Техника плавания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 09:15, контрольная работа

Краткое описание

Формирование правильного навыка плавания возможно в том случае, если учитель в процессе обучения школьников плаванию наиболее целесообразно использует законы взаимодействия человека с водной средой. За последние годы с помощью объективных методов исследований проведены экспериментальные работы для определения эффективных путей улучшения техники и методики обучения плаванию детей и подростков. Результаты этих исследований использованы в настоящей работе.
Плавание состоит из четырех разделов, которые получили название спортивного, игрового, прикладного и фигурного (художественного) плавания.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3-5
2. ЧТО ТАКОЕ ТЕХНИКА ПЛАВАНИЯ?........................................................6-7
3. ИСТОРИЯ СТИЛЯ БРАСС………………………………………………..8-10
4. ЭКИПИРОВКА.ТЕХНИКА ПЛАВАНИЯ БРАСС…………………..…11-14
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.СОРЕВНОВАНИЯ……………………………………..15-16
6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

Техника плавания способом брасс..doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3-5

2. ЧТО ТАКОЕ ТЕХНИКА ПЛАВАНИЯ?........................................................6-7

3. ИСТОРИЯ СТИЛЯ БРАСС………………………………………………..8-10

4. ЭКИПИРОВКА.ТЕХНИКА ПЛАВАНИЯ БРАСС…………………..…11-14

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.СОРЕВНОВАНИЯ……………………………………..15-16

6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Формирование  правильного навыка плавания возможно в том случае, если учитель в  процессе обучения школьников плаванию наиболее целесообразно использует законы взаимодействия человека с водной средой. За последние годы с помощью объективных методов исследований проведены экспериментальные работы для определения эффективных путей улучшения техники и методики обучения плаванию детей и подростков. Результаты этих исследований использованы в настоящей работе.

Плавание состоит  из четырех разделов, которые получили название спортивного, игрового, прикладного и фигурного (художественного) плавания.

Спортивное  плавание содержит различного характера  соревнования по видам и дистанциям, определяемым специальными правилами. Соревнования проводятся в бассейнах стандартных размеров (25 и 50 м) на дистанциях от 50 до 1500 м, а также на открытых водоемах в виде проплывов на разные расстояния.

В соревнованиях  применяются спортивные (правильные) способы плавания, которые по сравнению с самобытными способами имеют большое преимущество в скорости.

Игровое плавание содержит разнообразные подвижные  игры и развлечения в воде. Такое  плавание используется, главным образом, при обучении и тренировке юных пловцов. Игры вызывают большие эмоции, повышают активность детей, способствуют появлению инициативы, воспитанию чувства товарищества и т. д.

Прикладное  плавание включает приемы спасания утопающего, ныряние в длину и в глубину, а также преодоление водных преград.

Фигурное (художественное) плавание представляет собой различные  комплексы движений, составленные из элементов хореографии с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур  в воде. Фигурное плавание может быть групповым и сольным.

В нашей стране плаванием занимаются люди разных возрастов. Однако основная масса людей, изучающих  способы плавания и принимающих  участие в соревнованиях,-- это  дети.

Не менее  велико оздоровительное значение плавания. Вода очищает кожу человека, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи. Она вызывает усиление деятельности различных внутренних органов: учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов, усиливается обмен веществ. Это объясняется тем, что вода по сравнению с воздухом имеет увеличенную теплопроводность и теплоемкость, а также значительную плотность, в результате чего теплоотдача и давление воды на поверхность тела человека резко возрастают.

Плавание является таким физическим упражнением, которое способствует росту тела подростков, так как во время плавания человек находится в условиях частичной невесомости и в горизонтальном положении, вследствие чего позвоночник временно разгружается от обычных гравитационных нагрузок.

Плавание способствует улучшению работы всех систем организма, и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. Во время интенсивного плавания частота сердечных сокращений юного пловца, находящегося в состоянии спортивной формы, может увеличиться в 3--4 раза и достигнуть 150--200 уд/мин..

При плавании любым  способом спортсмен приспосабливает  ритм дыхания к ритму движений: на каждый цикл движения он делает один энергичный вдох и один выдох в  воду.

Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Это является следствием благотворного действия водной среды и физических упражнений на организм ребенка.

Плавание закаливает организм детей и подростков. Частая смена температур внешней среды вырабатывает в организме защитные реакции. В результате этого повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Следует помнить  о том, что однажды приобретенный навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь. Умение плавать необходимо каждому человеку, избравшему себе такую профессию, которая соприкасается с действиями на воде (строительство мостов, плотин, рыбный промысел и др.). Умение хорошо плавать, преодолевать водные преграды вплавь и с помощью подручных средств необходимо и всем военнослужащим.

Таким образом, плавание как физическое упражнение, гармонично развивающее и укрепляющее  организм человека, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни. Поэтому не случайно плавание входит в число основных средств советской системы физического воспитания.

ЧТО ТАКОЕ ТЕХНИКА ПЛАВАНИЯ?

Под техникой спортивного  плавания понимают систему движений, которая позволяет реализовать свои двигательные способности в высокий результат. Понятие охватывает форму, характер, взаимосвязь движений, а также умение пловца ощущать и использовать для продвижения вперёд все силы, действующие на его тело. Понятия "техника плавания", "двигательные способности", "технико-тактическое мастерство" неразрывны. Совершенствование этих сторон спортивного мастерства всегда осуществляется в единстве. В работе тренера ДЮСШ приоритет всё же должен быть отдан повышению технического мастерства пловцов.

Техника плавания вариативна. Она постоянно развивается. Примерами  могут служить те изменения, которые  происходят на наших глазах в технике  плавания брассом с кратковременным  внутри цикловым "заныриванием", технике плавания баттерфляем с относительно плоским положением плечевого пояса и упругими непрерывными движениями ногами, технике плавания кролем с длинным силовым гребком, технике выполнения стартов и поворотов с длинным выходом под водой.

Оригинальные элементы техники можно отметить у наших заслуженных мастеров спорта Александра Попова, Дениса Панкратова, и других и у нового поколения - заслуженного мастера спорта Романа Слуднова, мастеров спорта международного класса Ольги Бакалдиной, Дмитрия Коморникова, Анатолия Полякова и других.

Сегодня в каждом способе  плавания существует несколько вариантов  техники. Большое разнообразие мы находим  в индивидуальной манере выполнения отдельных элементов техники. Истоки разнообразия - в постоянной творческой работе тренера и спортсмена по совершенствованию техники с учётом: 1) индивидуальных особенностей спортсмена, 2) закономерностей биомеханики, 3) богатейшего опыта отечественной школы плавания и новых тенденций в развитии мирового плавания, 4) правил соревнований.

Спортивная техника  пловца высокого класса индивидуальна. Характер движений спортсмена зависит  от его одаренности, спортивного  опыта, телосложения, гибкости и силы и т.д. и т.п.

Но было бы заблуждением за индивидуальными особенностями  движений пловца не видеть общих закономерностей и характерных черт, присущих рациональным вариантам техники. Вариативность движений, индивидуальные отклонения допустимы. Но одновременно оговариваются границы этих отклонений. Границы суживаются, когда речь заходит о ключевых элементах любого варианта техники.

Десятилетиями тренеры  экспериментировали в поисках ответа на два основных вопроса: 1) как снизить  встречное гидродинамическое сопротивление  телу пловца при его продвижении  вперёд с высокой скоростью и 20 как увеличить мощность и эффективность гребков, продвигающих пловца вперёд. Выявлялись и проходили проверку временем наиболее эффективные элементы движений и их согласования. Уточнялись взгляды на технику плавания с учётом закономерностей биомеханики. Так постепенно сложились общие требования к рациональной технике плавания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОРИЯ СТИЛЯ БРАСС

Брасс является самым древним из спортивных способов плавания, его история насчитывает  более чем десять тысяч лет. Очень  похожий стиль изображен в египетской «Пещере Пловцов», наскальная живопись которой относится к 9 тыс. до н. э. Известен ассирийский рисунок 1292—1225 гг. до н. э., изображающий плывущего брассом солдата.

Одно из первых известных описаний техники брасса приведено в книге датчанина  Николя Винмана и восходит к 1538 году. В средневековом брассе, описанном также в книге французского автора Мелкиседека Тевено «Искусство плавания» (1699), голова все время была над водой, а движущая сила создавалась с помощью голеней, а не стоп. Лишь в начале XIX века стал применяться «лягушачий удар» ногами. Одним из самых известных заплывов XIX века было преодоление брассом пролива Ла-Манш капитаном Мэттью Вэббом в 1875 году. Несмотря на то, что брасс очень напоминает движения лягушки и долгое время назывался «плавание по-лягушачьи», современное слово появилось в XX веке и происходит от фр. «brasse» — «разводить руками». Иногда брасс называют «русским стилем», так как на Олимпиадах и Чемпионатах мира победу часто одерживали советские и российские спортсмены.

Старт финального заплыва  на 200 метров брассом на Олимпиаде 1908 года

В 1904 году брасс был включен в программу Олимпийских игр в виде заплыва на дистанцию 440 ярдов (402 метра), к состязаниям допускались только мужчины. На следующих играх она была заменена дистанцией 200 метров, которая с тех пор присутствует на каждой Олимпиаде. Второй дистанцией на Олимпийских играх 1912 и 1920 года была 400-метровка. С 1924 года на Олимпиадах проводятся заплывы на дистанцию 200 метров среди женщин, а с 1968 года к 200-метровке как у мужчин, так и у женщин добавлена 100-метровка.

До 1930-х гг. спортсмены плавали  с головой в надводном положении. Представители советской школы (в частности, ЗМС Л. К. Мешков) одними из первых стали опускать лицо в воду во время выведения рук вперед. В 1935 году появилась разновидность брасса — баттерфляй, который разрешали применять на соревнованиях по брассу. Сначала это был гибрид брасс-баттерфляй, от классического брасса он отличался лишь движениями рук, подобными взмахам крыльев бабочки, этот вариант использовался спортсменами на соревнованиях различного уровня вплоть до середины 1950-х гг. Почти в одно время с упомянутой начала распространяться следующая разновидность баттерфляя, в которой уже и движения ног — отличные от классического брасса, «дельфиньи». Однако, уже в 1938 году Международная федерация плавания (ФИНА) первый тип баттерфляя чуть не запретила, а второй запретила использовать брассистам.[9]

Таким образом, на соревнованиях по брассу было разрешено использовать классический брасс и гибрид брасс-баттерфляй. Тем не менее, «чистый баттерфляй» продолжал развиваться, и превосходство в скорости над брассом обоих видов баттерфляя (чистого и гибрида брасс-баттерфляй), привело к тому, что 1 января 1953 года ФИНА выделила баттерфляй в отдельный вид плавания  и разрешила использовать на соревнованиях по нему не только гибрид брасс-баттерфляй, но и чистый баттерфляй. А установив 31 мая 1953 года мировой рекорд, венгр Дьёрдь Тумпек продемонстрировал явное преимущество последнего над гибридом. На соревнованиях по брассу разрешили использовать только классический брасс. Мировые рекорды в плавании брассом в момент разделения были «сброшены» на уровень 1935 года, и первым мировым рекордсменом «обновленного» брасса стал советский пловец Владимир Минашкин, время которого на 100-метровке было на шесть секунд больше мирового рекорда до отделения баттерфляя. Минашкин был одним из родоначальников «брасса с подхватом», при котором гребок руками начинался до завершения движения ногами предыдущего цикла, то есть пропускалась фаза скольжения. Стиль с этой особенностью позднее, в 1960-х—1970-х гг. был преобладающим .

В начале 1950-х  гг. была подмечена высокая эффективность  плавания брассом под водой с  длинными гребками рук до бедер. Японец Масару Фурукава, который после старта и каждого поворота большую часть расстояния от стенки до стенки проплывал под водой, с 1954 года стал доминировать на всех крупнейших соревнованиях, установил целую серию мировых рекордов и выиграл золото на Олимпиаде 1956 года. Подобную технику применяли и другие брассисты мирового класса, включая Хариса Юничева, завоевавшего в 1956 году первую в истории советского плавания олимпийскую медаль — бронзу на 200-метровке брассом.[8] В связи с этим, на конгрессе в Мельбурне 1 мая 1957 года АФИНА ограничила дистанцию, проплываемую под водой после старта и каждого поворота, разрешив лишь один гребок до бедер и один нормальный цикл, прописав всплытие не позднее второго цикла. На остальной части дистанции по новым правилам часть головы все время должна была находиться над водой.[13][14] Тот же конгресс принял решение фиксировать мировые рекорды только в 50-метровых бассейнах.

1960-е гг. характеризуются  определенными отличиями в технике  двух школ плавания брассом — «западной» (в первую очередь — австралийской и американской) и «европейской» (в первую очередь — советской). Представители первой стремились избежать чрезмерных вертикальных движений плеч, в то же время стараясь держать тело настолько высоко и прямо, насколько это возможно. Пятки должны были находиться как можно ближе к поверхности воды как во время подтягивания, так и во время удара. Представители европейской, особенно советской, школы разрешали и даже поощряли вертикальные движения плеч и торса в натуральном ритме цикла.

Очередное значительное изменение в правилах было сделано 15 февраля 1987 года. С того времени часть головы не обязана постоянно находиться над водой (см. правило 1957 года выше), необходимым условием стало пересечение головой поверхности воды во время каждого цикла. Это дало стимул к появлению двух новых стилей брасса: «волнистого» (англ."undulating") и «волнового» (англ."wave-style"). Первый из них сближает движения пловца с движениями дельфина, но требует чрезвычайной гибкости. В настоящее время в качестве видов брасса часто отмечают эти два стиля и «традиционный», к которому причисляют разновидности 1957—1987 гг.

2000-е гг. отмечены  стремительным ростом популярности  «волнового» стиля, его принимают  на вооружение многие участники  Олимпийских игр. На Олимпиаде в Афинах возникли споры после победы японца Косуке Китаджимы на 100-метровке брассом. Американский пловец на спине Аарон Пирсол обвинил японца в жульничестве — «дельфиньем» ударе ногами во время «подводного» послестартового участка, тогда как правилами там разрешен только гребок руками до бедер и «брассовый» цикл. Судьи не имели доступ к подводным съемкам во время соревнования и, в отличие от зрителей, не могли видеть нарушения. В итоге результат японца не был аннулирован, но технический конгресс ФИНА на встрече во время чемпионата мира по плаванию в Монреале в июле 2005 года изменил правила, разрешив один «дельфиний» удар во время полного погружения после старта и каждого поворота, за которым должен следовать «брассовый» цикл.

Информация о работе Техника плавания