Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:05, доклад
Утренняя гимнастика – система специально подобранных упражнений, направленных на укрепление крупных групп мышц и оздоровление организма.
Утренняя гимнастика создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся: сильно возбужденных детей успокаивают действия в заданном темпе, а малокровные дети втягиваются в определенный ритм работы. Поэтому после утренней гимнастики дошкольники более уравновешены, лица их довольны и радостны.
Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки.
Понятие утренняя гимнастика и её содержание.
Структура утренней гимнастики.
Общие требования к проведению утренней гимнастики.
Задачи утренней гимнастики.
Комплекс утренней гимнастики.
Утренняя гимнастика в разных возрастных группах.
Формирование в детях самостоятельности при выполнении утренней гимнастики.
Построившись, дети приступают к выполнению упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук (типа потягивая и дыхательных), ног, спины, живота и всего туловища. ОРУ подбирают из числа рекомендованных для занятий, носят имитационный характер и проводится в игровой форме. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз. Заканчивают утреннюю гимнастику спокойной ходьбой на месте или с продвижением вперед, чтобы снизить общее возбуждение организма. Каждые 2 недели новый комплекс упражнений. Как только дети освоят упражнение, вводится хороший энергичный темп. Целесообразно время от времени (через 2-3 месяца) возвращаться к повторению комплекса или брать их за основу для составления комплекса из упражнений с предметами.
Показ упражнения воспитатель
сопровождает пояснениями, обращает внимание
детей на главное звено и направление
движения (вытянули руки вперед – показали
ладошки). Следит, чтобы ребенок по
возможности занимал
Игровая форма гимнастики
вызывает у детей желание
Ребёнок стоит в исходном положении ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Выпрямленные руки поднимает в стороны – вверх и делает вдох и на выдох опускает вниз. Повторить 3 – 4 раза.
Ребёнок стоит в прежнем исходном положении. На выдох сводит руки и обхватывает себя и на вдох возвращает руки в исходное положение. Повторить 4 – 5 раз.
Ребёнок стоит в прежнем исходном положении, руки на поясе. На вдох руки вверх и встаёт на носки, потягивается, на выдох в исходное положение. Повторить 3 – 5 раз.
Ребёнок стоит в прежнем исходном положении, руки в стороны. При спокойном дыхании без задержки делает наклоны в одну и другую сторону. Повторить 6 – 8 – 10 раз в каждую сторону. · Ребёнок стоит в прежнем исходном положении, руки на поясе. На выдох делает наклон вперёд, на вдох в исходное положение. Повторить 3 – 4 раза. · Ребёнок стоит в прежнем исходном положении, руки опущены вниз. Плавно приседает и встает, опираясь руками о колени. Повторить 2 – 3 – 4 раза.
Ребёнок бегает по комнате короткими шажками – 10 – 20 сек. · Ребёнок ходит по комнате, широко размахивая руками, около 1 минуты, после чего спокойная ходьба с опущенными вниз руками. Утренняя гимнастика для детей 3 лет · Ребёнок стоит в исходном положении ноги на ширине плеч, руки внизу. На выдохе приседает, руки на коленях, встаёт на вдохе поднимая руки верх и вставая на носки. Повторить 4 – 6 раз.
Ребёнок стоит в прежнем исходном положении, но руки разведены в стороны. Делает мах руками вверх поднимаясь на носки и мах руками опускаясь на всю стопу. Повторить 10 – 12 раз.
Ребёнок стоит в прежнем исходном положении, руки внизу. Наклоняется, вперёд разводя руки в стороны, и выпрямляется. Повторить 4 – 5 раз.
Ребёнок стоит в прежнем исходном положении, руки внизу. На вдохе отводит правую прямую руку назад-вверх, на выдохе делает движение, имитируя бросок мячика или снежка вперёд, возвращается в исходное положение. Повторить 4 – 6 раз каждой рукой.
Ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, правой рукой держится за спинку стула. Выполняет мах правой ногой, не сгибая колено, затем другой ногой. Повторить 3 – 5 раз каждой ногой.
Ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Делает глубокий наклон влево, правая рука вверх и в другую сторону. Повторить 3 – 5 раз в каждую сторону.
Ребёнок делает прыжки по комнате сначала на двух ногах, затем на одной и другой ноге. Всё упражнение 30 – 50 сек. · Ребёнок спокойно ходит по комнате, выполняя хлопки руками впереди, вверху и сзади.
Утренняя гимнастика для детей 4 – 5 лет:
Многие дети в этом возрасте отличаются подвижностью и охотно делают утреннюю гимнастику вместе со своими родителями. Такие занятия хорошо проводить под любую подходящую детскую музыку. Как правило, дети с огромным удовольствием выполняют физические упражнения под музыкальное сопровождение. Старайтесь чтобы физические упражнения затрагивали все мышцы тела: упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса, упражнения для мышц туловища и живота, упражнения для мышц ног.
Утренняя гимнастика должна включать упражнения силового характера и упражнения на расслабление, а также очень желательны дыхательные упражнения.
Утренняя зарядка для детей 4 лет:
Ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. На вдох поднимает руки вверх-в стороны, встаёт на носки, потягивается и на выдох в исходное положение. Повторить 4 – 6 раз.
Ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. На выдохе спокойно приседает, опуская руки перед коленями на пол, и на вдохе возвращается в исходное положение. Повторить 4 – 5 – 6 раз.
Ребёнок на спокойном дыхании выполняет наклоны в различные стороны: вперёд, назад (с осторожностью), в стороны. Повторить 2 – 3 – 4 раза в каждую сторону.
Ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, руки внизу. На выдохе делает поворот в сторону и хлопок руками над головой, на выдохе в исходное положение и в другую сторону. Повторить 4 – 5 раз в каждую сторону.
Ребёнок выполняет маховые движения ногами, при необходимости держась за спинку стула.
Ребёнок выполняет прыжки обеими ногами сначала на месте, затем прыжки вперёд – назад. Дыхание спокойное, упражнение длительностью 20 – 30 сек.
Заканчиваем зарядку спокойной ходьбой по комнате в течение 1 – 3 минут. Утренняя гимнастика для детей 5 – 6 лет
Ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, руки внизу. На вдох поднимает руки вверх, потягивается и на выдох в исходное положение. Повторить 4 – 6 раз.
Ребёнок стоит ноги на ширине плеч, руки на поясе и на спокойном дыхании выполняет наклоны в различные стороны: вперёд, назад (с осторожностью), в стороны. Повторить 2 – 3 – 4 раза в каждую сторону.
Ребёнок стоит ноги на ширине плеч, руки на поясе. На вдохе поднимает правую прямую ногу вперёд вверх и на выдохе в исходное положение и затем другой ногой. Повторить 4 – 5 – 6 раз каждой ногой.
Ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, руки внизу. На вдохе делает шаг правой ногой вперёд, руки в стороны и на выдохе в исходное положение, затем другой ногой. Повторить 4 раза каждой ногой.
Ребёнок делает разнообразные прыжки: на месте обеими ногами, обеими ногами назад – вперёд, обеими ногами в стороны и на одной ноге. Всего выполнить около 20 – 30 прыжков.
Спокойная ходьба по комнате в течение 1 – 3 минут.
Утренняя гимнастика для детей 5-6 лет:
В старшей группе утренняя гимнастика становится привычной. При подготовке к ней дети, оказывают большую помощь воспитателю: готовят необходимый инвентарь. Педагог следит за тем, чтобы дети быстро переодевались, не задерживали друг друга разговорами. Утренняя гимнастика со старшими дошкольниками проводится в физкультурном и музыкальном залах 8-10 минут.
Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными, проводится в разных построениях. Утренняя гимнастика содержит 5-6 ОРУ, в разных исходных положениях, с предметами и без.
В старшей группе важной задачей является воспитание у детей ответственного отношения к утренней гимнастике.
Педагог добивается точности положения тела, четкого соблюдения направлений движений, умения выполнять упражнения в соответствии со счетом или с темпом музыкального сопровождения. Качество выполнения ОРУ достаточно высоко. Пояснение упражнения сочетается с наглядностью лишь в первые дни освоения комплекса. При чем к показу воспитатель широко привлекает детей, хорошо владеющими данными движениями. Дети старшего дошкольного возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах. Они успешно проделывают их и без сопровождающего образца воспитателя. Это дает педагогу возможность ходить между рядами, оказывать индивидуальную помощь.
На протяжении всей утренней гимнастики педагог неоднократно привлекает детей к их выправке, осанке, напоминает о дыхании. Ежедневное участие детей помогает воспитывать у них привычку к систематическому выполнению.
Утренняя гимнастика для детей 6-7 лет:
Продолжительность утренней гимнастики в подготовительной группе 10-12 минут. Комплексы существенно не отличаются от комплексов старшей группы. Количество повторений ОРУ 6-8 раз. Широко применяются упражнения с разнообразным инвентарем, оборудованием. Каждый комплекс повторяется в течение 2 недель.
Детей приучают проявлять высокую самостоятельность в выполнении упражнений. От ребенка 7 года следует требовать хорошего качества движений, он должен занимать четкие исходные и промежуточные положения, сохранять заданные позы, совершать движения с определенным напряжением. Все это благоприятно для укрепления разных мышечных групп, формирования осанки.
Формирование в детях самостоятельности при выполнении утренней гимнастики:
Радость от мышечных ощущений,
удовольствие от утренней гимнастики
создают условия для подготовки
дошкольников к самостоятельному выполнению
зарядки. Решить задачу воспитания у
детей потребности в
Основу утренней гимнастики составляет комплекс общеразвивающих упражнений, включающий 6--8 упражнений и предусматривающий повторение каждого из них по 6--8 раз. Эффективность воздействия их достигается не столько за счет числа упражнений и количества повторений, сколько за счет качества выполнения. Четкое действие в заданном направлении, с определенной амплитудой, необходимым напряжением и расслаблением различных мышечных групп, соблюдение ритма и темпа не только обеспечивают увеличение работоспособности детского организма, но и способствуют развитию координации у детей, оказывают влияние на формирование правильной осанки и физическое развитие ребенка в целом. Поэтому в работе по формированию у старших дошкольников самостоятельности в выполнении утренней гимнастики прежде всего необходимо обеспечить правильное выполнение общеразвивающих упражнений на основе самоконтроля, без надзора взрослых.
Для решений этой задачи
можно использовать схематическое
изображение упражнений на карточках.
Работу с карточками следует проводить
в виде игр, используя индивидуальную
и групповые формы в
В начале работы целесообразно
провести с детьми игру: «Я покажу, а
вы найдите это упражнение на рисунке»,
а затем, используя рисунки с
изображением действия одной части
тела, перейти к игре «Найди отгадку».
Сначала педагог показывает точное
выполнение двигательного действия,
а затем преднамеренно
В дальнейшем можно использовать
задание «Покажи, какое упражнение
здесь нарисовано». На основе этой работы
складывается предпосылка к организации
игр, предусматривающих
Контроль за точностью передачи направления и амплитуды двигательного действия составляет сущность игры «Так, не так?», в которой один ребенок загадывает упражнение и оценивает выполнение, учитывая правильность передачи не только структуры, но направления движения, а другой ребенок старается достигнуть точности в своих действиях. В этой игре может участвовать и воспитатель, допуская сознательно ошибку, иногда грубую, а иногда еле заметную, что развивает у детей наблюдательность, обостряет восприятие простых и сложных направлений, развивает умение видеть ошибки у других людей, а затем и у себя.
В схематическом изображении общеразвивающих упражнений ребенок первоначально воспринимает положение рук. Положение ног и туловища воспринимается тогда, когда оно необычное. Для привлечения внимания дошкольников к положению всех частей тела можно подбирать карточки, на которых изображено одно и то же движение, но разное исходное положение.
Например, применяются карточки, на которых поднимание рук в стороны изображается из исходного положения: ноги сомкнуты, ноги скрестно или пятки вместе, носки врозь, из положения сидя и т.д., или выполнение приседания осуществляется с разным положением рук. Подобный показ приводит к пониманию, что одно и то же упражнение может быть выполнено из разных исходных положений, причем из одних - действовать легче, а из других -- труднее. В последующем и на физкультурных занятиях, и на утренней гимнастике можно широко включать движения с частичной регламентацией, например: «Выполняем наклон вперед, не сгибая колен. Приготовились, чтобы было делать потруднее» или «Следующее упражнение - приседание, положение рук придумайте сами».
Можно использовать и прием,
когда педагог, выполняя упражнение
на глазах у детей, производит смену
положения другой части тела, а
дети находят соответствующую
Информация о работе Утренняя гимнастика в дошкольном образовательном учреждении