Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 03:32, реферат
Использование средств физической культуры для повышения и поддержания профессиональной работоспособности всегда бывает связано с условиями и характером его труда. По сравнению со специалистом профессиональная сфера бакалавра шире, но в годы обучения в вузе еще окончательно не определена — в будущем бакалавр может специализироваться по той или иной специальности своего профессионального направления обучения. В этом плане профессиональное лицо специалиста просматривается более четко: его рабочее место, условия, характер труда и т.д., т.е. именно то, что определяет необходимость и возможность применения тех или иных средств физической культуры и спорта для обеспечения постоянной психофизической надежности специалиста.
Введение…………………………………………………………………………….....................3
I. Производственная физическая культура …………………………...……………………4
1.1. Цель и задачи производственной физической культуры ………………….……………..4
1.2. Методические основы производственной физической культуры ……………..….…......5
II. Производственная гимнастика ………………………...…………………………………8
III. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов ……………………………..…………………..11
IV. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры ………..………………………………………………….….………..14
V. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной
работоспособности …………..………………………………………………...……………...18
VI. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий и других факторов на содержание физической культуры специалистов, работающих на производстве …………………………………………………………………………………..19
VII. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе …………………………………………………………...…21
Заключение……………………….……………………………………………………………22
Министерство науки и
Российский государственный профессионально-педагогический университет
«Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста»
студентка группы ГМУ 103
Смирнова А.А
Ольховская Е. Б.
Екатеринбург
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Производственная физическая культура …………………………...……………………4
II. Производственная гимнастика ………………………...…………………………………8
III. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов ……………………………..…………………..11
IV. Профилактика профессиональных заболеваний
и травматизма средствами физической
культуры ………..………………………………………………….….………
V. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной
работоспособности …………..………………………………………………...………
VI. Влияние индивидуальных особенностей,
географо-климатических условий и других
факторов на содержание физической культуры
специалистов, работающих на производстве
………………………………………………………………………………
VII. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе …………………………………………………………...…21
Заключение……………………….…………………………
Введение
Использование средств физической культуры для повышения и поддержания профессиональной работоспособности всегда бывает связано с условиями и характером его труда. По сравнению со специалистом профессиональная сфера бакалавра шире, но в годы обучения в вузе еще окончательно не определена — в будущем бакалавр может специализироваться по той или иной специальности своего профессионального направления обучения. В этом плане профессиональное лицо специалиста просматривается более четко: его рабочее место, условия, характер труда и т.д., т.е. именно то, что определяет необходимость и возможность применения тех или иных средств физической культуры и спорта для обеспечения постоянной психофизической надежности специалиста. Поэтому при дальнейшем изложении материала мы будем, в основном, ориентироваться на профессиональную деятельность специалиста — выпускника того или другого факультета.
Современный труд приводит
к перегрузкам одних
Производственная физическая культура — это такая культура (ПФК) система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека.
Заниматься ПФК можно как в рабочее, так ив свободное время. При неблагоприятных условиях труда (повышенная запыленность, загазованность) мероприятия ПФК могут осуществляться только после работы.
1.1 Цель и задачи производственной физической культуры
Производственная физическая культура (ПФК) — система методически обоснованных физических упражнений физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека. Заниматься ПФК можно как в рабочее, так и в свободное время. При неблагоприятных условиях труда (повышенная запыленность, загазованность) мероприятия ПФК могут осуществляться только после работы.
Цель ПФК — способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой также оказывает определенное влияние физическая подготовленность.
Задачи ПФК:
1.Подготовить организм
человека к оптимальному
2.Активно поддерживать
оптимальный уровень
3.Заблаговременно проводить
акцентированную
4.Профилактика возможного
влияния на организм человека
неблагоприятных факторов
Основа производственной физической культуры является теория активного отдыха. И.М. Сеченов экспериментально доказал, что работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не в состоянии покоя или пассивного отдыха, а в активном состоянии, когда специально организованные движения выполняются другими, неутомленными частями тела, В результате в утомленных функциональных системах усиливаются процессы восстановления и их работоспособность повышается.
Методическое обеспечение производственной физической культуры требует учитывать не только физические, но и психические нагрузки — умственную и нервно-эмоциональную напряженность труда, которая характеризуется степенью включения в работу высшей нервной деятельности и психических процессов. Чем большая нагрузка приходится на высшие отделы коры больших полушарий головного мозга, тем важнее переключить внимание работающих на другой вид деятельности.
Методика производственной физической культуры находится в зависимости от характера и содержания труда и имеет «контрастный» характер:
-- чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;
-- чем меньше в
активную деятельность
-- чем больше нервно-
Производственная физическая культура проявляется в различных формах:
- в рабочее время
в форме производственной
- в свободное время в форме оздоровительно-
Занятия в любых формах
производственной физической культуры
могут проводиться как
При выборе методов и
средств важно учитывать
На подбор методов и средств производственной физической культуры оказывает влияние динамика, характер и степень развивающегося утомления в течение рабочего дня, недели, месяца или года. В случаях значительного переутомления человека метод активного отдыха менее эффективен, чем пассивный отдых. Поэтому оценка степени рабочего утомления в течение рабочего времени или после него — необходимое условие для подбора оптимальных методов и средств производственной физической культуры
Производственная гимнастика — это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики и восстановления.
Видами (формами) производственной гимнастики являются: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, микропауза активного Отдыха.
При построении комплексов упражнения необходимо учитывать:
1) рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное);
2) рабочие движения (быстрые
или медленные, амплитуда
3) характер трудовой
деятельности (нагрузка на органы
чувств, психическая и нервно-мышечная
нагрузка, сложность и интенсивность
мыслительных процессов,
4) степень и характер
усталости по субъективным
5) возможные отклонения в здоровье, требующие индивидуального подхода при составлении комплексов производственной гимнастики;
6) санитарно-гигиеническое
состояние места занятий (
Вводная гимнастика. С нее рекомендуется начинать рабочий день. Она проводится до начала работы и состоит из 5—8 общеразвивающих и специальных упражнений продолжительностью 5—7 мин.
Цель вводной гимнастики в том, чтобы активизировать физиологические процессы в тех органах и системах организма, которые играют ведущую, роль при выполнении конкретной работы. Гимнастика позволяет легче включиться в рабочий ритм, сокращает период врабатываемости, увеличивает эффективность труда в начале рабочего дня и снижает отрицательное воздействие резкой нагрузки при включении человека в работу.
В комплексе упражнений вводной гимнастики следует использовать специальные упражнения, которые по своей структуре, характеру близки к действиям, выполняемым во время работы, имитируют их.
В зависимости от технологии и организации профессиональной деятельности вводная гимнастика может проводиться непосредственно перед началом рабочего времени или может быть включена в это время.
Физкультурная пауза. Она проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7—8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5—10 мин.
Место физкультурной паузы и количество повторений зависит от продолжительности рабочего дня и динамики работоспособности.
При обычном 7—8-часовом
рабочем дне с часовым обеденны
Физкультурная пауза
при благоприятных санитарно-
Физкультурная минутка относится к малым формам активного отдыха. Это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, которая проводится, чтобы локально воздействовать на утомленную группу мышц. Она состоит из 2—3 упражнений и проводится в течение рабочего дня несколько раз по 1--2 мин.
Физкультминутки с успехом применяются, когда по условиям организации труда и его технологии невозможно сделать организованный перерыв для активного Отдыха, т.е. в тех случаях, когда нельзя останавливать оборудование, нарушать общий ритм работы, отвлекать надолго внимание работающего. Физкультминутка может быть использована в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте. Работающий человек имеет возможность выполнять физические упражнения именно тогда, когда ощущает потребность в кратковременном отдыхе в соответствии со спецификой утомления в данный момент. Физкультминутки можно проводить в любых условиях, даже там, где по санитарно-гигиеническим условиям не допускается проведение физкультурной паузы.
Информация о работе Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста