Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:04, статья
В настоящее время существует много работ, посвященных овладению технико-тактическими действиями в волейболе и их совершенствованию. При этом обойденной остается проблема судейства, актуальность которой не подлежит сомнению. Большинство специалистов в меньшей степени уделяют внимание этому вопросу, полагая, что в волейболе достаточно других проблем.
За всю историю развития волейбол претерпел множество изменений, что отражалось на зрелищности игры и организации работы судей. Изобретателем волейбола считается Уильям Дж. Морган, преподаватель физического воспитания колледжа Ассоциации молодых христиан (YMCA) в городе Холиоке (штат Массачусетс, США). Осенью 1895 года в спортивном зале он подвесил теннисную сетку на высоте 197 см, и его ученики, число которых на площадке не ограничивалось, стали перебрасывать через неё баскетбольную камеру. Морган назвал новую игру «минтонет».
СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕЙСКИХ СЕМИНАРОВ
Д.А. Бобровский, В.Н. Притыкин
Ключевые слова: волейбол, судья, судейский семинар.
В настоящее время существует много работ, посвященных овладению технико-тактическими действиями в волейболе и их совершенствованию. При этом обойденной остается проблема судейства, актуальность которой не подлежит сомнению. Большинство специалистов в меньшей степени уделяют внимание этому вопросу, полагая, что в волейболе достаточно других проблем.
За всю историю развития волейбол претерпел множество изменений, что отражалось на зрелищности игры и организации работы судей. Изобретателем волейбола считается Уильям Дж. Морган, преподаватель физического воспитания колледжа Ассоциации молодых христиан (YMCA) в городе Холиоке (штат Массачусетс, США). Осенью 1895 года в спортивном зале он подвесил теннисную сетку на высоте 197 см, и его ученики, число которых на площадке не ограничивалось, стали перебрасывать через неё баскетбольную камеру. Морган назвал новую игру «минтонет». Позже игра демонстрировалась на конференции колледжей ассоциации молодых христиан в Спрингфилде и по предложению профессора Альфреда Т. Хальстеда получила новое название — «волейбол». В 1897 году в США были опубликованы первые правила волейбола: размер площадки 7,6×15,1 м (25 x 50 футов), высота сетки 198 см (6,5 фута), мяч окружностью 63,5—68,5 см (25—27 дюймов) и массой 340 г, количество игроков на площадке и касаний мяча не регламентировалось, очко засчитывалось только при собственной подаче, при неудачной подаче её можно было повторить, играли до 21 очка в партии.[4]
В процессе развития игры её правила, техника и тактика постоянно совершенствовались. Основные правила, часть из которых дошла до наших дней, сформировались в 1915—1925 годах: с 1917 года розыгрыш партии был ограничен 15 очками, а высота сетки составила 243 см; в 1918 году было определено количество игроков на площадке — шесть; с 1922 года разрешено не более трёх касаний мяча; в 1925 году утверждены современные размеры площадки, размеры и вес волейбольного мяча. Эти правила применялись в странах Америки, Африки и Европы, в то время как в Азии вплоть до начала 1960-х годов играли по собственным правилам: с девятью или двенадцатью игроками на площадке 11×22 м без смены позиций игроками во время матча. [4]
Накануне Олимпийских игр-1988 в Сеуле состоялся XXI конгресс FIVB, где были приняты изменения в регламенте решающей пятой партии: она стала играться по системе «ралли-пойнт», или «тай-брейк» («розыгрыш — очко»), в 1990-е годы также устанавливался «потолок» в 17 очков для первых четырёх партий (то есть они могли заканчиваться при преимуществе соперников в 1 очко со счётом 17:16). Проводился эксперимент с ограничением волейбольных партий по времени, однако в октябре 1998 года на конгрессе FIVB в Токио было принято ещё более революционное решение — играть по системе «ралли-пойнт» каждую партию: первые четыре до 25 очков, пятую — до 15. В 1996 году разрешены касание мяча любой частью тела и активная игра ногой, в 1997 году FIVB предложила национальным сборным включать в свои составы игрока либеро[4].
Всероссийская федерация волейбола (ВФВ) образована в 1991 г. и с 1992 г. - правопреемница Федерации СССР во всех международных спортивных объединениях. В настоящее время ВФВ проводит чемпионат и Кубок России, Кубок Сибири и Дальнего Востока, первенства России среди девушек и юношей, Всероссийские соревнования ветеранов, а также проводит семинары для подготовки и лицензирования судей[4].
Эмоциональность, зрелищность, качество игры, уровень мастерства волейболистов, а, следовательно, и дальнейший рост популярности игры находится в прямой зависимости от качества судейства[4].
Высокое качество судейства многих ведущих арбитров мирового волейбола - не врожденный дар. Все они прошли долгий и трудный путь становления, преодолели многочисленные преграды, обязательно возникающие перед каждым, кто посвятил себя благородной судейской деятельности[1,3].
Сущность понятия «хороший
судья» лежит в концепции
- быть справедливым к каждому участнику;
- быть оцененным зрителями как справедливый.
Это требует огромного элемента доверия – судье должно быть доверено позволить игрокам демонстрировать зрелище:
- правильностью своих решений;
- пониманием, почему написано это правило;
- действуя как умелый организатор;
- позволяя соревнованию плавно идти и направляя его к совершенствованию;
- действуя как воспитатель
– используя правила для того,
чтобы наказать нечестность
- пропагандируя игру – т.е. делая возможным выделить зрелищные элементы в игре и позволяя лучшим игрокам делать то, что они умеют лучше всего [5].
Для совершенствования деятельности судей, повышения качества и объективности судейства требуется создание целевой, многоуровневой и взаимосвязанной системы подготовки арбитров в волейболе.
Цель системы: совершенствование структуры проведения судейских семинаров.
Система учитывает масштаб соревнований, которому соответствует квалификация спортсменов, арбитров и тренеров (таблица 1) [2].
Таблица 1
Квалификация специалистов в зависимости от масштаба соревнований
Условный уровень мастерства |
Масштаб соревнований |
Квалификация | ||
спортсмена |
тренера |
арбитра | ||
1 |
Первенство школ, средних и высших учебных заведений, предприятий |
Без разряда, 2,3 разряда |
Преподаватели физической культуры, тренер-общественник |
Судья-общественник |
2 |
Первенства и спартакиады города, области, края и региона |
1,2 разряда |
Тренер-преподаватель 1,2 категории |
Низкая (первая категория) |
3 |
Первенства и чемпионаты РФ, традиционные турниры |
Мастера спорта |
Тренер высшей категории, заслуженный тренер РФ |
Средняя (республиканская категория) |
4 |
Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, международные турниры |
Мастера спорта, мастера спорта международного класса, заслуженные мастера спорта |
Заслуженный тренер РФ, СССР |
Высшая (международная категория) |
Всероссийская федерация волейбола ежегодно проводит судейские семинары для арбитров 3-го уровня. Для судей 4-го уровня мастерства ежегодные семинары проводит FIVB. Судей-общественников необходимо подготавливать преподавателям физической культуры используя методы, используемые для подготовки арбитров более высокого уровня. Ниже показан пример проведения семинара для 3-го уровня арбитров в России.
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
проведения двухдневного регионального семинара главных судей и
инспекторов,1-2 судей высшей лиги «А», «Б», 1 лиги и стажеров
1 день
9.30 Регистрация участников. Снятие весо-ростовых
показателей
10.00 Открытие семинара. План работы
10.15 Доведение до участников семинара обращения
руководства ВФВ к судейскому корпусу перед сезоном
10.30 Итоги деятельности ВКС в прошедшем сезоне
11.00 Задачи в предстоящем сезоне
11.30 Обязательство судьи
12.00 Лекция: Практическое применение правил и их
современная интерпретация
13.00 Перерыв на обед
14.00 Экзамены по правилам волейбола
15.30 Вопросы и ответы
16.30 Подведение итогов экзаменов
17.00 Итоги 1-го дня и окончание семинара
2 день
10.00 Начало работы семинара
10.15 Просмотр видеоматериалов с разбором игровых
моментов (официальная трактовка)
12.00 Вопросы и ответы
14.00 Лицензирование
15.00 Подведение итогов семинара. Региональные вопросы
16.00 Окончание семинара [7]
Мы рассмотрим и разберем совершенствование качества судейства у арбитров 2-го уровня.
Таблица 2
Структура семинара по волейболу для 2-го уровня мастерства арбитров
№ п/п |
Раздел |
1 |
Вводные теоретические занятия |
2 |
Просмотровые (товарищеские игры) |
3 |
Инспектируемые и |
4 |
Подведение итогов семинара, определение рейтинга судей |
Для совершенствования деятельности судей, повышения качества и объективности судейства предлагается следующее:
Выводы
Предлагаемые способы проведения судейских семинаров в рамках подготовки арбитров 2-го уровня способствует:
1.Повышению знаний
2.Увеличение конкуренции у начинающих арбитров, тем самым перспектива появления новых квалифицированных судей.
3. Профилактике возникновения «ложных коллективов», злоупотребляющих необъективным судейством.
4. Обеспечению качественной
оценки судейства,
5. Совершенствованию методики
подготовки квалифицированных
6.Совершенствованию навыков
арбитров и технико-
7. Совершенствованию целевой
многоуровневой подготовки
ЛИТЕРАТУРА
1. Зуев В.Н. Спортивный арбитр. - Тюмень, 1998. – 490с.
2. Качество судейства в баскетболе/В.Н. Притыкин, А.А. Гераськин, Ю.П. Девяткин// 2006 г. 111-114 с.
3. Книжников А.Н., Книжников Н.Н. Основы судейства волейбола: Учебно-методическое пособие для учителей физической культуры, студентов вузов, тренеров и судей по волейболу/ Отв. ред. М.В. Беккер.-Нижневартовск, 2001.- 192 с.
4. Обучению игре в волейбол и ее совершенствования: пособие для студентов факультетов физической культуры./ Бержо, Блан, Хоаг. - г. Алмата, 2008. – 188с.
5. Официальные волейбольные правила 2013-2016: Официальные волейбольные правила ФИВБ утверждены на Конгрессе ФИВБ в Анахайме (США) в 2012году. - М., 2013. - 88с.
6. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
7. http://www.volley.ru/
Заведующий кафедрой
физической культуры ОмГМА,
к.п.н., доцент,
научный руководитель
Информация о работе Структура проведения судейских семинаров