2 |
Стимуляционное воздействие на организм физических упражнений осуществляется через нейрогуморальные механизмы.
При выполнении физических упражнений в тканях усиливается метаболизм.
Для большинства больных характерно снижение жизненного тонуса. Оно неизбежно в условиях постельного режима из-за уменьшения двигательной активности. При этом резко сокращается поток проприоцептивных раздражителей, что ведет к снижению лабильности нервной системы на всех ее уровнях, интенсивности протекания вегетативных процессов и тонуса мускулатуры. При длительном постельном режиме, особенно в сочетании с иммобилизацией, происходит извращение нервно-соматических и вегетативных реакций.
Заболевание (травма) и гиподинамия
ведут к существенным изменениям
гомеостаза, атрофии мышц, функциональным
нарушениям эндокринной и
Таблица 2. Лечебно-профилактическое действие лечебной физкультуры
Физические упражнения (в виде лечебной гимнастики) являются основным средством ЛФК. С лечебной целью используют физические упражнения, подвижные и спортивные игры, прикладные и спортивные упражнения, пассивные, рефлекторные и корригирующие движения, упражнения на специальных снарядах и аппаратах (тренажерах), идеомоторные упражнения и т.д.
Систематическое применение физических упражнений способно влиять на реактивность организма, изменять как общую реакцию больного, так и местное ее проявление. При этом в общую реакцию организма обычно вовлекаются и те физиологические механизмы, которые участвовали в патогенетическом процессе. Выбор упражнений производится на основе механизма их действия, с учетом особенностей течения заболевания, возраста пациента и т.д. (схема I).
Эффективность физических упражнений зависит от характера движений, числа повторений и вовлечения в динамический процесс той или иной группы мышц (различные движения в мелких, средних и крупных суставах конечностей, дыхательные упражнения — диафрагмальные, грудные и пр.).
При применении лечебной гимнастики (ЛГ) физические упражнения оказывают непосредственное воздействие как на нервные, так и на гуморальные механизмы, выравнивая функциональную деятельность.
Схема I. Использование упражнений при тренировке статико-динамической функции у больных
Одной из характерных особенностей ЛФК является ее дозирование. В ЛФК различают тренировку общую и специальную.
Общая тренировка способствует оздоровлению и укреплению организма больного, при ее проведении используют все виды общеразвивающих физических упражнений.
Специальная тренировка направлена на восстановление (развитие) нарушенных функций в результате травмы или заболевания, при этом используют виды упражнений, оказывающих непосредственное воздействие на травмированный участок (сегмент) или функциональную систему (упражнения при артрозе коленного сустава, дыхательные упражнения при хронической пневмонии и т.п.).
При применении ЛФК необходимо соблюдать следующие правила тренировки: индивидуализация (учет возраста, пола пациента, характера течения заболевания); системность (подбор упражнений и последовательность их применения); регулярность (ежедневное или несколько раз в день применение упражнений на протяжении длительного времени); длительность (многократное повторение упражнений во время процедуры и в период курсового лечения); постепенность нарастания физической нагрузки в процессе курсового лечения (тренировки должны усложняться).
Основными средствами ЛФК являются физические упражнения (схема III), которые делят на следующие: гимнастические (общеразвивающие и дыхательные, активные и пассивные, без снарядов и на снарядах); спортивно-прикладные (ходьба, бег, бросание мячей — набивных, баскетбольных, волейбольных и др., прыжки, плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.); игры (малоподвижные, подвижные и спортивные).
Гимнастические упражнения выполняются в определенных исходных положениях, с определенной амплитудой, скоростью, повторяемостью. Они развивают силу, выносливость, координацию, улучшают подвижность в суставах и т.д. Гимнастические упражнения можно условно разделить по анатомическому (биомеханическому) признаку (действию): упражнения для мышц шеи, рук, ног, туловища, брюшной стенки, тазового дна и др.; по методической (педагогической) направленности: упражнения на координацию, выносливость, растягивание, равновесие, силу и др.; по характеру активности их выполнения: пассивные, активные, пассивно-активные, идеомоторные.
Статические упражнения проводятся
в виде напряжения мышц, удержания
гантелей, набивных мячей, гирь, удержание
собственного веса на тренажерах, во время
висов, упоров на снарядах (или на полу,
у гимнастической стенки и т.д.). Статические
упражнений применяют в
Упражнения на растягивание применяют в виде различных сгибаний в суставах с последующей фиксацией сустава в согнутом положении (2—10 с). Используют для снятия утомления, при контрактурах, при повышенном мышечном тонусе.
Упражнения на расслабление (релаксация). Их применяют для снятия утомления (во время проведения занятий), понижения мышечного тонуса (при парезах, параличах, травмах, контрактурах и пр.).
Идеомоторные упражнения — это мысленно выполняемые упражнения, во время которых дается как бы приказ выполнить определенные движения (параличи и парезы, при гипсовых повязках на конечности и др.). Их необходимо сочетать с пассивными движениями.
Пассивные упражнения (движения)
выполняются методистом (инструктором)
лечебной физкультуры. Пассивные движения
характеризуются отсутствием
Дыхательные упражнения возбуждают и углубляют функцию дыхания. Они способствуют нормализации и совершенствованию дыхательного акта. Одновременно происходит взаимокоординация дыхания и движений, укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение подвижности грудной клетки, растягивание (ликвидация) спаек в плевральной полости, предупреждение и ликвидация застойных явлений в легких, удаление мокроты. Дыхательные упражнения подразделяются на статические (упражнения, не сочетающиеся с движением конечностей и туловища) и динамические (когда дыхание сочетается с различными движениями). При некоторых заболеваниях (бронхиальная астма, эмфизема легких и др.) дыхательные упражнения выполняются с акцентом на выдох, с произношением различных звуков (особенно у детей), надуванием игрушек и пр. Наклоны, повороты при выполнении дыхательных упражнений способствуют большей вентиляции легких, растягиванию плевральных спаек, рассасыванию очага воспаления (пневмония и др.). Эффективность дыхательных упражнений выше, если их сочетать с общеразвивающими упражнениями, массажем воротниковой области (мышц надплечья), межреберных и брюшных мышц.
Корригирующие упражнения направлены на исправление (коррекцию), нормализацию осанки. Правильная осанка обеспечивает наиболее полноценное в функциональном отношении взаиморасположение и функционирование внутренних органов и систем.
К корригирующим упражнениям относят гимнастические упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, выполняемых в различных исходных положениях, как правило, лежа (на спине, животе), сидя и стоя (у гимнастической стенки, у стены, касаясь лопатками стены). Упражнения могут быть с гимнастической палкой, резиновыми амортизаторами (бинтами), гантелями, на тренажерах, в виде плавания брассом и др. При деформациях позвоночника (сколиоз, спондилолистез, спондилез и др.) включают корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими упражнениями и массаж.
Информация о работе Самоконтроль и контроль при занятиях лечебной физической культурой