Физическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.

Вложенные файлы: 1 файл

+ физра 3.docx

— 39.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Общекультурные, общевоспитательные и другие социальные

функции физической культуры.  

 

 

       Физическая культура является  органической частью общей культуры общества, поэтому ей свойственны  общекультурные функции, которые проявляются в экономической, социально-политической, духовной сферах жизни человека, и, в то же время проявляются в области  физической культуры.

К ним относят: эстетические, нормативные, информационные, общевоспитательные функции, а также функции социализации личности и социальной интеграции.

Эстетические функции физической культуры. Физическая культура является одной из сфер деятельности человека, которая в значительной степени оказывает эстетическое воздействие на человека. Занимаясь физическими упражнениями, человек познаёт мир прекрасного, прежде всего в сфере движений, совершенствует телосложение, здоровье, дееспособность по законам красоты. Используя физические упражнения для совершенствования форм телосложения, человек одновременно воздействует и на духовную сферу. Телесное и духовное в этом процессе сливается воедино. Физическая красота человека, совершенство движений, красота поведения, поступков и межчеловеческих отношений  в области физической культуры и  спорта имеют жизнеутверждающий характер, а, следовательно, и эстетическое значение.

Нормативные функции физической культуры. Нормативные функции физической культуры влияют на отношение людей к физической культуре, стимулируют  и упорядочивают её использование  в интересах личности и общества.

Воспитательные функции физической культуры. Физическая культура представляет большие  возможности не только для физического воспитания, но и для нравственного, эстетического интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила физических упражнений, высокие требования к проявлению физических и  духовных сил представляет широкие возможности для целенаправленного воспитания духовных черт и качеств человека.

Функции социализации личности. Социализация человека происходит в процессе реализации его потребностей в физическом и духовном развитии. Физическая культура является одной из сфер деятельности, представляющей широкие возможности для  вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и  формирования у занимающихся опыта социальных отношений. Физическая культура даёт простор для саморазвития личности, способствует формированию активной жизненной позиции. Неоценима её роль в удовлетворении потребности людей в общении. На этом основана её важная роль в процессе социализации личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Современное состояние  физической культуры и спорта  в Российской Федерации

 

Физическая культура и спорт (ФКС) - одна из самых быстро развивающихся за последние десятилетия отраслей социальной сферы во всем мире.

Инвестирование в ФКС обладает важным социальным эффектом - созданием дополнительных рабочих мест не только непосредственно в спортивной отрасли, но и в смежных отраслях и производствах. Создание новых рабочих мест - это не только рост экономики, но и во многом решение социальных проблем государства: снижение безработицы, улучшение социального климата в обществе.

По данным отечественных и зарубежных ученых, здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения. А на 50-55% - от условий и образа жизни людей, важной составляющей частью которого являются активный отдых и физическое совершенствование.

В Российской Федерации сектор ФКС находится в стадии реформирования уже более 15 лет. Так, в настоящее время, снова происходит реформирование в области управления ФКС: Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт), которое осуществляло руководство сферой ФКС с 2002г. по 2008г., передало свои функции и полномочия созданному 12 мая 2008г. Указом Президента РФ Министерству спорта, туризма и молодежной политики под руководством В. Мутко. Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федерального агентства по делам молодежи, Федерального агентства по туризму и Федерального агентства по физической культуре и спорту. Минспорттуризм России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики.

С 2001 г. общее число штатных работников физкультурно-спортивных организаций увеличилось более чем на 45 тыс. человек, что составляет 18,2%.

За этими цифрами стоит следующая картина: обеспечение населения России кадрами ФКС составляет сегодня в расчете на 10 тысяч жителей не более 20 работников, а норматив - 26 работников. Иными словами, кадровый недобор. Действительно, сегодня в российской школе учитель физкультуры - едва ли не самый дефицитный преподаватель. Та же ситуация - в отношении инструкторов-методистов производственной гимнастики на предприятиях и в организациях.

ФКС России испытывает дефицит и в отношении научно-исследовательских кадров, без которых невозможно развитие отрасли. Когда-то во всероссийском научно-исследовательском институте физической культуры - главной в ФКС России научно-исследовательской структуры - работало более 3 тыс. человек, а институт располагал по тем временам современным научным оборудованием и полноценными экспериментальными центрами. И сегодня финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ведется по остаточному принципу. Хотя, положительная динамика есть - объем финансирования науки образования в 2006 году составил 140,7 млн. руб.

Существует еще одна значимая кадровая проблема: кадры для работы на современных физкультурно-спортивных объектах практически нигде не готовятся. Необходима система повышения их квалификации и переподготовки, особенно для таких технически сложных объектов, как дворцы спорта с искусственным льдом, быстровозводимые сооружения и конструкции с теннисными кортами и искусственными полями, плавательные бассейны, стадионы, санные трассы.

За последние годы в связи с профессионализацией и коммерциализацией спорта обострилась конкуренция на международной арене, а наша страна продолжает терять ведущие позиции во многих видах спорта. Научный анализ результатов работы спортивных школ, проведенный специалистами по детско-юношескому спорту показывает, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком и полностью опирается на детско-юношеский спорт. Для того чтобы оставаться ведущей спортивной державой, необходимо создать условия для успешной работы детско-юношеских спортивных школ и качественной подготовки спортивного резерва.

Однако, в последнее время в стране наблюдается позитивная динамика по показателям состояния сферы ФКС, к таким тенденциям относятся:

- рост сети физкультурно-спортивных  сооружений, а также рост числа  занимающихся физической культурой  и спортом;

- рост затрат на 1 человека, занимающегося  ФКС, рост средних затрат на 1 учащегося  в спортивной школе;

- рост средств, выделенных из  федерального бюджета на проведение  всероссийских и обеспечение  участия в международных соревнованиях  спортсменов-инвалидов;

- увеличение объема финансирования  ФКС из федерального бюджета, увеличение капитальных вложений  на развитие баз и центров  олимпийской подготовки из федерального  бюджета;

- рост численности кадров ФКС, количества присвоенных спортивных  разрядов и званий, количества  клубов ФКС по месту жительства, а также физкультурно-оздоровительных  центров предприятий и организаций.

При этом указанные тенденции не носят случайного характера, поскольку обеспечены новым Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, а также Федеральной целевой программой "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" (ФЦП), рядом региональных спортивных программ и подпрограмм. Также подготовлен проект Концепции развития детско-юношеского спорта на 2009 - 2015 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении можно сказать, что в настоящее время в России имеются все предпосылки и возможности для дальнейшего развития физической культуры и спорта, в том числе материально-технические, правовые, научные, образовательные, организационно-управленческие. Вместе с тем, в первую очередь, необходимо изменить само отношение людей - занятия физической культурой должны стать потребностью самого человека. Приоритетным является детский спорт, и прежде всего - система физического воспитания в школе. Навыки ведения здорового образа жизни необходимо прививать, начиная с детских садов и заканчивая вузами.

Необходимо добиваться того, чтобы гармонично соединенные воедино все элементы системы физкультурно-спортивного движения страны - физическое воспитание в образовательных учреждениях, массовый спорт, подготовка спортивного резерва, спорт высших достижений и профессиональный спорт (спортивно-зрелищная индустрия) - развивались эффективно и способствовали улучшению социально-экономической мощи нашей страны, ее международному авторитету и в полной мере удовлетворяли различные интересы населения в занятиях физической культурой и спортом.

Специалистам всех отраслей народного хозяйства, представителям из других сфер деятельности (архитектура, градостроение, культура, образование, здравоохранение и т.д.) необходимы знания по физической культуре и спорту, формированию здорового образа жизни. Обучение населения здоровому образу жизни, физкультурной грамотности должно осуществляться с помощью информационных программ, специально адаптированных к различным социально-демографическим группам населения.

 

 

 

Литература

1. О.Г. Лёшин, Т.М. Соколова. Методическое указание по прохождению курса "Физическая культура"

2. Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" (утв. постановлением Правительства РФ от 11 января 2006г. №7).

3. Постановление Правительства РФ "О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации" от 29 мая 2008 г. № 408 //Сборник официальных документов и материалов. Федеральное агентство по физической культуре и спорту.6/2008; Москва.

4. Закон РФ № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 4 декабря 2007 г. //"Российская Газета" Федеральный выпуск N4539 от 8 декабря 2007 г. Ст.3

5. Послание президента РФ Федеральному собранию. Опубликовано 05.11.2008г. Документ: http://www.regnum.ru/news/ 1079115.html

6. Жильцов Е.Н. Экономика социальных отраслей сферы услуг: Учебное пособие / М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2007г.

7. Гостев Р.Г. Государственное регулирование развития сети физкультурно-спортивных сооружений. - Спортивная отрасль России. Ежегодник, выпуск второй: Москва, 2007 г.

 

1 В. М. Выдрин, 1980

2 Л.П. Матвеев, 1983

 

 


Информация о работе Физическая культура