Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 10:57, контрольная работа
Занятия физической культурой отличаются от других видов деятельности (в том числе и трудовой) прежде всего тем, что они направлены на развитие наших собственных физических кондиций, т. е. двигательных умений, физических качеств, функциональных возможностей и т. п. А физический труд, например, своей целью ставит изготовление определенного продукта. Конечно, многие трудовые операции воздействуют на физическое состояние человека, но это влияние в значительной степени зависит от особенностей содержания и условий производства и может быть самым различным (в том числе и отрицательным).
1. Развитие физической культуры в первобытном обществе и в античный период……………………………………………………………………………………………………2
2. Развитие физической культуры со средневековья до 2-й половины 19 века…………………………………………………………………………………………………………....4
3. Развитие зарубежной системы физического воспитания со 2-й половины 19 в. до настоящего времени…………………………………………………..6
4. Развитие системы физического воспитания в России с древней Руси до начала 20 века……………………………………………………………………………………………8
5. Становление и развитие отечественной системы физического воспитания с начала 20 века до настоящего времени……………………………11
6. Список литературы……………………………………………………………………………….
Метод естественной гимнастики, разработанный в начале XX в., основывался на базе научных положений медико-биологических наук, которые к тому времени сделали значительней шаг вперед в объяснении значения физических упражнений. Название этой системы происходит от рекомендаций проводить занятия физическим воспитанием в естественных условиях природы, т. е. преимущественно на открытом воздухе.
С конца XIX — начала XX в. начинается процесс формирования на основе гимнастических движений спортивной и художественной гимнастики. Другими словами, сама гимнастика становится также видом спорта. По существу, мы наблюдаем слияние двух направлений в физической культуре — гимнастического и спортивно-игрового и образование относительно самостоятельных средств физической культуры — гимнастики, спорта и игр.
В последние годы XIX — начале XX в. предпринимаются многочисленные попытки поиска таких внешкольных форм воспитания молодежи, которые обеспечивали бы ее хорошую военно-физическую подготовку. Однако лишь в Англии удалось создать систему, вторая позволила охватить широкие слои молодежи, — бойскаутское движение. Оно возникло на рубеже XIX и XX вв. Основателем этого движения является английский генерал Роберт Баден-Пауэл. Участие его в колониальной англо-бурской войне в Южной Африке (1899 — 1902) сыграло решающую роль в зарождении идеи воспитания английских мальчиков на принципах скаутизма (скаут переводе означает “разведчик”). В условиях Африки Баден-Пауэл понял, насколько важно уметь вести военные действия в сложных природных условиях: труднопроходимых лесных зарослях с необычной фауной, ориентироваться на незнакомой местности и т. п. Эти умения, используя психические особенности детей, можно с успехом развивать. Конечно, одной из основных задач скаутского воспитания была подготовка к военной службе, но она была не явственной. Вот чему обучался английский скаут: искусству разведчика, знанию природных явлений, жизни в лагере и походе, развитию выносливости, общественному поведению, действиям при несчастных случаях
Почему же эта система воспитания получила мировое признание и популярна среди детей до настоящего времени? Во-первых, скаутская подготовка проходит в форме привлекательной для ребят длительной игры с использованием условных символов, отличительных знаков, приветствий, костюмов, патрулей, отрядов и т.д. Во-вторых, во время игровой деятельности дети овладевают полезными для повседневной жизни навыками. В-третьих, в скаутской подготовке присутствует свойственная детям любовь к природе и животному миру, склонность к приключениям, интерес ко всему героическому, бескорыстная забота о других людях и т. п.
В начале 30-х гг. ряд исследователей выявили, что движения, заимствованные из спорта, не могут целиком переноситься в производственную гимнастику, но в процессе занятий спортом формируется широкий спектр качеств, который положительно влияет на успешность трудовой деятельности. Это дало существенный толчок к расширению создания рекреационных территориальных и заводских физкультурно-спортивных организаций, которые в ведущих капиталистических странах начали образовываться еще в конце XX в. Предприниматели и государственные деятели пришли к выводу, что выгоднее вкладывать деньги в охрану здоровья квалифицированных и надежных рабочих, чем этого не делать.
Педагогические взгляды на физическое воспитание в конце XIX — начале XX в. во многом определялись новыми знаниями в области биологических наук, спортивной физиологии, биомеханики.
Физическое воспитание развивалось по пути рационального сближения и поиска интегративных форм движений, заимствованных из гимнастических систем и спортивно-игрового направления. К середине XX в. в мире наблюдается интеграция двух основных направлений в физическом воспитании — гимнастического и спортивно-игрового, что свидетельствует о значительном уточнении классификации физических упражнений по их принадлежности к тем или иным видам спорта. Средства физического воспитания и спорта обретают четкие черты их принадлежности к гимнастике, спорту, играм, туризму. Активному распространению спорта в мире способствовало то обстоятельство, что во второй половине века он выходит на уровень международных отношений, становится средством демонстрации мощи, престижности государств, в чем были заинтересованы государственные политические деятели.
Перед Первой и Второй мировыми войнами наблюдается милитаризация физического воспитания и спорта, т.е. оно становится средством военно-физической подготовки молодежи. Особенно заметно это проявляется в Германии.
В 1920-е гг. возникает новое направление в физической культуре — профессионально-прикладная физическая подготовка.
После Второй мировой войны в развитых капиталистических странах заметно положительное влияние государственных структур на ход развития физической культуры и спорта. Объем занятий физическим воспитанием в разных странах неодинаков, в основном 3—4 ч в неделю. Программа, как правило, не является единой, а составляется с учетом возможностей и традиций школ. Все большее распространение получает внеурочная и внешкольная работа по физическому воспитанию в виде дополнительных или факультативных занятий.
4. Развитие системы физического воспитания в России с древней Руси до начала 20 века.
В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Однако существовали уже и специальные формы воспитания, превратившиеся со временем в ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации. В первобытных родовых общинах подростки, достигшие 14 лет, проходили специальную подготовку, в ходе которой их учили охотиться и изготовлять орудия труда, развивали волю и выносливость, приучали быть дисциплинированными, приобщали к религиозным тайнам. Этот этап подготовки завершался обрядом инициации, в ходе которого подростки должны были доказывать свою физическую и социальную зрелость. Прошедшие испытания признавались полноправными членами общин, получали статус взрослого человека.
Воспитание детей в период раннего феодализма осуществлялось в семье. К 3 — 4 годам ребенок начинал выполнять посильную для него работу, помогая старшим, главным образом матери. Старшие члены семьи поощряли игры, развивающие у детей ловкость, силу, смекалку, формирующие умения и навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
Массовой народной формой физического воспитания на Руси были кулачные бои. Размежевание борьбы с кулачным боем проходило на протяжении длительного времени. Потребовалось немало времени для того, чтобы запрет на удары в борьбе стал общепринятым положением, повсеместно вошел в обычай, который даже отразился в поговорке: “Борясь — не дерись, станешь драться — будешь запираться”.
Об условиях, в которых развивалась русская культура в XIII— XVIII вв., дает наглядное представление тот факт, что за XIII — первую половину XV вв. Русь выдержала более 160 войн с татарами, литовцами, немецкими рыцарями, шведами, поляками, венграми, болгарами и др. В XVIII в. она воевала 60 лет. Поэтому вполне объяснимо, что в физической подготовке преобладала военная направленность, в частности кулачный бой.
Народные формы физического воспитания особенно интересны такого сословия на Руси, как казачество. Его, безусловно, можно считать системой прикладной физической подготовки: в нем имеются главные составляющие системы. В основе идейной направленности было воспитание у казаков преданности своему войску, любовь к родному краю. Система имела четко выраженную прикладную цель — подготовку к военной и трудовой деятельности. Система была всеобщей: она охватывала все мужское население от детского до пожилого возраста. Военно-физические упражнения систематически включались у казаков в игры, смотры, охоту, праздники, военные походы, т.е. было представлено разнообразие форм и средств физической подготовки. В основе используемых методов обучения военно-физическим упражнениям лежал эмпирический подход — пример, подражание, копирование, опыт.
Начиная с XIX в. в казачьих войсках начинают развиваться и государственные формы военно-физического воспитания молодежи. Положение дел с народным образованием в казачьих войсках не было одинаковым. Наиболее успешно оно развивалось в Оренбургском казачьем войске. Так, за период с 1825 по 1889 г. в этом регионе было открыто 458 станичных и поселковых школ. Обучение казачьих детей в дореволюционной России проходило не только в станичных и поселковых школах, но и в кадетских корпусах, гимназиях, юнкерских училищах. Принимались туда в основном дети офицеров и войсковых чиновников. Во всех типах образовательных учреждений физическое воспитание характеризовалось с военной направленностью. Военно-физическая подготовка в казачьих юнкерских училищах содержала, например, упражнения в верховой езде, в вольтижировке, в выполнении боевых действий в пешем строю и на коне, в фехтовании, строевые упражнения, эскадронные тактические учения, стрельбу и глазомерное определение расстояния, караульную службу, плавание.
Большое значение для развития теории
и практики физического воспитания в России
имели передовые взгляды на эту проблему
прогрессивных слоев зарождающейся в
XVIII в. буржуазии. Новые идеи исходили от
ученых, мыслителей, революционеров, полководцев.
Если обобщить их отношение к вопросам
физической культуры, то можно констатировать
следующее:
Физическое воспитание является неотъемлемой
частью всестороннего развития личности.
С помощью правильной системы воспитания можно подготовить человека к эффективному выполнению своих государственных обязанностей (И. И. Бецкой).
Ставился вопрос о необходимости физического воспитания девочек (А. Ф. Бестужев, И. И. Бецкой, А. Н. Радищев).
Большое значение в физическом воспитании уделялось процессу закаливания (С. Г. Зыбелин, Н. И. Новиков, А. В. Суворов).
Русский просветитель Н. И. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» пропагандировал только то, что могло было осуществиться на практике, что было приемлемо для русского просвещения. В частности, он отрицал «теорию уединения» Руссо и был сторонником общественных форм воспитания детей.
Прогрессивными идеями воспитания, и физического в частности, были призывы к его организации среди крестьянства (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, И. Т. Посошков, А. Я. Поленов).
Ряд крупных военачальников придерживались прогрессивных взглядов в вопросах военно-физического воспитания в армии и на флоте (П.А.Румянцев, Ф.Ф.Ушаков, А. В. Суворов).
Из выше сказанного следует , что возникновение физических упражнений у восточных славян было обусловлено теми же причинами, что и во всем мире в целом. Олицетворением гармонично развитой личности в древности является образ былинного богатыря. Основной формой физической подготовки были игрища. Целью физического воспитания вплоть до XVIII в. была военно-физическая подготовка, что объясняется тем, что Русь вынуждена была вести много войн.Основными источниками, из которых мы узнаем о физической культуре на Руси, являются былины, летописи, сказания и сказки, картины, предметы резьбы по дереву и камню, барельефы. Первый письменный источник — первая русская летопись “Повесть временных лет” (начало ХII в.). Первое изображение борцовской схватки датируется 1197 г.
При практически отсутствующих государственных формах физического воспитания в феодальной России решающую роль в физической подготовке населения играли народные формы. Среди них можно выделить национальные виды борьбы, кулачные бои, военно-физическую подготовку российского казачества, национальные игры и развлечения (забавы), связанные с двигательной деятельностью.
Во второй половине XVII в. в России появляется первая книга, посвященная светскому воспитанию детей — “Гражданство обычаев детских”, сыгравшая значительную роль в последующем развитии физического воспитания в стране и его естественно-научных основ.
Большое значение для развития физического воспитания в России имели прогрессивные взгляды многих отечественных ученых, мыслителей, полководцев. Однако на практике физического воспитания их деятельность отразилась весьма незначительно.
Во второй половине XIX — начале XX в. появляются фундаментальные работы по научному обоснованию педагогических и естественно-научных основ физического воспитания.Создается одна из лучших для того времени система физического образования — система, разработанная П. Ф. Лесгафтом. Им были сформулированы и научно обоснованы основные компоненты системы физического воспитания: цель, задачи, основы, принципы, направления, подготовка специалистов для работы по физическому воспитанию, начинают складываться организационные формы физического образования, материально-техническое и финансовое обеспечение физического воспитания. П. Ф. Лесгафтом создается и начинает функционировать специальное учебное заведение, по сути высшее педагогическое, по подготовке преподавателей по физическому воспитанию. С научно-педагогической деятельностью Лесгафта связывают становление в нашей стране одной из основных закономерностей физического воспитания — его научной обоснованности.
5.
Становление и развитие
В конце XIX — начале XX в. в России начинают создаваться опытные частные школы для детей — новый тип учебных заведений, где нашли свое отражение прогрессивные идеи в области физического воспитания детей. Большое значение для развития физической культуры имело возникновение в это время нового типа физкультурных организаций — общественных физкультурно-спортивных организаций. Они пропагандировали здоровый образ жизни, занятия гимнастикой, спортом и туризмом для широкого круга населения, готовили актив энтузиастов, преподавателей. Таких организаций в России к 1914 г. было создано около 360.
Зарождаются и начинают свое развитие многие современные виды спорта, по которым проводятся национальные первенства, создаются Всероссийские спортивные организации, Россия начинает активно участвовать в работе международных спортивных объединений.
Информация о работе Становление системы физического воспитания в ДОУ