Состав сборной команды, включая запасных
участников, утверждаются Исполкомом
Федерации фигурного катания на коньках
России.
Полностью состав Олимпийской сборной
по фигурному катанию выглядел следующим
образом: мужское одиночное катание - Евгений Плющенко. Спортивные
пары - Вера Базарова/Юрий Ларионов, Татьяна
Волосожар/Максим Траньков, Ксения Столбова/Федор
Климов. Женское одиночное катание - Юлия
Липницкая, Аделина Сотникова. Танцы на
льду - Екатерина Боброва/Дмитрий
Соловьев, Елена Ильиных/Никита Кацалапов,
Виктория Синицина/Руслан Жиганшин. Запасные
спортсмены - Максим Ковтун, Сергей
Воронов.
- Проблемы, с которыми
сталкиваются спортсмены при желании попасть
в Олимпийскую сборную.
Фактически, юным фигуристам приходится
отказаться от детства, если они загораются
целью попасть в Олимпийскую сборную.
С истинным удовольствием ребёнок катается
только до тех пор, пока первый тренер
не заметит в нём искру таланта, способную
разгореться до температуры чемпионов.
После этого спортивная часть жизни подающих
олимпийские надежды фигуристов будет
проходить под постоянным стрессом, который
подпитывается из нескольких источников.
Во-первых, первый источник стресса накапливается
в самом ребенке и складывается из чрезвычайно
плотного расписания (ранние и поздние
тренировки, школа, домашнее задание, общая
физическая подготовка, подогреваемое
стремление стать первой или первым, попасть
в сборную, оправдать в ней доверие своей
школы, своей федерации, своей страны и
т.д.) и постоянного отсутствия времени
на радости детства и подросткового возраста.
Во-вторых, родители, часть которых ради
призрачной карьеры ребенка жертвует
собственной, так же являются источником
стресса. Нередко теряя при этом работу
по специальности, хорошие жилищные условия
в родном городе и, порой, жертвуя даже
семьей. Известно много случаев, когда
матери с высшим образованием переезжают
с детьми к другому тренеру в другой город
или другую страну, где вынуждены ютиться
в тесноте и трудиться на двух-трёх неблагодарных
работах. Иного выхода нет – жизнь в чужом
мире и свалившиеся на плечи огромные
финансовые нагрузки вынуждают их идти
на подобные унижения.
Третьим источником можно назвать тренеров.
В отличие от многих западных коллег, наши
живут в условиях перманентного нервного
напряжения на грани срыва. На их плечи
тоже сваливается почти непосильная нагрузка.
Они обязаны выращивать чемпионов и чемпионок.
А для выполнения такой задачи тренер
должен быть дипломатом, умело руководящим
своими отношениями и с родителями, и с
руководством школы, и с руководством
федерации. Он так же должен быть своим
человеком с директором катка, точильщиком
коньков и машинистом агрегата, который
чистит, выравнивает и заливает лед, и,
наконец, педагогом и воспитателем самих
учеников и учениц. Именно на последних
и сгружает наставник изрядную часть своих
плохих эмоций. К сожалению, ФФККР (Федерация
Фигурного катания на коньках в России)
не проводит со своим тренерским составом
регулярных курсов повышения их педагогических
и психологических знаний, а заниматься
самообразованием тренерам просто некогда.
В таком постоянном напряжении у фигуристов
и фигуристок проходят на пути к медалям
детство, период созревания (в том числе
и полового) и большая часть юности. В эти
годы становления личности ребенок, а
потом подросток познает и первые чувства
счастья и несчастья.
Тех, кого федерация заносит в список
подающих большие надежды, тренер и спортивная
школа превращают в инструмент для добывания
наград, жестоко отсекая все индивидуальные
черты, не вписывающиеся в заданный шаблон
идеального рекордсмена. Естественно,
что подростку с сильным характером остаётся
либо втиснуться в шаблон, либо уйти из
большого спорта с ободранными боками
и травмированной душой. В фигурном катании
таких были десятки, если не сотни.
- Взаимоотношения тренеров
и их учеников в фигурном катании
Дар завоевания доверия своих учеников
дан далеко не каждому тренеру. Из наставников
высшего звена, таких как Тамара и Игорь
Москвиных, от которых спортсмены не бегут,
а, напротив, уходя из большого спорта,
остаются с ними на долгие годы в хороших
отношениях. За Москвиными можно поставить
Людмилу Георгиевну и Николая Матвеевича
Великовых, которые обладают талантом
истинных воспитателей и педагогов. В
Москве психологической настройкой технически
готовых к победам спортсменов занимались,
пожалуй, только Татьяна Тарасова и Елена
Чайковская, причём разными методами:
Тарасова создавала атмосферу большой
многодетной семьи, где она, как мама-наседка,
высиживала своих цыплят-чемпионов. В
отдельных случаях, когда Татьяна Анатольевна
видела, что сама с проблемой не справляется,
она приглашала профессионального психолога.
С помощью одного из таких профессионалов
Тарасова вывела в Олимпийские чемпионы
Алексея Ягудина.
Что же касается Елены Анатольевны Чайковской,
то ее отношения с воспитанниками выстроены
скорее по принципу работы педагога и
ученика. Благодаря этому Елена Анатольевна
смогла в своё время научить Марию Бутырскую
показывать на сцене все, что та могла,
настолько хорошо, что Маша стала чемпионкой
мира – которой могла быть задолго до
этого у не справившегося с проблемой
Виктора Николаевича Кудрявцева. За пару
лет до ухода к Чайковской Бутырская жаловалась
именно на отсутствие внимания тренера,
который с момента выхода фигуристки за
бортик катка практически не обменивался
с ней ни одним словом. А девушке, которая
в те годы, благодаря Кудрявцеву, умела
прыгать лучше многих соперниц, но не умела
полностью собраться на старте и показать
всё выученное, хотелось тренерской похвалы
и признания.
Конечно, и у Чайковской психология время
от времени уступала место собственным
интересам, но определенную роль в снижении
качества катания ее учеников сыграл развал
СССР, который резко изменил психологию
подрастающего поколения. Может быть,
именно из-за того, что Елене Анатольевне
не удалось найти общий язык с молодёжью
первой постсоветской юности, понять её
характер, ход её мышления, опытнейшая
наставница не смогла справиться ни с
норовом безусловно талантливой Кристины
Обласовой, ни с трудными характерами
многообещающих Юлии Солдатовой и Людмилы
Нелидиной. Как, впрочем, та же проблема
помешала Алексею Мишину и Виктору Кудрявцеву
довести до высших ступеней пьедестала
почёта Елену Соколову.
Та же самая нехватка рядом с собой человека,
владеющего профессиональным мастерством
поговорить со спортсменом «по душам»
и помочь ему избавиться от нервного напряжения,
сегодня именуемого стрессом, отрицательно
сказывалась на результатах учеников
Виктора Кудрявцева, покойного ныне Станислава
Жука, Жанны Громовой и многих, многих
других. Но ни в советское, ни в постсоветское,
ни в сегодняшнее время Федерация фигурного
катания на коньках России проблему психологической
стабильности фигуристов предпочитает
не замечать. Именно из-за этого теперь, когда
раскатившиеся ранее по всему земному
шару тренеры начинают возвращаться на
Родину, непонятые спортсмены ищут стартовые
места в других странах. Именно непонятые,
а не бесперспективные, а это означает,
что их проблема не в физиологии, а в психологии. Не
каждый из их тренеров или родителей способен
позволить прибегнуть к услугам «звёздного»
психолога.
- Массовый
уезд российских тренеров фигурного
катания за границу.
Как шутит Олег Васильев,
который тренирует то в городской Академии
фигурного катания, то в ледовом центре
близ Чикаго, ему «проще перечислить всех
тех тренеров, которые остались на родине».
Ведь из 800 покинувших Россию фигуристов
более четырехсот устроились в США.
Например, уехала бывшая партнерша
Васильева Елена Валова, которая занимается
с детьми на одном из катков в Пенсильвании,
Олег Макаров, тренирующий свою дочку
Ксению Макарову на катке в Ньюбурге под
Нью-Йорком, Наталья Мишкутенок, которая
нашла женское счастье в Далласе, Денис
Петухов, который, помогая Галине Змиевской
и Виктору Петренко на тренерском поприще,
сам еще катается с Мелиссой Грегори;
Андрей Бушков, который на чемпионате
мира-2009 в Лос-Анджелесе показывал красоты
Калифорнии израильским воспитанникам
Николая Великова Екатерине и Федору Соколовым;
бывшая партнерша Бушкова Марина Ельцова,
совмещающая тренерство в Канзас-Сити
с работой косметологом в салоне красоты;
инструктор на катке в Парамаунте Анна
Соловьева, первый тренер знаменитой Саши
Коэн Виктор Ельчин... Всех и не перечислишь. Большинство из них довольствуются
скромными ролями: трудятся в провинциальных
городках, учат азам катания детей. Тем
более что в Соединенных Штатах их никто
особо и не ждал.
«Приехали мы с женой на пустое место.
Хорошо хоть мой брат, который к тому времени
женился в Ленинграде на американке и
обустроился в Лос-Анджелесе, приютил
нас у себя в квартире», — вспомнил начало
своей заокеанской карьеры один небезызвестный
питерский тренер.
У тренера Ирины Кориной карьера началась
удачнее: ведущая инструкторша на катке
в Торренсе сразу передала ей учеников.
Повезло и Марине Ельцовой: хозяйка дома
в Канзас-Сити, где наша землячка ютилась
на первых порах пребывания в Штатах, «по
совместительству» еще и президентствовала
в клубе, в котором Ельцова работала. Но
это — исключение из правил.
По словам Ельчина, в Америке титулы тренеров
не помогают им делать карьеру. Поначалу
к чемпиону мира или Олимпийских игр запишется
много учеников. Но уже через месяц из
них останется в лучшем случае четверть.
Знаменитая Ирина Роднина
говорит, что русские тренеры в Америке
работают со своим лидером четыре-пять
часов ежедневно - бесплатно. А потом еще
шесть-семь часов трудятся на самих себя
и на спортсменов, зарабатывая небольшие
деньги. И это превращается каторжный
труд.
- Как
зарабатывают русские тренеры в Америке?
Как же строится обычный
тренировочный день рядового русского
специалиста в США? Тренер приходит на
каток, где у него катаются по нескольку
учеников. Всем надо дать «персональный»
урок. Даже если фигурист занимается для
удовольствия и не планирует участвовать
в соревнованиях (а таких в Америке как
раз подавляющее большинство). Поэтому
время занятий очень строго лимитировано:
полчаса на каждого, а то и меньше. Через
пару часов тренер прыгает в машину и несется
на другой каток, где у него еще ученики,
оттуда — на третий каток, и так целый
день. Российского специалиста кормит
принцип «вы платите — я работаю».
Администрация катка в Америке зарплаты
тренерам не платит. Наоборот, тренер платит
руководству катка — за аренду льда. Все
остальное он берет с учеников, которых
в среднем наберется человек 45 — 50. Можно
хоть до ночи зарабатывать — сколько достанет
сил и... льда, поскольку лед обычно занят
хоккеистами. Какова «такса»? В США таких
вопросов не задают. Но сумма одинакова
для всех.
В приватных разговорах наши тренеры подчеркивают,
что их доходы все же выше среднего. В Лос-Анджелесе
Виктор Ельчин давно выкупил у банка двухэтажный
дом с бассейном и огромным телевизором.
Разве что сада там нет. И то лишь потому,
что хозяевам некогда им заниматься.
Что дают российские
специалисты Западу? Результат. Особенно
в парном катании, в танцах на льду.
«Российские тренеры разбираются в парном
катании намного лучше местных, которые
учат воспитанниц только тому, чтобы все
время улыбаться», — констатирует упадок
«звездно-полосатой» тренерской школы
питерец Андрей Бушков (он работает в горном
поселке Лейк-Эрроухеде, где отстроены
два современных катка, на которых не считает
зазорным тренироваться француз Бриан
Жубер).
Год назад на чемпионате мира в Лос-Анджелесе
за медали боролись друг с другом три дуэта
Игоря Шпильбанда и Марины Зуевой. Но,
правда, один из них бывший: американцы
Танит Белбин и Бенджамин Агосто были
недовольны тем, что тренеры переключают
внимание на их молодых соотечественников
Мэрил Дэвис — Чарли Уайта и канадцев
Тессу Виртье — Скотта Мойра. И перебрались
в Денвер к Наталье Линичук и Геннадию
Карпоносову.
Возьмем, например,
историю Татьяны Тарасовой. В одном из своих интервью Татьяна
Тарасова (советский и российский тренер по фигурному
катанию. Заслуженный тренер
СССР (1975), дочь известного хоккейного
тренера Анатолия
Тарасова) объясняла причину своего
уезда в Штаты. Она сказала, что в Америку
уехала ради результата, потому что в России
был экономический кризис и не было условий
для работы. Но в то же время, она не потеряла
эти десять лет и талантливых учеников,
которых увезла с собой. За это время было
сделано три олимпийских золота, которые
выиграли Илья Кулик, Оксана Грищук сЕвгением Платовым и Алексей Ягудин. И после Олимпиады
в Солт-Лейк-Сити Татьяна Тарасова возвращаться
не стала. До этого она тренировала свою
группу достаточно долго в США в Нью-Хейвене.
Тарасова хорошо знает специфику организации
фигурного катания в Штатах. Но она все
же уехала оттуда, потому что система не
была похожа на российскую, слишком
много аспектов и нюансов для тренера.
Бывшие советские тренеры в
90-ые уезжали в Штаты из-за того, что катки
закрывались, работать негде, жить не на
что. США был для них и их учеников просто
раем. Но к системе, людям, культуре многие
не смогли привыкнуть, а многие не захотели.
Поэтому при первой появившейся возможности
перебрались обратно в Россию.
Заключение
Итак, фигурное катание является
очень популярным видом спорта. Уже с малых
лет детей отдают в школы фигурного катания
отчасти для того, чтобы возможно потом
они стали Олимпийскими чемпионами. В
России фигурному катанию уделяется особое
внимание. С фигурным катанием связаны
многие победы России на мировом пьедестале
спорта, но и трагедии тренеров и спортсменов,
связанные с их уездом за границу в поисках
лучшей жизни, работы и признания в мире
спорта. Однако, многие тренеры, которыми
Россия может гордиться, все же стали возвращаться
на Родину, когда государство начало предпринимать
шаги к тому, чтобы дать тренерам возможность
заниматься с фигуристами и помогать им
стать чемпионами.