Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 15:26, курсовая работа
Актуальность темы Закаливание детского организма в системе оздоровительной работы обусловлена тем, что ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Научная разработка проблемы закаливания стала возможной лишь благодаря физиологическим исследованиям. У истоков этого направления стоял крупный отечественный физиолог И.Р. Тарханов. Данная проблема рассматривалась в трудах по адаптации человека французским физиологом Клодом Бернаром, канадским исследователем Г. Селье и советским физиологом П.К. Анохиным. Клинические исследования по проблеме закаливания в нашей стране проводились Е.Г. Леви-Гориневской, Г.Н. Сперанским Е.Д. Заблудовской, Е.К. Талановой и многими другими.
Введение 3
1 Традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста 5
Сущность и механизмы закаливания 5
Виды закаливания 5
Принципы закаливания 7
Средства закаливания 9
Особенности закаливания детей дошкольного возраста с учётом требований программы « Я в Мире» 15
Методика закаливания детей дошкольного возраста 16
Практическая часть 26
Заключение 34
Список использованных источников 35
легко нарушается ритм, затруднено быстрое перераспределение крови, необходимое при больших физических напряжениях, при резких холодовых воздействиях на всю поверхность тела ребенка.
Игры и упражнения вызывают эмоциональный подъем, заставляют работать высшие нервные центр. Это совместное действие воздуха и движения дает наилучший эффект.
Способы закаливания, связанные с физическими упражнениями, особенно ценны для разрешения педагогических задач.
1.5 Особенности закаливания в дошкольном возрасте
с учетом требования программы «Я в Мире»
Ранний возраст- закаливальные процедуры стоит вводить постепенно. Для местного закаливания ног рекомендуется использовать хождение босиком по ковру, влажной дорожке; сухое и влажное обтирание; топтание в ванночке с морской водой, на дне которой положена мелкая галька; сочетание закаливания с масажем рефлекторных зон стопы; обливка ног водой.
Взрослый использует общие загартовувальні процедури закаливания: сухое и влажное обтирание тела махровой перчаткой, обливание тела (душ) в теплый период, который проводится после прогулки с постепенным снижением температуры воды от +34/+35 °С к +26/+20 °С, обливка тела водой контрастных температур. Полезно организовывать купание малышей в басейне или открытому водоеме в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже за +25 °С и температурой воды +23 °С. Тривалисть купания постепенно увеличивать вот 3 до 6-8 минут.
Младший возраст. Младший дошкольник нуждается в физической и психической защите. Взрослый создает безопасные для его физического благополучия и харошего самочувствия условия, показывает и рассказывает о существовании полезного и вредного, безопасного и опасного,упражняет в умении быть осторожным и умелым во время выполнения движений разной сложности, работает над усвоением ребенком элементарных правил безопасного поведения среди незнакомых предметов, осторожного пользования колючими и острыми предметами, правильного поведения на воде, на льду; безопасных действий во время игр с песком и т.п.. Родители и педагоги заботятся, чтобы оборудование отвечало возрасту детей, а освещение, аэрация, качество питания, чистота помещения — гигиеническим нормам. Врослый предотвращает детский травматизм, отравление едой, утомляемость ребенка. Он проявляет к нему уважение, доброжелательность, доверие, положительно оценивает вложенные в предмет-но-практическую и мускульную активность волевые усилия и усердие дошкольника.
Продолжаются все виды закаливания детей, в помещении поддерживается температура воздуха в пределах +19/+20 °С. Дневной сон организовывается с доступом свежего воздуха. Проводится закалка солнцем во время утренней прогулки в весен не-летний период года. Обеспечивается ежедневное пребывание детей на свежем воздухе. Прогулка в холодный период осуществляется при температуре до -18/-22 °С. При низких температурах ее длительность сокращается. Продолжается проведение местных и общих водных процедур — влажное обтирание, обливка ног, тела. Температура воды для местных процедур постепенно уменьшается с +30 °С до +16 °С (температура снижается на 1 °С каждые один-два дня). Используется и контрастное обливание. При общих водных процедурах (обливка всего тела) начальная температура воды составляет +34/+35 °С, конечная +26/+20 °С, температура воздуха +19/+20 °С (температура воды снижается на 1 °С каждые 4-5 дней). Проводится купание в открытом водоеме с соблюдением гигиенических и педагогических требований.
Старший возраст. Образ жизни старшего дошкольника должен быть подвижным, нагрузка чередоваться с отдыхом, коллективные игры и занятия — с возможностью побыть одному, нужно збалансировывать мускульную и предметно-практическую деятельность.
В холодное время года обеспечивается перебывание детей в облегченной одежде в проветриваемом помещении при температуре +19/+20 °С; температура воздуха в спальной комнате во время дневного сна — +15 °С; утренняя и гигиеническая гимнастика, занятие по физической культуре проводяться в физкультурном зале при температуре воздуха +14/+15 °С. Прогулка должна проводится в любую погоду длительностью не менее 2-2,5 часа в первой и 1-1,5 часа во второй половине дня. В теплое время года дети находятся преимущественно на свежем воздухе, дневной отдых организо-вывается на открытых террасах или в спальной комнате с открытыми окнами.
Ежедневно проводится влажное обтирание, обливка ног и тела ребенка. В холодное время года закалка водой проводится после дневного сна, в теплое — перед обедом. Закаливание солнечным лучом осуществляется во время утренней гимнастики. Кроме традиционных процедур, целесообразно использовать и нетрадиционные методы закаливания — с народной медицины: ходьба босиком по росистой траве, глине, лужах, влажном песке, камнях и потому подобное.
Во время проведения закаливальных процедур нужно индивидуально подходить к каждому ребенку, учитывать состояние его здоровья, степень привыкания к влиянию закаливальных методов, интерес, желание.
1.6 Методика закаливания детей дошкольного возраста
Ранний возраст
Дети первого года жизни особенно нуждаются в создании правильного режима и гигиенических условий окружающей среды, так как при правильном питании , уходе и воспитании развитие их идет очень интенсивно. Высокий темп развития детей обязывает также к более осторожному применению любых воздействий на организм. Поэтому и закаливание на первом году жизни понимается до некоторой степени условно, это скорее подготовка к закаливанию, которое проводится в последующие годы во все боле широких пределах. По мере развития ребенка в течение первого года жизни его режим меняется четыре раза. Если малыш часть дня находится в яслях, то его режим должен быть единым как в яслях, так и дома.
С первых дней жизни до 3 месяцев ребенка кормят 7 раз в сутки, через 3 часа с 6- часовым ночным перерывом. Большую часть суток малыш спит- ночной сон продолжается 10-11 часов, помимо того, ребенок спит днем 4 раза по 1,5- 2 часа. Таким образом, общая продолжительность дневного и ночного сна составляет 16,5- 18 часов, а общее время бодрствования- 7,5- 6 часов, которые распределяются на 5 относительно коротких интервалов. В первые недели жизни бодрствования ребенка не имеет ясно очерченных границ. В эти непродолжительные периоды бодрствования взрослые моют его, переодевают, кормят. Когда ребенок спокойно бодрствует, надо разнообразить его зрительные, слуховые и осязательные впечатления: ласково обращаясь к нему, показать яркую игрушку, позвенеть погремушкой. Такое индивидуальное общение взрослого с ребенком продолжается по 3, 5, 10 минут в каждый период бодрствования и способствует развитию зрительного и слухового сосредоточения, вызывает положительные эмоции (улыбку).
Оздоровительные мероприятия в этот возрастной период заключается в соблюдении гигиенических условий обстановки. Ежедневно в помещении, где находятся дети, производится влажная уборка и многократное проветривание. Надо следить за температурой воздуха в комнате- на уровне кроватки ребенка она должна быть + 22, +23С. Закаливание воздухом осуществляется во время переодевания ребенка в помещении при комнатной температуре (4-5 раз в день) – на 1- 2 минуты он бывает полностью обнаженным Детям первых шести недель жизни массаж и гимнастику не проводят, так как в этом возрасте они еще не достаточно адаптированы к условиям внешней среды.
С 1,5- 2 месячного возраста здоровым детям в один из периодов бодрствования до кормления начинают делать массаж и гимнастику. Массаж оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Действие его проявляется в улучшении кровоснабжения и защитных свойств кожи, повышении ее упругости и эластичности, улучшении сократительной способности мышц. Систематическое проведение массажа способствует улучшению функции рецепторов, проводящих путей, усилению рефлекторных связей коры головного мозга с мышцами, сосудами, внутренними органами, что способствует более согласованной деятельности всех систем организма, что способствует более согласованной деятельности всех систем организма. Это один из видов пассивной гимнастики и имеет большое значение для последующего развития статических и двигательных функций - способности сохранения положения тела в пространстве, например умения сидеть, стоять, а также координировать движения при ползании, ходьбе, хватании, вставании и т. п.
В первый год жизни, закаливающие воздухом в помещении осуществляется в виде коротких ванн при смене белья и более продолжительных во время физических упражнений, проводимых в облегченной одежде. Использование воздуха вне помещения осуществляется главным образом во время сна днем, но, по мере того как ребенок совершенствуется в умении ходить, прогулки на открытом воздухе во время бодрствования занимают все большее место. Физические упражнения и подвижные игры являются существенной частью бодрствования детей. При организации физкультурных занятии необходимо помнить, что к длительному мышечному напряжению дети в этом возрасте еще не способны - они быстро утомляются и нуждаются в частой перемене характера движения. Поэтому статические упражнения необходимо сочетать с играми.
Занятия физическими упражнениями имеют целью развить у детей навыки ходьбы, лазанья, бросания, улучшить координацию движений и увеличить быстроту двигательных реакций. Под влиянием систематически проводимых физических упражнений улучшается эффективность дыхания и кровообращения, а также координация взаимодействия этих жизненных функций. Во время этих занятий на ребенка надевают облегченный костюм майку, трусы, тапочки) , что способствует одновременному получению воздушной ванны. Лучшим временем для занятий физическими упражнениями и подвижными играми является утренний отрезок бодрствования через 30- 40 минут после завтрака. Или сразу после дневного сна, перед полдником. Помещение групповой комнаты предварительно хорошо проветривается, пол протирают влажной тряпкой. Температура воздуха поддерживается на уровне +19, +18С. В теплое время года занятия проводятся на открытом воздухе, в тени, при температуре не ниже +20С. Ввиду того что координация дыхания в этом возрасте еще не совершена и даже кратковременная задержка его сопровождается быстро возникающим обеднением крови кислородом, при выполнении физических упражнений ребенок должен дышать через нос.
Некоторые гимнастические упражнения проводятся с пособиями (их можно иметь и в семье). Это прежде всего коврик для упражнений сидя или лежа на полу, дорожка из клеенки или материи, гладко обструганная доска шириной 30-35 см и длиной 1,5- 2 м - для совершенствования ходьбы и развития чувства равновесия; ящик и деревянная лестница - для тренировки в лазанье; корзина, обруч и сетка - для бросания в них маленьких мячей; гимнастическая палка и обруч – для отдельных упражнений. Все пособия по размерам, весу и удобству пользованию ими должны соответствовать ими должны соответствовать возрасту детей.
Занятия проводятся под руководством взрослого в форме игры и сопровождаются словесной инструкцией – объяснением и наглядным показом движений.
В комплекс гимнастических упражнений входят упражнения, укрепляющие скелетно-мышечную систему и суставы, вырабатывающие у ребёнка хорошую осанку – привычку правильно держать корпус, голову, слегка отведёнными назад плечи, красивую и правильную походку. Хорошая осанка не только предаёт стройность фигуре ребёнка, но и облегчает нормальную деятельность его внутренних органов – кровообращения, дыхания, пищеварения.
Правильно организованные и систематически проводимые занятия, как правило, предупреждают появление сутулости или других искривлений позвоночника, плоскостопия, разболтанности суставов. При организации занятий по физкультуре следует учитывать требования программы “ Воспитания в детском саду “ : соблюдение систематичности в проведении занятий, постепенности нарастания трудности задания с обязательным учётом имеющегося уровня развития двигательных навыков и качеств у детей.
Во второй группе раннего возраста предусматривается 2 занятия в неделю по 10-15 минут. Детей распределяют на подгруппы: в возрасте от 1 года до 1года 6 месяцев объединяют по 2-3 и 4-5 человек; в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет – по 6-8 человек. В подгруппы объединяются дети, имеющие примерно равный уровень развития движений.
Занятия организуются таким образом, чтобы они не затягивались больше установленного времени – надо предупредить чрезмерное утомление детей, между упражнениями соблюдаются паузы - движение чередуется с отдыхом. Свойственная данному возраста быстрая утомляемость, избыточное напряжение мышц при разучивании нового движения, отсутствие выдержки и самоконтроля, а так же лёгкая эмоциональная возбудимость и смена настроений – все эти особенности требуют повышенного внимания при выборе физических упражнений, их дозировки и распределению. Один и тот же комплекс ( как правило из 6 ) упражнений можно повторять 2 – 3 недели ( 4 – 6 занятий ) и постепенно в нём заменять те упражнения, которые дети освоили, новыми с большим уровнем трудности или усложнять старые.
Младший возраст.
Интенсивный темп физического развития, характерный для первых 2-х лет жизни, несколько замедляется на третьем году. Продолжающееся совершенствование нервной системы ребёнка ведёт к увеличению его бодрствования. Общая продолжительность сна составляет 13-13,5 часов, из которых на дневной сон приходится 2-2,5 часа. Бодрствование детей становиться сложнее и разнообразнее: появляется изобразительная и конструктивная деятельность, большое место начинает занимать сюжетная игра. В процессе всех видов деятельности и особенно игровой, происходит дальнейшее развитие восприятия, памяти, мышления, речи. Внимание ребёнка становится более сосредоточенным и устойчивым.
Учитывая психологические особенности детей этого возраста, зарядку следует проводить в виде подвижной сюжетной игры, включающей 3 – 4 физических упражнения имитационного характера.
Одновременно с ребёнком упражнения утренней гимнастики выполняет взрослый – ребёнок слушает объяснения взрослого и подражает ему при выполнении упражнений.
Каждый комплекс начинается с ходьбы, продолжающейся 1 – 1,5 минуты. При этом обращается внимание на правильную осанку: корпус и голову держать прямо, плечи слегка развёрнутыми, ногами не шаркать, свободно взмахивать руками в ритме шага. Ребёнок дышит через нос. После вводной ходьбы ребёнок и взрослый встают друг против друга и дополняют упражнения. В начале делают упражнения для плечевого пояса типа дыхательных, например: поднять руки вверх, потянуться (вдох) и опустить руки через стороны вниз (выход) или хлопать ладонями вытянутых рук перед собой, над головой, опустить руки через стороны за спину и т.п. Упражнение повторяют 2-3 раза.
Следующее упражнение должно способствовать укреплению мышц спины живота, развитию гибкости позвоночника. Такими упражнениями могут быть: присесть на корточки с легким наклоном головы, затем встать, выпрямиться или наклонить туловище вперед, руками коснуться голени, опуская голову как можно ниже ( ребенок смотрит, что на полу за ним ), затем выпрямиться, закладывая руки за спину, смотреть на потолок. Упражнение повторяется 2-3 раза.
Затем вновь можно дать упражнение, способствующее правильной осанке: поднять руки в стороны до уровня плеч и опустить их ( повторить 2-3 раза).
Следующим упражнением должны быть подскоки или бег в течении 10-15 секунд, переходящие в заключительную ходьбу продолжительностью в 1 минуту. По мере усвоения упражнений комплекс зарядки можно несколько изменять через каждые 8-10 дней.
Закаливающие процедуры чаще сопровождают физкультурные упражнения или проводятся после них. При систематических занятиях физическими упражнениями происходит дальнейшее совершенствование основных движений, еще большее развитие их быстроты и четкость, координации в работе отдельных групп мышц, что обеспечивает ловкость и сноровку детей. Не меньшее значение имеет также развитие активности, инициативы, умение действовать в коллективе.
Информация о работе Традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста