Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 19:05, курсовая работа
Цель исследования: определить какими принципами следует руководствоваться в системе физического воспитания.
Задачи исследования:
Осуществить теоретический анализ литературы по теме работы;
Выявить общеметодические принципы физического воспитания;
Выявить специфические принципы физического воспитания.
Таким образом, принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма.
2.4 Принцип адаптированного
сбалансирования динамики
Из этого принципа вытекает три основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов физического воспитания.
2. По мере адаптации к применяемой нагрузке, т.е. перехода приспособительных изменений в стадию устойчивого состояния, необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагрузки. Чем выше достигнутый уровень подготовленности, тем значительнее увеличение параметров нагрузки.
3. Использование суммарных
нагрузок в физическом
Вышесказанное дает основание для использования в физическом воспитании двух форм динамики суммарной нагрузки: ступенчато восходящую и волнообразно восходящую. В принципе возможно использование и линейно восходящей формы. Однако ее можно использовать на очень коротких по временным показателям этапах.
2.5 Принцип циклического построения занятий
Процесс физического воспитания — это замкнутый круговорот определенных занятий и этапов, образующих циклы. В соответствии с этим различают три вида циклов: микроциклы (недельные), характеризующиеся повторностью применения упражнений одновременно с их разнонаправленностью, чередованием нагрузки и отдыха; мезоциклы (месячные), включающие в себя от двух до шести микроциклов, в которых меняются содержание, порядок чередования и соотношение средств; макроциклы (годичные), в которых разворачивается процесс физического воспитания на протяжении долговременных стадий.
Данный принцип нацеливает специалистов по физическому воспитанию и спорту осуществлять построение системы занятий с учетом и в рамках завершенных циклов, а также с учетом прогрессирования кумуляции эффекта занятий, общего хода физического воспитания и поступательного развития общей и специальной подготовленности занимающихся.
2.6 Принцип возрастной адекватности направлений ФВ
Этот принцип обязывает последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, т.е. применительно к сменяющимся периодам онтогенеза и особенно периодам возрастного физического развития организма (дошкольный, младший, средний, старший возраст).
Вплоть до возрастного созревания направленность физического воспитания должна предусматривать общие широкие физические воздействия на организм занимающегося. Это выражается в формировании широкого круга двигательных умений и навыков и в разностороннем физическом развитии. В школьный период этот принцип обязывает также учитывать при воспитании физических качеств чувствительные зоны, в которых создаются наиболее благоприятные возможности для развития тех или иных физических качеств человека.
Юношество и первый зрелый возраст (примерно до 35 лет) раскрывают благоприятные возможности для полной реализации функциональных возможностей организма. Для многих направленность физического воспитания выступает в форме пролонгированной обшей физической подготовки. Для юношества характерны активное занятие спортом и достижение на этой основе высоких результатов.
Во втором зрелом возрасте, в период стабилизации функциональных возможностей, направленность физического воспитания выступает как фактор поддержания достигнутой хорошей обшей работоспособности, достигнутого уровня физической подготовленности.
В более поздние периоды (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) физическое воспитание помогает противодействовать влиянию различных негативных факторов на здоровье человека. Занятия физическими упражнениями приобретают физкультурно-оздоровительный характер.
В целом можно сказать, что принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания является основополагающим при использовании физического воспитания в процессе многолетних занятий физическими упражнениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе физического воспитания применяются как общеметодические принцмпы, так и специфические. Общеметодические принципы – это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания. Они отражают основные и общие положения, а также рекомендации, сделанные из сопоставления данных ряда наук, изучающих разные стороны процесса физического воспитания. Рассматрев общеметодические принципы, мы раскрывали основные закономерности физического воспитания и выяснили методические положения, вытекающие из них. К общеметодическим принципам физического воспитания относятся следующие: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип систематичности, принцип прогрессирования (динамичности).
В физическом воспитании, наряду с общеметодическими принципами, выделяют также специфические. К этим специфическим принципам физического воспитания относятся следующие: принцип непрерывности процесса физического воспитания, принцип системного чередования нагрузок и отдыха, принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий, принцип адаптированного сбалансирования нагрузок и отдыха, принцип циклического построения занятий, принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания.
Рассмотренные принципы отражают различные закономерности и стороны целостного процесса физического воспитания. Они составляют не сумму, а единство принципиальных методических положений, взаимно обусловленных и дополняющих друг друга. Отступление от одного из принципов может разладить весь сложный процесс физического воспитания и сделать почти бесплодным большой труд преподавателя и его учеников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Холодов Ж. К., Кузнецов B.C.. Теория и методика физического воспитания и спорта:// Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ - 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.
2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
3.Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Веткина З.Н. и др. Теория и методика физического воспитания // Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. «Физкультура». – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
4.Максименко А.М. Теория
и методика физической
5. Лукъяненко В.П., Физическая культура: основы знаний. Учебное пособие / В.П. Лукъяненко – 3 издание, прераб. и доп. – М.: Советский спорт, 2007. - 228 с.
6. Васильков А.А., Теория и методика спорта: учебник / А.А. Васильков, - Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 239 с.
7.Барчуков И.С., Физическая культура и спорт: методология, теория, практика:пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков – 2 издание – М.: издательский центр «Академия», 2008. - 528 с.
8. Железняк Ю.Д., Педагогическое
физкультурно-спортивное
Информация о работе Специфические принципы физического воспитания