Физическая культура в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:24, реферат

Краткое описание

Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.

Содержание

 Введение……………………………………………………….2
 Актуальность физкультуры в ВУЗах………………………...2
 Цель и задачи физического воспитания……………………..2
 Социальная роль и функции физической культуры………..3
 Направления физической культуры…………………………4
 Формы физического воспитания студентов………………...5
 Формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы……………………………………………6
 Зачётные требования и обязанности студентов…………….9
 Медицинское обеспечение физкультуры и спорта в вузе…10
 Заключение……………………………………………………12
 Библиографический список………………………………….13

Вложенные файлы: 1 файл

физическая культура в вузе.docx

— 38.41 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

  • Оглавление…………………………………………………….1
  • Введение……………………………………………………….2
  • Актуальность физкультуры в ВУЗах………………………...2
  • Цель и задачи физического воспитания……………………..2
  • Социальная роль и функции физической культуры………..3
  • Направления физической культуры…………………………4
  • Формы физического воспитания студентов………………...5
  • Формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы……………………………………………6
  • Зачётные требования и обязанности студентов…………….9
  • Медицинское обеспечение физкультуры и спорта в вузе…10
  • Заключение……………………………………………………12
  • Библиографический список………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Физическая  культура в высшем учебном заведении  является  неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является  одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.

 

Актуальность  физкультуры в ВУЗах

 

Физическая  культура играет значительную роль в профессиональной деятельности студента, так как его работа связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья.

 Важно  отметить, что профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни населения, особенно молодежи, являются сегодня актуальной проблемой.

Среди современной молодежи можно выделить две взаимно противоположные группы: одна резко ограничивает свою двигательную активность и игнорирует средства физического воспитания, а другая одержима большими спортивными результатами и стремлением использовать для этого максимальные тренировочные и соревновательные нагрузки. Это не способствует укреплению здоровья, гармоничному развитию человека и готовности к разнообразной деятельности. Поэтому необходимо творческое осмысление теоретических и практических основ существующей системы физического воспитания с учетом необходимости укрепления здоровья молодежи.

Формирование  здорового образа жизни у молодежи имеет исключительное значение. Молодые  люди составляют до 30% населения земного  шара. В молодости (16-29 лет) закладывается  основа трудовых, нравственных позиций, а также здоровья человека.

 

Цель  и задачи физического воспитания

 

Цель физического  воспитания студентов— формирование физической

культуры личности.

Для достижения поставленной цели предусматривается  решение

следующих воспитательных, образовательных, развивающих и

оздоровительных задач:

  • формирование осознанного понимания социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
  • овладение целостной системой знаний научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
  • формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, здоровому образу жизни, физического самосовершенствования и самовоспитания, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
  • овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие;
  • развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
  • обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей физическую готовность студента к будущей профессии;
  • приобретение опыта творческого использования физкультурно- спортивной деятельности в быту, семье и на производстве для достижения жизненных и профессиональных целей.

 

Социальная  роль и функции физической культуры

 

Физическая  культура, решая проблему воспроизводства  физических

способностей человека, является важной частью культуры общества в целом. Деятельность в сфере физической культуры имеет как материальные,

так и духовные ценности.

Материальными ценностями являются результаты воздействия

физической культуры на биологическую  сторону человека — физические

качества, двигательные возможности. К материальным ценностям

физической культуры относятся  также спортивные сооружения, спортивные

базы учебных заведений, спортивно-медицинские  учреждения, учебные

заведения, готовящие кадры физической культуры и спорта, научно-

исследовательские институты. К материальным ценностям непосредственно

относятся здания, лаборатории, аппаратура и пр.

К духовным ценностям физической культуры относятся  произведения

искусства, посвященные физической культуре и спорту — живопись,

скульптура, музыка, кино; система  управления физкультурной деятельностью в государстве; наука о физическом воспитании. В целом духовные ценности воплощаются в результатах научной, теоретической, методической деятельности.

Физическая  культура призвана выполнять ряд  специфических

функций:

  • образовательная — получение знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, способность их творческого использования для личного и профессионального развития;
  • прикладная — повышение специфической физической подготовленности и работоспособности для трудовой деятельности и воинской службы средствами профессионально-прикладной физической культуры;
  • спортивная — достижение максимальных результатов в избранном виде спорта;
  • рекреативная— организация содержательного досуга;
  • оздоровительно-реабилитационная — предупреждение утомления и восстановление временно утраченных функциональных возможностей организма.

 

Приведенные функции физической культуры могут  удовлетворить

запросы и потребности в физкультурной  деятельности любого человека.

 

Направления физической культуры

 

Конкретные  направления и организационные  формы использования массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий в условиях высших учебных заведений зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от имеющейся спортивной базы, традиций вуза и других условий. Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное (рекреация—восстановление), общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, лечебное направления.

 

Гигиеническое направление предполагает использование средств физической культуры для восстановления работоспособности и укрепления здоровья как в условиях общежитии, так и дома: утренней гигиенической гимнастики, закаливающих процедур, правильного режима труда, отдыха и питания в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительных прогулок, бега, спортивных игр, плавания, ходьбы на лыжах и других физических упражнений.

Оздоровительно-реакреативное направление предусматривает использование средств физической культуры и спорта при коллективной организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул в целях послерабочего восстановления и укрепления здоровья. К средствам этого направления относятся туристские походы, экскурсии, подвижные игры, спортивные мероприятия, которые могут быть организованы на базе студенческих общежитии, в домах отдыха, оздоровительно-спортивных лагерях, строительных отрядах, во время учебной практики и т. д.

Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовленность и поддержание ее в течение многих лет на уровне требований и норм комплекса ГТО («Готов к труду и обороне») соответствующей возрастной ступени. Средствами подготовки по этому направлению являются виды упражнений, входящих в комплекс ГТО: утренняя гигиеническая гимнастика, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, туризм, игры и др. Для планомерной работы по этому направлению организуются группы ГТО и специальные секции, проводятся спортивные соревнования.

Спортивное направление предполагает специализированные систематические занятия одним из видов спорта в учебных группах спортивного совершенствования, в спортивных секциях спортивного клуба или индивидуально; участие в спортивных соревнованиях с целью повышения или сохранения определенного уровня спортивного мастерства.

Профессионально-прикладное направление определяет использование средств физической культуры и спорта в системе НОТ (научная организация труда) и для подготовки к работе по избранной специальности с учетом особенностей получаемой профессии.

Лечебное направление заключается в использовании физических упражнений, закаливающих факторов и гигиенических мероприятий в системе лечебных мер по восстановлению здоровья или отдельных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм. Средствами являются рациональный режим жизнедеятельности, естественные факторы природы, закаливающие процедуры, лечебный массаж, механотерапия, трудотерапия и широкий круг разнообразных физических упражнений. Применение средств физической культуры в лечебных целях должно сопровождаться систематическим врачебным контролем и строгим учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

 

Формы физического воспитания студентов

 

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.

Учебные занятия  являются основной формой физического  воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных  планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями  кафедр физического воспитания.

Самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, туризмом способствуют лучшему  усвоению учебного материала, позволяют  увеличить общее время занятий  физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения  физической культуры и спорта в быт  и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно  организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях.

Физические  упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени  на физическое воспитание.

Массовые  оздоровительные, физкультурные и  спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное  от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой  инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры  физического воспитания и активном участии профсоюзной организации  вуза.

 

Формы организации физкультурно-оздоровительной  и спортивной работы

 

В высших учебных  заведениях получили распространение такие формы организации физкультурно-оздоровительной работы, как физкультурно-спортивные клубы по интересам; группы здоровья, общей физической подготовки и ГТО, специальной физической подготовки; спортивные секции; индивидуальные занятия.

 

Физкультурно-спортивные клубы (ФСК). Создаются при спортивном клубе вуза и решают следующие задачи: вовлечение студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников, а также членов их семей в регулярные, преимущественно самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом; утверждение в коллективе вуза здорового образа жизни и на этой основе укрепление здоровья занимающихся, повышение уровня их общей работоспособности. ФСК осуществляют также функцию пропаганды физической культуры, спорта, здорового образа жизни в высшем учебном заведении.

 

Группы здоровья. К группам здоровья относятся группы утренней гигиенической гимнастики (зарядки), реабилитационной (восстановительной) гимнастики и лечебной гимнастики.

Цель занятий  — укрепить защитные свойства организма к внешним факторам и условиям производства (профессиональной деятельности), повысить уровень общей подготовленности. Методика проведения занятий требует строго дозировать физическую нагрузку с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья каждого занимающегося.

 

Группы общей физической подготовки. Организуются из лиц, отнесенных по результатам медицинского освидетельствования к основной или подготовительной группам.

Занятия в  этих группах  2—3 раза в неделю проводят преподаватели, имеющие высшее или  среднее физкультурное образование, а также общественные инструкторы спортивного клуба, прошедшие соответствующую подготовку.

Информация о работе Физическая культура в вузе