Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 19:49, реферат
Многие восточные единоборства и оздоровительные стили представляют собой четкую систему физических упражнений с философской и морально-этической базой, что позволяет осуществлять не только физическое, но и нравственное, психологическое, духовное совершенствование человека. Известно, что ни прикладная, ни даже спортивная сторона ушу, каратэдо, таэквондо и пр. не существует на Востоке изолированно.
На чем же основан оздоровительный эффект тайцзицюань? В этой гимнастике воспроизводится природный принцип расслабления, мягкости и гармонии. Плавный характер движений, округлые и естественные позиции, сочетание действий всего тела - "диалог движений" - создает непередаваемое ощущение полного единства и свободы. Занятия тайцзицюань требуют глубокого сосредоточения, т.е. одним из основных требований является главенство мысли и воли над собственно движением. Одно лишь механическое выполнение движений, без психоконцентрации, лишает гимнастику ее оздоровительно-лечебного и психорегулирующего эффекта.
Оздоровительные функции тайцзицюань, по мнению китайских специалистов, поистине поразительны. Более того, занятия ею благоприятно влияют на ход лечения многих заболеваний. Вот почему в современном Китае тайцзицюань используется не только как оздоровительная система, но и как вид сопутствующей терапии при лечении многих заболеваний. Сейчас во многих лечебно-профилактических учреждениях КНР тайцзицюань служит мощным средством оздоровления и реабилитации больных. По радио часто звучит музыка, задающая ритм тайцзицюань. Телевидение транслирует учебные передачи для желающих овладеть этим искусством.
Хотя выполнение даже полного комплекса тайцзицюань из 88 форм упражнений занимает около 20 мин, на его полное освоение уйдет несколько лет. В Китае на этот счет есть поговорка: "Малый успех приходит через три месяца, большой успех - через три года".
Древнекитайские системы ушу дали толчок к развитию многочисленных восточных боевых искусств. Наиболее распространенными из них в настоящее время являются каратэдо, джиу-джитсу, дзюдо, айкидо, таэквондо, сумо, кэндо.
Родиной каратэдо является остров Окинава. До начала XVII в. он был самостоятельным и независимым, но постоянно подвергался нападениям китайских и японских пиратов, а иногда и регулярных войск и в конце концов вынужден был выплачивать дань обоим грозным соперникам. Влияние Китая было более сильным, на острове жила целая колония переселенцев из этой страны, они-то, по-видимому, и познакомили жителей острова с китайскими боевыми искусствами. На острове постоянно происходили вооруженные столкновения между правителями разобщенных районов, а крестьянам иметь оружие было запрещено. Первый такой запрет был провозглашен еще в XV в.
В 1609 г. архипелаг был без особого труда захвачен японцами. Окинавская армия была распущена, а все оружие конфисковано. Ни один житель под страхом мучительной казни не мог иметь оружия, было запрещено изготовление даже церемониальных мечей, в деревнях единственный топор и нож приковывали на цепь и выставляли для охраны несколько вооруженных солдат. Эти обстоятельства и определили появление своеобразных школ, которые иногда называли "школой в зарослях". В них и овладевали окинава-тэ - искусством "окинавской руки" (слово "тэ" в переводе с японского означает "рука"). Конечно, в то время ни о какой разносторонности воздействия этого искусства на человека не могло быть и речи. Овладевали лишь техникой выполнения боевых приемов, направленных против вооруженных самураев. Сила ударов достигала такой мощи, что ударом кулака или ноги убивали облаченного в доспехи самурая, разваливали его шлем или панцирь, а что говорить об ударах в незащищенные части тела. Местные крестьяне использовали не только кулаки и ноги. Грозным оружием в их руках были сельскохозяйственные орудия - кама (серпы), нунчаку (приспособление для обмолота риса), саи, которыми взрыхляли почву, бо (шесты), джо (посохи) и другие подручные средства. Упражнения с этими предметами вошли в традицию, в настоящее время они изучаются в каратэдо. Восстания против японских самураев продолжались около 100 лет. После подавления волнений занимающихся окинава-тэ становится значительно меньше.
В конце XIX в. Окинава официально становится японской провинцией и ее жители призываются в армию так же, как и японцы из других районов страны. На призывных пунктах сразу было замечено, что окинавцы, занимающиеся рукопашным боем, значительно превосходят остальных призывников в показателях физической подготовленности. В 1902 г. Министерство образования Японии приняло решение о включении окинава-тэ как универсального средства физического воспитания в школьную программу.
По инициативе Министерства образования в 1921 г. в Токио был организован фестиваль боевых искусств, на который был приглашен известный в то время мастер боевых искусств (и окинава-тэ, в частности) школьный учитель Фунакоси после его успешного выступления в присутствии императорской семьи, военных и спортивных деятелей, в том числе профессора Д. Кано, создателя дзюдо. Он предложил Фунакоси устроить выступление по окинава-тэ в своем центре дзюдо Кодокан. В результате японское общество всерьез заинтересовалось окинава-тэ. Фунакоси написал несколько работ по истории и методике этого единоборства. Вскоре, примерно в 1930 г., термин "окинава-тэ" был заменен на каратэ-дзюцу ("искусство китайской руки", иероглиф "кара" использовался для обозначения Китая и всего китайского).
В 1936 г., когда на Окинаве встретились представители нескольких стилей каратэ-дзюцу, было принято решение о замене иероглифа "кара", обозначающего "китайский", на такой же иероглиф, только обозначающий японское понятие "пустой" (по учению буддизма пустота - сущность Вселенной, "пустота - это форма, а форма - это пустота", "только пустая долина отражает звук" и т.п.). Тогда же слово "дзюцу" было заменено на слово "до" ("путь"). Тем самым Фунакоси, по инициативе которого это преобразование было сделано, подчеркнул, что каратэдо не просто единоборство, включающее в себя двигательные действия, а именно искусство, направленное на всестороннее совершенствование человека.
В каратэдо существует четыре стиля, а в их рамках - несколько десятков разновидностей. Помимо этих стилей существует еще один, пожалуй, наиболее популярный и в Японии, и в мире, - стиль Кекусин-кай. Он был создан в конце 40-х гг. М. Оямой.
В 1951 г. Ояма вернулся в большой мир (в 1948 - 1951 гг. он жил в буддийском монастыре в горах) и занялся пропагандой своего стиля в Японии и за рубежом. Невысокий, мощный, буквально квадратный Ояма на глазах изумленной публики сокрушал доски, кирпичи, черепицы и даже такие предметы, которые вроде бы и разбиваться не могли. Он устроил бой с быком, отрубив ему рог ударом ребра ладони и затем убив 600-килограммовое животное кулаком. Он провел 52 таких показательных боя. Ояма побывал во многих странах мира. В 50 - 60-е гг. он написал несколько книг по каратэдо, которые до сих пор пользуются огромной популярностью, в том числе "Что такое каратэ?" и "Это каратэ". Японская ассоциация каратэдо была создана еще в 1948 г. За рубеж каратэдо попало в начале века - в 1920 г., когда один из окинавских мастеров демонстрировал это единоборство в Лос-Анджелесе. В 1965 г. был создан Европейский союз каратэдо (ЕКУ), который объединил 15 стран. В этом же году прошел первый чемпионат по каратэдо. А в 1970 г. в Токио представители 33 национальных организаций каратэдо провели совместный конгресс, на котором был создан Всемирный союз организаций каратэдо (ВУКО).
Единоборство джиу-джитсу возни
Японских самураев можно сравнить со средневековыми рыцарями Западной Европы. Это военное сословие по большей части не было таким жестоким и кровожадным, как его часто представляют в литературе. Слово "самурай" происходит от глагола "сабурахи" - служить великому человеку, человеку высшего сословия.
В современной Японии многие писатели, художники, кинематографисты с благословения властей развернули кампанию по возрождению морали Бусидо (кодекс чести японских самураев). Есть в этом потоке пропаганды "самурайского духа" и примитивные творческие решения, когда, например, в роли злодеев нередко выступают иностранцы (европейцы, американцы, китайцы), которые терпят позорное поражение в борьбе с носителями духа Бусидо. Самурайской тематике отдают дань и всемирно известные художники японского кино, такие, как А. Куросава, М. Тосиро и др. Популяризация самурайской морали - типичная особенность современного японского общества.
Сам термин "джиу-джитсу" появился в XVI в. В русском языке он имеет до десяти значений: "тайное искусство", "незаметное искусство", "искусство четырех пальцев", "искусство незаметного отключения" и т.д.
На основе приемов джиу-джитсу возникла наша отечественная борьба самбо.
Самый яркий след джиу-джитсу в истории единоборств - это то, что оно было источником зарождения японской борьбы дзюдо.
Выдающийся японский педагог, просветитель и тренер Д. Кано исключил из арсенала джиу-джитсу многие опасные приемы: удушающие, болевые (за исключением болевых на локтевой сустав и на ноги, которые хорошо контролируются) - и взял из джиу-джитсу наиболее эффективные броски, разработав методику обучения им. Это направление он назвал дзюдо - "гибкий путь", или "мягкий путь". Увидев в джиу-джитсу сильное воспитательное средство, он создал не вид спорта, а систему духовного воспитания через занятия этим единоборством.
В 1882 г. Кано основал свою школу дзюдо - "Кодокан", а через год организовал первые соревнования в Японии с участием различных школ джиу-джитсу (соревнования были не спортивные, а по прикладному искусству с боевой направленностью). Ученики Кано одержали в них убедительную победу. Дзюдо становится популярным в Японии, школы по этому единоборству открываются в различных учебных заведениях страны. В начале XX в. дзюдо выходит за пределы Японии: в США, Англии, Германии, Франции, Голландии и других странах были открыты филиалы "Кодокан", где преподавали такие известные специалисты, как профессора Каваиши, Конзуми, Ри и др.
Дело отца продолжил сын - Р. Кано, при котором зарождается (в конце XIX в.) современное спортивное дзюдо.
В 1948 г. образовался Европейский союз дзюдо (УЕД), объединяющий в настоящее время более 30 стран. Значительным событием явилось создание в 1956 г. Международной федерации дзюдо (ФИД), которая объединяет более 100 стран мира. Чемпионаты Европы проводятся с 1951 г., а мира - с 1956 г. Интересно, что первым чемпионом мира стал не японец, а голландец Геезинк. СССР стал принимать участие в чемпионатах Европы и мира с 1962 и 1965 гг. соответственно.
Дзюдо стало первым и до 1994 г. единственным из восточных единоборств олимпийским видом спорта. Мужское дзюдо входит в программу Олимпийских игр с 1964 г., а женское - с 1992 г.
Многие специалисты считают, что, как только восточное единоборство становится видом спорта, это неизбежно приводит к искажению его как искусства, направленного на всестороннее развитие человека, отходу от основных принципов, потере традиций. Тем не менее известно, что японские и корейские руководители спорта упорно стремятся к тому, чтобы и каратэдо, и таэквондо стали олимпийскими видами.
Корейское национальное боевое искусство таэквондо получило это название в 1955 г. (таэ - удар ногой, квон - удар рукой, до - путь. Варианты произношения: "тхэквондо" и "тэквондо"). Истоки зарождения корейских воинских искусств уходят в далекое прошлое. Задолго до создания, например, шаолиньского ушу в Корее уже существовали разновидности кулачного боя и борьбы. Об этом свидетельствуют фрески, обнаруженные археологами во время раскопок, датируемые началом I в. н.э. На них изображены сцены рукопашных поединков, очень напоминающие современное каратэдо. Бесспорным является и то, что единоборства в Корее во многом впитали в себя достижения китайского искусства ушу. Недаром некоторые западные специалисты в своих трудах утверждают, что таэквондо - полностью заимствованная система, причем одна треть технического арсенала взята из ушу и две трети - из каратэдо.
Таэквондо имеет и свои специфические черты, делающие его очень популярным в мире. Это прежде всего акцент на нанесение ударов ногами. Классический прием - в высоком прыжке выбить всадника из седла. Овладевают искусством наносить удары в прыжках в длину (на расстояние не менее 3 м через согнутые спины нескольких партнеров) и в высоту (примерно до уровня баскетбольного щита и выше). Обучающиеся взбегают по стене и наносят удар обеими ногами в прыжке и т.п.
Популярность таэквондо за рубежом, и прежде всего в США, объясняется знакомством многих американцев с этим видом боевых искусств в период войны в Корее (1950 - 1953). По возвращении на родину бывшие "зеленые береты", обучавшиеся под руководством квалифицированных мастеров, открыли свои школы, где сейчас занимаются сотни тысяч американцев. Много сделал для становления американского варианта таэквондо легендарный Джун Ри. Он кореец по происхождению, с 1956 г. живет в США, обладатель черного пояса (одновременно с получением черного пояса присваивается дан - мастерская степень. В большинстве восточных боевых искусств различают 10 данов. Имеется еще и ученические степени, или кю. Только в ушу нет ни кю, ни данов, ни поясов). Известно, что Ри был инструктором по боевым единоборствам известного актера и спортсмена Брюса Ли и отвечал за физическую подготовку знаменитого боксера-профессионала Мохаммеда Али (К. Клея). Он долгое время возглавлял Президентский совет по физической подготовке и спорту в США.
Социальная значимость занятий детей боевыми искусствами оценивается Д. Ри прежде всего с позиций гуманизма и улучшения здоровья. "Я никогда не говорю своим подопечным, что они обязательно должны стать такими, как Брюс Ли или Чак Норрис, - подчеркивает Д. Ри, - прежде всего каждый должен стать человеком с большой буквы". Еще он говорит: "Чтобы быть счастливым, человеку необходимы три качества: знания в голове, честность в сердце и сила в теле". Все эти качества, по Ри, должны развиваться сбалансировано. Средством же достижения подобной гармонии служат правда, красота и любовь. Формула здесь такова: если ты правдив - ты прекрасен, если ты прекрасен - тебя любят, если тебя любят - ты счастлив.
У нас в стране существуют клубы таэквондо имени Д. Ри, где занимаются сотни детей.
В 1973 г. была создана Всемирная федерация таэквондо, в которую входят около 100 стран мира. По этому виду единоборств с 1973 г. проводятся чемпионаты мира, с 1994 г. его включили в программу соревнований на Олимпийских играх.
С 1973 г. таэквондо было введено в обязательную программу физического воспитания средних школ Южной Кореи.
Что касается России, то нельзя сказать, что в ней раньше ничего не было известно о восточных единоборствах. (Наиболее распространенный термин, которым называют все восточные единоборства, - кэмпо. Японское слово "кэмпо" в переводе означает "учение кулака", "наука рукопашного боя", "праведный закон кулака"). Развитие, например, джиу-джитсу в России начинается в 1920-е гг. благодаря Василию Ощепкову. Вышло так, что он занимался дзюдо в японской центральной школе "Кодокан", получил там второй дан (дзюдо тех времен было во многом схожим с джиу-джитсу и практически ничем не напоминало нынешний спортивный вариант), а потом создал свои школы во Владивостоке и Москве. В.С. Ощепков (в 1937 г. он был незаконно репрессирован и умер в тюрьме) и его ученики обогатили японскую школу техники приемами национальных видов борьбы (например, грузинской - чидаоба, узбекской - кураш и др.).
В качестве одной из норм второй ступени комплекса ГТО в 1932 г. были введены приемы самозащиты и обезоруживания. Разрабатывал эти нормативы В.С. Ощепков.
Параллельно на базе джиу-джитсу в органах НКВД разрабатывается СAMОЗ - прикладная техника самозащиты, которая предназначалась для работников разведки и контрразведки. В 1946 г. "борьба вольного стиля" (дзюдо) получила название самбо и стала видом спорта.
Сложной была судьба каратэдо в России. В 1978 г. вышел приказ Спорткомитета СССР "О развитии борьбы каратэ", а в 1984 г. - "О запрещении обучения каратэ в спортивных обществах". Тогдашнее руководство правоохранительных органов связало широкое культивирование каратэ в стране с повышением уровня уличной преступности. Действительно, некоторые наши "специалисты" восточных единоборств рассматривали каратэдо как технику нанесения ударов в уязвимые места человека. Существует опасность, что подобный взгляд может возобладать и в настоящее время, когда единоборства официально разрешены.
Информация о работе Создание и развитие систем физической культуры в странах Востока