Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 17:41, контрольная работа
Телевидение и спорт тесно связаны друг с другом, их союз взаимно выгоден и, в то же время, он приводит к трансформации обеих сторон.
Среди разнообразных программ, выходящих в эфир, важную роль играют форматы, изначально приспособленные для телевизионного показа, — такие как ток-шоу, музыкальные видеоклипы или сериалы. Для того чтобы они могли бытовать за пределами масс-медиа, они перестраивают свою структуру, адаптируются к иной реальности. Одновременно на телевидении есть “гибридные” программы, которые строятся за счет съемок телекамерой определенных социокультурных практик (например, военных действий, концертов, праздников, путешествий, и т. п.), которые приспосабливаются к требованиям медиума.
1. Введение……………………………………………………….3
2. Глобальное медиасобытие…………………………………....4
3. Спорт в телевизионном потоке…………………………….....7
4. Спорт, телевидение, реклама………………………………....9
5. Заключение…………………………………………………….9
6. Список литературы…………………………………………..13
Национальный государственный
Университет физической культуры, cпорта
и здоровья
имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-
Кафедра: «Социально-гуманитарных дисциплин»
Контрольная работа на тему: «Телевизионный спорт»
Проверил:
Преподаватель:……………………….
Оценка:………………………………..
Подпись проверившего:……………...
Дата:…………………………………...
Санкт-Петербург
2013г.
Содержание
Введение
Телевидение и спорт тесно связаны друг с другом, их союз взаимно выгоден и, в то же время, он приводит к трансформации обеих сторон.
Среди разнообразных программ, выходящих в эфир, важную роль играют форматы, изначально приспособленные для телевизионного показа, — такие как ток-шоу, музыкальные видеоклипы или сериалы. Для того чтобы они могли бытовать за пределами масс-медиа, они перестраивают свою структуру, адаптируются к иной реальности. Одновременно на телевидении есть “гибридные” программы, которые строятся за счет съемок телекамерой определенных социокультурных практик (например, военных действий, концертов, праздников, путешествий, и т. п.), которые приспосабливаются к требованиям медиума.
Так происходит и со спортом: попадая на телевидение из “внеэкранной реальности”, он изменяется, усваивает черты опосредующего средства массовой коммуникации. Какие новые черты приобретает телевизионный спорт? Что позволяет телевидению его освоить и абсорбировать?
В культуре постмодерна спорт, встроен в систему медиа. Феномен спорта историчен: его институты сформировались в культуре модернити, в контекстах индустриализации, становления национальных государств и массового общества. В условиях отсутствия жестких границ между стратами спорт стал “принципиально общедоступным для всех граждан... для самих спортсменов, и для зрителей”. Вокруг него сложились многие социокультурные практики. В XIX-XX вв. спорт был важным инструментом создания и подержания культурных идентичностей — локальных, региональных, национальных. Как феномен массового общества, он связан с индустрией досуга и потребления, со сферой развлечений.
В последней трети XX в. спорт претерпел существенные метаморфозы, хотя в нем сохранился ряд значений культуры модернити. В настоящее время спорт соединяет черты культурного традиционализма и инноваций. Его можно рассматривать как банк устойчивых социо – культурных смыслов, и как место для апробирования нововведений.
Для спорта в культуре постмодерна свойственна транснациональность,
коммерциализация, медийность. Идеологии государства и нации в дискур-
се о спорте соединяются с транснациональными практиками: подобно поли-
тическим, экономическим, социальным институтам спортивные структуры
действуют в глобальном масштабе, нарушая привычные границы сообществ.
В состязаниях, основанных на принципе представительства спортсменов
от локальных групп и от государств, широко применяется приглашение наём-
ных профессионалов; клубы и команды приобретают игроков из других регионов и стран.
Спорт стал областью обращения крупных капиталов, где постоянно воз-
растают размеры призовых фондов, сумм, выплачиваемых по контрактам
профессиональным спортсменам и тренерам. Масс-медиа усиливают ком-
мерциализацию спорта: сезонные игры и чемпионаты, стадионы, трибуны
и сами тела участников, эфирное время и печатные площади, задействован-
ные в освещении соревнований, рассматриваются как пространство для раз-
мещения рекламы, которую видит огромная аудитория. Такое продвижение
разнообразных товаров и услуг, осуществляемое при помощи телевидения,
Интернета, журналов, газет, приносит большие доходы клубам, их владель-
цам, компаниям, прямо или косвенно связанным со спортом. При этом сама
система спорта мыслится как открытая, поскольку она требует постоянно-
го притока новых людей. Сочетание отлаженной индустрии, производящей
победы и успешность, и этой сравнительной открытости делает спорт не только местом выгодных инвестиций, но и одной из преимущественных сфер, где возможна социальная мобильность, «взлеты» в социальной иерархии.
Спорт адаптировался к условиям информационного общества, в котором
представления и опыт человека немыслимы без посредничества масс-медиа. Он сделался одним из наиболее популярных мировых шоу, в производстве и распространении которого ключевую роль играют СМИ. В «обществе зрелищ» доля тех, кто участвует в спортивных состязаниях, и даже тех, кто их посещает, неизмеримо меньше аудитории телевизионных и Интернет- болельщиков. Привычным местом бытования спорта стал телеэкран: с его
помощью соревнования вышли на глобальный уровень, адресуются «всем». Популярные спортсмены превращаются в медийных персонажей, звезд массовой культуры, чье регулярное появление в иных, неспортивных контекстах оправдано их статусом как законодателей моды и экспертов в выстраивании стиля жизни. Влиятельность фигуры спортивного медиамагната в современном обществе указывает на соединение СМИ, бизнеса, политики, и индустрии шоу.
В условиях тотальности репрезентации телекамера учреждает события
реальности, а эфирный показ наделяет произошедшее существованием
для большой аудитории. В современной культуре за спортом закреплено право на общезначимость, а его привилегированное положение при освещении в СМИ не ставится под сомнение. Крупные турниры, чемпионаты, Олимпийские игры в современной культуре рассматриваются как важные информационные поводы, как глобальные медиасобытия. Их телевизионная аудитория насчитывает миллионы зрителей в различных странах. Чем крупнее масштаб такого события, тем более мультимедийным оно делается. Так, оперативная информация о ходе зимних Олимпийских игр 2006 г. в Турине распространялась не только при помощи привычных печатных и электронных СМИ, но и посредством мобильных телефонов, средств персональной коммуникации.
Глобальное медиасобытие наделяется не только непосредственными зна-
чениями, например, связанными с музыкой, спортом или религией при транс-
ляции концерта, соревнования или сакрального действия. К нему присоеди-
няются новые значения, обусловленные спецификой средства коммуникации
(радио, телевидения, Интернета и т. п.) и адресата (глобальное медиасобытие
задействует в роли адресата образ «почти всех» или «всех в целевой группе»). Часто, вольно или невольно, такое событие предстает как отвечающее всеобщим интересам и поэтому естественность его появления в эфире не требует специального объяснения. В данном случае «все»—те, кто включены в медиакультуру благодаря доступу к средствам массовой коммуникации.
Спорт как медиасобытие нагружается политическими смыслами,
поскольку любая система включения / исключения подразумевает определенный порядок, власть и маргиналии. Любое высказывание кем-то артикулируется и произносится в чью-то пользу: для глобального медийного высказывания это качество многократно усилено. «Естественность» трансляции подразумевает, что сам факт показа нормален, не проблематичен. Чем полнее освещение какого-либо сюжета в СМИ, тем сильнее выражено внутреннее стремление к его незаметной нормализации.
В этом смысле примечательны Олимпийские игры: за их жизнью в телеви-
зионном эфире стоит притягательный миф «всемирности», открытой друже-
ственной среды, в которой «нулевой степенью» идеологии считается дух либерального коммьюнити, где приветствуется многообразие, но над различием представлений господствует принцип равных возможностей и честной игры.
На фоне представителей западных или ориентированных на Запад модерни-
зированных стран, утверждающих «всемирность», камера привлекает внима-
ние зрителей к малочисленным делегациям, спортсменам, делающим «види-
мыми» для системы медиа свои страны, указывает на их интенцию включить
эти государства во «всеобщий» порядок. Дискурс нации, ее успехов и неудач
в состязании с другими государствами, звучит уже на глобальной сцене.
В медийном шоу делаются попытки связать спорт с высокой культурой.
Для этого в нем отыскиваются или в него добавляются смыслы, которые мар-
кированы как нетривиальные. Это «подлинность» переживаний участников
и самого спортивного действия, «честность» борьбы, «самоотверженность»
и «героизм» в достижении результата или победы над собой (в последнем случае особенно показательно освещение Параолимпийских игр). Но при конструировании глобального медиасобытия этого внутреннего качества спортивных состязаний недостаточно.
«Высокое» привносится благодаря размытости и проницаемости границ
интеллектуальной и массовой культуры при помещении спорта в контексты
истории страны, ее искусства. На стыке контекстов возникает специфическая
среда «популярного высокого». Например, на открытии зимней Олимпиады
в Турине произносились торжественные «клятвы» судей и спортсменов (напоминавшие о строгости ритуала), разыгрывались сцены итальянского карнавала раннего Нового времени, включавшие живые картины по мотивам Боттичелли, выступления Лучано Паваротти, Роберто Боле. Звезды шоу-бизнеса, представлявшие классические искусства, оперу и балет, соседствовали с героями индустрии моды (Ева Херцигова) или Формулы-1 (Лука Бадоер).
В медийном показе спортивное событие служит кобрендингу страны и куль-
туры. Глобальные инсценировки, поставленные по мотивам и в связи со спортом все чаще рассматриваются как возможность отработки инноваций в визуальном языке и эстетике медийного шоу: спорт предстает как сфера высоких смыслов, поскольку о нем рассказывают на языке «невозможного». Например, появившийся на открытии летних Олимпийских игр в Барселоне (1992) дуэт Монсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри стал беспрецедентным шагом в нахождении формы, объединяющей «классику» и «авангард», «высокую» и «популярную» культуру. Церемония зимой того же года в Альбервилле смотрелась как непредсказуемое действо, в котором постмодернистская эстетика заявила о себе как о господствующем универсальном языке. В Турине устроители шоу попытались воплотить образы того, что считается недосягаемым для человека,—например, полеты людей над сценой в воздушном потоке аэродинамической трубы. Все эти новые решения разворачивались на территории спорта, как поля всеобщего согласия, приятия и желания.
Что позволяет телевидению включить спорт в систему своих программ? Как
происходит встраивание спорта в телевизионный поток? С одной стороны,
это средство коммуникации обладает способностью присваивать и «переваривать» (т. е. стирать явные отличия новых продуктов от уже усвоенного и привычного) практически любые культурные тексты, насколько они могут являться «информацией». Но с другой стороны, и сам спорт обладает качествами, которые делают его подходящей формой для телевизионного освещения.
Н. Луман писал о трех разных видах программных областей на телевидении—новостях, развлечении и рекламе. Телевизионный спорт сочетает элементы всех этих видов программ, попадая в рубрики развлечения, новостей, и будучи местом размещения рекламных сообщений.
Спорт с его множественностью дисциплин и регулярностью соревнований
способен быть источником свежей информации, которая отвечает требова-
ниям СМИ к быстрому обновлению. Телевизионные новости поддерживают
у аудитории ощущение постоянного колебания между полной стабильностью
и угрозой дестабилизации. Спорт на телеэкране также сочетает эти две край-
ности. Он предлагает зрителям повествование с саспенсом, напряжением
и тревогой о том, чем закончится борьба. В речи комментаторов часто акцен-
тируется уникальность происходящего в кадре. Удобство спорта для телеви-
дения состоит в том, что камера имеет возможность показывать живое собы-
тие по мере того, как оно происходит. Подобно незавершенным, «горячим»
событиям новостей, исход соревнований неизвестен, и драматизм действия
сочетается с неопределенностью финала.
В то же время спортивные состязания подчинены расписанию. Они встрое-
ны в жесткую рамку распорядка игр и сетки телепередач, помещены в обыденный контекст. Какой бы сложной ни была коллизия, она обязана разрешиться к заданному моменту, к концу трансляции. В этом смысле телевизионный спорт отличается от новостей определенностью и обязательностью концовки.
И в новостях и в спортивных трансляциях используются сходные приемы
для передачи «реалистичности». Так, в них сочетаются глобальные и локаль-
ные контексты, что поощряет зрителей соотносить себя с сообществами
и процессами разных уровней и масштабов. В этих программах приводятся
цифры, статистические данные, которые помимо своего основного назначе-
ния сообщают повествованию правдоподобие и своеобразную надежность.
Непосредственные репортажи о происходящем в самореферентной системе
медиа получают поддержку и развитие в виде комментариев, критики, про-