Социальное управление процессом физического воспитания студенческой молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 15:49, диссертация

Краткое описание

Объектом исследования выступает процесс физического воспитания студенческой молодёжи в вузе.
Предметом исследования являются теоретические, методологические и организационно-управленческие проблемы социального управления процессом физического воспитания студенческой молодёжи.
Целью диссертационного исследования является изучение современ-ных проблем и тенденций в сфере социального управления процессом физического воспитания студенческой молодёжи, а также разработка концепции повышения эффективности организации указанной деятельности в исследуемой сфере.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования процесса воспитания физической культуры студенческой молодёжи
1.1 Сущность и особенности социального управления процессом воспитания физической культуры студенческой молодёжи
1.2 Социально-технологический подход к управлению процессом физического воспитания
1.3 Управляющее воздействие на процесс формирования физической культуры студенческой молодёжи
Глава 2 Социологический анализ специфики физического воспитания в вузе
2.1 Особенности состояния и динамика изменений уровня физической культуры студенческой молодёжи
2.2 Организация деятельности кафедры физического воспитания и спорта как важная составляющая структуры управления формированием физической культуры студенческой молодёжи
2.3 Повышение эффективности управления процессом физического воспитания студенческой молодёжи
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Дисертация Российского военного.DOC

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Разработан социально-технологический подход к социальному управлению процессом физического воспитания, специфика которого заключается в выработке и постоянной корректировке стратегии и тактики активизации творческой деятельности преподавателей и студентов в области физического воспитания, использовании инновационных форм и методов педагогической деятельности, комплекса материальных и моральных стимулов и т.д.

Проанализирована специфика управленческого  воздействия на процесс физического воспитания студенческой молодежи, заключающаяся в необходимости совершенствования аналитической деятельности, призванной вскрывать проблемы и противоречия в данной области; в корректировке целей и задач организации физического воспитания студенческой молодежи; в селекции передового опыта и его оперативного внедрения в образовательную деятельность; в оптимизации ресурсного обеспечения воспитательного процесса; в совершенствовании механизмов контроля и оценки эффективности педагогической и управленческой практики.

Обоснована роль социального управления в изменении состояния и динамики уровня физической культуры студенческой молодежи, заключающаяся в необходимости выявления тенденций в развитии общества, государства и молодежной среды, выработке на этой основе комплекса мер, направленных на удовлетворение потребностей в физическом воспитании, а также формирование необходимой системы целевых ориентаций в молодежной среде.

Показана роль и место кафедр физического воспитания и спорта как основного звена в системе социального управления в исследуемой сфере; обоснована необходимость совершенствования координации их деятельности на основе выверенной единой социальной политики; аргументирована потребность в оптимизации научно методического обеспечения деятельности кафедр, дальнейшего совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Обоснованы пути повышения эффективности  социального управления процессом  физического воспитания студенческой молодежи, заключающиеся в необходимости  выработки единой государственной  концепции организации физического воспитания на федеральном, региональном и местном уровнях; определении общих подходов к решению проблем в области физического воспитания и способов интеграции ресурсов для их решения, созданию системы многоканальной ответственности в данной сфере; оптимизации форм и методов стимулирования научно-педагогического состава кафедр физического воспитания и спорта, совершенствования системы кафедрального и кадрового обеспечения данного процесса.

Основные положения, выносимые  на защиту:

  1. Социальное управление физическим воспитанием студенческой молодёжи заключаются в определении и целенаправленном установлении задач, форм, методов, процедур социального управления в данной сфере; приоритетных направлений повышения эффективности управленческой деятельности, совершенствования её ресурсного обеспечения, а также методик оценки полученных результатов.
  2. Авторское определение студенческой молодёжи как особой социально-профессиональной группы, выделяемой в молодёжной среде, в возрасте от 16 до 30 лет, обучающейся в высших учебных заведениях на очном отделении, характеризующейся специфическими условиями жизни, труда, отдыха, быта, а также социальным поведением, психологией и системой ценностных ориентаций.
  3. Уточнением целей и задач социального управления физическим воспитанием студенческой молодёжи, включающих использование основных специфических особенностей организации процесса физического воспитания студентов, к которым относятся: непрерывность многолетнего процесса, распространяющегося на всё время обучения в вузе; зависимость содержания, форм и методов от временных особенностей для удовлетворения социальной потребности общества и государства в высоком уровне физической культуры в структуре личности будущего специалиста и его подготовленности к будущей профессиональной деятельности.
  4. Обоснование инновационных форм и методов социального управления процессом физического воспитания студенческой молодёжи, разработанных на основе социально-технологического подхода, который ориентирован на выработку управленческих решений, осуществление организационного проектирования, подбора, расстановки и обучения кадров в области физической культуры и спорта. Выработка данного подхода представляет собой особое научно-прикладное направление управленческой деятельности в процессе физического воспитания, связанного с трансформацией знаний об указанном процессе, а также подготовкой и реализацией решений по его развитию и совершенствованию. Специфика управляющего воздействия на процесс физического воспитания студенческой молодежи заключается в целенаправленном, организующем воздействии на формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к соблюдению здорового образа и спортивного стиля жизни.
  5. Обоснование направлений повышения эффективности социального управления процессом физического воспитания, к которым относятся: повышение качества управления персоналом, задействованным в указанном процессе; создание и полноценное использование современной учебно-спортивной базы высших учебных заведений, разработка и применение инновационных форм и методов проведения учебных и учебно-тренировочных занятий и спортивно-массовых мероприятий. Кафедра физического воспитания и спорта является субъектом реализации всех важнейших государственных и управленческих решений в области формирования физической культуры и развития спорта студенческой молодежи, включая соответствующие федеральные и региональные программы.
  6. Предложения по совершенствованию информационно-пропагандистской деятельности государства в сфере физического воспитания, направленной на формирование системы ценностных ориентаций здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом; на региональном уровне задействование различных субъектов по субсидированию спортивных секций, тренажерных залов, фитнес-центров и тому подобное, ориентированных на потребности и материальные возможности студенческой молодёжи; на уровне высших учебных заведений разработать систему поощрений студентов, ведущих здоровый образ жизни и активно занимающихся физической культурой и спортом, развивать учебно-спортивную базу; на уровне кафедр физического воспитания и спорта вести научно-исследовательскую деятельность в области физического воспитания и спорта, разрабатывать индивидуальные программы занятий физической культурой для студентов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке комплексного подхода к социальному управлению процессом физического воспитания студенческой молодёжи, рекомендаций по этому поводу, что даст возможность повысить эффективность процесса формирования физической культуры студентов, активизировать в этом направлении: социально-педагогическую деятельность кафедр физического воспитания и спорта вузов в новых социально-экономических условиях, а также разрабатывать и дифференцировать оздоровительные программы для студенческой молодёжи с учётом индивидуальных показателей. Практическая значимость проведённого исследования определяется тем, что предложенные технологии повысят эффективность комплекса применяемых средств, форм и методов формирования физической культуры на фоне естественных природных факторов в режиме учебного и внеучебного времени.

Апробация и внедрение  результатов диссертационного исследования.

Основные положения и разработки диссертационного исследования

1) представлены в виде докладов и сообщений на 15 всероссийских, международных, региональных, вузовских конференциях, симпозиумах, конгрессах, в том числе в Москве, Воронеже, Белгороде, Красноярске, Харькове;

а) на заседаниях Научно-методического совета секции физического воспитания Ассоциации строительных вузов России: 2002 г. – в Ростове-на-Дону, 2003 - 2006 гг. – в  Москве;

б) на заседаниях комиссии по спортивно-оздоровительной  работе Совета ректоров вузов Белгородской области;

2) внедрены Белгородским государственным  технологическим университетом им. В.Г. Шухова, Белгородским юридическим институтом МВД РФ, Белгородским университетом потребительской кооперации, Управлением физической культуры и спорта Белгородской области, Харьковской государственной академией дизайна и искусств:

а) в учебно-тренировочные занятия  секций по различным видам спорта, группах здоровья, действующих в  высших учебных заведениях;

б) в учебный процесс кафедры  для студентов, занимающихся физической культурой в специальном учебном отделении, с составлением авторской рабочей программы по разделам: «Формирование оздоровительной культуры студента», «Восстановительный самомассаж», «Первая медицинская помощь во время занятий физической культурой и спортом в вузе»;

в) в организацию проведения студенческих соревнований различных уровней: на курсе, факультете, университете, в городе, области, регионе, в масштабах России;

3) дали возможность подготовить  силами тренерско-преподавательского  состава кафедры из числа студентов БГТУ им. В.Г. Шухова 2-х мастеров спорта России международного класса, более 20 мастеров спорта России, 3 чемпионов мира, чемпионов и призеров чемпионатов Европы, обладателей Кубка Европы, чемпионов и призеров чемпионатов России, победителей и призеров крупнейших студенческих соревнований.

Опубликовано: 21 работа (общим объёмом 21,6 п.л., из них 2 монографии, 19 научных статей; 2 монографии и 1 научная статья выполнена соискателем в соавторстве).

Диссертация обсуждена  и рекомендована к защите на кафедре теории и социологии управления ОВД Академии управления МВД России.

Структура диссертации обусловлена целью исследования и вытекающими из нее задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, раскрывается степень её научной разработанности, определяются цель и задачи, выдвигаются основные научные гипотезы и положения, указывающие на новизну исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, обращается внимание на его теоретическую и эмпирическую базы, показывается научно-практическое значение работы.

В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования процесса воспитания физической культуры студенческой молодёжи» даётся научное обоснование теоретического и эмпирического социологического исследования физического воспитания студенческой молодёжи с позиций современной социологии управления.

Первый параграф «Сущность и особенности социального управления процессом воспитания физической культуры студенческой молодёжи» посвящён всестороннему рассмотрению физической культуры как социального явления и специфике её формирования. Специфика физической культуры заключается в ориентации на развитие биологической базы и физического потенциала человека. Воздействуя на эту сферу, физическая культура в силу единства и взаимной обусловленности функционирования материальных и духовных начал в человеке неизбежно оказывает влияние и на другие сферы личности, например, на эмоциональную и духовную. Процесс формирования и проявления физической культуры личности предполагает не изолированное развитие физических способностей, а их тесное взаимодействие с духовным совершенствованием, осуществляемым в органическом единстве всестороннего и гармонического развития человека. Осознание социальной значимости занятий физическими упражнениями тесно связано с формированием системы теоретических знаний и методических навыков в реализации физкультурно-спортивной деятельности.

Физическое воспитание, как и воспитание в целом, представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач. Он характеризуется общими признаками педагогического процесса или осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительная особенность физического воспитания заключается в том, что оно направлено на формирование двигательных навыков и воспитание так называемых физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет физическую работоспособность студента. Следовательно, физическое воспитание – это вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям и воспитании физических качеств человека. В прикладном отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки студента к социально обусловленной деятельности.

Физическое воспитание студенческой молодёжи относится к  социальным процессам и является наиболее ярко выраженным процессом  последовательного воздействия воспитателя на формирование физической культуры студентов. В структуре процесса физического воспитания в роли сплоченной, организованной социальной группы, которая направляет этот процесс в нужную ей сторону, выступает коллектив кафедры физического воспитания и спорта во главе с руководителем. Управленческую деятельность преподавателя физической культуры в вузе, несомненно, следует отнести в целом к сфере социального управления, так как занятия физической культурой призваны решить задачи гармоничного формирования личности студента путём его физического совершенствования. Социальная сущность управления как раз и состоит в том, что оно делает согласованные социальные действия людей (в направлении значимого результата) предметом их общей заботы.

Социальное управление процессом физического воспитания студенческой молодёжи представляет собой целенаправленное управляющее воздействие на структурно-функциональные взаимосвязи процесса физического воспитания, включающее целеполагание и целеосуществление. Предметом этой деятельности является организованное коллективное социальное действие включённых в него субъектов (социальных организаций, групп, индивидов).

Вся серия действий, направленных на побуждение коллектива кафедры к  достижению общих воспитательных целей  и поддержание устойчивых организационных отношений внутри коллектива, рассматривается нами как система отношений управления. Таким образом, в данном контексте социальное управление становится деятельностью, предметом которой является организованное коллективное социальное действие. Если предметом совместной деятельности людей является материальный, идеальный или материально-идеальный объект, его изменение в соответствии с желаемым результатом, то предметом управления в нашем случае выступают социальные отношения между членами коллектива кафедры в процессе физического воспитания.

При этом особая социальная роль отводится руководителю, который  наделен полномочиями подчинять всю деятельность кафедры единой воле. Заведующий кафедрой создает для выполнения своих управленческих функций формальную структуру, упорядочивает взаимоотношения преподавателей и обеспечивает их неформальную идентификацию со своими целями и ценностями. Коллектив кафедры и её руководитель составляют единое социальное тело проблемы физического воспитания студенческой молодёжи, решаемой совместными усилиями.

Главными критериями структурного построения системы формирования физической культуры студента следует  считать как объективную (требования общества, социальный заказ), так и  субъективную (личные желания, мотивы, цели, потребности) стороны в разнообразной физкультурно-спортивной деятельности. Ведущим компонентом, входящим во все виды физической культуры, является непрофессиональное физическое образование, т.е. то, которое дается для всех, кроме вузов физкультурного профиля.

Информация о работе Социальное управление процессом физического воспитания студенческой молодёжи