Физическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 08:02, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о средствах и методах физического воспитания.

Содержание

Введение ................................................................................................................
3

1. Средства физического воспитания .................................................................
5

1.1
Гигиенические факторы .................................................................
5

1.2
Физические упражнения ................................................................
6

1.3
Оздоровительные силы природы ..................................................
10
2. Методы физического воспитания ...................................................................
11

2.1
Методы строго регламентированного упражнения ....................
11

2.2
Игровой метод ................................................................................
11

2.3
Соревновательный метод ..............................................................
12

2.4
Общепедагогические методы ........................................................
13

Заключение ............................................................................................................
15

Список использованной литературы ..................................................................
16

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по дисциплине Физическая культура.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

В процессе физического  воспитания естественные силы природы  используют по двум направлениям:

1) как сопутствующие  факторы, создающие наиболее благоприятные  условия, в которых осуществляется  процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

2) как относительно  самостоятельные средства оздоровления  и закаливания организма т.е. солнечные, воздушные ванны и водные процедуры.

При оптимальном  воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

Одним из главных  требований к использованию оздоровительных  сил природы является системное  и комплексное применение их в  сочетании с физическими упражнениями.

2. МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

2.1 МЕТОДЫ СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО УПРАЖНЕНИЯ

Основным  методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая  регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного  упражнения заключается в том, что  каждое упражнение выполняется в  строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой. Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют:

1) осуществлять  двигательную деятельность занимающихся  по твердо предписанной программе  (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);

2) строго регламентировать  нагрузку по объему и интенсивности,  а также управлять ее динамикой  в зависимости психофизического  состояния занимающихся и решаемых  задач; 

3) точно дозировать  интервалы отдыха между частями нагрузки;

4) избирательно  воспитывать физические качества;

5) использовать  физические упражнения в занятиях  с любым возрастным контингентом;

6) эффективно  осваивать технику физических  упражнений и т.д.

2.2 ИГРОВОЙ МЕТОД

В системе  физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность  игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий  и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются:

- игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

- наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;

- широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

- соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства, дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся,  нравственные качества, чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

- присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся, особенно у детей, устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его  ограниченные возможности при разучивании  новых движений, а также при  дозировании нагрузки на организм.

2.3 СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД

Соревновательный  метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании  соревнований в качестве средства повышения  уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного  метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

В практике физического  воспитания соревновательный метод

- в виде официальных соревнований различного уровня т.е.Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.;

- как элемент организации урока, любого физкультурного - спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный  метод позволяет:

- стимулировать  максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

- выявлять  и оценивать качество владения  двигательными действиями;

- обеспечивать  максимальную физическую нагрузку;

- содействовать  воспитанию волевых качеств.

2.4 ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Применение  общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функции, подготовки занимающихся, их возраст, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера наличия материально - технической базы, возможностей ее использования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном  этапе на общем фоне неблагополучия здоровья населения особую актуальность представляет сохранение, укрепление и формирование здоровья педагогов, так как, по мнению специалистов, образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации подрастающего поколения и играют значительную роль в формировании мотивации сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

Ведущими  социально обусловленными факторами  риска, олицетворяющими угрозу сохранению, развитию и реализации человеческого  потенциала России, являются:

- тенденции  к уменьшению продолжительности  жизни и роста смертности населения; 

- снижение  уровня физического и психического  здоровья под влиянием социальных, экологических и педагогических  факторов среды жизнедеятельности; 

- ухудшающееся положение детей, семьи, молодежи как важнейших составляющих человеческого потенциала будущих поколений;

- развитие  педагогической науки и образования.

Обращение к  физической культуре в системе педагогического  образования в связи с решением указанных проблем предполагает, что, во-первых, затрагивается вопрос формирования упреждающего механизма дальнейшего развития негативных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения нашей страны. Во-вторых, в сущности физического воспитания закладывается механизм компенсации дефицита в состоянии и качестве здоровья будущих педагогов, уже проявившийся к настоящему времени. В-третьих, проектируется вариативная логика включения студентов педагогических образовательных учреждений в процесс сохранения и укрепления здоровья посредством изменения содержания процесса физического воспитания, учитывая их опыт в данной сфере, интеллектуальные, физические и психические возможности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта. М.: издательский центр «Академия» 2002г. - 240с.

2. Железняк  Ю.Д., Петров П.К. Основы научно - методической деятельности в  физической культуре и спорте. М.: издательский центр «Академия» 2000г. -264с.

3. Холодов  М.К., Кузнецов В.С. Теория и методы физического воспитания и спорта. М.: издательский центр «Академия» 2000г. -480с.

4. Бикмухамедов Р.К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 45-50

5. Сальников  В.А. Индивидуальные различия  как основа оптимизации спортивной  деятельности // Теория и практика  физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 2-9

6. Теория и технология  образования: экспериментальное  учебное пособие //Е.А. Суворина, О.Н. Борисова, Е.В. Ткаченко и др.; Твер. гос. ун-т, кафедра педагогики и научных основ управления педагогики, лаб. инновац.-пед. технологий. - Тверь: ТГУ, 1992.

 




Информация о работе Физическая культура