Современное состояние физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 13:55, реферат

Краткое описание

За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.

В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается всего 8 - 10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Концепция развития физической культуры и спорта в российской федерации………………………………………………………………………….6
1.1 Цели и задачи концепции…………………………………………………..7
1.2 Основные принципы реализации концепции………………………….10
2. Основные направления деятельности по развитию физической культуры и спорта……………………………………………………………………………12
3. Механизм реализации программы по развитию физической культуры и спорта……………………………………………………………………………22
4. Современное состояние физической культуры и спорта в российской федерации……………………………………………………………………….36
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы…………………………………….……..45

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЗРА.docx

— 55.35 Кб (Скачать файл)

 

- формирование правовой, материально-технической, научно-методической  и педагогической базы для  дальнейшего развития физической  культуры и спорта в стране.

 

 

 

 

 

 

 

4. Современное состояние  физической культуры и спорта  в Российской Федерации

 

Физическая культура и  спорт (ФКС) - одна из самых быстро развивающихся  за последние десятилетия отраслей социальной сферы во всем мире. Данная отрасль имеет свою специфику, которая  проявляется в двойственной природе  услуг ФКС: потребительском начале, с одной стороны и производственно-инвестиционном, с другой.

 

Инвестирование в ФКС  обладает важным социальным эффектом - созданием дополнительных рабочих  мест не только непосредственно в  спортивной отрасли, но и в смежных  отраслях и производствах. Создание новых рабочих мест - это не только рост экономики, но и во многом решение  социальных проблем государства: снижение безработицы, улучшение социального  климата в обществе.

 

По данным отечественных  и зарубежных ученых, здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения. А на 50-55% - от условий и образа жизни людей, важной составляющей частью которого являются активный отдых и физическое совершенствование.

 

В своем выступлении на Совете при Президенте РФ по спорту 15.10.2008г. Президент РФ Д. Медведев отметил, что для развития массового спорта и спорта высоких достижений в  стране есть все необходимые ресурсы, и указал на необходимость принятия экстренных мер по модернизации спортивной сферы.

 

В Российской Федерации сектор ФКС находится в стадии реформирования уже более 15 лет. Так, в настоящее  время, снова происходит реформирование в области управления ФКС: Федеральное  агентство по физической культуре и  спорту (Росспорт), которое осуществляло руководство сферой ФКС с 2002г. по 2008г., передало свои функции и полномочия созданному 12 мая 2008г. Указом Президента РФ Министерству спорта, туризма и молодежной политики под руководством В. Мутко. Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федерального агентства по делам молодежи, Федерального агентства по туризму и Федерального агентства по физической культуре и спорту. Минспорттуризм России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики.

 

Существенным фактором, определяющим развитие ФКС, является материально-техническое  обеспечение. Госкомспорт СССР имел развитую материально-техническую  базу, которая включала в себя разветвленную  сеть учебно-тренировочных баз и  центров для подготовки сборных  команд страны, предприятия спортивной промышленности, учебные и научные  учреждения, а также хозяйственные  организации. После распада СССР материально-техническая база физической культуры и спорта подверглась существенным изменениям.

 

В 1991-1992 годах в соответствии с межгосударственными соглашениями многие организации бывшего Госкомспорта СССР перешли под юрисдикцию новых  суверенных государств (Республики Белоруссия, Украины).

 

В середине 90-х годов критическое  положение наблюдалось в вопросах финансирования физической культуры и  спорта и, прежде всего, подготовки сборных  команд страны. До 1999 года недостаточное  финансирование из федерального бюджета  на ремонт и реконструкцию спортсооружений  привело к невозможности эксплуатации многих из них, а организация учебно-тренировочных  сборов на отечественных спортивных базах и центрах стала невозможной, и сборные команды страны были вынуждены проводить учебно-тренировочные  сборы за границей. Федерации по видам спорта, получив полную самостоятельность, не смогли в полной мере обеспечить развитие видов спорта без государственной  поддержки.

 

Факт, что с 1991г., сеть физкультурно-спортивных сооружений сократилась примерно на 20% . По данным федеральной службы государственной  статистики, сегодня эта сеть составляет 225 тыс. единиц, которые могут единовременно  принять около 5 млн. человек, что  соответствует всего лишь 17% действующего норматива единовременной пропускной способности спортивных сооружений. Сложившаяся в Российской Федерации  сеть физкультурно-оздоровительных  и спортивных сооружений характеризуется  не только недостаточным количеством: в ряде случаев многие объекты  не отвечают техническим и санитарно-гигиеническим  требованиям, неравномерно размещены  по России.

 

По сравнению с 2001 г. общее  число штатных работников физкультурно-спортивных организаций увеличилось более  чем на 45 тыс. человек, что составляет 18,2%.

 

За этими цифрами стоит  следующая картина: обеспечение  населения России кадрами ФКС  составляет сегодня в расчете  на 10 тысяч жителей не более 20 работников, а норматив - 26 работников. Иными  словами, кадровый недобор. Действительно, сегодня в российской школе учитель  физкультуры - едва ли не самый дефицитный преподаватель. Та же ситуация - в отношении  инструкторов-методистов производственной гимнастики на предприятиях и в организациях.

 

Между тем, в настоящее  время в России подготовка кадров ФКС осуществляется по одному направлению  и шести специальностям в 219 образовательных  учреждениях среднего и высшего  профессионального образования. При этом в системе Госкомспорта России работают: 13 высших учебных заведений, имеющих 16 филиалов, общее число обучающихся на 2007г. составляло 41372 чел.; 13 средних специальных учебных заведений, включая 2 колледжа в составе академий; 7 докторантур; 12 аспирантур; 6 докторских и 9 кандидатских диссертационных советов; 2 образовательных учреждения и 11 структурных подразделений дополнительного профессионального образования. В целом, качество подготовки отечественных специалистов удовлетворительное, и на них есть спрос не только в России, но и на мировом рынке спорта. Проблема, однако, - в том, что из 5 тыс. тренерских и преподавательских кадров, которых готовят в стране только институты физкультуры, в ФКС России остаются всего лишь 20%, а остальные уходят из-за отсутствия необходимых условий работы, в том числе низкой зарплаты. Сегодня в российском спорте - дефицит тренеров, но в то же время, по некоторым оценкам, за рубежом работают 20 тыс. российских специалистов ФКС, тренируя сильнейшие сборные мира.

 

ФКС России испытывает дефицит  и в отношении научно-исследовательских  кадров, без которых невозможно развитие отрасли. Когда-то во всероссийском  научно-исследовательском институте  физической культуры - главной в  ФКС России научно-исследовательской  структуры - работало более 3 тыс. человек, а институт располагал по тем временам современным научным оборудованием  и полноценными экспериментальными центрами. И сегодня финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ ведется по остаточному  принципу. Хотя, положительная динамика есть - объем финансирования науки  образования в 2006 году составил 140,7 млн. руб.

 

Существует еще одна значимая кадровая проблема: кадры для работы на современных физкультурно-спортивных объектах практически нигде не готовятся. Необходима система повышения их квалификации и переподготовки, особенно для таких технически сложных  объектов, как дворцы спорта с искусственным  льдом, быстровозводимые сооружения и  конструкции с теннисными кортами  и искусственными полями, плавательные бассейны, стадионы, санные трассы.

 

За последние годы в  связи с профессионализацией  и коммерциализацией спорта обострилась  конкуренция на международной арене, а наша страна продолжает терять ведущие  позиции во многих видах спорта. Научный анализ результатов работы спортивных школ, проведенный специалистами  по детско-юношескому спорту показывает, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком и полностью опирается на детско-юношеский спорт. Для того чтобы оставаться ведущей спортивной державой, необходимо создать условия для успешной работы детско-юношеских спортивных школ и качественной подготовки спортивного резерва.

 

Однако, в последнее время в стране наблюдается позитивная динамика по показателям состояния сферы ФКС, к таким тенденциям относятся:

 

- рост сети физкультурно-спортивных  сооружений, а также рост числа  занимающихся физической культурой  и спортом;

 

- рост затрат на 1 человека, занимающегося ФКС, рост средних  затрат на 1 учащегося в спортивной  школе;

 

- рост средств, выделенных  из федерального бюджета на  проведение всероссийских и обеспечение  участия в международных соревнованиях  спортсменов-инвалидов;

 

- увеличение объема финансирования  ФКС из федерального бюджета,  увеличение капитальных вложений  на развитие баз и центров  олимпийской подготовки из федерального  бюджета;

 

- рост численности кадров  ФКС, количества присвоенных спортивных  разрядов и званий, количества  клубов ФКС по месту жительства, а также физкультурно-оздоровительных  центров предприятий и организаций.

 

При этом указанные тенденции  не носят случайного характера, поскольку  обеспечены новым Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, а также Федеральной  целевой программой "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации  на 2006-2015 годы" (ФЦП), рядом региональных спортивных программ и подпрограмм. Также подготовлен проект Концепции  развития детско-юношеского спорта на 2009 - 2015 годы.

 

Новый Закон о физической культуре и спорте поднимает социальную значимость массового спорта.. Так, основными принципами законодательства провозглашаются (в том числе): "обеспечение  права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как  к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия  физической культурой и спортом  для всех категорий граждан и  групп населения", а также "содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите".

 

Закон о спорте решает многие вопросы самостоятельно. Но есть значимая часть, которая потребует изменений  в Налоговом кодексе, Законе о  земле, Законе об образовании. Например, нужны изменения в Законе об образовании, относительно детских спортивных школ. Необходимы изменения в налоговом законодательстве, чтобы заработал механизм налоговых льгот и послаблений бизнесу, который помогает детскому и инвалидному спорту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении можно сказать, что в настоящее время в  России имеются все предпосылки  и возможности для дальнейшего  развития физической культуры и спорта, в том числе материально-технические, правовые, научные, образовательные, организационно-управленческие. Вместе с тем, в первую очередь, необходимо изменить само отношение людей - занятия  физической культурой должны стать  потребностью самого человека. Приоритетным является детский спорт, и прежде всего - система физического воспитания в школе. Навыки ведения здорового  образа жизни необходимо прививать, начиная с детских садов и  заканчивая вузами.

 

Необходимо добиваться того, чтобы гармонично соединенные воедино  все элементы системы физкультурно-спортивного  движения страны - физическое воспитание в образовательных учреждениях, массовый спорт, подготовка спортивного  резерва, спорт высших достижений и  профессиональный спорт (спортивно-зрелищная  индустрия) - развивались эффективно и способствовали улучшению социально-экономической  мощи нашей страны, ее международному авторитету и в полной мере удовлетворяли  различные интересы населения в  занятиях физической культурой и  спортом.

Специалистам всех отраслей народного хозяйства, представителям из других сфер деятельности (архитектура, градостроение, культура, образование, здравоохранение и т.д.) необходимы знания по физической культуре и спорту, формированию здорового образа жизни. Обучение населения здоровому образу жизни, физкультурной грамотности  должно осуществляться с помощью  информационных программ, специально адаптированных к различным социально-демографическим  группам населения.

Список использованной литературы

 

1. Сайт http://moy-bereg.ru/fizicheskaya-kultura/fizicheskaya-kultura-i-sport-v-rossii-3.html, абзац 2.

2. О.Г. Лёшин, Т.М. Соколова. Методическое указание по прохождению курса "Физическая культура"

3. Федеральная целевая  программа "Развитие физической  культуры и спорта в Российской  Федерации на 2006-2015 годы" (утв.  постановлением Правительства РФ от 11 января 2006г. №7).

4. Постановление Правительства  РФ "О Министерстве спорта, туризма  и молодежной политики Российской  Федерации" от 29 мая 2008 г. №  408 //Сборник официальных документов  и материалов. Федеральное агентство  по физической культуре и спорту.6/2008; Москва.

5. Закон РФ № 329-ФЗ "О  физической культуре и спорте  в Российской Федерации" от 4 декабря 2007 г. //"Российская Газета" Федеральный выпуск N4539 от 8 декабря 2007 г. Ст.3

Информация о работе Современное состояние физической культуры и спорта