Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 14:52, доклад
Современное направление развития фигурного катания на коньках характеризуется ярко выраженной тенденцией к гармонии основных компонентов катания, сбалансированности содержания программы. Перед спортсменами ставится задача продемонстрировать владение всеми группами элементов — шагами, спиралями, вращениями, прыжками — в одиночном катании, поддержками, подкрутками, выбросами, тодесами, совместными и параллельными вращениями в парном катании, разнообразными шаговыми комбинациями в танцах на льду.
Общей задачей фигурного катания является формирование человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Вступление
Система подготовки спортменов к соревнованиям
Питание
Специальная подготовка в фигурном катании
Роль физической подготовки
Воспитание физических качеств
Психологические основы технической подготовки фигуристов
Психологическая подготовка к соревнованиям
Тактическая подготовка фигуристов
Заключение
Литература
Воспитание силы. Целесообразнее
всего воспитывать силу методом
максимальных усилий. Он предусматривает
применение такого отягощения, которое
спортсмен может поднять не более
1—3 раз. Количество подходов за тренировку
в зависимости от подготовленности
спортсменов колеблется от 5 до 10. Этот
метод является основным в тренировке
спортсменов высокой Метод динамических усилий используют для воспитания способности к быстрому проявлению силы. Метод основан на перемещении непредельного отягощения с максимально возможной скоростью. Отягощение подбирается таким образом, чтобы оно не приводило к нарушению структуры основного соревновательного движения. Этот метод одновременно совершенствует физические качества и технику выполняемого движения. Воспитание быстроты движений. Воспитание быстроты движений непосредственно связано с наличием других физических качеств. При необходимости выполнять очень быстро однократные движения важно иметь сильные мышцы. При выполнении быстрых движений циклического характера надо обладать достаточным запасом выносливости и хорошей подвижностью в суставах. В фигурном катании спортсмену не всегда нужно проявлять предельные скоростные возможности. Пожалуй, лишь сверхсложные многооборотные прыжки, опорные вращения и дорожки шагов требуют этого. В других же элементах более важную роль играет оптимальная скорость, необходимая для правильного исполнения конкретного элемента. Поэтому с начальных этапов обучения следует включать упражнения, развивающие тонкое чувство скорости. Для воспитания быстроты движение должно выполняться с предельной скоростью. Выбирается такое количество повторений, которое позволяет повторять движение без снижения скорости. Можно использовать облегчающие методы для достижения скорости движения выше максимальной. Например, сведение и разведение рук для группировки можно выполнять стоя. Если же это упражнение выполнять лежа на животе, то значительно облегчается сведение рук, а лежа на спине — разведение рук. Соответственно можно увеличить и скорость движений при группировке или раз-группировке. Для увеличения скорости вращения в многооборотных прыжках или опорных вращениях фигурист может выполнять упражнения на лонже. Для воспитания быстроты главным является повторный метод. Необходимо правильно выбирать интервалы отдыха между подходами, причем паузы должны обеспечивать почти полное восстановление. Чем более крупные мышцы задействованы при движении, тем большее время требуется на восстановление. Основным критерием рационального количества подходов является выполнение движения без снижения скорости при достаточной возбудимости центральной нервной системы. Поэтому необходима хорошая предварительная разминка, чтобы добиться оптимального ее состояния. Для воспитания общей выносливости используют равномерный метод, который характеризуется работой значительной продолжительности до необходимой степени утомления. В случае устойчивого состояния, при котором между кислородным запасом и текущим потреблением кислорода наступает равновесие, частота сердечных сокращений находится в пределах 130—160 уд/мин. Работа на частоте ниже 130 уд/мин не приводит к увеличению аэробных возможностей. Повышению общей и специальной выносливости способствует переменный метод. В этом случае непрерывная работа выполняется с переменной интенсивностью при частоте пульса не более 180 уд/мин. При воспитании анаэробных возможностей фигуристов используется интервальный метод (например, прокаты коротких или произвольных программ). Длительность выполнения отдельных частей программы должна составлять от 30 с до 2 мин. Выполняются 3—4 серии. Паузу отдыха между сериями желательно уменьшать с 5 до 3 мин, а затем до 2 мин. Количество серий колеблется от 2 до 6 в зависимости от состояния и подготовленности спортсменов. Для тренировки в таком режиме необходимо иметь хороший фундамент аэробных возможностей, так как накопившиеся продукты распада, возникающие при кислородном долге, могут устраняться быстро только в случае хорошо развитых дыхательных функций. Воспитанию выносливости способствует работа над повышением физиологических границ устойчивости организма. Используют, например, дыхание через трубку для подводного плавания или тренировки в высокогорье. Необходимо постоянно поддерживать определенный уровень анаэробных возможностей, так как в случае прекращения специальной тренировки они очень быстро снижаются. Гибкость в значительной степени зависит от строения суставов и эластичности мышц, укрепляющих сустав. Постоянная работа над увеличением подвижности благоприятно влияет на повышение эластичности суставных связок. После тренировок по развитию силы также необходима работа, направленная на растягивание мышц и улучшение эластичности связок. Основная задача при воспитании гибкости — увеличение амплитуды движения в суставах. Можно использовать активные и пассивные движения. Активные движения включают движения с постепенно увеличивающейся амплитудой. Применяют и статические упражнения. В этом случае надо сохранять определенную позу при максимальном растягивании сегмента в суставе. Пассивные движения с помощью партнера также довольно эффективны для развития гибкости. Упражнения на гибкость выполняются после хорошей разминки на начальных этапах воспитания и в период интенсивной работы над воспитанием силы, желательно 2 раза в день в течение 15—20 мин. Эффект увеличения подвижности в суставах сохраняется до 10 мин, после активных движений несколько дольше, чем после пассивных. В подходе делается не менее 15—20 повторений. Упражнения на гибкость можно сочетать с упражнениями на расслабление | |
4.Психологические основы технической подготовки фигуристов | |
|
Точность и надежность управления движениями при выполнении спортивных упражнений зависят от того, насколько развиты у спортсмена психические процессы, участвующие в саморегуляции двигательной деятельности (ощущения, восприятия, представления, мышление). На их базе формируется и совершенствуется техника фигурного катания на коньках. Психологическими основами технической подготовки можно считать целенаправленное совершенствование тех процессов, которые обеспечивают регуляцию движений, характерных для обязательной и произвольной программ всех видов катания. Для того чтобы почувствовать ребро конька, фигурист должен обладать отчетливыми и точными мышечно-двигательными ощущениями, которые развиваются и совершенствуются в процессе овладения упражнениями обязательной программы. Но совершенствуются они медленно. Опрос высококвалифицированных фигуристов показал, что необходимой мышечно-двигательной чувствительности при движениях стопой они достигают в среднем через 7,5 года занятий фигурным катанием. Следовательно, для повышения эффективности процесса подготовки фигуристов нужно обогатить тренировку специальными упражнениями и приемами, направленными на развитие мышечно-двигательных ощущений. Тогда уровень технической подготовленности спортсменов будет расти быстрее. Специальные упражнения можно использовать для совершенствования не только мышечно-двигательных ощущений, но и других психических процессов, связанных с управлением движениями. Так, фигуристу важно уметь точно отмерять интервал времени (например, для поддержания постоянной скорости при выполнении упражнений обязательной программы). О точности восприятия времени можно судить по так называемой реакции на время, т. е. по величине ошибки при воспроизведении заданного интервала. Улучшение реакции на время достигается с помощью специальных упражнений: прочувствовать и запомнить интервал, глядя на движущуюся стрелку секундомера; не глядя на секундомер, остановить стрелку в тот момент, когда появится ощущение, что заданное время истекло, и проверить результат; снова повторить задание без зрительного контроля. Подобные упражнения, столь же кратковременные и не вызывающие утомления у спортсменов, подобраны для совершенствования чувства восприятия пространства, от которого, в частности, зависит правильность начертания на льду фигур обязательной программы. Таким образом, эффективность технической подготовки фигуристов может быть повышена путем целенаправленного формирования точности их специфических ощущений и восприятий, которые необходимы для контроля за выполнением характерных для фигурного катания двигательных действий. Особую роль в становлении технического мастерства играют представления о движениях, или двигательные представления. Двигательное представление — это психический процесс, в результате которого в сознании спортсмена возникает образ какого-либо конкретного двигательного действия: прыжка, вращения, дорожки шагов, поддержки, подкрутки и т. д. Исследованиями А. Ц. Пуни и Е. Н. Суркова установлено, что двигательные представления выполняют весьма важные функции: программирующую, регулирующую и тренирующую. Программирующая функция имеет первостепенное значение при обучении спортсмена тому или иному двигательному действию. После показа нового элемента или упражнения и рассказа о нем в сознании фигуриста возникает представление — образ того, что и как ему надо делать. Образ становится той программой действий, не представив которые нельзя выполнить новое упражнение. Чтобы ускорить процесс обучения новому действию, нужно по возможности быстрее сформировать у спортсмена правильное представление о нем. Для этого следует четко объяснить и показать последовательность и направление движений, включенных в данное упражнение, а при необходимости разобрать схемы, рисунки и кинограммы. Надо иметь в виду, что правильное (точное и полное) представление не утрачивает своего значения и тогда, когда фигурист уже заканчивает начальное освоение нового элемента. При совершенствовании техники его исполнения на первый план выступают регулирующая и тренирующая функции двигательных представлений. При регулирующей функции образ двигательного действия является не только и не столько программой, сколько эталоном, образцом, с которым фигурист сопоставляет собственное реальное исполнение. Если сравнение не в пользу фигуриста, он продолжает совершенствовать технику катания. Тренирующая функция представления движений связана с так называемой идеомоторной тренировкой. Суть этого явления заключается в том, что мысленное выполнение упражнения (прыжка, вращения, дорожки шагов и др.) сказывается на повышении точности движений. Этот эффект возрастает при сочетании идеомоторной тренировки с реальной, т. е. когда практическому выполнению упражнения предшествует его мысленное выполнение. Фигурист как бы просматривает кинограмму предстоящего двигательного действия и видит себя выполняющим упражнение точно, четко, красиво и выразительно. Идеомоторная тренировка
применяется и в том случае,
когда спортсмен в силу каких-то
причин лишен возможности Итак, формирование правильного представления о двигательных действиях и умение спортсмена сознательно им пользоваться повышают эффективность технической подготовки фигуриста. На технику исполнения элементов фигурного катания и на реализацию технической подготовленности при выполнении упражнений на оценку оказывает влияние отношение фигуриста к тому или иному элементу. Излишнее акцентирование внимания обучающегося на сложности элемента или комбинации препятствует быстрому их освоению. Если же спортсмену внушить, что он вполне подготовлен, чтобы выполнить данный технический прием, то результаты не замедлят сказаться. Важно только, чтобы уверенность фигуриста в своих силах не переросла в самоуверенность. В современном фигурном катании усложнение произвольных программ идет не только за счет включения многооборотных прыжков, но и комбинаций, состоящих из нескольких выполняемых последовательно один за другим прыжков. И нередко срывы происходят из-за снижения мобилизованности, собранности при выполнении спортсменом тех элементов, которые он считает легкими. Правильно распределяя внимание, контролируя себя при выполнении всех элементов программы, фигурист учится избегать срывов. Включение в тренировку разнообразных заданий (исполнение прыжка с различных подходов в сочетании с другими прыжками) и инструкций для организации внимания и мышления формирует у фигуристов серьезное отношение к упражнению, совершенствует управление движениями в сложных многокомпонентных двигательных действиях и повышает стабильность их выполнения. Подводя итоги описания зависимости результативности двигательной деятельности фигуриста от его отношения к упражнению, отметим, что существует определенная мера в оценке спортсменом легкости (трудности) решения двигательной задачи, при соблюдении которой фигурист прикладывает оптимальные усилия и оптимально сосредоточивается. Нарушение этой меры в сторону «трудно» вызывает напряженность, нарушающую управление движениями и потому препятствующую успеху. Сдвиг в сторону «легко» демобилизует спортсмена, ослабляет контроль за своими действиями, что тоже мешает достижению успеха. Тем не менее формирование отношения «легко» может быть полезным при обучении новому техническому действию. Поэтому педагогические воздействия, направленные на ослабление отношения «трудно», приводят к оптимальному соотношению «легко-трудно». Вначале отклонение соотношения в сторону «легко» почти исключено, так как остается влияние новизны, но затем, по мере овладения упражнением, происходит постепенное смещение в направлении «легко». Это не мешает успешному совершенствованию техники, потому что темп смещения соответствует темпу реального устранения затруднений. Постепенно устанавливается соотношение, способствующее проявлению той степени напряжения внимания и усилий, которая нужна для правильного выполнения упражнения. | |
5.Психологическая подготовка к соревнованиям | |
|
В соревнованиях фигурист действует, используя знания, умения и навыки, полученные и закрепленные в процессе тренировки. Формирование необходимых для выполнения соревновательных программ умений и навыков, их объем и качественное своеобразие находятся в зависимости от условий, в которых происходит подготовка фигуриста и которые постепенно становятся привычными. Однако соревновательные условия существенно отличаются от привычных условий тренировки. Эти отличия сводятся в основном к следующим положениям. Соревнования играют значительную роль в жизни спортсмена; в соревнованиях всегда есть соперники; выступление на соревнованиях оценивают судьи; фигурист располагает всего одной зачетной попыткой в каждом упражнении; время для принятия самостоятельного решения (в тренировке спортсмену помогает тренер) часто чрезвычайно ограничено; соревнование может проходить в непривычных климатических, временных, метеорологических условиях и сопровождаться нежелательными воздействиями со стороны соперников, судей, зрителей и даже товарищей по команде. Таким образом, целью психологической подготовки спортсмена к соревнованию можно считать формирование у него такого психического состояния, при котором он может в полной мере использовать свою функциональную и специальную готовность для реализации в соревновании максимально возможного результата; противостоять многим предсоревновательным и соревновательным ситуациям, оказывающим отрицательное влияние и вызывающим рассогласование функций, т. е. проявить высокую надежность соревновательной деятельности. Такое состояние называют состоянием психической готовности к соревнованию. Психологическая подготовка — неотъемлемая часть предсорев-новательной подготовки спортсмена. Ею, как и всеми другими сторонами подготовки спортсмена, руководит тренер. Однако психологическая подготовка, являясь личным, в чем-то даже интимным процессом, требует особого подхода. Спортсмена нельзя заставить заниматься психологической подготовкой, а можно лишь побудить действовать в этом направлении. Поэтому первое, что следует сделать тренеру, это постараться Сформировать у спортсмена положительное отношение к психологической подготовке, к ее необходимости. Фигурист должен понять, что психологическая подготовка к соревнованиям поможет ему обрести перед стартом и в ходе состязаний то состояние, в котором он сможет наиболее полно реализовать все свои возможности для достижения высокого результата. Чтобы спортсмен подошел к началу соревнований в состоянии психической готовности и сохранил это состояние до окончания соревнований, ему необходимо сформировать конкретную и категоричную установку на определенный соревновательный результат, на преодоление ради этого разнообразных, в том числе и неожиданно возникающих в ходе соревнования, препятствий. Для этого, как и для достижения оптимального уровня эмоционального возбуждения, следует формировать потребность в достижении соревновательной цели. Психическое, в первую очередь эмоциональное, состояние может измениться в сколь угодно короткий промежуток времени при подготовке к соревнованиям, непосредственно перед стартом и даже в ходе соревнований. Поэтому в число универсальных средств психологической подготовки, которым надо обучить каждого спортсмена высокого класса, включаются способы и приемы саморегуляции уровня эмоционального возбуждения. Обучение саморегуляции начинается с обучения самоконтролю. Неблагоприятные эмоциональные состояния проявляются в двух формах (иногда переходящих одна в другую): чрезмерного и недостаточного возбуждения. Обе формы характеризуются рядом признаков, которые могут быть обнаружены спортсменом при самоконтроле. Признаки излишнего возбуждения: резкое учащение пульса, учащенное и поверхностное дыхание, повышение тонуса мышц, дрожь, непроизвольные движения губами, напряженная мимика, более громкая и быстрая, чем обычно, речь, сопровождаемая жестикуляцией, повышенный тембр голоса, раздражительность, рассеянность внимания, суетливость. Признаки недостаточного возбуждения: вялость, сонливость, зевота, замедленные движения, менее выразительная, чем обычно, речь. Спортсмен должен приучить себя обнаруживать эти признаки, замечать любые проявления эмоционального перевозбуждения или подавленности. С этой целью ему следует в предсоревновательных и соревновательных условиях задавать вопросы самому себе: нет ли у меня непроизвольного напряжения мышц? каковы у меня мимика, речь? как я двигаюсь, стою, сижу? как я дышу? какой у меня пульс? Самоконтроль — начальная фаза саморегуляции. Управление собственными эмоциями — дело сложное, которому надо специально учиться, овладевать приемами саморегуляции. Эти приемы можно разделить на две группы. К первой относятся приемы, связанные с отвлечением внимания, мыслей от тех факторов, которые вызывают у спортсмена неблагоприятное эмоциональное состояние. Вторая группа объединяет приемы саморегуляции путем устранения (снижения) внешних проявлений эмоций. Первая группа приемов саморегуляции: Переключение внимания и отвлечение от мыслей об исходе соревнования. Часто причиной возникновения состояния эмоционального перевозбуждения или угнетения являются мысли фигуриста о возможном успешном или неудачном завершении предстоящего соревнования и его последствиях для него лично и для команды, о силе предполагаемых соперников, о собственном состоянии, об имеющихся пробелах в его физической и технической подготовленности и т. п. Для улучшения эмоционального состояния и экономии нервно-психической энергии спортсмен должен научиться сознательно переключать свое внимание, свои мысли на другие объекты, не связанные с соревнованием. По мере приближения момента старта такое переключение становится все более трудным: спортсмен уже не может думать о чем-то другом, не имеющем отношения к соревнованию. В этом случае он должен знать, что не всякие и не все мысли о соревновании являются причиной возникновения неблагоприятных эмоциональных состояний. Если спортсмен переключит свое внимание, свою умственную активность на продумывание конкретных технических и тактических средств решения соревновательных задач, то тем самым он отвлечется от мысли о соревновании вообще, о возможной неудаче или большом успехе, т. е. от того, что вызывает эмоциональное напряжение. Самоободрение применяется в том случае, когда спортсмен установил, что причиной его неблагоприятного эмоционального состояния являются неуверенность в своих силах, сомнения в возможности достижения запланированного результата. Чтобы снизить эмоциональную напряженность, спортсмену целесообразно думать о том, что он хорошо подготовлен, что его соперники находятся в тех же условиях и им не легче, чем ему. Он может припомнить свои успешные выступления на предыдущих соревнованиях, хорошие результаты, показанные на тренировке, и т. п. Самоубеждение, как и самоободрение, направлено на повышение субъективной оценки вероятности достижения успеха. Спортсмен, тщательно анализируя свои возможности, возможности соперников и предполагаемые условия соревнований, доказывает себе, что его страхи и опасения не обоснованы, что он может и должен показать запланированный результат. Самоприказы типа «спокойно!», «возьми себя в руки!», «не дрожать!» и т. п. используются спортсменом в моменты четкого осознания высокой степени эмоционального возбуждения или подавленности перед стартом. Вторая группа приемов саморегуляции: Произвольное расслабление мышц снижает мышечный тонус, повышенный вследствие эмоционального напряжения. Спортсмен должен заранее научиться расслаблять мышцы рук, ног, туловища, лица, используя для этого специальные упражнения. Управление дыханием заключается в том, что спортсмен заставляет себя дышать в привычном или чуть замедленном ритме, акцентируя выдох. Управление поведением, т.
е. сдерживание эффективных Использование специальной
разминки не только для подготовки
организма и опорно- Следует сказать еще об одном, самом эффективном методе саморегуляции— о самовнушении с использованием аутогенной тренировки или ее различных модификаций: психорегулирующей тренировки (А. В. Алексеев), психомышечной тренировки (А. В. Алексеев), эмоционально-волевой тренировки (А.Т.Филатов). Здесь мы не будем говорить об этих методиках, так как они достаточно- подробно описаны в ряде доступных изданий *. Подчеркнем только, что овладение приемами самовнушения — необходимое условие подготовки высококвалифицированных фигуристов. Кроме помощи в овладении приемами саморегуляции тренер может помочь спортсмену правильно поставить соревновательную цель. С психологических позиций правильно поставленная цель должна отвечать двум требованиям: быть желанной и быть достоверной, т. е. спортсмен должен очень хотеть достичь запланированного результата и верить в возможность его достижения. Особую роль играют педагогические воздействия тренера, направленные на оптимизацию психического состояния спортсмена на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки. В качестве таких воздействий могут быть использованы педагогические тесты, прикидки, контрольные выполнения программ, с помощью которых проверяется динамика роста подготовленности спортсмена к соревнованию. Для оптимизации психического состояния эти проверки организуются так, чтобы убедить спортсмена в правильности хода подготовки, в том, что необходимый уровень готовности будет достигнут к моменту старта. Для управления психическим состоянием спортсмена можно применять комфортные или дискомфортные тренировки. Такие тренировки (в зависимости от состояния спортсмена, его отношения к предстоящему соревнованию, задач, поставленных тренером) могут вызывать у спортсмена либо чувство удовлетворения, легкости, снижать уровень психической напряженности, либо, наоборот, вызывать чувство неудовлетворенности достигнутым, стимулировать к дополнительным усилиям, повышать уровень активности и эмоционального возбуждения. Воздействовать на психическое состояние можно также путем управления психологическим климатом в команде и организацией контактов. При этом контролируются влияние и поведение окружающих спортсмена людей в зависимости от его состояния и потребностей. В связи с конкретными задачами оптимизации состояния спортсмена создается желательный (щадящий или стимулирующий) режим общения, в соответствии с которым регламентируется характер и частота воздействий на спортсмена со стороны тренера, руководителей, товарищей по команде и других лиц. Рациональная организация режима дня, отдыха, развлечений тоже хорошее средство формирования оптимального психического состояния спортсмена. Но особое значение имеют словесные воздействия тренера.. В форме доверительной беседы тренер должен убедить ученика в том, что у него нет достаточных причин и оснований для опасений за исход предстоящих соревнований, что он хорошо подготовлен и в состоянии выполнить стоящие перед ним задачи, что его положение в команде твердое и ничто не угрожает его престижу. Кроме того, тренер может использовать свой авторитет для категорического внушения спортсмену всего, что он считает необходимым. При этом воля тренера должна на какое-то время подавлять волю спортсмена, преодолевать его сопротивление, рассеивать сомнения и страхи. Несмотря на важность помощи тренера в психологической подготовке спортсмена к соревнованиям, фигурист должен знать, что такой помощи может быть недостаточно для достижения им состояния психической готовности. Он сам должен активно заниматься собственной психологической подготовкой.
6. Тактическая подготовка |
Особая роль отводится тактической подготовке фигуристов. Техническая, психологическая, хореографическая и физическая подготовленность фигуристов высокой квалификации находится на высоком уровне, вот почему при прочих равных условиях победа на крупнейших соревнованиях определяется зрелостью тактического мастерства фигуриста.
Поэтому, тактика спортсмена в фигурном
катании на коньках заключается
в оптимальном прокате
Заключение
Результаты взаимосвязи всех видов подготовки, которые учитывают особенности и тенденции развития фигурного катания на коньках, его соревновательную деятельность дают основание говорить о современной системе подготовки квалифицированных фигуристов.
Таким образом, современная система подготовки квалифицированных фигуристов может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 1):
Рис. 1. Современная система подготовки в квалифицированных спортсменов в фигурном катании на коньках
Литература
1. Гришина М.В. Подготовка фигуристов: основы управления.- М.: Физкультура и спорт, 1986.- 142 с.
2. Медведева И.М. Фигурное катание на коньках.- К.: Олимпийская литература, 1997.- 224 с.
3. Фигурное катание
на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ.
Под общ. ред. А. Н. Мишина. — М.: Физкультура
и спорт, 1985. — 271 с, ил.
4. Питание в системе
подготовки спортсменов // Под ред. В.Л.
Смульского, В.Д. Моногарова, М.М. Булатовой.-
К.: Олимпийская литература, 1996.- 222 с.
5.Сайт http://sportaim.ru/index.php/
6). Фигурное катание
на коньках. – М.: Издательство: Советский
спорт, 2006. – 172 с.
Информация о работе Система подготовки спортменов к соревнованиям