Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:18, реферат
Каждому человеку приятно чувствовать себя здоровым, когда выполнение любой работы, нагрузки совсем не обременительно и доставляет радость. Но в связи с ухудшением экологического состояния природной среды, загруженностью человека на работе, развитием промышленности и т д., человек уже не может ощущать себя здоровым. В связи с этим ухудшается состояние здоровья человека, увеличивается рост заболеваний. Но каждый з нас должен и может поддерживать свое здоровье на протяжении всей жизни. Это достигается соблюдением определенного режима труда и отдыха, рациональным питанием, отказом от вредных привычек, но прежде всего – регулярной физической активностью и соблюдением здорового образа жизни.
Введение
1.Социальные основы физической культуры. Здоровый образ жизни и физическая культура
2.Биологические основы физической культуры. Система дыхания
3.Психологические основы физической культуры. Оптимальное регулирование своего психического состояния
4.Физиологические основы физической культуры. Высшая нервная деятельность.
Список литература
Такое важное качество, как дисциплинированность, всегда связано с одновременным сочетанием положительных и отрицательных (тормозных) условных рефлексов. Например, при выполнении некоторых физических упражнений (прыжки в воду с вышки, гимнастическое сальто и др.) для подавления реакций самосохранения и чувства страха требуется торможение сильнейших отрицательных оборонительных условных рефлексов.
Условные рефлексы с унаследованной и вновь приобретенной формой ответных реакций. Условно рефлекторным путем может формироваться и эфферентная (эффекторная) часть реакции, которая приобретает новые формы, отсутствовавшие в унаследованном фонде безусловных рефлексов. Эти так называемые «манипуляционные» рефлексы связаны с формированием нового характера движения, в ряде случаев – с использованием различных предметов. Например, гимнаст обучается делать сальто, выполнять сложные упражнения на перекладине и т д. Образование новых форм движений, особенно большое значение, имеет для человека, у которого почти все более или менее сложные двигательные акты, как указывал еще И.М.Сеченов, формируются в результате обучения.
Условные рефлексы первой и второй сигнальных систем. Высшая нервная деятельность человека в отличие от животных характеризуется огромным значением в ней словесных раздражителей. В животном мире сигналами окружающей действительности являются физические и химические свойства общеприродной среды: звуки, световые волны, давление, химический состав и т.д. в человеческом же обществе сигналами служат также и речевые раздражители. Эти две группы сигналов представляют собой первую и вторую сигнальные системы (И.П.Павлов).
Между первой и второй сигнальными системами имеется ряд существенных отличий. Сигналами первой сигнальной системы являются конкретными, относящимися только к определенному непосредственному раздражителю, например к данному предмету – столу, дому, дереву и т.д. Особенность же второй сигнальной системы характеризуют отвлечение и обобщение сигналов первой сигнальной системы. Вторая сигнальная система человека является всеобъемлющей, способной обобщить и заменить все раздражители первой сигнальной системы. Вторая сигнальная система представляет собой физиологическую основу речи и мышления человека. Механизм условных рефлексов второй сигнальной системы лежит также в основе одного из важнейших компонентов обучения и тренировки – словесного объяснения.
Типы высшей нервной деятельности. Изучая особенности формирования условных рефлексов у животных, И. П. Павлов обратил внимание, что скорость их образования, прочность, выработка дифференцировки у разных собак различны. Это дало основание разделить животных на несколько типов в зависимости от индивидуальных свойств их нервной системы. Под типом высшей нервной деятельности следует понимать совокупность свойств нервных процессов, обусловленных наследственными особенностями данного организма и приобретенных в процессе индивидуальной жизни. В основу деления нервной системы на типы И. П. Павлов положил три свойства нервных процессов: силу, уравновешенность и подвижность (возбуждения и торможения) .
Под силой нервных процессов понимают способность клеток коры большого мозга сохранять адекватные реакции на сильные и сверхсильные раздражители. Если у животного вырабатываются условные рефлексы на сильное раздражение и при этом не возникает состояния торможения, значит, нервные клетки коры большого мозга обладают высокой работоспособностью.
Под уравновешенностью следует понимать одинаковую выраженность по силе процессов возбуждения и торможения. Нервные процессы могут быть уравновешенными, сбалансированными или один из них может преобладать над другим. Чаще всего таким преобладающим процессом является возбуждение.
Подвижность нервных процессов характеризует быстроту перехода процесса возбуждения в торможение и наоборот.
На основании изучения особенностей нервных процессов И. П. Павлов выделил следующие основные типы нервной системы: два крайних и один центральный тип. Крайними типами являются сильный неуравновешенный и слабый тормозной.
Центральному типу свойственны сильные и уравновешенные нервные процессы, но в зависимости от их подвижности его делят на две группы: сильный уравновешенный подвижный и сильный уравновешенный инертный типы.
Значение высшей нервной деятельности для физического воспитания. Закономерности высшей нервной деятельности является одной из естественнонаучных основ теории физического воспитания. Тренировка, развитие силы, выносливости, скорости движений и ловкости основаны на формировании условных рефлексов. По механизму условных рефлексов формируются движения при выполнении физических упражнений, т.е. двигательные навыки. Условнорефлекторные механизмы обуславливают изменения в организме, проявляющиеся в виде так называемого стартового состояния. Нарушением условнорефлекторных связей характеризуются утомление при физических упражнениях и состояние перетренированности. Поэтому знание закономерностей высшей нервной деятельности совершенно необходимо для научного обоснования, как теории, так и практики физического воспитания.
Список литературы
Приложение
Рисунок №1. Воздухоносные пути
Рисунок №2. Строение гортани
Рисунок №3.Внутреннее строение легкого и легочных пузырьков
Рисунок №4. Воздухоносные пути при вдохе и выдохе
Информация о работе Социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры