Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 22:37, творческая работа
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.
Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.
1. Введение
2. Учет возрастных особенностей при занятиях физкультурой и спортом
2.1 Физическое воспитание детей грудного возраста
2.2 Физическое воспитание детей преддошкольного периода
2.3 Физическая культура младшего школьного возраста
2.4 Физическая культура старшего школьного возраста
2.5 Физическая культура в зрелом возрасте
2.6 Физическая культура в пенсионном возрасте
3. Учет половых особенностей при занятиях физкультурой и спортом
Физическая культура детей
младшего школьного возраста —
наиболее ответственный и
благоприятный период в
формировании двигательных
способностей ребенка. В этом
возрасте закладываются
Основы культуры движений,
успешно осваиваются новые,
ранее не известные упражнения
и действия, физкультурные
знания.
Активность младшего школьника в виде
организованных занятий в рамках школьных уроков
физкультуры, физкультпауз и т. д. должна дополняться
внешкольными формами занятий: ежедневной
утренней физзарядкой и двумя-тремя тренировочными
занятиями в неделю.
Младший школьный возраст — благоприятный период
для начала занятий спортом. С учетом особенностей
организма детей и подростков, на основе научных
данных о возрастных особенностях развития
двигательных качеств.
Наиболее существенным
моментом в физическом
воспитании ребенка этого периода
жизни является формирование
личностного отношения к
физической тренировке,
воспитание активной позиции в
отношении к своему здоровью,
крепости тела и закалке. Родителям
необходимо помнить, что основные
социальные психологические и
биологические компоненты
Физической активности взрослого
человека формируются именно в
этот, ключевой для развития
моторики, период жизни
ребенка.
Физическая культура
детей старшего
школьного возраста
Этот возраст принято подразделять на средний
школьный возраст (от 12 до 14 лет) и старший
школьный возраст — от 15 до 17 лет.
Средний школьный возраст.
Анатомо-физиологические
характеризуются завершением созревания организма
продолжающимся нарастанием массы тела,
оформлением мотор ной индивидуальности. Для этого
возраста примечательно ухудшение двигательной
координации при интенсивном развитии скоростных и
скоростно-силовых качеств.
Продолжается процесс окостенения скелета,
причем происходит оно неравномерно в раз
личных частях. Сила мышц увеличивается в
меньшей степени чем масса тела, что при
неблагоприятных условиях может при вести к
нарушению осанки или деформации
позвоночника. В тоже время чрезмерные
мышечные нагрузки способны ускорит! Процесс
окостенения и замедлить рост трубчатых
костей в длину
Средства и методы физического воспитания.
Основной задачей физического
воспитания является
формирование интереса к
систематической спортивной и
оздоровительной тренировке. При
этом главное внимание следует
уделять развитию скоростных
качеств (в начале и середине
подросткового периода) и
скоростно-силовых качеств — в
конце этого периода,
формированию спортивного,
бойцовского характера подростка.
При нормальном физическом
развитии подростков, с одной
стороны, увеличиваются функциональные
резервы кислородтранспортной
Вместе с тем основным
элементом физической подготовки
подростков являются
соревновательные нагрузки,
участие в различных состязаниях.
Следует использовать любую
возможность и потребность детей
среднего возраста в состязаниях,
создавать условия помериться
силами со своими сверстниками.
Соревнования должны быть
разнообразными с тем, чтобы
предоставить ребенку как можно
больше шансов на успех.
Старший школьный возраст. Анатомо-физиологические
особенности.
Этот возраст характеризуется достижением самых высоких
темпов развития физического потенциала в целом, это период
полового созревания. Растет мышечная сила, развивается
качество выносливости, развитие двигательной координации, в
основном, заканчивается. Формируется осанка. При правильной
осанке оси головы и туловища расположены по одной вертикали,
перпендикулярной к площади опоры; тазобедренные и коленные
суставы разогнуты, выражены шейный, грудной и поясничный
изгибы позвоночника; надплечья умеренно развернуты и слегка
опущены, лопатки симметричны и не выделяются. Происходят
изменения в сердечно-
свой объем на 60—70 %.
Повышается прочность скелета, в том числе позвоночника и
грудной кости. Завершается развитие ЦНС. В то же время процесс
возбуждения в этом
возрасте преобладает над
торможения. Происходят изменения в психической сфере,
характерны стремления к неординарным поступкам, жажда
состязания, тяга к творчеству. Складываются основные черты
личности, заканчивается формирование характера. Более
объективной становится самооценка, мотивы поступков
приобретают выраженные социальные черты. Круг и характер
интересов и потребностей
молодого человека этого
стабилизируются, выявляются и закрепляются индивидуальные
особенности и черты личности. Характерен интенсивный рост
силовых показателей, выносливости и совершенствование
координационных способностей. Процесс взросления и
возмужания сопровождается
изменением структуры
установок и мотиваций, что требует особого внимания к
формированию новых стимулов
физического
Средства и методы физического воспитания.
Физкультурное воспитание в этом возрасте
должно быть направлено на закрепление
мотиваций к повседневному и
систематическому физическому
совершенствованию, на формирование
гражданской зрелости по отношению к
собственному здоровью и физической
подготовленности, освоение навыков здорового
образа жизни.
Основные направления развития физического потенциала человека в этот период — повышение уровня выносливости и силы и достижение высокого уровня координации движений в физических упражнениях, в том числе и спортивных, а для юношей — ив военно-прикладных.
Кроме организованных учебных
занятий в школе необходимо
заниматься самостоятельно 2
3 раза в неделю по 1,5—2 часа.
Обязательной является
ежедневная зарядка.
Важное место в физкультурном
воспитании должно занять
формирование знания о
физической культуре и спорте
— того, что можно назвать
Интеллектуальным
компонентом физической
культуры личности.
Знание основ теории
физической тренировки,
законов биомеханики движений,
способов развития и
Совершенствования
физического потенциала,
медико-биологических основ
тренировки и закаливания, а
также других сведений,
необходимых для
сознательного и предметного
управления своей физической
активностью.
Физическая культура в зрелом возрасте
Анатомо-физиологические особенности.
В период развития организма от рождения до взрослого
состояния возможности функциональных систем
увеличиваются и достигают пиковых значений в 20—25
лет. Период с 25 до 35 лет характеризуется наиболее
стабильным состоянием возможностей различных
функций организма. Но после 35 лет происходит
неуклонное снижение
65 годам такие
работоспособность, максимальные возможности
кровообращения и дыхания уменьшаются до 70 и даже
до 50 % тех значений, которые были у того же человека
в 25—35 лет, даже если он оставался все время
здоровым.
Существует неоспоримая связь между темпом
старения, продолжительностью жизни и
интенсивностью обменных процессов. Доказана
основополагающая роль занятий физическими
упражнениями и связанной с ними интенсификации
энергетического метаболизма в средней
продолжительности жизни организма. Уровень
жизнедеятельности организма в ходе возрастного
развития, продолжительность жизни зависят от двух
противоположных явлений: с одной стороны —
угасание, нарушений обмена и функций, с другой —
включения адаптационных механизмов,
Закрепленных в эволюции (адаптационная
регуляторная теория старения).
В настоящее время большинство
специалистов считают, что
адекватная функциональная
нагрузка для органов и систем
стареющего организма путем
занятий физической культурой,
спортом, туризмом не только
препятствует процессам
преждевременной старости, но и
приводит к структурном
совершенствованию тканей и
органов.
Физическая активность —
важнейшая предпосылка
сохранения функциональной
способности стареющего
организма.
Вместе с тем лицам этого возраста
необходимо при занятиях
физическими упражнениями
учитывать возрастные изменения
(снижение функциональных
возможностей резервов функций,
понижение реактивности,
эластичности и прочности опорно-
двигательного аппарата,
ослабление восстановительных
процессов и пр.). На этом этапе
онтогенеза следует исключить из
программы занятий упражнения
скоростного и скоростно-
характера. В это же время в
содержание занятий следует
вводить упражнения аэробного
характера: лыжные гонки,
плавание, бег, езда на
велосипеде,ходьба и т. д.
Людям второго периода зрелого
возраста необходимо
формировать мотивации
постоянных и систематических
занятий физическими
упражнениями, занятий
различными видами спорта,
обязательно закаливания,
восстановительных и
Психорегулирующих
мероприятий. При этом
интенсивность тренировочных
нагрузок должна быть
невысокой.
Занятия рекомендуется
проводить 3 раза в
неделю продолжительностью
для лиц первого периода 2
часа, второго — 1,5 часа с
дополнительным
занятием оздоровительного
или рекреационного характера.
Зарядка выполняется
ежедневно.
В здоровый образ жизни
следует включать
выполнение приемов
Восстановления
умственной и физической
работоспособности:
аутогенной тренировки,
водных процедур, сауны,
массажа, самомассажа и
тому подобное.
Физическая активность человека в пенсионном возрасте
Важной задачей физической активности
пожилого человека является постепенная
подготовка организма к предстоящим после
75—80 лет жизни инволюционным
преобразованиям. Предотвращение
преждевременного старения — сохранение
привычки к систематической физической
активности.
Основные правила, которые
необходимо выполнять при занятиях
3. После каждой
группы из 3—4 упражнений
4. Для выполнения
упражнений следует выбирать
наиболее удобное исходное
5. Во избежание
перегрузки необходимо
Некоторые методические советы для
организации физической активности людей
пенсионного возраста (В.К. Бальсевич, 2000).
Начинающим заниматься физическими
упражнениями и лицам недостаточно
физически здоровым следует освоить
начальную программу, состоящую из трех