Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 13:06, реферат
Лыжный спорт включает в себя лыжные гонки на различные дистанции, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье (лыжная гонка и прыжки на лыжах с трамплина), горнолыжный спорт, а также сноуборд. Он зародился в Норвегии в XVIII веке. В Международной федерации — ФИС (FIS; основана в 1924) — состоит около 60 государств (1991). С 1924 года лыжный спорт входит в программу зимних Олимпийских игр, чемпионаты мира проводятся с 1925 г. (официально с 1937 г.).
Введение
Физическая подготовка
Теоретическая подготовка
Техническая подготовка
Техника попеременного двушажного хода
Техника одновременных ходов
Тактическая подготовка
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский университет «Болашак»
Гуманитарно-педагогический факультет
Кафедра Политологии и ООД
Реферат
по дисциплине «Физическая культура»
на тему:
«Техника и тактика лыжного спорта»
Выполнил: Нургазинова З.,
студент 1 курса, группы П-14-1
Проверил: Муравьев В. О.
Караганды 2014
Оглавление
Введение
Лыжный спорт включает в себя лыжные гонки на различные дистанции, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье (лыжная гонка и прыжки на лыжах с трамплина), горнолыжный спорт, а также сноуборд. Он зародился в Норвегии в XVIII веке. В Международной федерации — ФИС (FIS; основана в 1924) — состоит около 60 государств (1991). С 1924 года лыжный спорт входит в программу зимних Олимпийских игр, чемпионаты мира проводятся с 1925 г. (официально с 1937 г.). В России лыжный спорт развивает Ассоциация лыжных видов спорта России (RSA — Russian Ski Association), которая является единственным официальным представителем в ФИС.
Лыжный спорт можно поделить на 4 больших категории.
Существуют виды, включающие в себя элементы лыжного спорта, а также неолимпийские и малораспространенные виды лыжного спорта:
Физическая подготовка
Физическая подготовка лыжника
направлена на развитие основных двигательных
качеств (выносливости, силы, быстроты,
ловкости, гибкости), необходимых в спортивной
деятельности. В то же время физическая
подготовка неразрывно связана с укреплением
органов и систем, с повышением общего
уровня функциональной подготовки и укреплением
здоровья лыжников. Физическая подготовка
лыжника подразделяется на общую и специальную.
Общая физическая
подготовка (ОФП) независимо от вида
лыжного спорта имеет основные задачи
- достижение высокой общей работоспособности,
всестороннее развитие и улучшение здоровья
лыжников. В процессе ОФП развиваются
и совершенствуются основные физические
качества. Для достижения высокого уровня
развития физических качеств и решения
других задач ОФП применяется широкий
круг самых разнообразных физических
упражнений. С этой целью используются
упражнения из различных видов спорта,
а также общеразвивающие упражнения из
основного вида - лыжного спорта. ОФП для
юных лыжников проводится примерно одинаково
независимо от предполагаемой будущей
специализации. В летнее время с целью
разностороннего развития в подготовку
юных лыжников широко включаются упражнения
из других видов спорта, в основном в виде
длительного передвижения - прогулки на
велосипеде, гребля, плавание, равномерный
бег, различные спортивные и подвижные
игры. Дозировка зависит от возраста, этапа
подготовки в годичном цикле и многолетней
подготовки и т.д. Кроме этого, широко применяются
разнообразные упражнения на основные
группы мышц с предметами и без отягощений
для развития силы, прыгучести, гибкости,
равновесия и способности к расслаблению.
Для квалифицированных спортсменов и
разрядников, мастеров спорта она более
специфична и строится с учетом индивидуальных
особенностей и избранного вида лыжного
спорта. Но уже на ранних ступенях тренированности
очень важно правильно подбирать средства
ОФП и методику их применения с тем, чтобы
полностью использовать положительный
перенос развиваемых физических качеств
на основное упражнение - передвижение
на лыжах. Это не следует понимать как
полное сближение средств ОФП и СФП. Общая
физическая подготовка служит базой для
дальнейшего совершенствования физических
качеств и функциональных возможностей.
Специальная физическая
подготовка (СФП) направлена на развитие
специфических двигательных качеств и
навыков, повышение функциональных возможностей
организма, укрепление органов и систем
применительно к требованиям избранного
вида лыжного спорта.
Основными средствами СФП являются, передвижение
на лыжах и специально подготовленные
упражнения. Специально подготовленные
упражнения способствуют повышению уровня
развития специфических качеств лыжника
и совершенствованию элементов техники
избранного вида лыжного спорта. К ним
относятся разнообразные имитационные
упражнения и упражнения на тренажерах
(передвижение на лыжероллерах). При выполнении
этих упражнений (в бесснежное время года)
укрепляются группы мышц, непосредственно
участвующие в передвижении на лыжах,
а также совершенствуются элементы техники
лыжного ходов. Ввиду того что эти упражнения
сходны с передвижением на лыжах и по двигательным
характеристикам, и по характеру усилий,
здесь наблюдается положительный перенос
физических качеств и двигательных навыков.
В настоящее время одним из основных средств
специальной физической подготовки лыжника-гонщика
является передвижение на лыжероллерах.
Расширение его применения вполне справедливо,
однако одностороннее увлечение лыжероллерами
и полное исключение из тренировок упражнений
не в состоянии полностью решить все задачи
СФП. Поэтому в тренировке лыжника-гонщика
смешанное передвижение по пересеченной
местности с чередованием бега и имитации
в подъемы различной крутизны и длины
должно постоянно включаться в подготовку
наравне с другими упражнениями.
Соотношение этих средств зависит от уровня
подготовленности юных лыжников и отдельных
групп мышц.
В зимнее время основным средством СФП
является передвижение на лыжах в разнообразных
условиях. Специальная физическая подготовка
в годичном цикле тренировки лыжника тесно
связана с другими видами подготовки -
технической, тактической и специальной
психической.
При построении круглогодичной тренировки,
а также в процессе многолетней подготовки
наблюдаются определенная последовательность
и преемственность между различными видами
упражнений, применение которых решает
задачи общей и специальной физической
подготовок. В начале годичного тренировочного
цикла большая часть времени отводится
на ОФП. С приближением зимнего периода
соотношение средств меняется в пользу
СФП. Объем упражнений на этот вид подготовки
постепенно увеличивается, но важно от
этапа к этапу закреплять и поддерживать
на достигнутом уровне навыки, приобретенные
при изучении предыдущих разделов подготовки.
Средства одного вида подготовки должны
быть органически связаны с последующим
видом, при этом важно соблюдать преемственность
в развитии и укреплении отдельных физических
качеств, групп мышц и систем. На соотношение
средств ОФП и СФП и динамику его изменения
в годичном цикле тренировки оказывают
влияние квалификация лыжника, его возраст
и индивидуальные особенности развития
в целом и отдельных групп мышц, физические
качества, функциональные возможности
органов и систем. С возрастом и ростом
квалификации объем средств ОФП постепенно
уменьшается и соответственно увеличивается
объем СФП. Это соотношение на различных
этапах подготовки лыжника, как в годичном
цикле, так и в процессе многолетней тренировки
может изменяться в ту или иную сторону
в зависимости от динамики уровня развития
ОФП и СФП, но общая тенденция в изменении
показателей остается неизменной. В целом
соотношение средств ОФП и СФП - вопрос
сугубо индивидуальный. Все зависит от
конкретного уровня развития отдельных
групп мышц, органов и систем организма
юных лыжников-гонщиков. Поэтому независимо
от этапа многолетней подготовки даже
в конце юношеского возраста объем средств
ОФП может быть весьма значительным. Такая
же картина может наблюдаться и у юниоров,
особенно в подготовительный период.
Теоретическая подготовка
Теоретическая подготовка является
составной частью всей системы подготовки
лыжника и осуществляется в ходе учебно-тренировочного
процесса. Она проводится в виде специально
организованных лекций, бесед и теоретических
занятий. Кроме того, часть теоретических
знаний может сообщатся лыжникам в ходе
тренировочных занятий. Необходимо также
предусмотреть самостоятельное изучение
специальной литературы по различным
вопросам лыжного спорта и другим разделам
теоретической подготовки. Содержание
теоретической подготовки значительно
меняется в зависимости от подготовленности
общего кругозора и возраста. Необходимо
предусмотреть изучение следующих тем
и вопросов: отечественная система физического
воспитания, патриотическое воспитание
спортсменов, воспитание морально-волевых
качеств, методика обучения и тренировки,
техника и тактика избранного вида лыжного
спорта, гигиена занятий физическими упражнениями
и лыжным спортом, врачебный контроль
и самоконтроль при занятиях лыжным спортом,
режим спортсмена (режим дня, гигиена питания
и сна, закаливание), самомассаж и массаж,
предупреждение травматизма.
Особое значение придается изучению теории
избранного вида лыжного спорта. Необходимо,
чтобы лыжники хорошо знали правила соревнований,
умели вести дневник тренировки и проводить
анализ занятий и тренировочного процесса.
Большое значение имеет изучение основ
методики тренировки - планирование круглогодичной
тренировки по циклам, этапам и периодам,
перспективное планирование, а также методика
развития физических качеств (выносливости,
силы, быстроты, ловкости гибкости) применительно
к избранному виду лыжного спорта. Кроме
этого, лыжники изучают основы техники
способов передвижения на лыжах с позиций
биомеханики, что позволяет научно обоснованно
подходить к анализу техники и к методике
ее изучения и совершенствования.
В юношеском возрасте из всего объема
теории необходимо дать первые сведения
по гигиене занятий и одежде лыжника, а
также минимум знаний по технике, методике
обучения и тренировке. Из года в год увеличиваются
объем и глубина теоретических сведений,
сообщаемых юным лыжникам. В юношеском
возрасте необходимо привить навыки самостоятельного
ведения дневника тренировок, что очень
важно в системе многолетней подготовки
лыжника-гонщика. Многолетние записи позволят
провести качественный анализ всей подготовки
и улучшить систему планирования и управления
индивидуальной подготовкой спортсмена.
Тренер должен научить юношей подробно
и систематически вести записи, включающие
все субъективные и объективные данные:
по переносимости нагрузок различного
характера, самочувствию во время тренировок
и при восстановлении, данные педагогического
контроля (результаты тестов и контрольных
упражнений) и врачебных осмотров, а также
результаты всех соревнований. Тренер
должен регулярно проверять заполнение
дневника тренировки.
Для получения теоретических знаний очень
важно приучить школьников к самостоятельному
изучению литературы. Необходимо регулярно
рекомендовать доступную для их уровня
понимания популярную и методическую
литературу. Контроль за этим можно осуществлять
в виде собеседования, контрольных вопросов
и обсуждения в группе.
Техническая подготовка
Техническая подготовка лыжника - это процесс целенаправленного изучения и совершенствования техники способов передвижения на лыжах. Овладение современной техникой с учетом индивидуальных особенностей и физической подготовленности позволяет достигнуть высоких результатов в избранном виде лыжного спорта. Высокий уровень спортивных результатов требует постоянной и углубленной работы над совершенствованием техники в течение всего периода активных занятий лыжным спортом. В планах подготовки лыжников от новичка до квалифицированного спортсмена должна быть предусмотрена непрерывность овладения техникой. Даже достижение наивысших результатов не означает, что достигнуто техническое совершенство. Лыжник должен и в этом случае продолжать улучшать технику различных элементов, движений, устранять отдельные неточности и ошибки.
В плане многолетней технической подготовки, особенно в юношеском возрасте, необходимо учитывать, что отдельные элементы техники передвижения на лыжах не всегда доступны студентам в силу недостаточного уровня развития каких-либо качеств (равновесия, силы отдельных групп мышц). В таком случае студенты овладевают несколько упрощенным вариантом способа передвижения. Однако при этом очень важно, чтобы не искажалась основа способа, с тем, чтобы при повышении уровня развития необходимых качеств можно было освоить и другие элементы без переучивания всего способа передвижения. Кроме того, в многолетней подготовке постоянно приходится приспосабливать технику к меняющимся условиям соревнований (более тщательной подготовке трасс, изменению их сложности, выпуску нового инвентаря), к улучшению физической подготовленности спортсменов-лыжников и т.п.
Различают общую и специальную техническую подготовку. В ходе общей технической подготовки лыжник осваивает умение и навыки, необходимые в жизни и спортивной деятельности, получает и углубляет теоретические знания в области основ техники физических упражнений. Этот вид подготовки направлен в первую очередь на овладение такими умениями, навыками и знаниями, которые будут способствовать изучению техники способов передвижения на лыжах. Все это является основой для специальной технической подготовки. Чем больше у лыжника запас двигательных навыков, тем быстрее и прочнее он овладевает современней техникой передвижения на лыжах в различных ее вариантах. Это достигается применением широкого круга самых разнообразных упражнений общеразвивающего характера и специально подготовительных упражнений, направленных на изучение элементов техники способов передвижения на лыжах. Наряду с другими упражнениями, развивающими координацию движений, особое внимание следует обратить на упражнения, воспитывающие чувство равновесия, а также на упражнения, целенаправленно воздействующие на вестибулярный аппарат. Это во многом способствует обучению и дальнейшему совершенствованию техники способов передвижения на лыжах.
В процессе специальной технической подготовки спортсмен овладевает техникой избранного вида лыжного спорта: изучает биомеханические закономерности способов передвижения на лыжах и осваивает необходимые двигательные навыки, доводя их до высокой степени совершенства с учетом индивидуальных особенностей. Обучение и особенно совершенствование техники следует рассматривать в тесной связи с развитием физических качеств. Повышение уровня общей и особенно специальной физической подготовки позволяет и дальше совершенствовать технику, поднимая ее на новый уровень развития. Существует и обратная связь: новые варианты техники требуют, в свою очередь, повышения уровня специальной физической подготовки. В этом случае необходимо применение специальных упражнений, направленных на развитие именно тех групп мышц, которые больше участвуют в новом элементе или на повышение уровня каких-то качеств (скорости маха, силы отталкивания и т.д.).
Техника попеременного двушажного хода
|
Рис.1. Первая фаза скользящего шага |
Цикл движений в попеременном
двухшажном ходе состоит из двух скользящих
шагов и попеременных отталкиваний палками
на каждый шаг. Прежде чем перейти к описанию
техники в целом и методике обучения данному
ходу, необходимо дать биомеханический
анализ пяти основных фаз цикла. На рисунках
изображены положения лыжника в начале
и в конце каждой фазы.
1-я фаза - свободное
скольжение (рис. 1). Главная задача - уменьшить
возможную потерю скорости и подготовиться
к отталкиванию палкой. В этой фазе очень
важно уменьшить силу трения лыж о снег,
дать отдых мышцам, не затягивать время
скольжения.
Все движения в этой фазе выполняются
следующим образом. Закончен толчок ногой,
лыжник скользит на другой лыже. Обе палки
и нога, окончившая толчок, находятся в
воздухе, не касаясь опоры. Лыжник не может
еще увеличить скорость, он скользит за
счет предварительных усилий, используя
силы инерции. Продолжительность свободного
скольжения у сильнейших лыжников варьируется
от 0,12 до 0,18 с. В течение фазы скорость
движения несколько уменьшается, так как
лыжник не отталкивается от опоры, движущих
сил нет, а сила трения и в какой-то мере
сила сопротивления воздуха оказывают
тормозящее воздействие. Поэтому необходимо
стремиться к минимальному уменьшению
снижения скорости. Сильнейшие лыжники
не допускают предельной длины выпада,
а также выносят лыжу вперед энергичным
маховым движением, но с мягкой загрузкой
вниз, очень постепенно и плавно. Для этого
очень важно в конце выпада добиться вертикального
положения голени. Наклон голени приводит
к усилению давления на лыжу.
Увеличение давления на лыжу значительно
снижает скорость скольжения, что вызвано
различными ошибками: 1. В начале фазы при
постановке лыжи на снег "ударом"
происходит резкая загрузка лыжи. 2. Перемещение
различных частей тела вверх и вниз во
время свободного скольжения, что также
усиливает давление на скользящую лыжу.
Это может быть вызвано следующими ошибками:
а) голень наклонена вперед во время скольжения,
колено находится над носком ботинка,
сгибание при скольжении в коленном и
тазобедренном суставах опорной ноги
- все эти действия с целью "облегчения"
давления вначале действительно смягчают
"удар" при загрузке лыжи, но затем
вызывают большее давление лыжи на снег;
б) активное выпрямление опорной ноги
и туловища и быстрые движения обеих рук
и маховой ноги вверх. Во всех перечисленных
случаях в фазе свободного скольжения
опускание частей тела в конце приводит
к торможению, увеличению инерционных
сил, направленных вниз, и увеличению давления
на лыжу.
Ускоренные движения вверх также вызывают
появление сил инерции, направленных вниз,
с тем же конечным результатом -усиление
давления на лыжу. Так, высокий, резкий
мах ногой назад-вверх после отталкивания
является ошибкой и может увеличить давление
на лыжу. Правильно выполненный толчок
вызывает подъем носка ботинка над лыжей
не выше чем на 20-25 см, но движение вверх
по инерции с замедлением (туловище - ноги
и т.д.) как результат отталкивания в предыдущей
фазе не усиливает давление, а в отдельных
случаях при правильном выполнении толчка
("на взлет") может даже снизить его.
Моментами фазы свободного скольжения
являются отрыв толчковой лыжи от снега
и постановка палки на снег. В момент отрыва
лыжи наблюдается полное выпрямление
толчковой ноги, которая составляет вместе
с туловищем прямую линию. Угол сгибания
опорной ноги в коленном суставе около
136-138°, голень в это время расположена
вертикально. Рука, закончив толчок, образует
вместе с палкой прямую линию, кисть ее
находится на уровне таза, немного сзади.
Другая рука вынесена вперед, почти полностью
выпрямлена, кисть не выше подбородка.
2-я фаза - скольжение
с выпрямлением опорной ноги (рис. 2). Главная
задача - увеличить скорость скольжения.
С этой целью очень важно при отталкивании
палкой включить в работу более мощные
мышцы туловища, обеспечить жесткую передачу
усилий на скользящую лыжу и подготовиться
к подседанию на опорной ноге.