Физическая культура в профессиональной подготовке студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:45, реферат

Краткое описание

Физическая культура — самое широкое, собирательное понятие. Она включает все достижения, накопленные в процессе общественно-исторической практики: уровень здоровья, спортивного мастерства, науки, произведений искусства, связанных с физическим воспитанием, а также материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, инвентарь и т.д.). Под физической культурой понимают совокупность всех присущих данному обществу целей, задач, средств, форм мероприятий, способствующих физическому развитию и совершенствованию людей. Сюда входят физическое воспитание, спорт и т.п.

Содержание

Введение
стр. 3
Цели и задачи физической культуры организованной в учебных заведениях, их реализация

стр. 4
Физическая культура – средство повышения устойчивости к воздействию негативных факторов

стр. 4
Физическая культура – составная часть образовательного процесса

стр. 9
Основные направления физического воспитания
стр. 11
Формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы

стр. 13
Физкультурно-спортивные клубы
стр. 13
Группы здоровья, общей и специальной физической подготовки
стр. 14
Заключение
стр. 16
Список литературы
стр. 18

Вложенные файлы: 1 файл

физра.docx

— 35.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине

физическая культура

Тема

Физическая культура в профессиональной подготовке студента

 

 

 

 

 

                                                                      

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

Введение

стр. 3

Цели и  задачи физической культуры организованной в учебных  заведениях, их реализация

 

стр. 4

Физическая культура – средство повышения  устойчивости к воздействию негативных факторов

 

стр. 4

Физическая культура –  составная часть образовательного процесса

 

стр. 9

Основные направления физического  воспитания

стр. 11

Формы организации физкультурно-оздоровительной  и спортивной работы

 

стр. 13

Физкультурно-спортивные клубы

стр. 13

Группы здоровья, общей и специальной  физической подготовки

стр. 14

Заключение

стр. 16

Список литературы

стр. 18


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Физическая культура и спорт  — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить  все внутренние ресурсы организма  на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня  выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.

Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.

Физическая культура — самое  широкое, собирательное понятие. Она  включает все достижения, накопленные  в процессе общественно-исторической практики: уровень здоровья, спортивного  мастерства, науки, произведений искусства, связанных с физическим воспитанием, а также материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, инвентарь  и т.д.). Под физической культурой понимают совокупность всех присущих данному обществу целей, задач, средств, форм  мероприятий, способствующих физическому развитию и совершенствованию людей. Сюда входят физическое воспитание, спорт и т.п.

Физическое воспитание — это педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма человека, формирование двигательных навыков, умений  связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств. Физическое воспитание связано с другими сторонами воспитания — нравственной, эстетической, производственной, трудовой.

Спорт — доминирующая форма проявления физической культуры, это слово часто употребляют в качестве синонима к понятию «физическая культура». Спорт может рассматриваться как система результатов физической культуры, поскольку этот термин обозначает стремление к физическим достижениям на основе норм и правил, тренировок и соревнований. Термин «спорт» употребляется применительно к различным областям в зависимости от того, какие цели ставит перед собой занимающийся или кто участвует в тех или иных спортивных занятиях. Это детский и юношеский спорт, массовый спорт (спортивные занятия во время отдыха, в свободное от учёбы время), а также спорт высоких достижений — любительский и профессиональный (юниоры и взрослые спортсмены). Эти данные подчеркивают основательное положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов.

Воспитание  физических качеств  основывается на постоянном стремлении сделать  сверхвозможное для  себя, удивить  окружающих  своими  возможностями. Но для этого  со  времени рождения  нужно  постоянно и регулярно  выполнять  правила  правильного  физического  воспитания. Основным  этапом в воспитании  этих качеств  является  образовательный  период в жизни человека (7-25 лет), в течение  которого  происходит  закрепление нужного  учебного материала  для его  дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительного  труда).

 

Цели  и  задачи физической культуры организованной в учебных заведениях, их реализация

Физическая культура –  средство повышения устойчивости к  воздействию негативных факторов

 

       Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту.   Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста. Так, например, величина МПК у здоровых мужчин снизилась примерно с 45,0 до 36,0 мл/кг. Таким образом, у большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гипокинезии. Синдром, или гипокинетическая болезнь, представляет собой комплекс функциональных и органических изменений и болезненных симптомов, развивающихся в результате рассогласования деятельности отдельных систем и организма в целом с внешней средой. В основе патогенеза этого состояния лежат нарушения энергетического и пластического обмена (прежде всего в мышечной системе).

Механизм  защитного действия интенсивных  физических упражнений заложен в  генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы, в среднем составляющие 40 % массы тела (у мужчин), генетически  запрограммированы природой на тяжелую  физическую работу. «Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние  его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем», - писал академик В. В. Парин (1969). Мышцы человека являются мощным генератором энергии. Они посылают сильный поток нервных импульсов для полдержания оптимального тонуса ЦНС, облегчают движение венозной крови по сосудам к сердцу («мышечный насос»), создают необходимое напряжение для нормального функционирования двигательного аппарата. Согласно «энергетическому правилу скелетных мышц» И. А. Аршавского, энергетический потенциал организма и функциональное состояние всех органов и систем зависит от характера деятельности скелетных мышц. Чем интенсивнее двигательная деятельность в границах оптимальной зоны, тем полнее реализуется генетическая программа и увеличиваются энергетический потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни. Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их опосредованное влияние на факторы риска. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат.

Важное  значение имеет также повышение  устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней  среды: стрессовых ситуаций, высоких  и низких температур, радиации, травм, гипоксии. В результате повышения  неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям. Однако использование  предельных тренировочных  нагрузок, необходимых в большом  спорте для достижения «пика» спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту-- угнетению иммунитета и  повышению восприимчивости к  инфекционным заболеваниям. Аналогичный отрицательный эффект может быть получен и при занятиях массовой физической культурой с чрезмерным увеличением нагрузки. Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности.

Один из важнейших  эффектов физической- тренировки -- урежение частоты сердечных сокращений в  покое (брадикардия) как проявление экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде. Увеличение продолжительности  фазы диастолы (расслабления) обеспечивает больший кроваток и лучшее снабжение  сердечной мышцы кислородом. У  лиц с брадикардией случаи заболевания ИБС выявлены значительно реже, чем у людей с частым пульсом. Считается, что увеличение ЧСС в покое на 15 уд/мин повышает риск внезапной смерти от инфаркта на 70 %  -- такая же закономерность наблюдается и при мышечной деятельности. Наиболее выражено повышение резервных возможностей аппарата кровообращения при напряженной мышечной деятельности: увеличение максимальной частоты сердечных сокращений, систолического и минутного объема крови, артерио-венозной разницы по кислороду, снижение общего периферического сосудистого сопротивления (ОППС), что облегчает механическую работу сердца и увеличивает его производительность. Оценка функционаальных резервов системы кровообращения при предельных физических нагрузках у лиц с различным уровнем физического состояния показывает: люди со средним УФС (и ниже среднего) обладают минимальными функциональными возможностями, граничащими с патологией, их физическая работоспособность ниже 75% ДМПК.

Защитную  роль в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний играет также повышение  фибринолитической активности крови  при оздоровительной тренировке (максимум в 6 раз) и снижение тонуса симпатической нервной системы. В результате снижается реакция  на нейрогормоны в условиях эмоционального напряжения, т.е. повышается устойчивость организма к стрессорным воздействиям. Помимо выраженного увеличения резервных  возможностей организма под влиянием оздоровительной тренировки чрезвычайно  важен также ее профилактический эффект, связанный с опосредованным влиянием на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности) наблюдается отчетливое снижение всех основных факторов риска  НЕС - содержания холестерина в крови, артериального давления и массы тела.

Физическая  культура является основным средством, задерживающим возрастное ухудшение  физических качеств и снижение адаптационных  способностей организма в целом  и сердечно-сосудистой системы в частности, неизбежных в процессе инволюции. Возрастные изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии периферических сосудов. С возрастом существенно снижается способность сердца к максимальным напряжениям, что проявляется в возрастном уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений (хотя ЧСС в покое изменяется незначительно). С возрастом функциональные возможности сердца снижаются даже при отсутствии клинических признаков ИБС. Так, ударный объем сердца в покое в возрасте 25 лет к 85 годам уменьшается на 30 %, развивается гипертрофия миокарда. Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций. В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости -- показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности. Например, у хорошо тренированных бегунов среднего возраста максимально возможная ЧСС примерно на 10 уд/мин больше, чем у неподготовленных. Такие физические упражнения, как ходьба, бег (по З ч. в неделю), уже через 10--12 недель приводят к увеличению МПК на 10--15%. Таким образом, оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина и триглицеридов в крови, уменьшением ЛИП и увеличением ЛВП, снижением артериального давления и частоты сердечных сокращений. Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени затормозить развитие возрастных инволюционных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений различных органов и систем (включая задержку и обратное развитие атеросклероза).

В этом отношении  не является исключением и костно-мышечная система. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя  развитию дегенеративных изменений, связанных  с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани  и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к  суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством  профилактики артроза и остеохондроза. Все эти данные свидетельствуют  о неоценимом положительном влиянии  занятий оздоровительной физической культурой на организм человека.

 

 

Физическая культура –  составная часть образовательного процесса

Обновление и углубление содержания образования в сфере физической культуры прежде всего связано с  наиболее полной реализацией его  культурообразующей и гуманизирующей функций. Его социокультурная сущность - в формировании нового образа мира и новой, вписанной в этот образ  системы культурной деятельности личности. С одной стороны, образовательный  процесс соотносится со своим  социально значимым содержанием, а  с другой - обусловлен опытом студента как субъекта образовательного процесса и носителя собственной культуры. В этой ситуации студент реализует  свободу выбора, своеобразие своего образовательного пути, в результате которого приобретает свою культурную идентичность. Лишь в этом случае личность воспринимает образование в сфере  физической культуры как составляющую собственного стиля жизни, может  образовать себя сама, подчинять образование  целям личностного роста. Одновременно образование становится фактором психической  активности личности, формой ее культурного  бытия. Вместе с тем образование  в значительной мере детерминировано  логикой процесса развития личности, осознания ею своих потребностей, целей. А для этого должны быть созданы условия, в которых происходят процессы развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания, обучения и самообразования.

Современная система физического  воспитания студенческой молодежи нефизкультурных  вузов является приоритетной в формировании физической культуры как вида общей  культуры молодого человека, здорового  образа и спортивного стиля жизнедеятельности  будущих специалистов производства, науки, культуры. Особую актуальность эта проблема приобрела в условиях переустройства российского общества, реорганизации вузовского образования  и его гуманитаризации.

Формирование социально активной личности в гармонии с физическим развитием - важное условие подготовки выпускника вуза к профессиональной деятельности в обществе, развивающейся  по законам рыночной экономики. Взаимоотношение  физического развития и нравственного  становления личности в процессе занятий физическими упражнениями получило научное обоснование в  теории и методике физического воспитания.

Информация о работе Физическая культура в профессиональной подготовке студента