Средства и методы воспитания ловкости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 11:22, контрольная работа

Краткое описание

Проявление ловкости в большой степени: зависит от пластичности корковых нервных процессов, от способности человека различать темп, амплитуду к направление движений, степень напряжения и расслабления мышц, особенно окружающей обстановки. Чем богаче двигательный опыт у детей, шире круг движений, которыми они владеют, тем легче они осваивают новые формы движений на основе имеющейся координации, сходных мышечных напряжений, уровня достигнутой быстроты, силы, ловкости. Ловкость, необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх (особенно включающих ловлю и увертывание), спортивных упражнениях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Средства и методы воспитания ловкости…………………………………….4
2.Упражнения и игры для развития ловкости у детей 3-4 лет……………...7
3. Методика развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста .…11
Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по физо1.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Существуют  различные средства, повышающие проявление двигательной координации, ловкости. Для  детей дошкольного возраста можно  отобрать следующие средства:

    1. Применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать).
    2. Изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
    3. Смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной или двух ногах, с поворотом.
    4. Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений.

Для дошкольников доступны общеразвивающие упражнения с различными предметами, а также  использование предметов в основных движениях. Так, можно метать мячи, мешочки, шишки, снежки, картонные диски; катать и бросать обычный резиновый мяч или более тяжелый набивной.

    1. Выполнение согласованных действий несколькими участниками (вдвоем, держась за руки, садиться и вставать, выполнять повороты, наклоны, прыжки; по 3-4 детей держать за один большой обруч или длинный шест: поднимать вверх, опускать, приседать, наклоняться, класть на пол и брать всей группой, держась за длинную веревку).
    2. Более сложное сочетание основных движений. Можно использовать бег змейкой, обегая кубики, деревья, перепрыгивая на ходу не широкую канавку, доставая в прыжке до мяча и ветки; ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч или под веревку, с поворотом, с перешагиванием через положенные на ней предметы; усложненные прыжки со скакалкой, с различными движениями рук.
    3. Усложнение условий игры. Например, в игре «Ловишки с ленточкой» у играющих ленточки двух цветов и ловишки выдергивают ленточки только определенного цвета: один – синие, второй – желтые. В игре «У медведя во бору» ребенок в роли медведя, перед тем как ловить должен подлезть под дугу.
    4. Предпочтение при выборе упражнений следует отдавать целостным действиям, имеющим конкретную двигательную задачу. Например, пробежать по извилистой дорожке до дерева, перепрыгнуть канавку, пролезть в обруч. Однако старшие дети способны выполнить достаточно сложные по координации гимнастические упражнения - точные движения с мячом, скакалкой, обручем, плавные ритмичные упражнения с лентой.

Для развития ловкости в физическом воспитании используются следующие методы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных  двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:

  • строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);
  • изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений — бросок мяча вверх из исходного положения стоя — ловля сидя и наоборот);
  • изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);
  • «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);
  • выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);
  • выполнение упражнений с исключением зрительного контроля — в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, ведение мяча и броски в кольцо).

Методические  приемы не строго регламентированного  варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.

Эффективным методом  развития ловкости является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнении. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных упражнений. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.Для развития ловкости как умения овладевать новыми движениями применяются любые упражнения, включающие элементы новизны. А для развития ловкости как умения рационально перестраивать двигательную деятельность в сжатые временные сроки используются упражнения, требующие мгновенного реагирования на внезапно изменяющиеся ситуации, также хорошо использовать игровые упражнения, требующие таких различных движений, как повороты, наклоны, прыжки, быстрые вращения, бег с внезапными остановками, бег боком, спиной вперед и другие. Прекрасно тренируют ловкость и подвижные игры.

                                 Заключение

 

Ловкость –  это способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в  изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво. В быту, в играх, спортивных упражнениях, когда внезапно складывается непривычное сочетание разных движений, требуется проявление ловкости. При развитии ловкости необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В дошкольном возрасте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки координационных способностей. Именно в этом возрасте развитие координации дает наибольший эффект. Дети очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация.

О степени ловкости можно судить по тому, насколько успешно решается нестандартная двигательная задача, насколько выполняемые двигательные действия соответствуют сложившейся в данный момент ситуации.

Ловкость совершенствуют в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, быстрота и координированность движений.

Таким образом, дети должны выполнять как можно  больше упражнений для воспитания ловкости. При этом важно совершенствовать мышечное чувство (умение различать  темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц), а также чувства времени и пространства.

 

 

 

 

                                  Список литературы

 

      1. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя дет. сада. -М.: Просвещение, 1981

 

  1. Семенова Т. Воспитание ловкости у дошкольников [Текст] / Т. Семенова // Дошкольное воспитание. – 2006.
  2. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2001.
  3. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Тимофеева. - М.: Просвещение, 1979.
  4. Шишкина В. А. Движение + движения [Текст] / В.А. Шишкина. -  М.: Просвещение, 1992.
  5. Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении: Влияние физического воспитания на саморегуляцию поведения дошкольника [Текст] / А.П. Щербак. - М.: Владос, 1999.

Информация о работе Средства и методы воспитания ловкости