Фигурное катание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 01:41, реферат

Краткое описание

Фигурное катание — конькобежный вид спорта, относится к сложнокоординационным видам спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов (вращением, прыжками, комбинаций шагов, поддержек и др.) под музыку.

Содержание

Введение
1. Этапы обучения детей фигурному катанию
2. Особенности негативного влияния занятия фигурным катанием.
3. Классификационная программа по фигурному катанию на коньках
4.Отбор кандидатов в состав олимпийской сборной команды
Требования к отбору в состав Олимпийской сборной
4.2 Нормы присвоения спортивных разрядов
4.3 Порядок и принципы формирования Олимпийской команды России по фигурному катанию на коньках
5.Проблемы, с которыми сталкиваются спортсмены при желании попасть в Олимпийскую сборную
6. Взаимоотношения тренеров и их учеников в фигурном катании
7.Массовый уезд российских тренеров фигурного катания за границу.
8. Как зарабатывают русские тренеры в Америке?

Вложенные файлы: 1 файл

физра (2).docx

— 57.91 Кб (Скачать файл)

Состав сборной команды, включая запасных участников, утверждаются Исполкомом Федерации фигурного катания на коньках России.

Полностью состав Олимпийской сборной по фигурному катанию  выглядел следующим образом: мужское одиночное катание - Евгений Плющенко. Спортивные пары - Вера Базарова/Юрий Ларионов, Татьяна Волосожар/Максим Траньков, Ксения Столбова/Федор Климов. Женское одиночное катание - Юлия Липницкая, Аделина Сотникова. Танцы на льду - Екатерина Боброва/Дмитрий Соловьев, Елена Ильиных/Никита Кацалапов, Виктория Синицина/Руслан Жиганшин. Запасные спортсмены - Максим Ковтун, Сергей Воронов.

 

  1. Проблемы, с которыми сталкиваются спортсмены при желании попасть в Олимпийскую сборную.

Фактически, юным фигуристам приходится отказаться от детства, если они загораются целью попасть в Олимпийскую сборную. С истинным удовольствием ребёнок катается только до тех пор, пока первый тренер не заметит в нём искру таланта, способную разгореться до температуры чемпионов. После этого спортивная часть жизни подающих олимпийские надежды фигуристов будет проходить под постоянным стрессом, который подпитывается из нескольких источников.

Во-первых, первый источник стресса накапливается в самом ребенке и складывается из чрезвычайно плотного расписания (ранние и поздние тренировки, школа, домашнее задание, общая физическая подготовка, подогреваемое стремление стать первой или первым, попасть в сборную, оправдать в ней доверие своей школы, своей федерации, своей страны и т.д.) и постоянного отсутствия времени на радости детства и подросткового возраста.

Во-вторых, родители, часть которых ради призрачной карьеры ребенка жертвует собственной, так же являются источником стресса. Нередко теряя при этом работу по специальности, хорошие жилищные условия в родном городе и, порой, жертвуя даже семьей. Известно много случаев, когда матери с высшим образованием переезжают с детьми к другому тренеру в другой город или другую страну, где вынуждены ютиться в тесноте и трудиться на двух-трёх неблагодарных работах. Иного выхода нет – жизнь в чужом мире и свалившиеся на плечи огромные финансовые нагрузки вынуждают их идти на подобные унижения.

Третьим источником можно назвать тренеров. В отличие от многих западных коллег, наши живут в условиях перманентного нервного напряжения на грани срыва. На их плечи тоже сваливается почти непосильная нагрузка. Они обязаны выращивать чемпионов и чемпионок. А для выполнения такой задачи тренер должен быть дипломатом, умело руководящим своими отношениями и с родителями, и с руководством школы, и с руководством федерации. Он так же должен быть своим человеком с директором катка, точильщиком коньков и машинистом агрегата, который чистит, выравнивает и заливает лед, и, наконец, педагогом и воспитателем самих учеников и учениц. Именно на последних и сгружает наставник изрядную часть своих плохих эмоций. К сожалению, ФФККР (Федерация Фигурного катания на коньках в России) не проводит со своим тренерским составом регулярных курсов повышения их педагогических и психологических знаний, а заниматься самообразованием тренерам просто некогда. В таком постоянном напряжении у фигуристов и фигуристок проходят на пути к медалям детство, период созревания (в том числе и полового) и большая часть юности. В эти годы становления личности ребенок, а потом подросток познает и первые чувства счастья и несчастья. 

Тех, кого федерация заносит в список подающих большие надежды, тренер и спортивная школа превращают в инструмент для добывания наград, жестоко отсекая все индивидуальные черты, не вписывающиеся в заданный шаблон идеального рекордсмена. Естественно, что подростку с сильным характером остаётся либо втиснуться в шаблон, либо уйти из большого спорта с ободранными боками и травмированной душой. В фигурном катании таких были десятки, если не сотни.

  1. Взаимоотношения тренеров и их учеников в фигурном катании

Дар завоевания доверия своих учеников дан далеко не каждому тренеру. Из наставников высшего звена, таких как Тамара и Игорь Москвиных, от которых спортсмены не бегут, а, напротив, уходя из большого спорта, остаются с ними на долгие годы в хороших отношениях. За Москвиными можно поставить Людмилу Георгиевну и Николая Матвеевича Великовых, которые обладают талантом истинных воспитателей и педагогов. В Москве психологической настройкой технически готовых к победам спортсменов занимались, пожалуй, только Татьяна Тарасова и Елена Чайковская, причём разными методами: Тарасова создавала атмосферу большой многодетной семьи, где она, как мама-наседка, высиживала своих цыплят-чемпионов. В отдельных случаях, когда Татьяна Анатольевна видела, что сама с проблемой не справляется, она приглашала профессионального психолога. С помощью одного из таких профессионалов Тарасова вывела в Олимпийские чемпионы Алексея Ягудина. 
Что же касается Елены Анатольевны Чайковской, то ее отношения с воспитанниками выстроены скорее по принципу работы педагога и ученика. Благодаря этому Елена Анатольевна смогла в своё время научить Марию Бутырскую показывать на сцене все, что та могла, настолько хорошо, что Маша стала чемпионкой мира – которой могла быть задолго до этого у не справившегося с проблемой Виктора Николаевича Кудрявцева. За пару лет до ухода к Чайковской Бутырская жаловалась именно на отсутствие внимания тренера, который с момента выхода фигуристки за бортик катка практически не обменивался с ней ни одним словом. А девушке, которая в те годы, благодаря Кудрявцеву, умела прыгать лучше многих соперниц, но не умела полностью собраться на старте и показать всё выученное, хотелось тренерской похвалы и признания.  
Конечно, и у Чайковской психология время от времени уступала место собственным интересам, но определенную роль в снижении качества катания ее учеников сыграл развал СССР, который резко изменил психологию подрастающего поколения. Может быть, именно из-за того, что Елене Анатольевне не удалось найти общий язык с молодёжью первой постсоветской юности, понять её характер, ход её мышления, опытнейшая наставница не смогла справиться ни с норовом безусловно талантливой Кристины Обласовой, ни с трудными характерами многообещающих Юлии Солдатовой и Людмилы Нелидиной. Как, впрочем, та же проблема помешала Алексею Мишину и Виктору Кудрявцеву довести до высших ступеней пьедестала почёта Елену Соколову.  
Та же самая нехватка рядом с собой человека, владеющего профессиональным мастерством поговорить со спортсменом «по душам» и помочь ему избавиться от нервного напряжения, сегодня именуемого стрессом, отрицательно сказывалась на результатах учеников Виктора Кудрявцева, покойного ныне Станислава Жука, Жанны Громовой и многих, многих других. Но ни в советское, ни в постсоветское, ни в сегодняшнее время Федерация фигурного катания на коньках России проблему психологической стабильности фигуристов предпочитает не замечать. Именно из-за этого теперь, когда раскатившиеся ранее по всему земному шару тренеры начинают возвращаться на Родину, непонятые спортсмены ищут стартовые места в других странах. Именно непонятые, а не бесперспективные, а это означает, что их проблема не в физиологии, а в психологии. Не каждый из их тренеров или родителей способен позволить прибегнуть к услугам «звёздного» психолога.  

  1. Массовый уезд российских  тренеров фигурного катания за границу.

Как шутит Олег Васильев, который тренирует то в городской Академии фигурного катания, то в ледовом центре близ Чикаго, ему «проще перечислить всех тех тренеров, которые остались на родине». Ведь из 800 покинувших Россию фигуристов более четырехсот устроились в США.  
Например, уехала  бывшая партнерша Васильева Елена Валова, которая занимается с детьми на одном из катков в Пенсильвании, Олег Макаров, тренирующий свою дочку Ксению Макарову на катке в Ньюбурге под Нью-Йорком,  Наталья Мишкутенок, которая нашла женское счастье в Далласе, Денис Петухов, который, помогая Галине Змиевской и Виктору Петренко на тренерском поприще, сам еще катается с Мелиссой Грегори;  Андрей Бушков, который на чемпионате мира-2009 в Лос-Анджелесе показывал красоты Калифорнии израильским воспитанникам Николая Великова Екатерине и Федору Соколовым; бывшая партнерша Бушкова Марина Ельцова, совмещающая тренерство в Канзас-Сити с работой косметологом в салоне красоты; инструктор на катке в Парамаунте Анна Соловьева, первый тренер знаменитой Саши Коэн Виктор Ельчин... Всех и не перечислишь. Большинство из них довольствуются скромными ролями: трудятся в провинциальных городках, учат азам катания детей. Тем более что в Соединенных Штатах их никто особо и не ждал.  
 
«Приехали мы с женой на пустое место. Хорошо хоть мой брат, который к тому времени женился в Ленинграде на американке и обустроился в Лос-Анджелесе, приютил нас у себя в квартире», — вспомнил начало своей заокеанской карьеры один небезызвестный питерский тренер.  
 
У тренера Ирины Кориной карьера началась удачнее: ведущая инструкторша на катке в Торренсе сразу передала ей учеников. Повезло и Марине Ельцовой: хозяйка дома в Канзас-Сити, где наша землячка ютилась на первых порах пребывания в Штатах, «по совместительству» еще и президентствовала в клубе, в котором Ельцова работала. Но это — исключение из правил.  
 
По словам Ельчина, в Америке титулы тренеров не помогают им делать карьеру. Поначалу к чемпиону мира или Олимпийских игр запишется много учеников. Но уже через месяц из них останется в лучшем случае четверть.

Знаменитая Ирина Роднина говорит, что русские тренеры в Америке работают со своим лидером четыре-пять часов ежедневно - бесплатно. А потом еще шесть-семь часов трудятся на самих себя и на спортсменов, зарабатывая небольшие деньги. И это превращается каторжный труд.

  1. Как зарабатывают русские тренеры в Америке?

Как же строится обычный тренировочный день рядового русского специалиста в США? Тренер приходит на каток, где у него катаются по нескольку учеников. Всем надо дать «персональный» урок. Даже если фигурист занимается для удовольствия и не планирует участвовать в соревнованиях (а таких в Америке как раз подавляющее большинство). Поэтому время занятий очень строго лимитировано: полчаса на каждого, а то и меньше. Через пару часов тренер прыгает в машину и несется на другой каток, где у него еще ученики, оттуда — на третий каток, и так целый день. Российского специалиста кормит принцип «вы платите — я работаю».  
Администрация катка в Америке зарплаты тренерам не платит. Наоборот, тренер платит руководству катка — за аренду льда. Все остальное он берет с учеников, которых в среднем наберется человек 45 — 50. Можно хоть до ночи зарабатывать — сколько достанет сил и... льда, поскольку лед обычно занят хоккеистами. Какова «такса»? В США таких вопросов не задают. Но сумма одинакова для всех.  
В приватных разговорах наши тренеры подчеркивают, что их доходы все же выше среднего. В Лос-Анджелесе Виктор Ельчин давно выкупил у банка двухэтажный дом с бассейном и огромным телевизором. Разве что сада там нет. И то лишь потому, что хозяевам некогда им заниматься. 

Что дают российские специалисты Западу? Результат. Особенно в парном катании, в танцах на льду.  
 
«Российские тренеры разбираются в парном катании намного лучше местных, которые учат воспитанниц только тому, чтобы все время улыбаться», — констатирует упадок «звездно-полосатой» тренерской школы питерец Андрей Бушков (он работает в горном поселке Лейк-Эрроухеде, где отстроены два современных катка, на которых не считает зазорным тренироваться француз Бриан Жубер).  
 
Год назад на чемпионате мира в Лос-Анджелесе за медали боролись друг с другом три дуэта Игоря Шпильбанда и Марины Зуевой. Но, правда, один из них бывший: американцы Танит Белбин и Бенджамин Агосто были недовольны тем, что тренеры переключают внимание на их молодых соотечественников Мэрил Дэвис — Чарли Уайта и канадцев Тессу Виртье — Скотта Мойра. И перебрались в Денвер к Наталье Линичук и Геннадию Карпоносову.

Возьмем, например, историю Татьяны Тарасовой. В одном из своих интервью Татьяна Тарасова (советский и российский тренер по фигурному катанию. Заслуженный тренер СССР (1975), дочь известного хоккейного тренера Анатолия Тарасова) объясняла причину своего уезда в Штаты. Она сказала, что в Америку уехала ради результата, потому что в России был экономический кризис и не было условий для работы. Но в то же время, она не потеряла эти десять лет и талантливых учеников, которых увезла с собой. За это время было сделано три олимпийских золота, которые выиграли Илья Кулик, Оксана Грищук сЕвгением Платовым и Алексей Ягудин. И после Олимпиады в Солт-Лейк-Сити Татьяна Тарасова возвращаться не стала. До этого она тренировала свою группу достаточно долго в США в Нью-Хейвене. Тарасова хорошо знает специфику организации фигурного катания в Штатах. Но она все же уехала оттуда, потому что система не была похожа на российскую,  слишком много аспектов и нюансов для тренера.

Бывшие советские тренеры в 90-ые уезжали в Штаты из-за того, что катки закрывались, работать негде, жить не на что. США был для них и их учеников просто раем. Но к системе, людям, культуре многие не смогли привыкнуть, а многие не захотели. Поэтому при первой появившейся возможности перебрались обратно в Россию.

 

 
 

 

 

 

 

Заключение

Итак, фигурное катание является очень популярным видом спорта. Уже с малых лет детей отдают в школы фигурного катания отчасти для того, чтобы возможно потом они стали Олимпийскими чемпионами. В России фигурному катанию уделяется особое внимание. С фигурным катанием связаны многие победы России на мировом пьедестале спорта, но и трагедии тренеров и спортсменов, связанные с их уездом за границу в поисках лучшей жизни, работы и признания в мире спорта. Однако, многие тренеры, которыми Россия может гордиться, все же стали возвращаться на Родину, когда государство начало предпринимать шаги к тому, чтобы дать тренерам  возможность заниматься с фигуристами и помогать им стать чемпионами. 

 

 

 


Информация о работе Фигурное катание