Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:38, доклад
Физическая культура – обязательный раздел гуманитарной части образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
Цели и задачи предмета………………………………………………………………………… 1
Роль физической культуры и спорта
в духовном воспитании личности……………………………………………………………… 2
Основные понятия………
Содержание:
Цели и задачи предмета…………………………………………………………
Роль физической культуры и спорта
в духовном воспитании личности…………………………………………………………
Основные понятия……………………………………………………………
Цели и задачи предмета
Физическая культура – обязательный раздел гуманитарной части образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
Главная цель занятий физической культурой и спортом – формирование физической культуры личности, подготовка к социально-профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека. «Здоровый человек встречает меньше преград на дороге, ведущей к счастью. Чтобы не оступится в пути, человек должен быть обучен». В программе средних специальных учебных заведений (да и высших тоже) решение этой задачи осуществляется через воспитание физической культуры личности.
Физическая культура личности связана с желанием, потребностью и умением человека сохранять и совершенствовать свое телесное «Я». А для этого необходим определенный объем знаний: о морфофункциональных особенностях различных органов и систем организма, о влиянии физической работы и физических упражнений на их развитие, а также на развитие физических качеств (силы, выносливости, ловкости, скорости, гибкости).
Другое необходимое условие формирования физической культуры личности – это стремление к овладению системой определенных умения и навыков. Конкретные навыки помогут в реализации поставленной задачи: производственная гимнастика, комплекс утренней зарядки, умение плавать, ходить на лыжах и др.
И, пожалуй, самое основное требование – практическое применение знаний и умений в своей жизни. Без выполнения этого требования цена двух предыдущих невелика.
- Соконя-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь.- 1997
Страница 1
Роль физической культуры и спорта
в духовном воспитании личности
Физическая культура и спорт вносят вклад в формирование всесторонне развитой личности.
Нравственное воспитание. На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, неукоснительное выполнение определенных правил спортивных соревнований, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.
Умственное воспитание. На занятиях физической культурой и спортом учащиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретенных навыков в жизни, усваивают правила закаливания организма, обязательные требования гигиены.
Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности.
Трудовое воспитание. Сущность трудового воспитания в систематическом и планомерном развитии качеств и свойств личности, определяющих подготовку человека к жизни, к общественно полезному труду.
Эстетическое восприятие. В Физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках в красоте совершенных форм человеческого тела, в доведенных до степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста.
Физическая культура и спорт – средство укрепления мира, дружбы и сотрудничества между народами.
Страница 2
Основные понятия
Физическая культура (ФК) – это часть общечеловеческой культуры, она представляет собой вид социальной деятельности, направленной на оздоровление человека и развитие его физических способностей. ФК – вид социальной практики, а это значит, что общество признает такую деятельность полезной и необходимой для всех, создает условия для ее развития.
Понятие «физическая культура» включает в себя и спорт. Основным признаком спорта является соревнование, сопоставление сил и физических способностей в борьбе за первенство или высокий спортивный результат (ответ на вопрос, кто лучше, кто сильнее, кто быстрее?).
Производные от этих двух основных понятий – «физкультурник» и «спортсмен». Физкультурник – человек, систематически занимающийся доступными физическими упражнениями с целью укрепления здоровья, гармоничного развития Ии физического совершенствования. Спортсмен – человек, систематически занимающийся специальными физическими упражнениями, соревновательной деятельностью с целью достижения максимального результата для себя или команды.
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека; повышение уровня физических качеств, формирование и развитие двигательных навыков, улучшение форм тела (осанка, развитие грудной клетки, мышц).
Физическое развитие рассматривается в двух значениях: как процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни; как результат этого процесса, характеризующийся следующими показателями: рост, вес, жизненная емкость легких и прочими антропометрическими данными, а также степенью развития физических качеств (сила выносливость, и др.).
Физическая подготовка – физическое воспитание, направленное на подготовку человека к определенному роду деятельности (водолаза, пожарного, летчика, спортсмена).
Физическая подготовленность – результат физической подготовки к определенному роду деятельности. Характеризуется по уровню развития ведущего для данной деятельности качества (выносливости, силы, ловкости, гибкости, быстроты) и степени овладения ведущими навыками (высокая, средняя, низкая).
Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующий требования человеческой деятельности в условиях производства, военного дела и других сферах общественного труда, обеспечивающих на долгие годы высокую работоспособность человека.
Физические упражнения – двигательные действия, используемые для физического совершенствования человека.
Физические упражнения с соблюдением правильной дозировки и методической последовательности приводят к совершенствованию форм и функций организма человека, укрепляют здоровье, формируют и совершенствуют двигательные навыки, содействуют духовному развитию.
Страница 3
Информация о работе Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов