Сущность социально ориентованой работы с инвалидами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:48, статья

Краткое описание

Определение понятий, связанных с инвалидностью, представляет собой одну из важнейших проблем в аспекте методологии социальной работы с лицами, имеющими определенные отклонения. Ведутся дискуссии относительно того, какую терминологию уместно употреблять по отношению к лицам с особыми потребностями. Последние десятилетия международными организациями (ООН, Всемирная организация здравоохранения, Международное общество по восстановлению трудоспособности), с участием ассоциаций инвалидов, была проделана большая работа по упорядочению международной терминологии и исключению из повседневной жизни дискриминирующих терминов, таких как «калеки», «неполноценные», «дефективные» и т.п.

Вложенные файлы: 1 файл

Когут, Гончаренко, Применко_Киев_статья.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

Сущность  социально ориентованой работы с  инвалидами

 

Когут И.А., Гончаренко Е.В., Применко С.П.

Национальний университет физического воспитания и спорта Украины, Киев

e-mail – kia_best73@mail.ru

 

Введение. Определение понятий, связанных с инвалидностью, представляет собой одну из важнейших проблем в аспекте методологии социальной работы с лицами, имеющими определенные отклонения. Ведутся дискуссии относительно того, какую терминологию уместно употреблять по отношению к лицам с особыми потребностями. Последние десятилетия международными организациями (ООН, Всемирная организация здравоохранения, Международное общество по восстановлению трудоспособности), с участием ассоциаций инвалидов, была проделана большая работа по упорядочению международной терминологии и исключению из повседневной жизни дискриминирующих терминов, таких как «калеки», «неполноценные», «дефективные» и т.п. Однако нет единого мнения относительно определения понятий «инвалидность» и «ограниченные возможности». Так, под ограниченностью функций организма, понимают потерю психической, физиологической или анатомической структуры, функций или отклонения от нее. Под инвалидностью – уменьшение или отсутствие способности осуществлять деятельность, которая считается нормальной в обществе (например, думать, слушать, видеть, говорить,  ходить) [4].

Стоит отметить, что дискуссии продолжаются не только над данными терминами, но и над определением сущности социальной работы с данными категориями людей. До сих пор отсутствует единый подход специалистов к тому, какие понятия целесообразнее использовать в отношении к лицам с особыми потребностями – социализация или социальная реабилитация, социальная интеграция или социальная адаптация. 

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ литературных источников свидетельствует о наличии различных подходов к определению сущности социальной работы вообще и c инвалидами в частности. 

Так, социальную интеграцию Голватий М.Ф и Панасюк М.Б. рассматривают как процесс превращения относительно самостоятельных, слабо связанных между собой объектов (индивидов, групп, классов, государств) в единую целостную систему, характеризующуюся согласованностью и взаимозависимостью ее частей, на основе общей цели и интересов. Рассматривая ее как социальную сплоченность, восприятие и принятие индивида другими членами группы, а в дефектологии как успешную социализацию индивида, который преодолел негативные последствия ситуации, связанной с его дефектом [3]. 

В.Г. Городяненко утверждает, что социальная интеграция тесно связана с социализацией. Этого же мнения придерживается и, который отмечает, что социализация – процесс интеграции индивида в общество и различные типы общественных сообществ (группу, социальный институт, социальную организацию) путем усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности [2]. 

Этого же мнения придерживается и М.И. Гурлач, рассматривающий социализацию как процесс вхождения человека в общество, включение его в социальные связи и интеграция в различные типы социальных общностей, вследствие чего происходит становление его социальности. Однако он также характеризует ее также как процесс воздействия социальных условий на жизнедеятельность индивида. 

В.А. Мижериков понятие «социализация» (от лат. «socialis» – общественный) рассматривает как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний и культурных ценностей, позволяющих ему активно и компетентно участвовать в жизни общества. 

Таким образом, большинство специалистов определяют социализацию личности как процесс усвоения индивидом знаний, опыта, норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих определенной социальной группе, а также включение его в систему социальных связей и отношений, необходимых для становления и жизнедеятельности в обществе.

Существует мнение, что социализация – процесс непрерывный, поскольку человек живет в обществе, которое постоянно изменяется, и поэтому ему приходится все время менять свое поведение. В процессе социализации количественное накопление им определенных ценностей переходит в новое качество, которое изменяет структуру и направленность личности [3]. К тому же содержание, стадии, механизмы социализации определяются структурой общества и особенностями его функционирования. 

Основными институтами социализации являются семья; дошкольные и школьные учреждения; трудовые и иные коллективы, с которыми связан труд, жизнь человека; конкретные группы, с помощью которых личность получает доступ к определенным системам норм и ценностей. Многочисленные исследования процессов социализации показали их сложность, системную зависимость от индивидуально-психологических, социально-психологических и социально-политических факторов.

Социализация охватывает все социальные процессы, благодаря которым индивид усваивает определенные знания, нормы, ценности, позволяющие ему функционировать как полноправному члену общества. То есть, индивид социализируется, включаясь в различные формы социальной деятельности, осваивая характерные для него социальные роли [5]. 

Одной из форм социализации является социальная адаптация. В.П. Андрущенко трактует это понятие как вид взаимодействия личности с социальной средой, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий обеих взаимодействующих сторон. Таким образом, адаптация означает приспособление индивида к ролевым функциям, социальным нормам, слоям, институтам, организациям и условиям функционирования различных сфер деятельности. 

Существует два подхода к определению содержания и сути адаптации. С одной стороны она рассматривается как пассивный процесс приспособления субъекта к требованиям общества, с другой как адекватный реальный социальный процесс, направленный на выяснение процессов активной деятельности социальной личности [2]. 

Кроме выше перечисленных видов социальной работы не менее важной является социальная реабилитация. Согласно Закону Украины "О социальной работе с детьми и молодежью" социальная реабилитация – вид социальной работы, направленной на обновление основных социальных функций, психологического, физического, нравственного здоровья, социального статуса семей, детей и молодежи; 

Акатов Л.И. предлагает рассматривать социальную реабилитацию с трех позиций: как процесс, результат и деятельность. Суть понятия социальная реабилитация людей с отклонениями здоровья как процесс представляет собой динамическую систему в процессе которой производится постепенная реализация постоянно возникающих стратегических задач на пути к достижению главной цели – восстановление социального статуса, формирования устойчивости к неблагоприятным факторам личности, что способствует интеграции в общество. 

Социальная реабилитация как результат – достижение конечных целей, проявляющихся в том, что человек с отклонениями в состоянии здоровья, после прохождения курса реабилитационных мероприятий, влияет на социально-экономическую жизнь общества и не чувствует собственной неполноценности. 

Социально-реабилитационная деятельность – целенаправленная деятельность специалиста по социальной реабилитации и лиц с отклонениями в здоровье, с целью подготовки этой категории граждан к полноценной социальной жизни средствами специально организованного обучения, воспитания и создания для этого благоприятных условий [1]. 

Кроме этого следует отметить, что согласно Закону Украины «О физической культуре и спорте» существует направление реабилитационных мероприятий средствами физической культуры. Так физкультурно-спортивную реабилитацию рассматривают как систему мероприятий, разработанных с применением физических упражнений для восстановления здоровья человека и направленных на восстановление и компенсацию с помощью занятий физической культурой и спортом функциональных возможностей его организма для улучшения физического и психологического состояния. 

Выводы. Определение основных понятий социальной роботы с инвалидами является очень актуальным, потому как правильное определение направления работы с представленной категорией лиц способствует рациональному выбору наиболее эффективных средств и методов, положительно влияющих на их социализацию, интеграцию и реабилитацию в общество.

Используемые  источники:

  1. Акатов Л.И. Cоциальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ Л.И.Акатов. – М: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
  2. Андрущенко В.П., Горлач М.И.Социология: учебник / В.П. Андрущенко, М.И Горлач. – Харьков–Киев, 1998. – 624с.
  3. Головатий М.Ф.,Панасюк М.Б. Социальная политика и социальная робота: Терминологично-понятийный словарь. – Киев: МАУП, 2005. – 560с.
  4. Кирилюк О.М. Социальная реабилитация как способ социальной интеграции инвалидов в общество / О.М. Кирилюк // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2009. Т. 11. – № 1. – С. 72-75.
  5. Макеева С.О. Социология: учебное пособие / С.О. Макеева. – Киев: Знания, 2005. – 455с.

Информация о работе Сущность социально ориентованой работы с инвалидами