Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 15:31, реферат
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Она может быть средством самопознания, отдыха, развлечения, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры несут в себе огромную ценность, являясь частью человеческой культуры. Их разнообразие очень велико. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др.
1. Определение игры и основные понятия. 2
2. Подготовка к проведению игры. 4
3. Методика организации играющих. 7
4. Руководство процессом игры. 11
5. Подведение итогов игры. 15
6. Место подвижных игр в уроке физической культуры. 17
7. Различные подвижные игры. 18
8. Литература.
Национальный государственный университет
физической культуры и спорта имени П.Ф.Лесгафта.
Реферат.
"содержание методика проведения организация проведения подвижных игр в общеобразовательной школе"
Выполнил:
Иванов А.О.
Студент 2 курса
208 группы.
Проверил:
______________
Санкт-Петербург
2012.
Содержание.
Определение игры и основные понятия.
Игра - исторически сложившееся
общественное явление, самостоятельный
вид деятельности, свойственной человеку.
Она может быть средством самопознания, отдыха, развлечения, средством
физического и общего социального воспитания,
средством спорта. Игры несут в себе огромную
ценность, являясь частью человеческой
культуры. Их разнообразие очень велико.
Они отражают все области материального
и духовного творчества людей. Естественно,
что изучением игр занимались и занимаются
многие отрасли знаний: история, этнография,
антропология, педагогика, теория и методика
физического воспитания и др.
Подвижная игра относится к тем проявлениям
игровой деятельности, в которых ярко
выражена роль движений. Для подвижной
игры характерны активные творческие
двигательные действия, мотивированные
ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются
правилами (общепринятыми, установленными
руководителем или играющими), направленными
на преодоление различных трудностей
на пути к достижению поставленной цели.
В педагогической практике используются
коллективные и индивидуальные подвижные
игры, а также игры, подводящие к спортивной
ительности.
Коллективные подвижные игры — это игры,
в которых одновременно участвуют как
небольшие группы участников, так и целые
классы или спортивные секции, а в некоторых
случаях и значительно большее количество
играющих.
Индивидуальные (одиночные) подвижные
игры обычно создаются и организуются
детьми. В таких играх каждый может намечать
свои планы, устанавливать интересные
для себя условия и правила, а по желанию
и изменять их. По личному желанию избираются
и пути для осуществления задуманных действий.
Игры, подводящие к спортивной деятельности,
— это систематически организуемые подвижные
игры, требующие устойчивых условий проведения
и способствующие успешному овладению
учащимися элементами спортивной техники
и простейшими тактическими действиями
в отдельных видах спорта.
Подвижные игры являются одним из вспомогательных
средств в занятиях спортом.
Подобные игры используются также учителями,
ведущими внеклассную и внешкольную работу
по физической культуре и спорту с детьми
и подростками для организации их досуга.
Крупнейшие педагоги, ученые, прогрессивные
общественные деятели считали игру весьма
полезной для народного воспитания. На
основе их работ и учета зарубежных публикаций
подвижная игра рассматривается как осмысленная
деятельность, направленная на достижение
конкретных двигательных задач в быстроменяющихся
условиях. В ней проявляется творческая
инициатива играющего, выражающаяся в
разнообразии действий, согласованная
с коллективными действиями.
В педагогической практике, социальной
жизни и быту существуют две основные
формы организации подвижных игр: урочная
и внеурочная.
Урочная форма проведения подвижных игр
предусматривает непосредственную руководящую
роль учителя, регулярность занятий с
неизменным составом участников, регламентированные
содержание и объем игрового материала
и его взаимосвязь с организацией, содержанием
и методикой учебно-воспитательного про-цесса,
в который включается данная игра.
Подвижные игры, относящиеся к внеурочной
форме занятий, подразумевают большую
роль организаторов, вожаков из среды
самих детей; они организуются, как правило,
эпизодически, состав участников может
меняться, а игры варьируются по содержанию
и объему игрового материала.
Время, отводимое на подвижные игры в двигательном
режиме школьников, зависит от возраста,
класса, в котором учатся дети, от круглогодичного
распорядка обучения и других видов деятельности
и отдыха.
Как уже упоминалось, при урочной форме
проведения подвижных игр ведущую роль
играет руководитель, который решает следующие
задачи: 1) оздоровительные, 2) образовательные,
3) воспитательные.
Существует также и другая группа игр,
используемая для физического воспитания
это группа спортивных игр.
Спортивные игры - высшая ступень развития
подвижных игр. Они отличаются от подвижных
едиными правилами, определяющими состав
участников, размеры и разметку площадки,
продолжительность игры, оборудование
и инвентарь и др., что позволяет проводить
соревнования различного масштаба. Соревнования
по спортивным играм носят характер спортивной
борьбы и требуют от участников большого
физического напряжения и волевых усилий.
Подготовка к проведению игры.
Подготовка к проведению
игры особенно важна в тех случаях,
когда игра предлагается впервые
и педагог не в состоянии предвидеть
всех ситуаций, которые могут сложиться
в ее ходе. Подготовка состоит из выбора игры, подготовка площадки для
проведения игры, подготовка инвентаря
для игры, предварительный анализ игры.
Выбор игры в первую очередь зависит от
общих задач урока, при постановке которых
основными критериями являются возрастные
особенности детей, их развитие, физическая
подготовленность, количество занимающихся.
При выборе игры необходимо учитывать
форму занятий (урок, перемена, праздник,
прогулка). Урок и перемена ограничены
по времени; задачи и содержание игр на
перемене иные, чем на уроке; на празднике
используются в основном массовые игры
и аттракционы, в которых могут принимать
участие дети разного возраста и разной
физической подготовленности.
Выбор игры напрямую зависит от места
ее проведения. В небольшом узком зале
или коридоре проводятся игры с линейным
построением, игры, в которых участвуют
по очереди. В большом спортивном зале
или на площадке хорошо проводить игры
с бегом врассыпную, с метанием больших
и малых мячей, с элементами спортивных
игр. Во время прогулок и экскурсий за
город используются игры на местности.
Зимой на площадке проводятся игры на
лыжах, коньках, санях, игры с постройками
из снега.
При организации игр на улице надо учитывать
состояние погоды (особенно зимой). Если
температура воздуха низкая, выбирается
игра с активными действиями участников.
Нельзя использовать игры, в которых приходится
долго стоять, ожидая своей очереди. Малоподвижные
игры, в которых участники выполняют игровое
задание поочередно, хороши в жаркую погоду.
Наличие пособий и инвентаря также влияет
на выбор игры. Из-за отсутствия соответствующего
инвентаря или при неудачной его замене
игра может не состояться.
Подготовка площадки для игры. Если подвижная
игра проводится на воздухе, то надо снять
дерн или подобрать ровную зеленую площадку
(особенно для детей младшего школьного
возраста), не требующую этого. Форма площадки
предпочтительно прямоугольная, не менее
8 м в ширину и 12 м в длину. На расстоянии
2 м от поля можно поставить несколько
скамеек. Площадка ограничивается лицевыми
(короткими) и боковыми линиями, проводится
поперечная черта, делящая ее пополам.
По углам площадки можно поставить флажки,
сделав в грунте выемки. Флажки допустимо
ставить вдоль боковой границы в месте
пересечения средней линии. Линии принято
размечать меловой краской, на травяной
площадке вдоль линий можно слегка срезать
дерн, чтобы получился 2—3-сантиметровый
желобок. Линии границ намечаются не ближе
3 м от забора, стены или других предметов
во избежание травм.
Площадку для зимних игр надо очистить
от снега, утрамбовать, а по краям соорудить
снежный вал. Для проведения некоторых
игр ее посыпают песком. Можно сделать
отдельную площадку для игр, наиболее
предпочитаемых детьми, в которые они
любят играть самостоятельно.
Перед началом игры в помещении руководитель
должен проследить, чтобы в зале не было
посторонних предметов, мешающих движениям
играющих. Спортивные снаряды (брусья,
перекладину, коня, козла) надо убрать
в подсобное помещение. Если нет такой
возможности, то их следует поставить
у короткой стены и оградить скамейками,
сеткой или другими предметами. Оконные
стекла и лампы нужно закрыть сетками.
Помещение всегда должно быть проветрено,
а пол протерт влажной тряпкой.
Если руководитель планирует провести
игру на местности, он заранее хорошо знакомится
с ней и размечает условные границы для
игры. Места для игр подготавливают учащиеся
совместно с руководителем.
Подготовка инвентаря для подвижных игр.
Подвижная игра должна обеспечиваться
соответствующим инвентарем. Это флажки,
цветные повязки или жилетки, мячи различных
размеров, палки, булавы или кегли, обручи,
скакалки и т.п. Инвентарь должен быть
ярким, заметным в игре, что особенно важно
для младших школьников, а его размер и
масса — посильными для играющих. Количество
инвентаря предусматривается заранее.
Руководитель поддерживает инвентарь
в должном состоянии и систематически
приводит в порядок. Можно привлекать
детей к хранению и починке инвентаря.
Для игр на лужайках, на зимних площадках
можно использовать шишки, снег и т.п.
Участники получают инвентарь или расставляют
его на площадке только после того, как
руководитель объяснит им правила игры.
Предварительный анализ игры. Перед тем
как проводить игру, руководитель должен
продумать процесс игры и предусмотреть
все возможные ситуации, воз-никающие
по ходу игры. Особенно необходимо предусмотреть
и предотвратить возможные нежелательные
явления.
Руководитель, хорошо знающий данный коллектив
играющих, предварительно намечает роли
игроков, продумывает, как вовлечь в игру
слабых и пассивных игроков.
Для проведения некоторых игр он заранее
выбирает себе помощников, определяет
их функции и, если это необходимо, дает
им возможность подготовиться (например,
в играх на местности). Помощники первыми
знакомятся с правилами игры и местом
ее проведения.
При проведении игры руководителю рекомендуется
продумать и учесть следующие аспекты:
1. Познакомиться с требованиями и правилами
игры, в кото-рую дети будут играть. Приготовить
все необходимое оборудование и материалы
перед ее началом.
2. Учесть уровень развития детей, их таланты,
умения и не-умения.
3. Предлагать только те игры, которые доступны
данной возрастной группе, соответствующие
росту детей, их силе, жизненному опыту.
Умело выводить участников из игры, которая
для них сложна.
4. Избегать сверх энтузиазма (перевозбуждения)
у играющих.
5. Быть готовым к участию в игре в качестве
обычного игрока, подчиняться всем правилам,
включая и те, которые вроде бы умаляют
достоинство взрослого.
6. Помогать детям, которые не совсем компетентны
и не столь координированны, как их сверстники,
поручая им задания или предоставляя возможность
выполнять упражнения с учетом сноровки,
которой они обладают. Ребенок с каким-либо
недостатком может получать удовольствие,
если будет судьей-хронометристом, счетчиком
очков или главным судьей в игре, в которой
он не сможет принять участие. Не обращать
внимания на ошибки некоторых детей или
осторожно поправлять их, не прерывая
игры. Не отчитывать детей перед другими,
если они нарушили правила или ошиблись
в игре.
7. Объяснять правила каждой игры вовремя
и разрешить детям один или большее количество
раз потренироваться, перед тем как начнется
активная игра. Иметь в запасе ряд альтернативных
игр и необходимое оборудование, приготовленное
заранее, если дети не одобрят первую предложенную
руководителем игру.
8. Давать детям отдых между играми в соответствии
с их возрастом и возможностями.
9. Выбирать игры с учетом возможности
их усложнения: начи-нать с простейших,
тренируя, постепенно усложнять их по
мере улучшения ловкости детей.
Методика организации играющих.
Размещение играющих
и место руководителя при объяснении
игры.
Прежде чем начать объяснение игры, необходимо
разместить участников таким образом,
чтобы они хорошо видели руководителя
и слышали его рассказ. Лучше всего построить
играющих в исходное положение, из которого
они начнут игру.
Если игра проводится в круге, то объяснение
происходит в том же круговом построении.
Руководитель занимает место не в центре,
а в ряду играющих или, при большом количестве
играющих, немного впереди них. Нельзя
становиться в центр круга, так как тогда
половина играющих окажется за спиной
руководителя. Если играющие разделены
на две команды и построены одна против
другой на большом расстоянии («Вызов»),
то для объяснения надо сблизить команды,
а затем дать команду отойти к границам
«домов». В этом случае руководитель, объясняя
игру, становится между играющими в середине
площадки, у боковой границы, и обраща-ется
то к одной, то к другой команде. Если игра
начинается с движения врассыпную, можно
построить играющих в шеренгу, когда их
немного, или сгруппировать возле себя,
но так, чтобы все хорошо видели и слышали
руководителя. Следует помнить, что изложение
игры надо сопровождать показом. Наглядность
помогает лучше понять игру, и после объяснения
у участников не возникает вопросов. При
объяснении игры нельзя ставить детей
лицом к солнцу (они будут плохо видеть
руководителя) или к окнам (они могут смотреть
в окно и отвлекаться). Руководитель должен
стоять на видном месте боком или в крайнем
случае лицом к свету, но так, чтобы видеть
всех участников и контролировать их поведение.
2. Объяснение игры.
Правильное объяснение игры в значительной
мере влияет на ее успех. Как уже говорилось,
прежде чем начать игру, руководитель
обязан ясно представить себе ее содержание,
предварительно проанализировать ее и
только после этого приступать к объяснению.
Рассказ должен быть кратким: затянутое
объяснение может помешать восприятию
игры. Исключение составляют игры в младших
классах, которые можно объяснить в сказочной,
увлекательной форме. Рассказ должен быть
логичным, последовательным. Любую игру
следует объяснять примерно по такой схеме:
а) название игры (можно сказать, с какой
целью игра проводится);
б) роли играющих и их расположение на
площадке;
в) содержание игры;
г) цель игры;
д) правила игры.
Заканчивается объяснение игры ответами
на вопросы играющих. Отвечать следует
громко, обращаясь при этом ко всем. Рассказывая
о ходе игры, руководитель, бесспорно,
коснется правил, но в конце рассказа необходимо
еще раз заострить на них внимание, чтобы
дети лучше их запомнили. Рассказ не должен
быть монотонным, желательно выделять
голосом важные игровые моменты. В рассказе
не следует употреблять сложных терминов,
а новые понятия необходимо объяснять.
Руководитель должен обращать внимание
на настроение учащихся: если они отвлекаются,
надо сократить объяснение или оживить
его.
Содержание игры подробно объясняется
только тогда, когда учащиеся играют в
нее впервые. При повторениях игры следует
только напомнить основное содержание
и пояснить дополнительные правила и приемы.
3. Выделение водящих.
Среди многих организаторов и ведущих
игр существует тенденция назначать капитана
команды или предоставлять возможность
командам делать выбор самим. Но, во-первых,
в случае назначения дети подозревают
наличие любимчиков, независимо от того,
справедливо это или нет, а, во-вторых,
команды могут выбрать лидера потому,
что он самый сильный в их группе. Подобный
лидер может запугивать или обижать остальных.
Руководитель игры должен установить
такой порядок, чтобы каждый ребенок был
водящим поочередно.
Выделять его можно разными способами.
а).По назначению руководителя.
б). Существует способ выбора водящего
по жребию. Жребий может быть произведен
путем расчета, метания и другими способами.
в). Для определения водящего по жребию
можно «тянуться на палке». Участник берет
палку снизу, выше берется рукой второй
игрок, еще выше — третий и т.д. Водящим
становится тот, кто возьмет палку за верхний
конец и удержит ее или покроет палку сверху
ладонью. Этот способ применим при 2-4 играющих.
г). Организатор игры или один из игроков
зажимает несколько соломинок (стебли
травы, ленты или бечевки) в кулаке. Все,
кроме одной, имеют одинаковую длину. Он
держит их таким образом, чтобы остальные
игроки не могли догадаться, какая из них
короче. Каждый игрок вытягивает одну
соломинку. Вытянувший короткую становится
или водящим, или начинающим, или лидером
одной из команд.
д). Организатор игры, или один из игроков,
или капитан команды держит обе руки за
спиной, сжатыми в кулак, вне поля зрения
свободных игроков. Другие игроки поочередно
объявляют о четном или нечетном количестве
пальцев. Так определяются команда, порядок
игры и т.д.
е). При жребии можно применять метания.
Водит тот, кто дальше всех бросит палку,
камень, мяч и т.д. Этот способ требует
много времени. Им можно воспользоваться
при проведении игр на открытом воздухе
во внеурочное время.
ж). Один из наиболее удачных способов
— выделение водящего по выбору играющих.
Этот способ хорош в педагогическом отношении,
он позволяет выявить коллективное желание
детей, которые обычно выбирают наиболее
достойных водящих.
Однако в игре с малоорганизованными детьми
этот способ применить трудно, так как
водящих часто выбирают не по заслугам,
а под нажимом более сильных, настойчивых
детей. Руководитель может порекомендовать
детям выбрать тех, кто лучше бегает, прыгает,
попадает в цель и т.п.
з). Справедливо установить очередность
в выборе водящего, чтобы каждый участник
побывал в данной роли. Это содействует
воспитанию организаторских навыков и
активности.
и). Можно назначить водящего по результатам
предыдущих игр. Водящим становится игрок,
оказавшийся в предыдущей игре наиболее
ловким, быстрым и т.д. Об этом надо сообщить
участникам заранее, чтобы они стремились
проявлять в играх необходимые качества.
Отрицательной стороной этого способа
является то, что в роли водящего не смогут
быть слабые и менее ловкие дети.
4. Распределение на команды.
Распределение на команды также может
проводиться различными способами.
а). Руководитель распределяет играющих
на команды по своему усмотрению в случаях,
когда нужно составить равные по силам
команды. Такой способ чаще всего применяют
при проведении сложных подвижных и спортивных
игр в старших классах. Активного участия
в составлении команд играющие не принимают.
б). Другой способ распределения играющих
на команды состоит в построении учащихся
в шеренгу и расчете на первый—второй;
первые номера составят одну команду,
вторые — другую. Таким же способом составляют
и несколько команд.
Подобное быстрое распределение целесообразно
для урока, так как он ограничен по времени,
однако его недостаток в том, что команды
не всегда получаются равными по силам.
в). Можно разделить играющих на команды
путем фигурной маршировки или расчета
движущейся колонны. В каждом ряду должно
быть столько человек, сколько команд
требуется для игры.
Для этого способа также не нужно много
времени, однако состав команд при этом
бывает случайным и часто неравным по
силам.
г). Используется и способ разделения команд
по сговору. В этом случае дети выбирают
капитанов, разделившись на пары (примерно
равные по силам), сговариваются, кто кем
будет, а капитаны выбирают их по названиям.
При таком разделении команды почти всегда
равны по силам.
Этот способ очень любим детьми, поскольку
он сам — своеобразная игра. Однако его
недостаток в невозможности применения
на уроках — он занимает много времени.
д). Способ разделения по назначению капитанов.
Игроки выбирают двух капитанов, которые,
в свою очередь, набирают игроков в свою
команду.
Это довольно быстрый способ, и команды
бывают в основном равны по силам. Отрицательная
сторона этого способа состоит в том, что
слабых игроков капитаны берут неохотно,
что часто приводит к обидам и ссорам среди
играющих. Чтобы избежать неприятных ситуаций,
рекомендуется не доводить выбор до конца
и разделить оставшихся путем расчета.
Способ по назначению капитанов следует
применять только в играх с учащимися
старшего школьного возраста, которые
смогут правильно оценить силы игроков.
5. Выбор капитанов команд.
Роль капитанов команд очень велика: они
отвечают за поведение всей команды в
целом и за отдельных играющих. Капитану
дается право распределить роли в команде,
следить за соблюдением правил и дисциплиной.
Он является непосредственным помощником
руководителя.
Капитанов могут выбрать сами играющие
или их назначает руководитель. Обычно
сначала составляют команды и лишь после
этого назначают капитанов. В случае разделения
на команды путем выбора или сговора капитанов
выбирают заранее.
В постоянных командах капитаны периодически
переизбираются.
6. Выделение помощников.
Для каждой игры руководитель выбирает
помощников, которые следят за соблюдением
правил, учитывают результаты игры, а также
раздают и расставляют инвентарь.
Число помощников зависит от сложности
правил и организации игры, количества
играющих и размеров площадки, помещения.
О назначении помощников руководитель
объявляет всем играющим.
В зависимости от сложности игры и задач,
решаемых в процессе занятий, помощников
выделяют до построения играющих или после
объявления игры и выбора водящих.
Руководство процессом игры.
Руководство игрой имеет исключительно
важное значение для решения поставленных
руководителем оздоровительных, образовательных
и воспитательных задач. Усвоение детьми
игры и поведение играющих также зависят
от правильного руководства. Значение
умелого управления процессом игры подчеркивал
П.Ф.Лесгафт. По его словам, руководитель
«должен сам хорошо понимать смысл и значение
приведенных правил и не допускать со
своей стороны ни малейшего произвола
в своих размышлениях и действиях, а также
уметь всегда... ставаться по отношению
к ученикам вполне объективным... Чтобы
занимающиеся при посредстве игры приучились
к самостоятельной деятельности... необходимо,
чтобы они сами направляли игру и следили
за точным исполнением принятых правил».
Игра должна начинаться организованно
и своевременно, по условному сигналу
(команде, свистку, хлопку в ладоши, взмаху
рукой или флажком). Условные сигналы и
команды лучше чередовать в целях упражнения
детей в точности и быстроте двигатель-ной
реакции. Руководитель заранее предупреждает
детей о выбранном им сигнале и дает его
только после того, как убедится в том,
что все игроки поняли содержание игры
и заняли свои места.
После того как игра началась, руководитель
внимательно следит за ее ходом, за поведением
играющих, делает поправки и замечания,
не останавливая общего хода игры. Если
большинство играющих допускают одинаковую
ошибку, он может приостановить игру и
сделать указания, как правильно выполнять
приемы игры, обращает внимание на тактику.
Однако наряду с этим он предоставляет
детям максимум инициативы и остается
беспристрастным и объективным судьей.
Очень тактично руководитель должен обращаться
с маленькими, слабыми игроками и не требовать
исполнения таких правил, которые могут
привести к чувству подавленности или
причинить вред; особенно много внимания
надо уделять детям, не привыкшим играть
в коллективе. От отдельных отстающих
в играх, менее ловких учеников не следует
требовать немедленных успешных действий.
Надо терпеливо и настойчиво стремиться
к тому, чтобы такие игроки постепенно
приближались к общему уровню игровой
подготовленности коллектива.
Менее подготовленным полезно предлагать
дополнительные занятия играми-упражнениями
или «маленькими играми». Цель таких занятий
— подведение отстающих учеников к общему
среднему уровню подготовленности, они
могут проводиться в одиночном порядке
или в составе небольших групп.
Если подвижная игра отличается сложностью,
руководитель сначала знакомит детей
с основными правилами, а затем по ходу
игры постепенно дополняет их.
Давать сигнал к окончанию игры лучше
всего тогда, когда все участники получили
от нее удовольствие, но не переутомились.
Игру нельзя останавливать криком, резкой
командой, так как такое неожиданное для
учеников окончание игры, непредвиденный
ее конец могут вызвать отрицательную
реакцию, неудовлетворение.
Зачастую в ходе игры детей приходится
сдерживать. На пределе их возможностей
возникает своего рода «самозаводящийся»
механизм, основа которого строится на
игровом удовольствии. Руководителю важно
следить за психологическим климатом
подвижной игры, ее процесс должен быть
приятен детям.
Это возможно только в том случае, когда
участники проявляют активность, творческую
инициативу и самостоятельность.
Очень важно умение руководителя заинтересовать,
увлечь детей игрой. Чтобы игра стала интересной,
она должна соответствовать интересам
и возможностям детей. Надо обращать внимание
на желания играющих, их настроение.
Одна из наиболее важных задач руководителя
— суметь войти в детский коллектив, включиться
в сферу игровых действий. Иногда руководитель
может непосредственно играть с ребятами
(кроме игр с элементами соревнований).
Это делается в тех случаях, когда надо
показать отличный образец умения играть.
Принимая участие в игре, он не только
поднимает интерес у играющих, но и показывает
им, как лучше использовать отдельные
приемы, определенные тактические комбинации.
В играх не должны присутствовать отрицательные
эмоции, надо, чтобы игры положительно
влияли на нервную систему, самочувствие
и поведение занимающихся. Для этого необходимо
избегать проявления в играх обиды, озлобления
или страха, способствующих воспитанию
нежелательных качеств.
В согласованных совместных действиях
необходимо поощрять инициативу каждого
игрока. Надо научить играющих не теряться,
если придется переходить от нападения
к защите. Но и в случаях перехода к защите
игроки должны стремиться «обороняясь
— наступать».
Для слишком возбудимых подвижная игра,
богатая эмоциональным содержанием, может
служить слишком сильным раздражителем:
приводить к повышению возбудимости, затруднению
дифференцировки и, следовательно, к понижению
ясности, быстроты мысли, четкости, правильности
действий. Наоборот, малоподвижные, инертные
игроки в условиях игры, возбуждающей
их эмоции, становятся способными к наиболее
целесообразным, ловким, быстрым действиям.
Вместе с тем из опыта известно, что играющие
с различными типами высшей нервной деятельности
могут одинаково хорошо овладевать игровыми
приемами.
В занятиях подвижными играми могут быть
достаточно верно подмечены свойственные
отдельным занимающимся те или другие
типы высшей нервной деятельности. Педагогическая
практика показывает, что дети школьного
возраста с различными типами высшей нервной
деятельности могут проявлять себя в играх
различно.
Руководитель должен приучать детей к
дисциплинированному поведению во время
игры. Очень часто дисциплину нарушают
несдержанные игроки. Чтобы избежать этого,
можно поручить им ответственные роли
водящего, судьи, а в некоторых случаях,
наоборот, отстранить от игры.
Иногда в процессе игры дети пытаются
прибегнуть к обману. Для них это скорее
освещенная временем традиция, чем постыдные
поступки в обществе взрослых. Серьезным
преступлением во многих культурах, которые
смиряются с обманом, считается быть пойманным
во время проступка. Верх изощренности
— выйти из этого положения незамеченным.
Руководитель игры также может допускать
подобную тактику в ходе ее, хотя и должен
настаивать, чтобы дети вели себя по другим
правилам. Игры являются хорошим средством
по преподнесению такого урока. Стыд тех,
кого застали за этим действием, служит
лучшим средством борьбы с обманом, нежели
просто запрет. Игроки должны осознавать,
что они будут исключены из игры, если
их поймают на обмане.
Объективное и беспристрастное судейство
— обязательное условие каждой подвижной
игры. Если участники не соблюдают ее правил,
игра теряет свою педагогическую ценность.
Объективное и точное судейство имеет
особое значение в играх с разделением
на команды, где ярко выражено соревновательное
начало и каждая команда заинтересована
в выигрыше. Необъективный судья теряет
доверие и уважение, его авторитет падает,
с ним перестают считаться.
Строгое судейство в подвижных играх способствует
воспитанию у детей честности, уважения
к судье и правилам. Замечания и разъяснения,
касающиеся судейства, надо делать по
окончании игры.
Обязанность руководителя — не только
правильно выбрать и начать подвижную
игру, но и разумно ее дозировать и вовремя
закончить. Нагрузка в игре дозируется
уменьшением или увеличением общей подвижности
участников.
Для регулирования физической и эмоциональной
нагрузки можно использовать следующие
приемы:
1. Изменять продолжительность и количество
повторений элементов игры.
2. Увеличить или уменьшить размеры площадки.
3. Усложнить или упростить правила игры.
4. Использовать инвентарь большего или
меньшего веса и размера.
5. Ввести короткие перерывы, организовать
«дома отдыха» для детей в играх с непрерывными
действиями и т.д.
Немаловажный фактор при выборе дозировки
подвижной игры — это характер предшествующей
деятельности и настроение детей. Если
игра проводится после больших физических
или умственных усилий, надо предложить
игру малоподвижную, исключив приемы,
требующие больших напряжений.
Интенсивные игры следует чередовать
с малоинтенсивными. С повышением эмоционального
состояния играющих возрастает и нагрузка.
Увлеченные игрой, дети теряют чувство
меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают
своих возможностей и переутомляются.
Они могут не почувствовать наступающего
утомления. Поэтому руководитель не должен
полагаться на их самочувствие. Необходимо
учитывать возрастные особенности занимающихся,
их подготовленность и состояние здоровья.
Иногда целесообразно прекращать игру,
хотя играющие еще не почув-ствовали потребности
в отдыхе. Желательно, чтобы все играющие
получали приблизительно одинаковую нагрузку.
Поэтому нельзя допускать, чтобы водящие
долгое время находились в движении без
отдыха.
Особое внимание должно уделяться физически
слабым детям. Им необходима индивидуальная
дозировка: сокращенные дистанции, облегченные
задания, меньшее время пребывания в игре.
Подведение итогов игры.
Подведение итогов игры, определение
ее результатов, выявление ошибок, неверных
действий имеют большое значение.
Перед объявлением результатов
игры руководитель создает спокойную
обстановку, если нужно, собирает сведения
у помощников и счет-чиков очков
и громко объявляет результаты. Ни в
коем случае нельзя допускать пререканий
и споров игроков с судьей. Решение судьи
не поддается обсуждению. Объявлять результат
игры надо кратко, никому не делая поблажек,
чтобы приучать детей к правильной оценке
их действий и поступков. Объективный
разбор игры приучает занимающихся к правильной
самооценке. Если игра проводится впервые,
можно разобрать ее подробнее, чтобы при
повторном проведении было меньше ошибок.
При определении результатов игры учитывается
не только быстрота, но и качество выполнения
того или другого задания, о чем участники
должны быть предупреждены заранее. Руководителем
также оцениваются знание правил и их
соблюдение, умение целесообразно и согласованно
действовать в игре, использовать знакомые
двигательные действия в определенных
игровых ситуациях.
При оценке действий учеников руководитель
учитывает допускаемые ими ошибки, которые
могут быть условно поделены на мелкие
и существенные.
К мелким можно отнести ошибки, связанные
с незначительными отклонениями от правильного
использования игровых приемов, но не
оказывающие решающего влияния на ход
игры (неточные передачи мяча, выход за
границы площадки и т.д.).
Существенной ошибкой может считаться
нецелесообразное применение разученных
ранее двигательных действий, которые
влияют на ход игры или не соответствуют
требо-ваниям игровой этики. В силовых
играх — это чрезмерно резкие толчки,
вызывающие падения, в играх с мячом —
неправомерное задерживание мяча у себя
в ущерб коллективной игре, а также незнание
или нарушение основных правил.
Подведение итогов игры имеет педагогическую
ценность и для самого руководителя: наблюдения
и выводы, сделанные в процессе игры, которыми
учитель может не делиться с детьми, имеют
важное значение для работы с детским
коллективом и каждым учеником в отдельности.
Помимо непосредственной оценки выполнения
приемов и правил игры, о которой говорилось
ранее, в процессе проведения разноплановых
игр руководитель может осуществить следующие
наблюдения за поведением учащихся, чтобы
уточнить особенности их физического
развития, темперамента и характера:
а) оценить общее физическое развитие
ребенка;
б) степень развития отдельных физических
качеств;
в) способность сочетать в игре эти двигательные
качества;
г) способность концентрировать внимание
(при наличии посторонних здражителей);
д) проявление ребенком инициативы и настойчивости;
е) проявление трусости и нерешительности;
ж) отношение к соперникам по игре;
з) отношение к партнерам по команде (терпимость,
взаимовыручка);
и) отношение к собственным ошибкам и их
исправление во время повторной игры;
к) общую дисциплинированность, требовательность
к себе;
л) отношение к победе, поражению.
В современных детях достаточно развит
соревновательный дух, и их не надо подталкивать
к успеху. Соревновательность лежит и
в основе игр. Но нельзя допускать, чтобы
выигрыш стал единственным смыслом игры.
Во избежание подобных ситуаций руководитель
может не награждать команду, которая
победила, и не штрафовать и не наказывать
тех, кто проиграл. Справедливо одержанная
победа должна быть достойной наградой,
а проигрыш не должен приводить к развитию
чувства поражения. Напротив, он должен
стимулировать стремление к выигрышу
в последующей игре.
При объявлении результатов необходимо
обсудить игру совместно с участниками,
выявить их ошибки и указать на положительные
моменты, отметить участников, хорошо
исполнявших отдельные роли, а также тех,
кто соблюдал правила игры и проявлял
творческую инициативу. При подобном обсуждении
лучше усваиваются правила, уточ-няются
детали игры, улаживаются конфликты. Разбор
помогает руководителю уяснить, насколько
усвоена игра, что игравшим понравилось
и над чем надо работать в дальнейшем.