Социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:18, реферат

Краткое описание

Каждому человеку приятно чувствовать себя здоровым, когда выполнение любой работы, нагрузки совсем не обременительно и доставляет радость. Но в связи с ухудшением экологического состояния природной среды, загруженностью человека на работе, развитием промышленности и т д., человек уже не может ощущать себя здоровым. В связи с этим ухудшается состояние здоровья человека, увеличивается рост заболеваний. Но каждый з нас должен и может поддерживать свое здоровье на протяжении всей жизни. Это достигается соблюдением определенного режима труда и отдыха, рациональным питанием, отказом от вредных привычек, но прежде всего – регулярной физической активностью и соблюдением здорового образа жизни.

Содержание

Введение
1.Социальные основы физической культуры. Здоровый образ жизни и физическая культура
2.Биологические основы физической культуры. Система дыхания
3.Психологические основы физической культуры. Оптимальное регулирование своего психического состояния
4.Физиологические основы физической культуры. Высшая нервная деятельность.
Список литература

Вложенные файлы: 1 файл

физкультура.docx

— 1.42 Мб (Скачать файл)

Такое важное качество, как  дисциплинированность, всегда связано  с одновременным сочетанием положительных  и отрицательных (тормозных) условных рефлексов. Например, при выполнении некоторых физических упражнений (прыжки в воду с вышки, гимнастическое сальто и др.) для подавления реакций  самосохранения и чувства страха требуется торможение сильнейших отрицательных  оборонительных условных рефлексов.

Условные рефлексы с унаследованной и вновь приобретенной формой ответных реакций. Условно рефлекторным путем может формироваться и эфферентная (эффекторная) часть реакции, которая приобретает новые формы, отсутствовавшие в унаследованном фонде безусловных рефлексов. Эти так называемые «манипуляционные» рефлексы связаны с формированием нового характера движения, в ряде случаев – с использованием различных предметов. Например, гимнаст обучается делать сальто, выполнять сложные упражнения на перекладине и т д. Образование новых форм движений, особенно большое значение, имеет для человека, у которого почти все более или менее сложные двигательные акты, как указывал еще И.М.Сеченов, формируются в результате обучения.

Условные рефлексы первой и второй сигнальных систем. Высшая нервная деятельность человека в отличие от животных характеризуется огромным значением в ней словесных раздражителей. В животном мире сигналами окружающей действительности являются физические и химические свойства общеприродной среды: звуки, световые волны, давление, химический состав и т.д. в человеческом же обществе сигналами служат также и речевые раздражители. Эти две группы сигналов представляют собой первую и вторую сигнальные системы (И.П.Павлов).

Между первой и второй сигнальными  системами имеется ряд существенных отличий. Сигналами первой сигнальной системы являются конкретными, относящимися только к определенному непосредственному раздражителю, например к данному предмету – столу, дому, дереву и т.д. Особенность же второй сигнальной системы характеризуют отвлечение и обобщение сигналов первой сигнальной системы. Вторая сигнальная система человека является всеобъемлющей, способной обобщить и заменить все раздражители первой сигнальной системы. Вторая сигнальная система представляет собой физиологическую основу речи и мышления человека. Механизм условных рефлексов второй сигнальной системы лежит также в основе одного из важнейших компонентов обучения и тренировки – словесного объяснения.

Типы высшей нервной  деятельности. Изучая особенности формирования условных рефлексов у животных, И. П. Павлов обратил внимание, что скорость их образования, прочность, выработка дифференцировки у разных собак различны. Это дало основание разделить животных на несколько типов в зависимости от индивидуальных свойств их нервной системы. Под типом высшей нервной деятельности следует понимать совокупность свойств нервных процессов, обусловленных наследственными особенностями данного организма и приобретенных в процессе индивидуальной жизни. В основу деления нервной системы на типы И. П. Павлов положил три свойства нервных процессов: силу, уравновешенность и подвижность (возбуждения и торможения) .

Под силой нервных процессов понимают способность клеток коры большого мозга сохранять адекватные реакции на сильные и сверхсильные раздражители. Если у животного вырабатываются условные рефлексы на сильное раздражение и при этом не возникает состояния торможения, значит, нервные клетки коры большого мозга обладают высокой работоспособностью.

Под уравновешенностью следует понимать одинаковую выраженность по силе процессов возбуждения и торможения. Нервные процессы могут быть уравновешенными, сбалансированными или один из них может преобладать над другим. Чаще всего таким преобладающим процессом является возбуждение.

Подвижность нервных процессов характеризует быстроту перехода процесса возбуждения в торможение и наоборот.

На основании изучения особенностей нервных процессов  И. П. Павлов выделил следующие основные типы нервной системы: два крайних и один центральный тип. Крайними типами являются сильный неуравновешенный и слабый тормозной.

  1. Сильный неуравновешенный тип. Характеризуется сильными неуравновешенными и подвижными нервными процессами. Поэтому этот тип нервной системы И.П.Павлов называет также безудержно-возбудимым.
  2. Слабый тормозной тип. Характеризуется легкой тормозимостью даже при самых незначительных внешних влияниях, слабыми, неуравновешенными нервными процессами.

Центральному типу свойственны  сильные и уравновешенные нервные  процессы, но в зависимости от их подвижности его делят на две  группы: сильный уравновешенный подвижный  и сильный уравновешенный инертный типы.

  1. Сильный уравновешенный подвижный тип. Нервные процессы у таких животных сильные, уравновешенные и подвижные. Возбуждение легко сменяется торможением и наоборот.
  2. Сильный уравновешенный инертный тип. Этот тип животных и человека отличается сильными уравновешенными, но малоподвижными нервными процессами (спокойный тип). Процессы возбуждения и особенно торможения сменяются медленно.

Значение высшей нервной  деятельности для физического воспитания. Закономерности высшей нервной деятельности является одной из естественнонаучных основ теории физического воспитания. Тренировка, развитие силы, выносливости, скорости движений и ловкости основаны на формировании условных рефлексов. По механизму условных рефлексов формируются движения при выполнении физических упражнений, т.е. двигательные навыки. Условнорефлекторные механизмы обуславливают изменения в организме, проявляющиеся в виде так называемого стартового состояния. Нарушением условнорефлекторных связей характеризуются утомление при физических упражнениях и состояние перетренированности. Поэтому знание закономерностей высшей нервной деятельности совершенно необходимо для научного обоснования, как теории, так и практики физического воспитания.

 

 

Список литературы

  1. Айзман Р.И., Рубанович В.Б., Суботялов М.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Новосибирск 2009;
  2. Гогунов Н.Е. Психология физического воспитания и спорта. М. 2000;
  3. Дубровский В.И. Спортивная физиология. Учебник для вузов. М. 2005;
  4. Кабанов А.Н., Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. М. 1969;
  5. Физиология человека. Под редакцией профессора, доктора медицинских наук Н.В.Зимкина. М. 1970.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок №1. Воздухоносные пути

 

 

 

 

 

Рисунок №2. Строение гортани

Рисунок №3.Внутреннее строение легкого и легочных пузырьков

Рисунок №4. Воздухоносные пути при вдохе и выдохе

 


Информация о работе Социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры