Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 18:55, контрольная работа
Краткое описание
Роль физического воспитания и других форм направленного использования физической культуры в вузах многогранна. Технический прогресс, стремительное развитие науки и все возрастающее количество новой информации, необходимой современному специалисту, делают учебный труд студента все более интенсивным, напряженным. Соответственно возрастает значение физической культуры как средства оптимизации режима жизни, активного отдыха, сохранения и повышения работоспособности студентов на протяжении всего периода обучения в вузе. Наряду с этим средствами физической культуры обеспечивается общая и специальная физическая подготовка применительно к условиям будущей профессии.
Содержание
1. Значение, цель, задачи физического воспитания студентов...........................3 2. Программа физического воспитания студентов...............................................4 3. Формы организации занятий по физическому воспитанию в вузе................6 4. Методические основы физического воспитания в вузе...................................8 5. Основные направления работы по физическому воспитанию в вузе..........10 6. Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях.......................................................................11 Список использованной литературы...................................................................16
Во второй половине каждого
семестра примерно 70-75% применяемых средств
необходимо использовать для воспитания
силы, общей и силовой выносливости. Причем
интенсивность в этот период несколько
снижается (ЧСС доходит до 150 уд/мин.). Такое
построение учебных и самостоятельных
занятий оказывает стимулирующее влияние
на умственную работоспособность студентов.
2. На занятиях физического
воспитания, проводимых на первой
паре, целесообразно использовать
нагрузки малой интенсивности (ЧСС
- 110-150 уд/мин) или средней интенсивности
(ЧСС в диапазоне 130-150 уд/мин). Оптимальная
моторная плотность находится
в пределах 50-60%. Основное назначение
таких занятий - обеспечение сокращения
периода врабатывания в умственную
деятельность, что в конечном
счете стимулирует и удлиняет
период высокой работоспособности
и обеспечивает лучшее усвоение
учебного материала. Занятия с
такими нагрузками позволяют
сохранить хорошую умственную
активность до конца учебного
дня, включая самоподготовку.
В случае, когда урок проводится
на 3-4-й паре, ЧСС не должна превышать 150-160
уд/мин. Большие нагрузки для групп с невысокой
физической подготовленностью планировать
нецелесообразно.
3. Проведение физических
занятий 2 раза в неделю с малотренированными
студентами и нагрузками большой
интенсивности существенно снижает
умственную деятельность в течение
учебной недели. Поэтому важно
учитывать уровень физической
подготовленности при планировании
физических нагрузок, чтобы не
привести к снижению умственной
активности.
4. Занятия различными
видами спорта по-разному оказывают
воздействие на умственную работоспособность.
Так, с одной стороны, игровые
виды и единоборства предъявляют
высокие требования к психике,
что обусловлено повышенным функционированием
эмоционально-психических механизмов.
Следствием таких занятий является
снижение умственной активности. С
другой стороны, непродолжительные игровые
эмоциональные нагрузки стимулируют учебную
деятельность. Наилучший эффект достигается
тогда, когда содержание физкультурных
занятий достаточно разнообразно, а не
монотонно.
5. В период экзаменационной
сессии занятия желательно проводить
не более 2-х раз в неделю
на свежем воздухе с интенсивностью,
сниженной до 60-70% от обычного
уровня. Целесообразно использовать
упражнения циклического характера
(плавание, лыжи, бег).
Таким образом, направленность
занятий физическими упражнениями в период
сессии может быть по своему характеру
как оздоровительно-профилактической
(в основном для не спортсменов), так и
поддерживающей (преимущественно для
спортсменов).
В рамках учебной недели с целью
обеспечения устойчивой умственной работоспособности
рекомендуется следующая исходно-ориентировочная
схема планирования занятий по физическому
воспитанию:
- понедельник: занятия физическими
упражнениями с целью активизации
психофизического состояния организма
студента;
- среда: занятия физическими
упражнениями для поддержания
работоспособности;
- пятница (или суббота): занятия
физическими упражнениями с целью
снятия недельного кумулятивного
утомления.
Необходимо подчеркнуть, что
лишь систематическое использование разнообразных
средств физического воспитания создает
объективные условия для оптимального
проявления умственной работоспособности.
5. Основные направления
работы по физическому воспитанию
в вузе
В физическом воспитании студентов
можно выделить следующие основные направления:
общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное,
гигиеническое, оздоровительно-рекреативное,
лечебное.
Общеподготовительное
направление обеспечивает всестороннюю
физическую подготовку студентов и поддержание
ее на уровне требований государственной
программы физического воспитания. Средства:
общеразвивающие упражнения без предметов
и с предметами, легкая атлетика, плавание
и др.
Спортивное направление обеспечивает специализированные
систематические занятия одним из видов
спорта в отделениях спортивного совершенствования,
а также участие в спортивных соревнованиях
с целью повышения уровня спортивного
мастерства.
Профессионально-прикладное
направление способствует использованию
средств физического воспитания в системе
научной организации труда. Последнее
относится, прежде всего, к тем специальностям,
профессиональная деятельность в пределах
которых требует специфической физической
подготовленности (геологов, специалистов
воздушного и водного транспорта, представителей
актерских специальностей, военных профессий
т.д.).
Гигиеническое направление предусматривает использование
средств физического воспитания для восстановления
работоспособности и укрепления здоровья.
Средства: утренняя гигиеническая гимнастика,
закаливание, рациональный режим учебы
и отдыха, питание в соответствии с требованиями
гигиены, оздоровительные прогулки и др.
Оздоровительно-рекреативное
направление предусматривает использование
средств физического воспитания при организации
отдыха и культурного досуга в выходные
дни и в период каникул для укрепления
здоровья. Средства: туристические походы,
экскурсии, подвижные игры и др.
Лечебное направление обеспечивает восстановление
здоровья в целом или отдельных функций
организма, сниженных либо утраченных
в результате заболеваний, травм.
6. Особенности методики
занятий по физическому воспитанию
в различных учебных отделениях
Для проведения занятий по физическому
воспитанию все студенты в каждом вузе
распределяются по учебным отделениям:
основное, специальное и спортивное. Распределение
проводится в начале учебного года с учетом
пола, состояния здоровья, физического
развития и спортивно-технической подготовленности,
интересов студентов. На основе этих показателей
каждый студент попадает в одно из трех
отделений для прохождения обязательного
курса физического воспитания. Каждое
отделение имеет определенное содержание
и целевую направленность занятий.
В основном учебном
отделении занимаются студенты, отнесенные
по результатам медицинского обследования
к основной и подготовительной медицинским
группам, т.е. не имеющие отклонений в состоянии
здоровья, но физически слабо подготовленные.
Занятия в основном учебном
отделении характеризуются направленностью
на всестороннее физическое развитие
студентов, повышение уровня их общей
физической, профессионально-прикладной
подготовленности, а также формирование
активного отношения и интереса к занятиям
физической культурой и спортом.
Они имеют заметно выраженную
комплексную направленность с акцентом
на воспитание аэробной выносливости,
так как именно она обеспечивает повышение
общей физической работоспособности и
деятельности сердечнососудистой и дыхательной
систем. Должное внимание уделяется воспитанию
силовых и координационных способностей,
обучению технике движений в рамках как
общей, так и профессионально-прикладной
направленности. Методика занятий носит
преимущественно учебно-тренировочный
характер. Моторная плотность не опускается
ниже 50%, интенсивность нагрузки по ЧСС
колеблется в пределах 130-160 уд/мин.
Специальное учебное
отделение. В отделение зачисляются по
показателям врачебного осмотра студенты,
имеющие определенные отклонения в состоянии
здоровья постоянного или временного
характера.
Занятия в специальном учебном
отделении характеризуются оздоровительно-реабилитационной
направленностью. Вместе с тем в меру возможностей
студентов решаются общие задачи курса
физического воспитания. В качестве основных
средств используется общеподготовительная
гимнастика и строго дозированная ходьба,
бег, передвижение на лыжах, плавание.
В зависимости от характера ограничений
включаются волейбол, баскетбол, езда
на велосипеде, туризм и другие средства.
Студенты специального отделения
в расширенном объеме осваивают программный
материал по использованию средств физического
воспитания в оздоровительно-гигиенических
аспектах, по теоретическому разделу и
разделу организационной подготовки,
а также приобретают знания и навыки самоконтроля.
Принимая во внимание сравнительно
невысокий уровень общей физической работоспособности
студентов специального учебного отделения,
для них целесообразно увеличивать число
занятий по курсу физического воспитания,
сокращая их продолжительность. Вместе
с тем необходимо особенно тщательно дозировать
нагрузку в упражнениях, требующих проявления
выносливости, исключать упражнения, связанные
с длительной задержкой дыхания, натуживанием,
острой кислородной недостаточностью.
Методика регулирования нагрузок
должна отличаться тщательной индивидуализацией,
особо строгой соразмерностью их с функциональными
возможностями организма, полным исключением
моментов форсирования. Это выражается
в удлинении подготовительной и заключительной
частей занятия, исключении методов упражнения
с жесткими интервалами отдыха, относительно
невысокой моторной плотности занятий.
Соревнования в этом отделение проводятся
со значительными ограничениями и с установкой,
главным образом, на технически верное
выполнение упражнений.
Значительная часть студентов
специального отделения обычно нуждается
в постановке правильного дыхания и направленном
воздействии на функции сердечнососудистой
системы, для чего используются комплексы
специальных дыхательных упражнений и
упражнения, расширяющие аэробные возможности
организма. Необходимо также уделить особое
внимание восстановлению или формированию
и закреплению навыка рациональной осанки.
Контингент специального отделения
находится под углубленным врачебно-педагогическим
контролем. Обследование состояния здоровья
студентов рекомендуется проводить трижды
в год (сентябре, ноябре, апреле). Важным
дополнением к текущему контролю могут
служить дневники ежедневного самоконтроля.
Спортивное учебное
отделение. В это отделение зачисляются
студенты, получившие до поступления в
вуз спортивную квалификацию или достаточно
хорошо подготовленные для начала спортивной
специализации. Занятия в отделении направлены
на достижение результатов в избранном
виде спорта.
Система занятий в спортивном
учебном отделении строится в соответствии
с основными закономерностями процесса
спортивной тренировки. При этом конкретные
черты структуры и содержания подготовки
спортсменов-студентов отражают особенности
периодики учебного процесса (деление
учебного года на семестры, сессионные
и каникулярные периоды) и другие условия
работы в высшей школе. Так, во многих случаях,
целесообразно строить тренировочный
процесс в форме полугодичных или «сдвоенных»
циклов, приурочивая их к учебным семестрам
так, чтобы этапы тренировки с повышенными
нагрузками и этапы основных соревнований
не совпадали с периодами сессий, а предшествовали
им или приходились на каникулярное время.
Это правило необходимо стараться соблюдать
и в тех случаях, когда тренировочный процесс
строится в форме годичных циклов. Подготовительный
период тренировки тогда нередко совмещают
с первым семестром, а соревновательный
- с зимними каникулами, не сессионной
частью второго семестра и началом летнего
академического отпуска. Учитывая, что
кумуляция физических и интеллектуальных
нагрузок может неблагоприятно сказываться
на психической работоспособности студентов,
надо на сессионное время планировать
снижение напряженности тренировочных
занятий. Рекомендуется, в частности, использовать
упражнения, отличающиеся умеренной интенсивностью,
что позволяет, с одной стороны, избежать
чрезмерной кумуляции тренировочных и
академических нагрузок, а с другой - не
снижать уровня физической подготовленности.
Список использованной литературы
1. Белякова Р.Н., Тимошенков
В.В., Тимошенкова А.Н. Дифференцированная
программа оздоровления студентов специальных
медицинских групп средствами физической
культуры.- Мн., 2001.
2. Программа физического
воспитания студентов высших
учебных заведений РБ.- Мн., 1992.
3. Теория и методика
физического воспитания: Учеб. для
ин-тов физ.культ.: В 2 т. / Под общей
ред. Л.П.Матвеева, А.Д.Новикова.- М., 1976.
4. Теория и методики
физического воспитания: Учеб. для
студ. фак. физ. культуры пед. ин-тов
/ Под ред. Б.А. Ашмарина.- М.: Просвещение,
1990.