В процессе физического
воспитания естественные силы природы
используют по двум направлениям:
1) как сопутствующие
факторы, создающие наиболее благоприятные
условия, в которых осуществляется
процесс физического воспитания. Они
дополняют эффект воздействия физических
упражнений на организм занимающихся.
Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют
активизации биологических процессов,
вызываемых физическими упражнениями,
повышают общую работоспособность организма,
замедляют процесс утомления и т.д.;
2) как относительно
самостоятельные средства оздоровления
и закаливания организма т.е. солнечные, воздушные
ванны и водные процедуры.
При оптимальном
воздействии они становятся формой
активного отдыха и повышают эффект восстановления.
Одним из главных
требований к использованию оздоровительных
сил природы является системное
и комплексное применение их в
сочетании с физическими упражнениями.
2. МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1 МЕТОДЫ СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО
УПРАЖНЕНИЯ
Основным
методическим направлением в процессе
физического воспитания является строгая
регламентация упражнений. Сущность
методов строго регламентированного
упражнения заключается в том, что
каждое упражнение выполняется в
строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.
Методы строго регламентированного упражнения
обладают большими педагогическими возможностями.
Они позволяют:
1) осуществлять
двигательную деятельность занимающихся
по твердо предписанной программе
(по подбору упражнений, их связкам, комбинациям,
очередности выполнения и т.д.);
2) строго регламентировать
нагрузку по объему и интенсивности,
а также управлять ее динамикой
в зависимости психофизического
состояния занимающихся и решаемых
задач;
3) точно дозировать
интервалы отдыха между частями нагрузки;
4) избирательно
воспитывать физические качества;
5) использовать
физические упражнения в занятиях
с любым возрастным контингентом;
6) эффективно
осваивать технику физических
упражнений и т.д.
2.2 ИГРОВОЙ МЕТОД
В системе
физического воспитания игра
используется для решения образовательных,
оздоровительных и воспитательных задач.
Сущность
игрового метода заключается в том,
что двигательная деятельность занимающихся
организуется на основе содержания, условий
и правил игры.
Основными методическими особенностями
игрового метода являются:
- игровой метод обеспечивает
всестороннее, комплексное развитие физических
качеств и совершенствование двигательных
умений и навыков, так как в процессе игры
они проявляются не изолированно, а в тесном
взаимодействии; в случае же педагогической
необходимости с помощью игрового метода
можно избирательно развивать определенные
физические качества (подбирая соответствующие
игры);
- наличие в игре элементов
соперничества требует от занимающихся
значительных физических усилий, что делает
ее эффективным методом воспитания физических
способностей;
- широкий выбор разнообразных
способов достижения цели, импровизационный
характер действий в игре способствуют
формированию у человека самостоятельности,
инициативы, творчества, целеустремленности
и других ценных личностных качеств;
- соблюдение условий и правил
игры в условиях противоборства, дает
возможность педагогу целенаправленно
формировать у занимающихся, нравственные
качества, чувство взаимопомощи и сотрудничества,
сознательную дисциплинированность, волю,
коллективизм и т.д.;
- присущий игровому методу
фактор удовольствия, эмоциональности
и привлекательности способствует формированию
у занимающихся, особенно у детей, устойчивого
положительного интереса и деятельного
мотива к физкультурным занятиям.
К недостатку
игрового метода можно отнести его
ограниченные возможности при разучивании
новых движений, а также при
дозировании нагрузки на организм.
2.3 СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД
Соревновательный
метод - это способ выполнения упражнений
в форме соревнований. Сущность метода
заключается в использовании
соревнований в качестве средства повышения
уровня подготовленности занимающихся.
Обязательным условием соревновательного
метода является подготовленность занимающихся
к выполнению тех упражнений, в которых
они должны соревноваться.
В практике физического
воспитания соревновательный метод
- в виде официальных соревнований
различного уровня т.е.Олимпийские игры,
чемпионаты мира по различным видам спорта,
первенство страны, города, отборочные
соревнования и т.п.;
- как элемент организации
урока, любого физкультурного - спортивного
занятия, включая и спортивную тренировку.
Соревновательный
метод позволяет:
- стимулировать
максимальное проявление двигательных способностей
и выявлять уровень их развития;
- выявлять
и оценивать качество владения
двигательными действиями;
- обеспечивать
максимальную физическую нагрузку;
- содействовать
воспитанию волевых качеств.
2.4 ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
МЕТОДЫ
В физическом воспитании широко
применяются методы общей педагогики,
в частности методы использования слова
(словесные методы) и методы обеспечения
наглядности (наглядные методы).
Применение
общепедагогических методов в физическом
воспитании зависит от содержания учебного материала,
дидактических целей, функции, подготовки
занимающихся, их возраст, особенностей
личности и подготовки преподавателя-тренера
наличия материально - технической базы,
возможностей ее использования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На современном
этапе на общем фоне неблагополучия
здоровья населения особую актуальность
представляет сохранение, укрепление
и формирование здоровья педагогов, так
как, по мнению специалистов, образовательные
учреждения являются важнейшим звеном
социализации подрастающего поколения
и играют значительную роль в формировании
мотивации сохранения здоровья всех участников
образовательного процесса.
Ведущими
социально обусловленными факторами
риска, олицетворяющими угрозу сохранению,
развитию и реализации человеческого
потенциала России, являются:
- тенденции
к уменьшению продолжительности
жизни и роста смертности населения;
- снижение
уровня физического и психического
здоровья под влиянием социальных,
экологических и педагогических
факторов среды жизнедеятельности;
- ухудшающееся положение детей, семьи, молодежи
как важнейших составляющих человеческого
потенциала будущих поколений;
- развитие
педагогической науки и образования.
Обращение к
физической культуре в системе педагогического
образования в связи с решением
указанных проблем предполагает, что,
во-первых, затрагивается вопрос формирования
упреждающего механизма дальнейшего развития
негативных тенденций в состоянии здоровья
подрастающего поколения нашей страны.
Во-вторых, в сущности физического воспитания
закладывается механизм компенсации дефицита
в состоянии и качестве здоровья будущих
педагогов, уже проявившийся к настоящему
времени. В-третьих, проектируется вариативная
логика включения студентов педагогических
образовательных учреждений в процесс
сохранения и укрепления здоровья посредством
изменения содержания процесса физического
воспитания, учитывая их опыт в данной
сфере, интеллектуальные, физические и
психические возможности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена
физического воспитания и спорта. М.: издательский
центр «Академия» 2002г. - 240с.
2. Железняк
Ю.Д., Петров П.К. Основы научно
- методической деятельности в
физической культуре и спорте.
М.: издательский центр «Академия»
2000г. -264с.
3. Холодов
М.К., Кузнецов В.С. Теория и методы
физического воспитания и спорта. М.: издательский
центр «Академия» 2000г. -480с.
4. Бикмухамедов Р.К. Содержание
процесса физического воспитания в системе
педагогического образования // Теория
и практика физической культуры. - 2003. -
N 7. - С. 45-50
5. Сальников
В.А. Индивидуальные различия
как основа оптимизации спортивной
деятельности // Теория и практика
физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 2-9
6. Теория и технология
образования: экспериментальное
учебное пособие //Е.А. Суворина,
О.Н. Борисова, Е.В. Ткаченко и др.; Твер.
гос. ун-т, кафедра педагогики и научных
основ управления педагогики, лаб. инновац.-пед.
технологий. - Тверь: ТГУ, 1992.