Структура проведения судейских семинаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:04, статья

Краткое описание

В настоящее время существует много работ, посвященных овладению технико-тактическими действиями в волейболе и их совершенствованию. При этом обойденной остается проблема судейства, актуальность которой не подлежит сомнению. Большинство специалистов в меньшей степени уделяют внимание этому вопросу, полагая, что в волейболе достаточно других проблем.
За всю историю развития волейбол претерпел множество изменений, что отражалось на зрелищности игры и организации работы судей. Изобретателем волейбола считается Уильям Дж. Морган, преподаватель физического воспитания колледжа Ассоциации молодых христиан (YMCA) в городе Холиоке (штат Массачусетс, США). Осенью 1895 года в спортивном зале он подвесил теннисную сетку на высоте 197 см, и его ученики, число которых на площадке не ограничивалось, стали перебрасывать через неё баскетбольную камеру. Морган назвал новую игру «минтонет».

Вложенные файлы: 1 файл

статья волейбол.docx

— 30.99 Кб (Скачать файл)

СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕЙСКИХ СЕМИНАРОВ

Д.А. Бобровский, В.Н. Притыкин

 

Ключевые слова: волейбол, судья, судейский семинар.

В настоящее время существует много работ, посвященных овладению  технико-тактическими действиями в  волейболе и их совершенствованию. При этом обойденной остается проблема судейства, актуальность которой не подлежит сомнению. Большинство специалистов в меньшей степени уделяют внимание этому вопросу, полагая, что в волейболе достаточно других проблем.

За всю историю развития волейбол претерпел множество изменений, что отражалось на зрелищности игры и организации работы судей. Изобретателем волейбола считается Уильям Дж. Морган, преподаватель физического воспитания колледжа Ассоциации молодых христиан (YMCA) в городе Холиоке (штат Массачусетс, США). Осенью 1895 года в спортивном зале он подвесил теннисную сетку на высоте 197 см, и его ученики, число которых на площадке не ограничивалось, стали перебрасывать через неё баскетбольную камеру. Морган назвал новую игру «минтонет». Позже игра демонстрировалась на конференции колледжей ассоциации молодых христиан в Спрингфилде и по предложению профессора Альфреда Т. Хальстеда получила новое название — «волейбол». В 1897 году в США были опубликованы первые правила волейбола: размер площадки 7,6×15,1 м (25 x 50 футов), высота сетки 198 см (6,5 фута), мяч окружностью 63,5—68,5 см (25—27 дюймов) и массой 340 г, количество игроков на площадке и касаний мяча не регламентировалось, очко засчитывалось только при собственной подаче, при неудачной подаче её можно было повторить, играли до 21 очка в партии.[4]

В процессе развития игры её правила, техника и тактика постоянно  совершенствовались. Основные правила, часть из которых дошла до наших дней, сформировались в 1915—1925 годах: с 1917 года розыгрыш партии был ограничен 15 очками, а высота сетки составила 243 см; в 1918 году было определено количество игроков на площадке — шесть; с 1922 года разрешено не более трёх касаний мяча; в 1925 году утверждены современные размеры площадки, размеры и вес волейбольного мяча. Эти правила применялись в странах Америки, Африки и Европы, в то время как в Азии вплоть до начала 1960-х годов играли по собственным правилам: с девятью или двенадцатью игроками на площадке 11×22 м без смены позиций игроками во время матча. [4]

   Накануне Олимпийских игр-1988 в Сеуле состоялся XXI конгресс FIVB, где были приняты изменения в регламенте решающей пятой партии: она стала играться по системе «ралли-пойнт», или «тай-брейк» («розыгрыш — очко»), в 1990-е годы также устанавливался «потолок» в 17 очков для первых четырёх партий (то есть они могли заканчиваться при преимуществе соперников в 1 очко со счётом 17:16). Проводился эксперимент с ограничением волейбольных партий по времени, однако в октябре 1998 года на конгрессе FIVB в Токио было принято ещё более революционное решение — играть по системе «ралли-пойнт» каждую партию: первые четыре до 25 очков, пятую — до 15. В 1996 году разрешены касание мяча любой частью тела и активная игра ногой, в 1997 году FIVB предложила национальным сборным включать в свои составы игрока либеро[4].

Всероссийская федерация  волейбола (ВФВ) образована в 1991 г. и  с 1992 г. - правопреемница Федерации СССР во всех международных спортивных объединениях. В настоящее время ВФВ проводит чемпионат и Кубок России, Кубок  Сибири и Дальнего Востока, первенства России среди девушек и юношей, Всероссийские соревнования ветеранов, а также проводит семинары для подготовки и лицензирования судей[4].

Эмоциональность, зрелищность, качество игры, уровень мастерства волейболистов, а, следовательно, и дальнейший рост популярности игры находится в прямой зависимости от качества судейства[4].

Высокое качество судейства  многих ведущих арбитров мирового волейбола - не врожденный дар. Все они прошли долгий и трудный путь становления, преодолели многочисленные преграды, обязательно возникающие перед  каждым, кто посвятил себя благородной судейской деятельности[1,3].

Сущность понятия «хороший судья» лежит в концепции справедливости и последовательности:

- быть справедливым к  каждому участнику;

- быть оцененным зрителями  как справедливый.

Это требует огромного  элемента доверия – судье должно быть доверено позволить игрокам  демонстрировать зрелище:

- правильностью своих  решений;

- пониманием, почему написано  это правило;

- действуя как умелый  организатор;

- позволяя соревнованию  плавно идти и направляя его  к совершенствованию;

- действуя как воспитатель  – используя правила для того, чтобы наказать нечестность или  предостеречь от грубости;

- пропагандируя игру –  т.е. делая возможным выделить  зрелищные элементы в игре  и позволяя лучшим игрокам  делать то, что они умеют лучше  всего [5].

Для совершенствования деятельности судей, повышения качества и объективности  судейства требуется создание целевой, многоуровневой и взаимосвязанной  системы подготовки арбитров в волейболе.

Цель системы: совершенствование структуры проведения судейских семинаров.

Система учитывает масштаб  соревнований, которому соответствует  квалификация спортсменов, арбитров и тренеров (таблица 1) [2].

 

 

Таблица 1

Квалификация специалистов в зависимости от масштаба соревнований

Условный уровень мастерства

 

Масштаб соревнований

Квалификация

 

спортсмена

 

тренера

 

арбитра

 

 

 

      1

Первенство школ, средних  и высших учебных заведений, предприятий

 

Без разряда, 2,3 разряда

Преподаватели физической культуры, тренер-общественник

 

Судья-общественник

 

 

 

     2    

Первенства и спартакиады  города, области, края и региона

 

1,2 разряда

Тренер-преподаватель 1,2 категории

Низкая (первая категория)

 

 

     3

Первенства и чемпионаты РФ, традиционные турниры

 

Мастера спорта

Тренер высшей категории, заслуженный тренер РФ

Средняя (республиканская  категория)

 

 

 

     4

Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, международные турниры

Мастера спорта, мастера  спорта международного класса, заслуженные  мастера спорта

 

Заслуженный тренер РФ, СССР

Высшая (международная категория)


Всероссийская федерация  волейбола ежегодно проводит судейские  семинары для арбитров 3-го уровня. Для судей 4-го уровня мастерства ежегодные семинары проводит FIVB. Судей-общественников необходимо подготавливать преподавателям физической культуры используя методы, используемые для подготовки арбитров более высокого уровня. Ниже показан пример проведения семинара для 3-го уровня арбитров в России.

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

проведения двухдневного регионального семинара главных  судей и

инспекторов,1-2 судей высшей лиги «А», «Б», 1 лиги и стажеров

1 день

9.30 Регистрация участников. Снятие весо-ростовых

показателей

10.00 Открытие семинара. План работы

10.15 Доведение до участников  семинара обращения

руководства ВФВ к судейскому корпусу перед сезоном 

10.30 Итоги деятельности  ВКС в прошедшем сезоне 

11.00 Задачи в предстоящем сезоне

11.30 Обязательство судьи

12.00 Лекция: Практическое  применение правил и их

современная интерпретация 

13.00 Перерыв на обед

14.00 Экзамены по правилам  волейбола 

15.30 Вопросы и ответы 

16.30 Подведение итогов  экзаменов 

17.00 Итоги 1-го дня и  окончание семинара 

2 день

10.00 Начало работы семинара 

10.15 Просмотр видеоматериалов  с разбором игровых

моментов (официальная трактовка)

12.00 Вопросы и ответы

14.00 Лицензирование 

15.00 Подведение итогов  семинара. Региональные вопросы 

16.00 Окончание семинара  [7]

 

Мы рассмотрим и разберем совершенствование качества судейства у арбитров 2-го уровня.

Таблица 2

Структура семинара по волейболу  для 2-го уровня мастерства арбитров

п/п

Раздел

 

1

Вводные теоретические занятия

 

2

Просмотровые (товарищеские игры)

 

3

Инспектируемые и взаимоконтролируемые игры официальных соревнований

 

4

Подведение итогов семинара, определение рейтинга судей


Для совершенствования деятельности судей, повышения качества и объективности  судейства предлагается следующее:

  1. Во время просмотровых игр, используя имеющуюся в спортивном зале аппаратуру, инспектор (педагог) по микрофону во время пауз между розыгрышами проводит комментарии по принятым решениям арбитрами, дает указания и замечания, разъясняет игровую ситуацию, определяет правильность показа жестов и разъясняет роль каждого арбитра в данной игровой ситуации. Игроки, арбитры и тренеры одновременно получают однозначную информацию, что способствует установлению единого толкования принятого решения в простых и сложных ситуациях, так как главные принципы новой редакции правил оставляют место для анализа, собственной интерпретации и неопределенности в поиске оптимального решения.
  2. Фиксирование комментариев по судейству на диктофон с последующим разбором и оцениваем судейства. В данном случае инспектор не отвлекается на записи в протокол и тем самым не теряет контроля над игрой.
  3. Наиболее объективная оценка судейства возможна при организации видеозаписи игры с последующим анализом работы судей. Многократное повторение сложных и спорных ситуаций, а также мнений о них специалистов, способствуют повышению квалификации молодых арбитров.
  4. Использование соревновательного метода для совершенствования технико-тактической подготовки спортсменов и судейских навыков арбитров. Правила игры меняются несколько раз на протяжении всей встречи. Быстрое переключение в игре к новым правилам способствует как тактическому совершенствованию спортсменов, так и развитию судейских навыков. Арбитру, как и спортсмену, необходимо быстро перестроится к новым правилам, тем самым сохраняется концентрация в игре.
  5. Также для сохранения концентрации, спокойствия и сдержанности во время матча необходимо искусственно создавать сбивающие факторы (шум трибун, свистки, реплики болельщиков в сторону арбитра и др.).
  6. Использование более квалифицированного судьи дублера (третьего судьи). Он располагается напротив 1-го или 2-го судьи и одновременно показывает, при необходимости корректирует выполнение жестов и дает подсказки в принятии решений.

Выводы

Предлагаемые способы  проведения судейских семинаров  в рамках подготовки арбитров 2-го уровня способствует:

1.Повышению знаний официальных  правил волейбола у тренеров, игроков и судей, установлению  общности принятия судейских  решений в простых и сложных  ситуациях.

2.Увеличение конкуренции у начинающих арбитров, тем самым перспектива появления новых квалифицированных судей.

3. Профилактике возникновения  «ложных коллективов», злоупотребляющих необъективным судейством.

4. Обеспечению качественной  оценки судейства, объективному  установлению рейтинга арбитров, который необходимо использовать в качестве определяющего фактора для направления областными федерациями лучших судей на семинары 3-го уровня мастерства, проводимые ВФВ, с целью попадание их в состав арбитров, обслуживающих чемпионат России.

5. Совершенствованию методики  подготовки квалифицированных специалистов  и повышению качества судейства.

6.Совершенствованию навыков  арбитров и технико-тактической  подготовки спортсменов при использовании  соревновательного метода.

7. Совершенствованию целевой  многоуровневой подготовки квалифицированных  судей. 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Зуев В.Н. Спортивный арбитр. - Тюмень, 1998. – 490с.

2. Качество судейства в баскетболе/В.Н. Притыкин, А.А. Гераськин, Ю.П. Девяткин// 2006 г. 111-114 с.

3. Книжников А.Н., Книжников Н.Н. Основы судейства волейбола: Учебно-методическое пособие для учителей физической культуры, студентов вузов, тренеров и судей по волейболу/ Отв. ред. М.В. Беккер.-Нижневартовск, 2001.- 192 с.

4. Обучению игре в волейбол и ее совершенствования: пособие для студентов факультетов физической культуры./ Бержо, Блан, Хоаг. -  г. Алмата,  2008. – 188с.

5. Официальные волейбольные правила 2013-2016: Официальные волейбольные правила ФИВБ утверждены  на Конгрессе ФИВБ в Анахайме (США) в 2012году. - М., 2013. - 88с.

6. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

7. http://www.volley.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

Заведующий кафедрой

физической культуры ОмГМА,

к.п.н., доцент,                                     

научный руководитель                                                                    В.Н. Притыкин

 


Информация о работе Структура проведения судейских семинаров