Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:59, реферат
...В настоящее время выдвинута важная задача - разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы - воспитание всесторонне и гармонически развитого человека - является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребенка....
Введение. (стр.3)
Учет половых особенностей детей в процессе занятий физическими упражнениями. (стр.4-6)
Учет возрастных особенностей человека в процессе занятий физическими упражнениями. (стр. 6-8)
Выводы. (стр.9)
Список литературы (стр.10)
Государственное
Автономное Образовательное Учреждение
Среднего Профессионального Образования
«Обнинский Колледж Технологий и Услуг»
РЕФЕРАТ
По физкультуре
На тему «Учет
половых и возрастных особенностей
при занятии физкультурой и спортом»
Выполнила ученица группы М-34
Ефимцева
Ольга Александровна
2012
Содержание:
В настоящее время выдвинута важная задача - разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы - воспитание всесторонне и гармонически развитого человека - является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребенка. Также, успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста.
Физическое воспитание
строится с учетом возрастных, половых
и индивидуальных особенностей детей
и подростков. Различные упражнения,
направленные на развитие и совершенствование
ходьбы, бега, лазания уже широко
представлены в режиме детей дошкольного
возраста. В общей системе социальных
факторов целенаправленного формирования
личности использование физической культуры,
как и культуры в целом, подчинено, прежде
всего, воспитательным целям. Оценивая
возможности, предоставляемые физической
культурой, в этом отношении, надо как
подчеркивалось, учитывать, что конкретный
эффект, достигаемый посредством использования
её в собственно воспитательных целях,
зависит не только и не столько от её специфических
свойств, сколько от социальной направленности
всей системы воспитания.
• Подбор упражнений (зависит от способа организации занятий)
- Раздельное проведение
- Совместное проведение (в 1 части занятия могут быть использованы разные виды ходьбы и бега, во 2 части (обязательно использование графического изображения) - деление на подгруппы по половому признаку с целью выполнения разных общеразвивающих упражнений, основных видов движений, различной дозировки выполнения, исходных положений, разные условия преодоления препятствий на полосе, в 3 части может быть использование одной игры, но дети выполняют разные движения)
• Нормирование физической нагрузки
• Методика обучения сложным двигательным действиям (количество повторений, выбор подводящих и подготавливающих движений, использование вспомогательного оборудования
• Педагогическое руководство двигательной деятельностью (предполагает организацию режима большой двигательной активности для мальчиков и средней для девочек)
• Система поощрений и наказаний (для мальчиков это объективная оценка качества выполнения конкретного задания, вида деятельности, для девочек же субъективное отношение взрослого, похвала за старание в целом, сопереживание неудаче)
• Требования к качеству выполнения заданий (у мальчиков четкость, ритмичность, затрата дополнительных усилий, у девочек пластичность, выразительность, грациозность)
• Расстановка и уборка снарядов (мальчики группой тяжелое оборудование – скамейки, маты, девочки мелкий и легкий инвентарь)
• Двигательные предпочтения (не подавлять стремление заниматься определенным видом двигательной деятельности. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-либо двигательной деятельности)
А так же идет углубление понимания половой принадлежности «Я - девочка», «Я - мальчик», развитие представлений детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщины и мужчины. Эта позиция проявляется в выборе вида двигательной деятельности, соответствующей полу ребенка.
На
таких занятиях используем
следующие методические
приемы для учета
половых особенностей
дошкольников:
1. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (например, мальчики работают на рукоходе, а девочки – с лентами).
2. Различия в дозировке (например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз).
3. Различия по времени (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).
4. Различия в подборе оборудования (например, девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).
5. Различия в обучении сложным двигательным движениям (существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими (например, метание на дальность легче дается мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам)).
6. Распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, а девочки – пчелки).
7. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению одних и тех же движений: от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности).
8. Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – тяжелое оборудование).
9. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление».).
10. Чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений.
11. В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.
12.
Акцентирование внимания
детей на мужские
и женские виды
спорта.
Особенности физического
развития школьников в связи с
возрастом и под влиянием систематических
занятий физическими
В результате
исследований врачей, физиологов
и педагогов накоплено большое
количество данных, характеризующих
возрастные особенности
При подборе
упражнений строго учитывают возрастные
особенности детей, учитывается
также и индивидуальная подготовленность
детей. В тех случаях, когда с
детьми не проводились систематически
специальные занятия и они не умеют
выполнять простые задания, с ними проводят
упражнения и подвижные игры, предназначенные
для детей более младшего возраста. В старших
группах детского сада может проводиться
обучение подготовленных детей плаванию,
ходьбе на лыжах, катанию на коньках, езде
на велосипеде. При проведении физических
упражнений с детьми младшего школьного
возраста (7-12 лет) учитываются необходимость
смены упражнений, исключения однообразных
движений, очень ограниченное использование
силовых напряжений, неблагоприятно влияющих
на сердечно-сосудистую систему и дыхание.
Сроки начала тренировочных
занятий детей и подростков по
разным видам спорта различны. В школьно-подростковом
возрасте (12-15 лет) ограничивают применение
упражнений, которые способствуют развитию
мышечной силы и могут задерживать рост
костей в длину. В этот возрастной период,
не исключая необходимости дальнейшей
всесторонней физической подготовки,
можно начинать занятия по таким специальным
видам спорта, как велосипед, тяжелая атлетика,
бокс, стрельба стендовая.
Возраст, с которого дети и подростки могут заниматься в спортивных секциях
Виды спорта | Возраст детей, в годах |
Фигурное
катание
Плавание Художественная гимнастика Спортивная гимнастика – девочки Настольный теннис Спортивная гимнастика – мальчики Акробатика Акробатика Прыжки в воду Лыжный спорт: гонки двоеборье прыжки слалом Волейбол Баскетбол Конькобежный спорт Борьба Футбол Хоккей Ручной мяч Водное поло Гребля академическая Бадминтон Легкая атлетика Санный спот Конный спорт Стрельба стендовая Фехтование Велоспорт Бокс Штанга |
7
7 7 7 7 8 8 8 8 9 9 9 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 11 11 11 12 12 12-15 12-15 12-15 |
Половая принадлежность
является одной из фундаментальных
характеристик личности. Современные
требования индивидуального подхода
к формированию личности не могут
быть выполнены без учета специфики
пола ребенка. В условиях недифференцированного
подхода к воспитанию мальчиков
и девочек размываются границы
между женскими и мужскими социальными
ролями, полоролевая социализация осуществляется
стихийно, без должного педагогического
внимания. Все менее отчетливо проявляются
черты традиционных свойств личности
у детей разного пола: мужественности
у мальчиков и женственности у девочек.
Уровень сформированности полоролевого
поведения дошкольников во многом зависит
от уровня профессиональной подготовленности
педагогов дошкольных учреждений в области
воспитания детей разного пола. А особенности
физического развития школьников в связи
с возрастом и под влиянием систематических
занятий физическими упражнениями имеют
немаловажное значение для правильного
решения многих вопросов. Специальное
воздействие физических упражнений на
организм человека с целью развития определенных
качеств должно быть согласовано с естественным
ходом возрастного развития организма.
Чаще всего воздействие с целью активного
влияния на развитие тех или иных качеств
должно совпадать с периодом, когда в организме
развиваются те его стороны, от которых
зависит данное качество.
1. Аллик Т. А. О роли аэробных и анаэробных процессов в энер-гетическом обеспечении интенсивной мышечной работы. Материалы сектора физиологии спорта.- М., 1966.—234 c.
2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275с.
3. Виксне З.А. Возрастная физиология: Учебное пособие. – Рига: Латв.ГИФК, 1989. – 83с.
4. Возрастная физиология. Руководство по физиологии (под ред. В.Н. Никитина). – Л.: Наука, 1975. – 692с.
5. Воробьева Е.А., Губарь Л.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология. – М.: Медицина, 1981. – 416с., ил.
6. Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костилл. Физиология спорта и двигательной активности. – К.: Олимпийская литература, 1997. – 502 с.
Информация о работе Учет половых и возрастных особенностей при занятии физкультурой и спортом