Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 23:38, реферат
Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии при определении характера психогении и классификации неврозов. В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов и даже может вызывать нарушения генетического аппарата, повышая вероятность возникновения онкологических заболеваний.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТРЕСС И ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ 5
1.1. Реакции человека на стресс 7
1.2. Повышение стрессоустойчивости 8
1.3. Значение физического воспитания 11
1.4. Психологические преимущества от занятий спортом 11
ГЛАВА 2. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ В УМСТВЕННОМ ТРУДЕ И ВЛИЯНИЕ НА НЕЁ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ 13
2.1.Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме 13
2.2. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения 14
ГЛАВА 3. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ, ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ 16
3.1.Использование физических упражнений как средства активного отдыха 16
3.2.Утренняя гигиеническая гимнастика 16
3.3. "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов 17
3.4. Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТРЕСС И ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ 5
1.1. Реакции человека на стресс 7
1.2. Повышение стрессоустойчивости
1.3. Значение физического воспитания 11
1.4. Психологические преимущества от занятий спортом 11
ГЛАВА 2. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ В УМСТВЕННОМ ТРУДЕ И ВЛИЯНИЕ НА НЕЁ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ 13
2.1.Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме 13
2.2. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения 14
ГЛАВА 3. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ, ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ 16
3.1.Использование физических упражнений как средства активного отдыха 16
3.2.Утренняя гигиеническая гимнастика 16
3.3. "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов 17
3.4. Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии при определении характера психогении и классификации неврозов. В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов и даже может вызывать нарушения генетического аппарата, повышая вероятность возникновения онкологических заболеваний. В частности, исследователи из медицинской школы Хьюстона (США) установили, что во время экзаменационной сессии у студентов активизируются репарационные механизмы, которые отвечают за восстановление поврежденных участков молекулы ДНК. В другом исследовании было показано, что экзаменационный стресс, особенно в сочетании с употреблением кофеина, может приводить в последующем к стойкому повышению артериального давления у студентов.
По мнению исследователей, в целом по России 70-80% детей имеют различные отклонения в состоянии здоровья. При этом отчетливо просматривается стойкое ухудшение состояния здоровья детей-школьников. Отмечается опасная тенденция, при которой практически здоровые дети к концу учебы приобретают, как правило, несколько хронических заболеваний. Ухудшение здоровья детей часто напрямую связывают с интенсификацией школьного обучения и увеличением учебных нагрузок. Таким образом, при поступлении в вуз у детей, как правило, уже имеется целый «букет заьолеваний». Когда дети с уже ослабленным здоровьем поступают в вуз, к ним предъявляются ещё большие требования, что значительно осложняет адаптацию их к учебному процессу. Наиболее уязвимыми во всех отношениях являются студенты первого курса. (Панов Г.А., 2012)
По данным российских авторов, в период экзаменационной сессии у студентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы. Длительное и весьма значительное эмоциональное напряжение может приводить к активации симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, а также к развитию переходных процессов, сопровождающихся нарушением вегетативного гомеостаза и повышенной лабильностью реакций сердечнососудистой системы на эмоциональный стресс. К неблагоприятным факторам периода подготовки к экзаменам, можно отнести интенсивную умственную деятельность, повышенную статическую нагрузку, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима сна, эмоциональные переживания, связанные с возможным изменением социального статуса студентов - все это приводит к перенапряжению вегетативной нервной системы, осуществляющей регуляцию нормальной жизнедеятельности организма. Многочисленные исследования показывают, что во время экзамена значительно повышается частота сердечных сокращений, возрастает артериальное давление, уровень мышечного и психоэмоционального напряжения. После сдачи экзамена физиологические показатели не сразу возвращаются к норме. Обычно требуется несколько дней для того, чтобы параметры артериального давления вернулись к исходным величинам. Таким образом, по данным большинства исследователей, экзаменационный стресс представляет собой серьезную угрозу здоровью студентов и школьников, причем особую актуальность проблеме придает массовый характер данного явления, ежегодно охватывающего сотни тысяч учащихся в масштабах нашей страны. (Щербатых Ю.В.,2006)
ГЛАВА 1. СТРЕСС И ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ
Определений здоровья к настоящему времени существует достаточно много. Наиболее часто применяется определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), согласно которому здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. В настоящее время принято выделять основные составляющие здоровья (В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт,2006):
1. Физическая – уровень развития функциональных возможностей органов и систем организма. Основа физического здоровья – это морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие физическую работоспособность и адаптацию организма к воздействию различных факторов.
2. Психологическая – состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.
3. Поведенческая – это внешние проявления человека. Обычно выражается в умении предвидеть действия других участников окружающего социума и общении с ними.
Общеизвестно, что специфика обучения в вузе предъявляет высокие требования к студентам: каждый молодой человек должен обладать не только высокой теоретической подготовленностью, но и обладать оптимальной морально-психологической подготовкой к преодолению тех трудностей, с которыми обычно сталкиваются в годы обучения. Однако динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и их увеличением во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием для студентов. Также к такого рода испытаниям можно отнести целый ряд обстоятельств студенческой жизни, которые можно назвать неприспособленностью студентов к обучению в вузе.
Многие ученые отмечают, что студенты, сталкиваясь с новыми методами обучения в вузе, которые значительно отличаются от школьных, и требуют большей самостоятельной работы в овладении учебным материалом, не всегда справляются с такой нагрузкой. При этом у них появляется необходимость планировать свое учебное и свободное время, самостоятельно рассчитывать бюджет и т.п. Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны, они должны сразу включаться в напряженную работу, требующую применения всех сил и способностей, с другой – само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Неспособность студентов к преодолению трудностей новой системы обучения, проблемы с материальным положением зачастую сопровождаются нервным напряжением, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д. При этом необходимо учитывать, что научно технический прогресс (переход от ручного труда к автоматизированному, применение компьютерных технологий в быту и учебе и т.п.) приводит к значительному снижению двигательной активности, что также ведет к высокой утомляемости, возникновению ряда хронических неинфекционных заболеваний.
На сегодняшний день существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс – спутник студенческой жизни.
Разные исследователи термином «эмоциональный стресс» обозначают различные состояния организма и личности: от состояний, находящихся в пределах физиологических и психологических границ психоэмоционального напряжения, до состояния на грани патологии, психической дезадаптации и развивающихся как следствие длительного и повторного эмоционального напряжения. (Бодров В.А.,2008)
Стресс – состояние психофизиологического напряжения. Он является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Радость и печаль, мороз или жара вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Однако мы не должны путать понятия «стресс», «нервная перегрузка» и «эмоциональное возбуждение». Также принято выделять понятие вредоносного (неприятного стресса) – «дистресс». Относительно студенческой среды нужно отметить, что он проявляется в повседневной жизни, этому способствует ежедневное напряжение из-за нехватки времени и усилий в попытке справиться с рабочими и домашними проблемами.
Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (усвоении, анализе и синтезе знаний), что препятствует их академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается, что приводит к повышению уровня заболеваемости в данной возрастной категории. Наиболее часто стресс отражается на сердечно-сосудистой системе. Это проявляется в учащении пульса, т.е. создается неблагоприятный режим для работы сердца. Под воздействием стрессовых ситуаций нарушается деятельность иммунной системы, что приводит к увеличению роста как хронических, так и инфекционных заболеваний. А существующие, привычные нам, методы борьбы со стрессом (курение, алкоголь, «заедание переживаний») плюс недостаток двигательной активности только усугубляют существующую ситуацию.
1.1. Реакции человека на стресс
Существует разделение реакций человека на стресс:
1. Реакция стресса.
Характеризуется воздействием неблагоприятного фактора, его влияния на создание стрессовой ситуации. У человека происходит адаптация к этим условиям и она может быть как сознательной, так бессознательной. Адаптация может дать как положительный, так и отрицательный эффект, который вызывает психические или физические отклонения.
2. Пассивность.
Когда адаптационный резерв человека недостаточен и организм с трудом противостоит стрессовой ситуации, возникает пассивность. Она может проявляться в виде депрессии, беспомощности, апатии. Но эта стрессовая реакция, как правило, переходящая.
Две другие реакции подчинены
воле человека и обладают свойством активности.
3. Активная защита от стресса.
Столкнувшись со стрессовым воздействием на свой организм, человек меняет окружающую обстановку, находит позитивные моменты, которые удовлетворяют его душевные потребности и способствуют улучшению физического состояния. Это, к примеру, появление нового вида деятельности: комплекс физических упражнений, рисование, пение, работа в саду.
Аутогенная тренировка является одним из вариантов самовнушения. С её помощью человек может оказывать существенное влияние на психические и вегетативные процессы в организме, в том числе на не поддающиеся произвольной сознательной регуляции. (Щербатых Ю.В., 2006)
4. Активная релаксация.
Расслабляет организм, повышает
возможность наиболее выгодно адаптироваться
к новым условиям. Положительно влияет
на физическое и психическое состояние.
Наиболее эффективна.
Учитывая это, ученые рекомендуют не избегать
стресса, а научиться его использовать.
Умение расслабляться, контролировать
себя и справляться со стрессом соответствующими
методами послужит залогом здоровья на
долгие годы, т.е. мы должны помочь организму
адаптироваться к новым (непривычным)
условиям. Адаптацию можно определить
как процесс приспособления организма
к меняющимся условиям среды. Адаптационные
возможности человека являются мерой
его способности сохранить оптимум жизнедеятельности
даже в неадекватных условиях среды. Такой
подход нашел развитие в так называемой
«адаптационной модели здоровой личности».
1.2. Повышение стрессоустойчивости
Уникальность человека состоит в том, что в отличие от других живых организмов он приспосабливается к изменяющимся условиям жизни на основе культурных механизмов. Другими словами, если механизм влияния стресса как положительного, так и отрицательного на весь организм одинаков, то нужно просто искусственно создавать себе условия для включения механизма положительного стресса, т.е. повысить стрессоустойчивость организма. Эффективность и целесообразность использования того или иного воздействия следует определять для каждого человека индивидуально.
Для коррекции стресса необходимо помимо специфических мер психологического воздействия использовать и общеукрепляющие методы. Например, профилактика нарушений сердечно-сосудистой системы, вызванных экзаменационным стрессом, должна быть комплексной, включающей в себя уменьшение гиподинамии, мероприятия по оптимизации режима дня, чередование напряжения нервной системы с отдыхом, систематическое пребывание на свежем воздухе и правильное питание. (Щербатых Ю.В., 2006)
Важно отметить, что к стрессовым реакциям также относят и физические нагрузки, т.е. самый доступный способ повышения адаптационных возможностей – это двигательная активность. Двигательная активность управляет жизнью организма, его ростом и развитием. Оптимальная двигательная активность вызывает физиологический стресс и называется физиологической нагрузкой. Исследователями установлено, что у студентов расход энергии равен 2550-2800 ккал/сутки, при этом, для полноценной жизнедеятельности организма представителей данной группы необходимые затраты должны составлять 3000-3800 ккал/сутки. Такой дефицит по затратам энергии может быть ликвидирован только одним способом – повышением двигательной активности.
Среди мероприятий, направленных на преодоление
и профилактику психоэмоционального и
функционального перенапряжения, на повышение
умственной работоспособности студентов,
на первом месте должен стоять рациональный
режим двигательной активности. Систематическое
вовлечение мышечной системы в двигательную
активность оказывает огромное влияние
на весь организм, стимулирует интеллектуальную
деятельность человека, повышает продуктивность
умственного труда и благотворно влияет
на психическую и эмоциональную деятельность
человека. Для этого нужно целенаправленно
использовать доступные каждому студенту
формы физической культуры (утренняя гимнастика,
прогулки, бег «трусцой»).
Также
можно использовать следующие рекомендации:
• своевременное выполнение учебных заданий
на протяжении всего семестра, без «героического
прессинга» в период зачетов и экзаменов;
Информация о работе Управление предэкзаменационным состоянием студентов