Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 19:34, реферат
Статические упражнения представляют собой определенные позы, принимаемые гимнастами при исполнении упражнений на снаряде. Среди них принято различать висы и упоры. Во время исполнения висов тела гимнаста чаще всего находится в состоянии устойчивого равновесия. С физической точки зрения, такое равновесие характеризуется расположением общего центра тяжести тела под опорой.
Предмет: Физиологические основы физического воспитания.
1. Физиологическая
Статические упражнения представляют собой определенные позы, принимаемые гимнастами при исполнении упражнений на снаряде. Среди них принято различать висы и упоры. Во время исполнения висов тела гимнаста чаще всего находится в состоянии устойчивого равновесия. С физической точки зрения, такое равновесие характеризуется расположением общего центра тяжести тела под опорой. Благодаря этому при любом отклонении от устойчивого положения тело возвращается в него под действием силы тяжести. Большинство упоров исполняется в состоянии неустойчивого равновесия. В данном случае ОЦТ обычно располагается над опорной и чем выше его положение и ограниченней площадь опоры, тем менее устойчиво удерживаемая поза. Так при исполнении упора на брусьях ОЦТ лишь слегка приподнят над жердями и поэтому такое равновесие удержать не трудно, сложнее удержать равновесие в стойке на плечах, где ОЦТ поднят на значительную высоту. А при исполнении стойки на руках, ОЦТ максимально приподнят, чем еще в большей мере затрудняется сохранение заданного положения. Такая зависимость объясняется тем, что сохраняя неустойчивое равновесие, необходимо удерживать проекцию ОЦТ в пределах площади опоры. Чтобы удержать равновесие в неустойчивых положениях, гимнаст вынужден прилагать специальные усилия, направленные на преднамеренное изменение положения проекции ОЦТ в зависимости от ее случайных колебаний относительно опоры. Степень напряжения отдельных мышечных групп и общая величина оптимального тонуса всей мышечной системы соответствует трудности удерживаемого статического положения. Трудность статических поз в значительной мере зависит от особенностей самого упражнения. Самыми легкими являются положения со смешанной опорой — висы и упоры с дополнительной опорой ногами, тазом и т. д. Усилия, прилагаемые в данном случае для удержания позы, — минимальные. Не сложен и обычный вис, т. к. здесь важно позаботиться лишь о сохранении захвата кистями.
Гораздо больших усилий
требует исполнение
Наконец трудность
статических элементов зависит
и от того какие группы мышц
участвуют в исполнении
Силовые перемещения
— упражнения, как правило связанные
с медленным переходом из
Утомление — сложное явление, развивающееся во всем организме. Развивающееся в опыте утомление изолированной мышцы в связи с ее длительной работой выражается в постепенном уменьшении амплитуды сокращений, удлинении фазы расслабления, а также в том, что расслабление постепенно становится все менее полным — развивается контрактура. Специальные исследования обнаружили, что в утомленной мышце уменьшается возбудимость (порог раздражения повышается), удлиняется скрытый период (отрезок времени от момента начала раздражения мышцы до момента начала сокращения), увеличивается вязкость. Необходимо отметить, что эти признаки имеют место и при двигательной деятельности в мышцах всего организма.
Нервно-мышечный препарат
Нельзя дать универсальное объяснение механизмам утомления, действительное на все случаи. Главенствующую роль в развитии утомления при всех видах работы играет нервная система. Вместе с тем при каждом конкретном виде работы могут дополнительно приобретать существенное значение какие-нибудь особые факторы. Это делает необходимым проанализировать особенности утомления применительно к отдельным формам мышечной деятельности.
2. Физиологическая
Средний школьный возраст ребенка ограничивается всего тремя годами – с 11 до 13 лет. Однако это, пожалуй, самый важный период в жизни школьника. В это время организм продолжает свое активное формирование, масса тела и рост стремительно увеличиваются, интенсивно осуществляются обменные процессы в организме. Этот возраст характеризуется завершением формирования скелета и скелетной мускулатуры, легочной и сердечно-сосудистой систем, системы иммунологической защиты, пищеварительного тракта. Именно в этот период перестраивается нервно - эндокринная сфера и начинается половое созревание. В связи с такими важными процессами, происходящими в организме ребенка, следует обращать особое внимание на физиологические особенности среднего школьного возраста.Нервно-психическая сфера ребенка переживает серьезные изменения, окончательно формируется интеллект, процессы в психической сфере становятся более сложными, а деятельность вегетативной нервной системы – более совершенной.Именно средний школьный возраст является наиболее сложным этапом воспитания подрастающего ребенка, в это время он очень остро воспринимает все происходящее вокруг него, окружающая среда и общество оказывают на него гораздо большее влияние, чем педагоги и родители.От того, насколько правильно будет проходить данный возрастной период, будет зависеть, насколько легко начнется для ребенка переходный возраст и степень сложности его протекания.
В этом возрастном периоде продолжается
дальнейшее формирование организма, отличающееся
высокой скоростью роста, увеличением
массы тела, интенсивностью обменных процессов.
В этом возрасте завершается формирование
скелета и скелетной мускулатуры, а также
сердечно-сосудистой, легочной систем,
пищеварительного тракта, системы иммунологической
защиты.
При организации физического
воспитания в этом возрасте нежелательны
чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный,
суставно-связочный и мышечный аппарат.
Они могут спровоцировать задержку роста
трубчатых костей в длину и ускорить процесс
окостенения. Упражнения на гибкость требуют
предварительного проведения подготовительных
упражнений, разогревающих мышцы и связки,
и упражнений на расслабление задействованных
мышечных групп. Нельзя выполнять движения
слишком резко. Продолжать уделять внимание
правильной осанке. Упражнения, оказывающие
значительные нагрузки на сердце, чередовать
с дыхательными упражнениями. Плохо переносятся
продолжительные интенсивные нагрузки,
поэтому, например, интенсивный бег рекомендуется
чередовать с ходьбой.
Необходимо широко использовать специальные дыхательные упражнения с целью углубления дыхания. Учить дышать глубоко, ритмично, без резкой смены темпа.
Нельзя объединять в одну группу мальчиков и девочек. Одинаковые для мальчиков и девочек упражнения выполняются с разной дозировкой и в разных упрощенных для девочек условиях. Нагрузка дозируется с учетом индивидуальных данных каждого учащегося. Для девочек рекомендуется использовать различные виды аэробики и упражнения, выполняемые под музыку.
Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).
В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.
При выборе средств и методов, используемых на занятиях; необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся.
Соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное.
Физическая активность подростка реализуется, прежде всего, в организованных формах – на уроках физкультуры, физкультпаузах, во время активного отдыха, турпохода и т.п. Значительная часть подростков занимается в спортивных секциях. Для всех остальных обязательны ежедневная утренняя зарядка и еженедельные двух – трехразовые самостоятельные тренировки. Общая продолжительность занятий 70 – 90 мин.
Независимо от формы занятий существенным элементом физической подготовки подростков являются соревновательные нагрузки, участие в различных состязаниях.
Следует максимально использовать потребность детей среднего возраста в состязаниях, предоставлять им широкие возможности помериться силами со спортивными соперниками. Виды соревнований желательно разнообразить с тем, чтобы предоставить ребенку как можно больше шансов на успех.
Список использованной литературы.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1979.
2. Введение в теорию физической культуры / Под ред. Матвеева Л.П. – М.: Физкультура и спорт, 1983
3. Волков Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников. – К.: Рад.шк., 1980.
4. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. – К.: Здоров`я, 1981.
5. Гужаловский А. Ф. Развитие двигательных качеств у школьников.— Минск: 1988.
Информация о работе Физиологические основы физического воспитания