Спортивные игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 12:09, реферат

Краткое описание

Спортивные игры - виды игровых состязаний, основой которых являются различные технические и тактические приемы поражения определенной цели спортивным снарядом в процессе противоборства. Существуют 4 основные группы спортивных игр: 1) игры на попадание в ворота, отметку или корзину; 2) игры с ответными ударами; 3) игры на метание и удары по мячу; 4) игры на попадание в цель (игры с шарами и цельными мячами).

Вложенные файлы: 1 файл

спорт игры.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

 

Тактика в спортивной игре состоит из обусловленных    ситуациями,    целесообразных    индивидуальных и коллективных действий при нападении и защите с целью достижения наилучшего результата. В коллективной тактике различают групповую и командную тактику. Индивидуальная тактика проявляется в выборе и применении технических элементов. Атакующие действия - за некоторым исключением - это все те меры, которые принимает команда, когда она владеет мячом; защитные действия - это меры, предпринимаемые в случае, если мячом владеет противник. Выбор тактики зависит от технического уровня игроков, от их физических качеств и тренированности, от тактики противника, т. е. от мер противника и уровня подготовленности его игроков, а также от внешних обстоятельств (ус­ловия погоды, положение в игре и др.). В каждой спортивной игре коллективная тактика выражается в значительной степени через применение системы игры. Под этим следует понимать определенное расположение и распределение задач команды на поле, т.е. основную форму ведения игры. В соответствии с расположением определяются функции игроков, при этом необходимо учитывать качества собственных игроков и особенности противника. Существуют системы нападения и защиты. В баскетболе и гандболе можно назвать в качестве примера быстрое нападение (при малом количестве передач) и медленную или позиционную атаку. В качестве защитных систем почти во всех спортивных играх применяются прикрытие пространства (зонная защита) и прикрытие игрока. Призна­ками системы должны быть: простота, равновесие (между атакой и обороной), гибкость, правильное распределение сил и возможность быстрого перехода от обороны к атаке, и наоборот. Методика тренировки. Способ обучения и организация тренировки определяются целями подготовки и уровнем подготовленности участников.

 

 Целесообразное  включение малых спортивных игр  в школьное физическое воспитание  является существенной предпосылкой  для подготовки к большим спортивным играм. Определенные навыки, такие, как ловля мяча, точная и быстрая передача, смена положения, броски в цель, можно развить в игре, если этим заниматься целенаправленно, с акцентом на результат и со спортивным игровым характером. В качестве примера такого построения можно назвать следующую методическую последовательность: простая передача и ловля мяча между двумя партнерами; передача и ловля мяча как состязание между парами, гонка мяча или «переходящий мяч» в состязании; «охотничий мяч» как игра партий; баскетбол. Подготовленный таким образом процесс обучения специальной технике и тактике отдельных спортивных игр может быть сокращен.

 

 Для  обучения технике и тактике  спортивных игр существует единый  методический процесс: 1-я ступень : формы упражнений, в которых требуется точность технического, а позже и тактического выполнения при облегченных условиях (упражнения стоя, затем в беге). 2-я ступень: формы упражнений, в которых точность связывается со скоростью выполнения. Продолжительность упражнения зависит от трудности отдельных технических элементов. 3-я ступень: формы упражнений с лишь обозначенным противником, например с прочно установленной разметкой. 4-я ступень: формы упражнений с относительно пассивно действующим противником. Незначительные оборонные движения осложняют атаку. Игрокам, играющим против, дается указание технически и тактически отвечать на способ игры занимающихся и поддерживать ход движений, несмотря на помехи. 5-я ступень: формы игры с активным противником, которые полностью соответствуют игровой ситуации. 6-я ступень: пробные игры, в которых изученная техника и тактика проверяются в условиях действий противника, близких к соревновательным.

 

 

 Из опыта  известно, что на 5-й ступени легко  наступает ломка в техническом  развитии. Поэтому к обучению технике при активно действующем противнике можно переходить только тогда, когда игроки ознакомятся со многими возможностями игровой ситуации 4-й ступени, их поймут и многократно успешно исполнят. На 5-й ступени уже нет узкоограниченных указаний тренера. Выбор технических и тактических средств предоставляется теперь самим занимающимся.

 

 Основные  формы упражнений. Изучение многочисленных  технических элементов происходит  вначале в основных формах. Здесь  речь идет о стандартизованном, позже варьирующемся повторении игровых навыков при относительно постоянном расположении игроков. При этом преподаватель может хорошо следить и поправлять занимающихся. Правда, это первоначальное изучение отдельных движений не должно слишком затягиваться и как можно быстрее должно уступать игровым связкам.

 

 Известными  формами упражнений являются: упражнения  в парах, в тройках, в четверках, в кругу, в лобовых рядах и  во фланговых рядах, а также  в свободном расположении внутри  ограниченного пространства. Выбор  зависит от задач упражнения, количества и уровня подготовленности участников, числа снарядов для занятий, т.е. мячей, маятников с мячом, сооружений для цели и пр. Формы упражнений варьируются с помощью изменения направ­ления броска или толчка, различного удаления от цели или других игроков, изменения порядка частичных действий, как, например, прием мяча, удар по воротам или отдача мяча, финт для удара по воротам, ведение мяча, удар по воротам через несколько учебных снарядов. В дальнейшем можно поставить дополнительные задачи, например «передача мяча не сходя с места», «выполнить смену мест» или «побежать за мячом». Комплексные упражнения. Обучение типичным игровым двигательным комбинациям происходит с помощью комплексных упражнений. Под этим понимаются такие упражнения, в которых несколько элементов техники, а также тактики связаны Друг с другом так, как это соответствует игровой ситуации (например: ловля мяча в беге - ведение мяча - обыгрывание противника-бросок по воротам).

 

 Игровые  формы. Способность к технически  правильному выполнению движений при тактически целесообразном применении особенно хорошо развивается с помощью игровых форм. Они являются практически частями соревновательной игры. Игровые формы могут проводиться без разметки цели (например, игры с мячом в партии), но также и с заключительными бросками по воротам или корзине или ударами по воротам, т.е. как в нор­мальных соревнованиях. Они преобразуются от участия игроков 1:1, 2:1, 2:2, 3:2, 3:3 до 4:3 в зависимости от технических задач игры и соответствующей спортивной игры. Участвующие должны сами решить, какие технические и тактические варианты они выберут с тем, чтобы ответить на нападающие и оборонные действия противника. В игровых формах тренируется прежде всего групповая тактика. Пробные игры. В соответствии с поставленной целью различают пробные игры, учебные игры и схожие с соревнованием тренировочные игры. Они являются основным средством тактической подготовки и служат применению изученного. Пробные игры могут проводиться в упрошенных условиях, по измененным правилам, с определенными задачами, на измененных игровых полях или в нормальной форме.

 

 Учебные  игры - это игры, которые служат  демонстрации или даже рекламе  и могут быть приостановлены  для показа ошибок или для  повторения определенных игровых  действий. Схожие с соревновательными тренировочные игры должны в большинстве случаев готовить к определенной цели. Команда тоже должна соответствующим образом быть настроенной. Все детали и внешние условия должны по возможности соответствовать основным соревнованиям. Дружеские и другие публично проводимые соревнования могут носить характер тренировочных игр.

 

 Методы  и формы тренировки, оправдавшие  себя для общей физической  подготовки, пригодны также и  для спортивных игр. Правда, при  применении метода повторения, интервального метода, круговой тренировки и др. следует отбирать специфические для игр тренировочные средства (снаряды, отрезки для бега, прыжковые упражнения, упражнения на ловкость и др.). Хороший опыт дали игры с программной тренировкой. Спортсмены при этом выполняют программу определенных заранее упражнений и норм нагрузки, переходя поодиночке или в малых группах от станции к станции. Это упражнение из области техники соответствующей игры.

 

 В формах  тренировки различают индивидуальную, групповую и командную тренировки. Это не только организационные формы тренировки, но они отличаются также и содержанием.

 

 С помощью  индивидуальной тренировки устраняются  физические и технические недостатки  игрока, развиваются особые способности  и склонности игрока, а также специальные требования каждого поста в команде. При групповой тренировке создаются игровые группы с равными слабыми и сильными сторонами в техническом и тактическом отношении и с одинаковыми задачами. Здесь наряду с формами упражнений для закрепления техники и проведения игр на малых полях существуют уже и тактические цели. Тренируются стан­дартные технико-тактические приемы и развивается необходимое взаимодействие отдельных частей команды.

 

 Командная  тренировка служит гармонии командной  структуры. На первом плане стоит построение коллективной игры в нападении или организация обороны; игровая система ярко выражена, игровые формы, пробные и тренировочные игры преобладают.

 

 

 


Информация о работе Спортивные игры