Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:16, реферат

Краткое описание

Физическая культура является, по своей сущности социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими сторонами социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей. «Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию её в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании».

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Физическая культура и спорт— часть общечеловеческой культуры… 4
2. Физическая культура личности как неотъемлемая часть общей культуры………………………………………...........................................8
3. Специфические функции физической культуры……………………….11
Заключение…………………………………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по физре.docx

— 33.60 Кб (Скачать файл)

В то же время наибольшего положительного результата в физкультурном образовании  можно достигнуть в случае создания педагогической системы формирования у студентов потребностей в физической культуре с мощной системой оздоровительных  технологий, обеспечивающей осознанный здоровый образ и спортивный стиль  жизнедеятельности каждого молодого человека.

Спортивная тренировка, как указывают  специалисты и многолетний практический опыт работы по физкультурному воспитанию студентов, пока единственная научно обоснованная концепция управления развитием  физических качеств человека.

Выносливость, сила, быстрота, высокий  уровень функциональной подготовленности организма, его работоспособности  могут быть приобретены только путем  использования эффекта целенаправленного  организационного процесса адаптации  организма к физическим нагрузкам  определенного содержания, объема и  достаточной (разумной) интенсивности.

Спортивный путь - это энциклопедия технологий культурного преобразования телесного (физического), психического и нравственного в личности, и  не использовать его в физкультурном  воспитании современного человека было бы ошибочным. Наибольшей популярностью  у студенческой молодежи пользуется физическая рекреация.

Физическая рекреация как вид  физической культуры вошла в жизнь  студенческой молодежи в различных  терминах и понятиях, характеризующих  ее отдельные стороны: "массовая физическая культура", "оздоровительная", "массовый спорт", "активный отдых" и др. В процессе исследования установлено, что в действительности "физическая рекреация" охватывает содержание всех указанных выше терминов.

Она представляет собой процесс  использования физических упражнений, игр, видов спорта в упрощенных формах, естественных сил природы с целью  активного отдыха, развлечения, переключения на другие виды деятельности, отвлечения от процессов, вызывающих физические, интеллектуальные, психические утомления, получения удовольствия, наслаждения  от физкультурной деятельности.

Таким образом, физическая рекреация  удовлетворяет потребности, интересы, мотивы студенческой молодежи в эмоциональном  активном отдыхе, рациональном использовании  свободного времени. Активный отдых  человека положительно влияет на уровень  интеллекта, благодаря увеличению работоспособности  нервной системы и устойчивости её к различным нагрузкам.

3. Специфические функции  физической культуры

 

Физкультурная практика свидетельствует, что в результате систематических  занятий заметно совершенствует двигательный и вестибулярный анализаторы, возрастает сама способность к быстрому и эффективному освоению новых движений. Овладение разнообразными двигательными  умениями и навыками в сочетании  с параллельным воспитанием физических качеств повышает не только двигательную культуру человека, но и формирует  особый стиль двигательной деятельности. С одной стороны, движения физкультурника обладают высокой экономичностью (тратится меньше энергии), с другой – в  случае необходимости они всегда будут более результативными.

Еще одна образовательная функция  заключается в том, что характер преимущественной двигательной деятельности будет обуславливать специфику  приобретенных в результате занятий  способностей. Так, в гимнастике, акробатике, прыжках в воду, т.е. там, где человек  старается освоить большое разнообразие двигательных умений и навыков, высокой  степени развития достигает способность  к овладению новыми движениями. В  движениях циклического характера (плавание, бег, лыжи и др.) совершенствуются уже другие способности – экономичность, ритмичность, способность к расслаблению и эффективному использованию движущих сил.

Занятия физическими упражнениями без стремления к превышению превращаются в обычную игру, или, физическое воспитание, где целью и мотивом выполняемых  движений может быть получение удовольствия, укрепление здоровья, снятие утомления  и др., но не максимальное развитие своих  способностей. Упражняясь подобным образом, человек обычно не проявляет максимальных усилий систематически, и вполне естественно, что такая деятельность, не вызывающая предельных усилий, не может служить  эффективным средством совершенствования  его физических сил. Таким образом, исключение из спорта соревновательных начал превращает его в другую реальность.

Отсюда становится понятным, чтобы  считаться спортом в настоящем  понимании этого термина, ему  должны быть внутренне присущи такие  свойства, которые бы активно побуждали  человека к постоянному стремлению улучшать свои результаты. При анализе  было обнаружено, что основными обязательными  структурными образованиями спорта являются следующие взаимосвязанные  между собой компоненты: усилие, препятствие, достижение, соревнование. При этом оказывается, что спорт  как специфический вид деятельности может существовать только при наличии  в нем этих четырех признаков. Исключение хотя бы одного из них переводит  спорт, как уже было подчёркнуто, в другую реальность.

Известно также, что любая социально  значимая деятельность человека имеет  определенную цель, наличие специфических  для ее реализации средств, личную побудительную  мотивацию, а также соответствующую  данной деятельности форму реализации.

Логично в связи с этими положениями  общей теории деятельности полагать, что основной целью собственно-соревновательной деятельности конкретного спортсмена является производство личного спортивного  достижения, которое может оказаться  и рекордом того или иного уровня. Средством реализации этой цели, безусловно, может считаться выполняемая  мышечная работа, обобщенно названная  термином «усилие». Побудительным мотивом  служит стремление преодолеть то или  иное препятствие. Соревнование же выступает  в качестве формы деятельности, обеспечивающей реализацию поставленной цели. И в  этом плане именно соревнование, как  объединяющее начало по отношению к  другим элементам, правомерно считать  ядром спорта. Для полного представления  о функции достижения, в полной мере присущей лишь спорту, необходимо рассмотреть основные составляющие спортивной деятельности.

Материальной основой спорта в  приведенной выше его структуре  выступает категория усилия (т.е. определенные мышечные, волевые или  интеллектуальные действия). Чаще всего  в спорте усилия носят не изолированный, а комплексный характер. Спортивная тренировка развивает у человека, прежде всего саму способность к  проявлению не просто усилий, а именно максимальных усилий, специфичных для  разных видов спорта (в метаниях - взрывной силы, в спринте - быстроты, в марафоне - предельной выносливости, в гимнастике - максимальной сложности  и точности движений и т.д.).

В других, кроме спорта, видах физкультурной  практики максимальные усилия обязательными  не являются. К примеру, в рекреативной физической культуре, когда человек  хочет просто поиграть в футбол для  своего удовольствия, он вряд ли станет упражняться в ударах по мячу до такой степени владения техникой и силой удара, как это имеет место в спорте. Поэтому в спорте стремление к максимальному проявлению усилий является основным фактором совершенствования специфических и иных способностей человека, определяющих его спортивный результат. А сами условия соревновательного сопоставления мастерства служат дополнительным стимулом для демонстрации максимальных усилий и тем самым побуждают спортсмена систематически совершенствовать необходимые способности, умения и навыки.

Вместе с тем значительные усилия, особенно на максимальном уровне, сами по себе вне категории препятствия (т.е. специфического для спорта мотива побуждения) вряд ли возможны. Выполняя любую работу, человек обычно заинтересован  в том, чтобы видеть её результаты. И эти конкретные результаты будут  служить ему своего рода дополнительным стимулом к совершенствованию. Отсюда в спортивной деятельности, где результат  тренировочной работы далеко не всегда реально осязаем (допустим, сразу  после тренировки утомленный спортсмен  совсем не уверен, что занятие принесло ему пользу), необходимы свои видимые  критерии, служащие мотивом к проявлению максимальных усилий. Таковыми выступают  самые разнообразные препятствия (вес поднимаемой штанги, дальность  полета копья, время преодоления  дистанции; побежденный в единоборстве соперник и т.д.). Преодоление препятствий  стимулирует спортивную деятельность, вызывает и обеспечивает максимальные напряжения. И в этом плане именно постоянное преодоление препятствий, будь то в тренировочной или соревновательной деятельности, даёт возможность спортсмену оценивать свои силы и соответственно их развивать.

При этом в спорте, в отличие  от других видов деятельности (труда, науки, искусства), наблюдается четко  выраженная тенденция к постоянному  повышению препятствий. Выполняемые  элементы в фигурном катании усложняются, вес штанги увеличивается, планка для  прыжков в высоту поднимается. Величина препятствия в данном случае является объективным показателем или измерителем проявленного. усилия. Субъективным критерием величины препятствия остается внутреннее ощущение эмоционального напряжения, степень утомления, ощущение борьбы с самим собой и т.п. И в этом смысле, очевидно, что спорт - это, прежде всего преодоление самого себя, своего внутреннего состояния. Поэтому, кроме прочего, он по праву признается одним из эффективных средств воспитания волевых качеств. И в обществе, пожалуй, нет лучшего средства для воспитания воли в сфере двигательной деятельности.

Следующим атрибутом спорта выступает  компонент - достижения. Спортивное достижение является, с одной стороны, целью  спортивной деятельности, с другой - объективным выражением проявленного усилия и преодоленного препятствия. Оно как бы аккумулирует в себе как усилие, так и препятствие  и может выступать в различных  величинах - от личного или коллективного  достижения, до национальных и мировых  рекордов.

Хотя достижения в спорте и являются целью спортсмена, однако эта цель не представляется конечной. Истинная ценность достижения заключается в  стимулировании последующего достижения. Дело в том, что без первичного достижения не могло бы возникнуть и последующего, т.е. прогресс в спорте был бы практически незаметен  и невозможен. Поэтому достижения - не только мера проявленного усилия, но и своего рода установка на дальнейшее существование спорта как вида добровольной деятельности. Спорт с его довольно контрастными уровнями спортивных результатов  одинаково притягателен как для  новичков, так и для мировых  рекордсменов, благодаря возможности  превзойти, превысить существующий для каждого из них личный результат. И хотя для начинающего этот результат  может быть довольно скромным, но он потребовал от спортсмена его предельного  на данный период усилия, и в силу этого становится уже субъективно  значимой ценностью. Кроме того, спортивные достижения, особенно в сфере большого спорта, получают общественное признание, служащее дополнительным фактором для  их постоянного роста.

Заключение

 

Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего  в себе духовное богатство, моральную  чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.

Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно  связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.

Наш век — век значительных социальных, технических и биологических  преобразований. Научно-техническая  революция внесла в образ жизни  человека наряду с прогрессивными явлениями  и ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию  и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального  и бытового характера. Все это  приводит к нарушению обмена веществ  в организме, предрасположению к  сердечно-сосудистым заболеваниям, избыточной массе тела и т.п. Влияние неблагоприятных  факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и  объемно, что внутренние защитные функции  организма не в состоянии с  ними справиться. Опыт десятков тысяч  людей, испытавших на себе воздействие  такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими  упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации  организма к условиям внешней  среды.

 


Информация о работе Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе