Самоконтроль на занятиях физической культурой и спортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:54, реферат

Краткое описание

При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Наиболее удобная форма самоконтроля - это ведение специального дневника. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы - субъективные и объективные. К субъективным показателям можно отнести самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При наличии сильного дискомфорта следует прекратить занятия и обратиться за консультацией к специалистам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Самоконтроль в процессе физического воспитания и при занятиях спортом…………………………………………………………………………….5
1.1 Объективные показатели……………………………………………………..6
1.2 Субъективные данные………………………………………………………...7
2. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом……………………………..10
3. Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии и оценки, дневник самоконтроля………………………………………………………….11
4. Использование методов, стандартов, антропометрических индексов, упражнений-тестов для оценки физического состояния организма и физической подготовленности…………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемых источников…………………………………….….........18

Вложенные файлы: 1 файл

мойй реферат.docx

— 34.40 Кб (Скачать файл)

                                         Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Самоконтроль в процессе  физического воспитания и при  занятиях спортом…………………………………………………………………………….5

1.1 Объективные показатели……………………………………………………..6

1.2 Субъективные данные………………………………………………………...7

2. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом……………………………..10

3. Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии и оценки, дневник самоконтроля………………………………………………………….11

4. Использование методов, стандартов, антропометрических индексов, упражнений-тестов для оценки физического состояния организма и физической подготовленности…………………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………….17

Список используемых источников…………………………………….….........18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          ВВЕДЕНИЕ

Человек как личность формируется  в процессе общественной жизни: в  учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне  развитой личности.

Нравственное  воспитание. На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.

Умственное воспитание. На занятиях физической культурой и спортом учащиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретенных навыков в жизни, усваивают правила закаливания организма, обязательные требования гигиены.

Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень  устойчивости умственной работоспособности.

Исследования показывают, что занятия физическими упражнениями способствуют совершенствованию органов  чувств, мышечно-двигательной чувствительности, зрительного и слухового восприятия, развитию памяти, особенно зрительно-двигательной.

Трудовое воспитание. Сущность трудового воспитания заключается в систематическом и планомерном развитии качеств и свойств личности, определяющих подготовку человека к жизни, к общественно полезному труду. Трудолюбие также воспитывается непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, когда занимающиеся для достижения максимального результата, преодолевая усталость, многократно выполняют физические упражнения.

Эстетическое  воспитание. В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела, в доведенных до степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигурном катании способствует развитию музыкальной культуры. Занятия туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе.

Связь занятий физическими  упражнениями с эстетическим воспитанием  имеет двойственный характер, так  как позволяет не только формировать  внешне прекрасный образ, но и одновременно влиять на воспитание морально-волевых  качеств, этических норм и поведения  в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Самоконтроль  в процессе физического воспитания  и при занятиях спортом

Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения дадут лучший результат, если они будут дополнены самоконтролем.

Самоконтроль - существенное дополнение врачебного контроля. Он проводится самими занимающимися. Для этого  каждый из них обязан вести дневник  самоконтроля.

Самоконтроль позволяет  своевременно установить наличие тех  или иных отклонений в состоянии здоровья занимающихся, принять необходимые меры по их устранению. В то же время самоконтроль позволяет врачу вести регулярный текущий контроль, а тренеру вносить те или иные изменения в тренировочные планы.

Главное же его преимущество состоит в том, что занимающиеся, осуществляя повседневные самонаблюдения, могут наглядно ощутить благотворное действие занятий физическими упражнениями на состояние своего здоровья.

К ведению дневника самоконтроля занимающихся необходимо приучить с  самого начала занятий в группе. При этом подробно освещаются цели и задачи самоконтроля, раскрывается значение отдельных показателей  объективных и субъективных данных.

1.1. Объективные  показатели

Рост - важный показатель физического  развития. Но он должен рассматриваться  в сочетании с массой тела, окружностью  грудной клетки, ЖЕЛ (спирометрия). Измерение  роста имеет большое значение для вычисления показателей, характеризующих  правильность, пропорциональность телосложения и состояние физического развития.

Масса тела служит одной  из основных характеристик физического  состояния человека и является показателем  развития его организма. Масса тела человека в норме определяется путем  вычитания из показателей роста (в см) условных величин.

Окружность грудной клетки. Хорошо развитая грудная клетка - показатель хорошего физического развития и  известная гарантия крепкого здоровья. Окружность грудной клетки исследуется  в состоянии покоя (в паузе), при  вдохе и выдохе.

Разница между вдохом и  выдохом называется экскурсией грудной  клетки. Последняя зависит от развития дыхательных мышц и типа дыхания.

Мышечная сила рук. Сила мышц рук измеряется динамометром. Мышечная сила рук зависит от роста, массы  тела, окружности грудной клетки и  других показателей. В среднем относительная  сила мышц рук для мужчин -- 60--70% веса, для женщин -- 45--50% веса. Становая мышечная сила - это сила мышц-разгибателей спины. Она зависит от пола, возраста, массы  тела, рода занятий занимающихся. У  мужчин становая мышечная сила значительно  выше, чем у женщин. С возрастом  она начинает падать.

Спирометрия. ЖЕЛ - это объем  воздуха, который можно выдохнуть  из легких, характеризующий главным  образом силу дыхательных мышц, а  также эластичность легочной ткани.

Пульс. Уровень тренированности  человека и его работоспособность  во многом зависят от функциональной способности сердечнососудистой системы.

Каждому человеку присуща  своя частота пульса. В состоянии  покоя у здорового нетренированного мужчины она обычно составляет 60-80 уд/мин, у женщин она на 5-10 ударов чаще.

Частота пульса зависит от возраста, положения тела, уровня физических нагрузок и др. Во время занятий  физическими упражнениями пульс  всегда повышается.

Потоотделение. При большой  мышечной работе потоотделение способствует установлению кислотно-щелочного равновесия, регулирует температуру тела и является основным показателем нормального  водно-солевого обмена.

Потоотделение зависит не только от нагрузки и температуры  воздуха, но и от состояния нервной  системы.

При правильной методике и  режиме тренировки потоотделение уменьшается, а масса тела почтя не изменяется.

1. 2. Субъективные  данные

Настроение играет большую  роль в жизни человека. Большей  эффективности тренировочного процесса способствует хорошее настроение.

Но спорт, физическая культура, в свою очередь, улучшают настроение, вызывают чувства бодрости, радости, уверенности в своих силах.

Когда человек находится  в хорошей спортивной форме, он совершенно по-иному воспринимает окружающий мир.

Самочувствие. Под влиянием регулярных занятий физическими  упражнениями и спортом перестраивается  весь организм. Так, работа сердца, легких и других внутренних органов сопровождается возникновением нервных импульсов. В обычных условиях эти импульсы не доходят до коры головного мозга  и не вызывают соответствующих реакций, переходящих в ощущения. Вот почему здоровые люди обычно не чувствуют  своего сердца, легких, печени и т. п.

Самочувствие - это своеобразный барометр влияния физических упражнений на организм занимающихся. Чрезмерные нагрузки сопровождаются плохим самочувствием. Если оно сохраняется длительное время, необходимо немедленно обратиться к врачу и снизить нагрузку.

Усталость, утомление, снижение работоспособности непосредственно  связаны с состоянием нервной  системы человека. Это сложный  физиологический процесс, начинающийся в высших отделах нервной системы  и влияющий на другие системы и  органы человеческого организма.

Ночной сон нельзя заменить ничем. Сущность его заключается  в своеобразной задержке деятельности нервных клеток коры головного мозга  процессом торможения. Глубина и  продолжительность сна зависят  от многих причин.

Сон должен быть достаточным  и регулярным, но не менее 7 ч, а при  больших по объему физических нагрузках  – 8 -9 ч.

Полезно перед сном совершить  прогулку на свежем воздухе. При этом пищу нужно принимать последний  раз не позже чем за 1,5--2 ч до сна, в ужин не должны входить крепкий  чай, кофе; курить на ночь строго запрещается.

Аппетит. При физических нагрузках обмен веществ происходит более активно.

В первые дни занятий масса тела уменьшается, так как расходуются запасы организма: «тает» накопленный жир и теряется вода, но одновременно с этим развивается аппетит. Общеизвестно, что аппетит неустойчив, легко нарушается при недомоганиях, болезни, но потом вновь восстанавливается.

Часто при нарушениях тренировочного режима, повышенной нагрузке, перенапряжении аппетит теряется. Это позволяет  судить о правильности или неправильности методики занятий.

В дневнике самоконтроля аппетит  отмечается как хороший, удовлетворительный, плохой.

Сердцебиение - это ощущение частых и сильных ударов сердца, связанное с плохим самочувствием. При этом пульс учащается или  замедляется, т. е. бывает неритмичным.

Время возникновения сердцебиения, его характер, продолжительность, степень  связи с тренировочными занятиями  следует отмечать в дневнике самоконтроля.

Головные боли чаще всего  возникают при различных заболеваниях. Кроме того, головные боли и головокружения могут быть вызваны утомлением, чрезмерной физической нагрузкой и т. п.

Иногда головные боли и  головокружения появляются при занятиях физическими упражнениями. Здесь  особенно важен самоконтроль, который  поможет выяснить, после каких  упражнений и когда они появляются, определить их продолжительность.

Одышка. Работа сердца тесно  связана с деятельностью легких. Поэтому ослабление сердечной мышцы  влечет за собой нарушение кровообращения в легких, снижает их вентиляцию, т. е. обмен между легочным и наружным воздухом. В результате этого в  крови образуется недостаток кислорода  и избыток углекислоты, которая  раздражает дыхательный центр, вызывая  одышку.

Одышка - это учащенное  дыхание. Она сопровождается чувством стеснения в груди, затрудненностью  вдоха. Всякая энергичная работа, занятия  физическими упражнениями вызывают учащенное дыхание, т. е. одышку. После  больших физических напряжений одышка считается явлением нормальным. При  этом число дыханий может удвоиться  и даже утроиться. По мере нарастания тренированности одышка исчезает и дыхание быстро приходит в норму.

Боли в мышцах. Часто  в подготовительном периоде занятия  или у лиц, только что приступивших к занятиям физической культурой, появляются боли в мышцах. Как правило, эти  боли продолжаются в течение двух-трех недель и являются свидетельством активной перестройки организма.

У занимающихся физической культурой круглогодично эти  боли не отмечаются, а после больших  физических нагрузок их мышцы быстро восстанавливают свою работоспособность. Массаж, применение различных лекарственных  средств помогают быстрее снять  боли в мышцах.

Боли в боку. Они отмечаются в правом подреберье - в области  печени или в левом - в области  селезенки после больших физических напряжений. По своему характеру это  тупые боли.

Появление болей в левом  подреберье объясняется переполнением  селезенки кровью, в правом подреберье - переполнением кровью печени.

Информация о работе Самоконтроль на занятиях физической культурой и спортом